Главная страница

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов


Скачать 93.13 Kb.
Название Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов
Учитель МУЗЫКИ
Дата 15.02.2016
Размер 93.13 Kb.
Тип Методическая разработка

МОУ ЛЕСНАЯ СОШ

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов

«ВЕСЁЛАЯ КОЛЯДА»

http://rodvzv.ru/upload/image/default1.jpeg

Выполнила:

Учитель МУЗЫКИ

Секисова Людмила Николаевна

2012г.

Степень актуальности и важности мероприятия: (Слайд 2)

Пробуждение России начинается с возрождения и понимания природы родных традиций. Возрождая правду об истинном смысле наших народных традиций и обычаев, мы налаживаем связь времён, пробуждаем генетическую память Русов, возрождаем культуру Великой Руси. Давайте же вместе возродим правду о прошлом нашей Родины и будем праздновать свои родные праздники! Празднование Коляды своим весельем
и оптимизмом выражало веру наших далёких предков
в неизбежность победы добрых начал над силами зла.

Вид мероприятия: народный праздник с театрализованным действием.







Цели и учебно-воспитательные задачи: (Слайд 3)

  • Воспитывать интерес и любовь к истории своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие народных традиций.

  • Формировать гордость за историю своего народа.

  • Расширять кругозор детей, развивать творческие способности.

  • Приобщать детей и молодёжь к традиционной праздничной культуре;

  • Обогащать детский досуг игровыми элементами русского фольклора;

  • Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к национальной русской культуре, народным традициям, обычаям и обрядам;

  • Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

  • Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;

  • Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневной жизни;

  • Прививать любовь к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

  • восстановить утраченные традиции православных праздников.

  • познакомить с историей самого весёлого крестьянского праздника;

  • представить праздничные колядки;

  • рассказать о святочных гаданиях.




























(Слайд 4)

Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация.

Предварительная работа с детьми:

  • Познакомить с понятием « Сочельник» и содержанием праздника Рождество. Его значением.

  • Познакомить с обрядом колядования. Рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками. Дать детям знания о том, что многое в жизни имеет свое начало; год тоже имеет свое начало. Это своеобразный день рождения, который люди отмечают все вместе.

  • Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки».

  • Обогатить детский словарный запас народными терминами.

  • Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.

  • Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

  • Беседы: «Рождество христово»; «Святки»; «Коляда»

  • Чтение детям: Б. Пастернак «Рождественская звезда»; О. Ефремова «Рождество Христово»; Н. Гоголь «Коляда»; Н. Хвостов «Сочельник в лесу»; А. Майкова «колыбельная»; С Маршак «двенадцать месяцев» ; С. Есенин «поет зима».

  • Беседы по картинам русских художников: Н. Пимоненко «Святочное гадание»; А. Саврасов «зимний пейзаж»; П. Соколов «Тройка зимой».

  • Слушание музыки: П. Чайковский «Январь. У каменька», «Декабрь. Святки» из цикла «времена года». Слушание колокольный звон.

  • Заучивание колядок.

Оборудование: костюмы, музыкальное сопровождение, Вифлеемская звезда, музыкальные инструменты, угощения, предметы для гадания: свечи, зеркало, платок, снежки, валенок.

Место проведение: Актовый зал общеобразовательной школы.

.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(Затемнение сцены. Вокальная группа исполняет «Рождественские канты») .

(Включается полное освещение, на сцене – декорации домов с окошками). Слышен издалека шум, хохот, всеобщее веселье.

Выходят колядовщики (в руках – символ колядок – Вифлеемская звезда), направляются к окошку, поют, подыгрывая на шумовых инструментах: (Слайд 5)

  • Богатые мужички, открывайте сундучки, доставайте пятачки,

Если нету пятака, то давайте пирога.

Не дадите пирога – мы корову за рога.

Поведём на торжок, продадим за пирожок.

(Хором): (Слайд 6)

- Не пора ли вам, хозяева, колядовщиков дарить?

Прикажите, не держите, наших ножек не знобите!

(Появляются хозяин с хозяйкой. Дети поют):

  • Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!

На телят, на жеребят и на маленьких ребят.

Уродись, пшеничка, горох, чечевичка!

Кабы нам колядок на недель десяток!

Колядовщики (поочерёдно): (Слайд 7)

- Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!

Позвольте под окошко встать, коляду заспевать!

(Поют песню «Коляда»):

  • Коляда, коляда, отворяй ворота.

Пришла коляда накануне Рождества.

С пышками, с лепёшками, со свиными ножками.

Коляда, коляда подай пирога!

Кто подаст пирога, тому скот, живота!

Хозяин: Ух, хорошую колядку спели.

Хозяйка: Вот вам на потешки конфетки да орешки!

Колядовщики (кланяются, благодарят):

- Чтобы колос с бревно, а зерно с ведро!

Кому песню поём, тому будет добро!

Пошла коляда да по улице гулять!

(С шумом и весельем идут к другому дому)

(На крыльцо выбегает сын хозяйки):

- Матушка, колядники пришли. Звать?

Хозяйка: сядь на место, сядь!

Колядовщики: Что ты, тётка, наварила, что ты, тётка, напекла?

Выноси нам поскорей, не морозь-ка ты детей!

Хозяйка: Ничего я вам не дам, расходитесь по домам!

Колядовщики поют:

У ней шуба не зашита и рубаха не помыта.

Да и муж не дюж: лентяй, неуклюж.

Золовушка – неудаха, не ткачиха и не пряха.

Деверёк – картинка, в голове мякинка.

(Поочерёдно):

- Не подашь пирожок – мы корову на торжок.

- Свинку – за шерстинку, быка – за хребтинку.

- Не дадите пышки – получай в лоб шишки!

(Собираются уходить)

Хозяйка: Пожалейте нас, и так еле-еле концы с концами сводим!

Хозяин: Что вы, что вы, оставайтесь,чем хотите угощайтесь.

Что придумала, жена, ишь какая сатана!

Что есть в печи, всё на стол мечи!

(Колядовщики величают хозяев):

  • Ай, спасибо, хозяюшке за мягкие пирожки!

Ай, лю, ай, люли, за мягкие пирожки!

Да спасибо тому, кто хозяин во дому!

Ай, лю, ай, люли, кто хозяин во дому!

- Сколько в лесу осинок – столько вам и свинок!

-Сколько в лесу пеньков – столько вам светлых деньков!

(Хозяйка приглашает гостей в избу).

Хозяйка: А теперь я вас порадую. Есть у меня вещь вошебная. Это перина снежная. Как я её трясти начну, сразу кто-то появляется.

(Хозяйка трясёт «перину». Появляется под музыку Снежная Баба).

Хозяйка: Это помощница моя, нынче снегу много, встану я утром, а двор уже вычищен. (Слайд 8)

Снежная Баба: Да я не просто пришла, а за метлой. Хотела двор подмести, а метлы-то нет.

Хозяйка: Небось, опять нечистого работа.

(Под музыку появляется Чёрт)

(Слайд 9)

Чёрт: Дайте мне не мало, колбасы да сала.

Дай свиные ножки, пышки да лепёшки,

Каши горшок, пирога кусок.

Тётенька добренька, дай кусочек сдобненький.

Не режь, не ломай, весь подавай!

Хозяйка: Стоит мне помянуть нечистого, как он тут как тут.

А ну-ка отвечай, куда мою метлу дел?

(Хватает Чёрта за ухо)

Чёрт: Это, небось, Баба Яга взяла, ей полетать захотелось!

(Под музыку появляется Баба)

Баба Яга: Ну, кажись, вспомнили!

Здравствуй, Марья свет Ивановна! С Рождеством тебя!

Богатства тебе немереного, серебра несчитанного!

Хозяйка: Отчего ты такая добрая стала?

Баба Яга: Да вот печку топила, кашу варила,

С печки упала, добрая стала!

Хозяйка: А вот мы сейчас посмотрим, какая ты добрая на самом деле.

(Проводится игра. Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

В центре – Баба Яга. Дети идут по кругу и поют дразнилку) (Слайд 10)

  • Баба Яга, костяная нога, нос крючком, волоса торчком.

Печку топила, кашу варила, с печки упала, ногу сломала.

Пошла в огород, рассмешила весь народ,

Пошла на улицу, раздавила курицу!

(По окончании дразнилки Баба Яга водит под ногами ребят метёлкой. Дети должны подпрыгнуть, чтобы метла не коснулась их ног.)

Баба Яга: Никого не осалила, осталась на сегодня голодной!

Снежная Баба: Ах, вот где моя метла, которой я двор мету.

А, ну, отдай!

Баба Яга: Не отдам!

Хозяйка: Ребята, давайте прогоним Бабу Ягу, застучим, захлопаем!

(Прогоняют нечисть. Слышится стук за кулисами.)

Хозяйка: Никак Баба Яга вернулась?

(Под музыку выходят ряженые Медведь и Коза): (Слайд 11)

Медведь: Где ты, козочка, ходила?

Коза: Ходила я по тёмным лесам, по широким борам.

Медведь: Как тебя, Козочка, волки не съели, стрельцы не вбили?

Коза: А не боюсь я ни волков, ни стрельцов.

А боюсь я деда старого. У того деда борода седа,

Он меня исколе, испоре сквозь полотенце в ретивое сердце.

Медведь: Коза пропала, на ноги упала! Как нам её лечить-вылечить?

Коза: А мне не много надо:

Решето пирогов, сковородку блинов,

Полпуда колбаски, чтобы открыла глазки,

Три куска сала, чтобы я встала!

(Козе дают угощение, она вертит головой, пытается встать, брыкается.)

Медведь: Ты, Коза, не ярись-ка, поклонись-ка ты хозяину с хозяюшкой, малым детушкам да соседушкам.

(Коза кланяется)

Хозяйка: Без гаданий что за Святки, погадаем-ка, ребятки!

Девочки: (Слайд 12)

- Ряженый, суженый, молодой, не простуженный,

Явись, появись – 3 раза.

(Бросают валенок, появляется Чёрт)

Девочки: Ты кто?

Чёрт: Как кто? Вы суженого звали?

Девочки: Звали!

Чёрт: Так вот он я!

Девочки: Ну, что ж, оставайся, мы гаданием проверим, можно с тобой дело иметь или нет?

(Гадание на платке: Чёрт выбирает противоположные уголки – проблемы в отношениях)- приложение 7

(Гадание «На Снежок». Девочки набирают «Снежок» в подол сарафана, кружаться, рассеивают во все стороны, поют):

  • Сею-вею снежок, ожидаю, дружок!

Приходи, дружок, сюда на снежок!

Сею-вею красу на девичью косу.

Снежок, рассыпайся, коса заплетайся!

(говорком: суженый богатый, ступи сапогом,

Суженый бедный – лаптем!)

(Под музыку появляется Домовёнок): (Слайд 13)

- Кто это здесь поёт,

Мне, Домовёнку, спать не даёт?

Хозяйка: Домовёнок, не сердись, дети пришли, чтобы повеселиться всем вместе, ведь в одиночку скучно долгие зимние вечера проводить.

Домовёнок: Вижу вы дети добрые, да весёлые.

А погадаю-ка я вам, каким будет наступивший Новый год!

(Раздаёт снежинки с предсказаниями. – приложение 8. Можно со зрителями)

Хозяйка: Всё загадано у нас, не пора ль пуститься в пляс?

(Колядовщики исполняют Частушки): (Слайд 14)

  • Хорошо колядка пелась, милые подружки,

Только что за посиделки без нашей частушки.

  • Раз пошла я за водой, увидала милого,

Опустила вёдра в воду и про них забыла. (Слайд15)

  • Выхожу плясать на круг – отодвинься, милый друг.

Теперь поздно любоваться, коли выпустил из рук.

  • Посулился – не явился, обещался – не пришёл,

Видно рваный полушубок на палатях не нашёл.

  • Все пришли, все пришли, все на лавку сели, (Слайд 16)

Моего и твоего видно волки съели.

  • Дай, Бог, снежку, гладеньку дорожку,

Неудача чтоб ушла от мово окошка!

  • Мы Лесновские девчонки, мы нигде не пропадём, (Слайд 17)

Мы озёра переедем и все реки перейдём.

Ой, пол провались, потолок провались,На доске останемся, с колядкой не расстанемся!(С пляской уходят со сцены)