Главная страница

Методическая разработка кружка по дополнительному образованию «Золотой петушок»


Скачать 0.75 Mb.
Название Методическая разработка кружка по дополнительному образованию «Золотой петушок»
страница 1/6
воспитатель МБДОУ
Дата 06.03.2016
Размер 0.75 Mb.
Тип Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6


Управление образования

Городецкого района

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №45»

Методическая разработка

кружка по дополнительному образованию

«Золотой петушок»

на три года обучения

для детей от 4 до 7 лет


Автор:

воспитатель МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №45»

Калинина

Ирина

Владимировна



г. Заволжье

2010 г.

Оглавление.



наименование

Стр.

1

Пояснительная записка

2

2

Программное содержание всего курса обучения

5

3

Программное содержание первого года обучения

6

4

Программное содержание второго года обучения

7

5

Программное содержание третьего года обучения

9

6

Основные направления работы с детьми

11

7

Материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса

12

8

Методическое обеспечение педагогического процесса

13

9

Тематический план работы первого года обучения

15

10

Тематический план работы второго года обучения

16

11

Тематический план работы третьего года обучения

17

12

Перспективный план работы первого года обучения

18

13

Перспективный план работы второго года обучения

30

14

Перспективный план работы третьего года обучения

41

15

Словарь старинных слов

55

16

Список литературы

57


Пояснительная записка

Давайте детям больше и больше созерцания

общего человеческого, мирового, но приему- щественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.

В.Г.Белинский.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, его глубиной. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…» (Д. С. Лихачёв).

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одним из критериев воспитания и образования современной личности ребёнка, диктуемых Госстандартом. В разделе «Ч» Госстандарта, именуемым «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» даются три основных блока: развитие представлений об истории цивилизации, развитие представлений о техническом прогрессе, развитие основ правового сознания.

Наш д/с работает по программе “Радуга», которая затрагивает этот аспект, но не до конца решает критериальные требования: нет углубления и системы в знакомстве детей с историей цивилизации. Так возникла проблема полной реализации требований Госстандарта по данному разделу. Наряду с реализацией критериев Госстандарта мы хотели бы дать детям больше знаний о своей малой родине – Нижегородской области, в том числе о своём родном Городецком районе, и большой Родине – России.

Исходя из этого, мы были вынуждены искать дополнительные программные источники. За основу нами была взята программа Э.П.Костиной «Мой родной дом», целью которой является не только социализация и развитие личности, но и формирование любви к своей малой родине – Нижегородскому краю, большой Родине – России на основе приобщения к истокам национальной культуры.

В итоге нами были разработаны методические материалы для кружка по дополнительному образованию «Золотой петушок», направленные на активное приобретение детьми культурного богатства народа. Они основаны на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Данная методическая разработка рассчитана на три года обучения: детей от 4 до 7 лет.

Разработана серия занятий по каждой отдельной тематике. Организована специальная среда, оборудованная предметами народного быта. Широко используется детский фольклор (поэтическое искусство и музыкальное искусство).

Набор детей свободный, по желанию. Предварительно ведётся работа с педагогами дошкольного учреждения и родителями воспитанников.

В группах дошкольного учреждения распространяются объявления с приглашением записаться в коллектив и кратким содержанием работы. При составлении списка воспитанников, посещающих кружок, заполняются основные данные о ребёнке: имя, фамилия, возраст, возрастная группа, домашний адрес, телефон.

В каждую возрастную группу (1-го, 2-го, 3-го года обучения) рекомендовано включать не более 10-ти человек. Продолжительность занятий:

1-ый год обучения – 20 минут,

2-ой год обучения – 25 минут,

3-ий год обучения – 30 минут,

С обязательным 10-ти минутным перерывом. Согласно санитарно-эпидемиологических правил и нормативов Сан ПиН 2.4.4.125103.

Данный кружок рассчитан на три года обучения, всего 41,25 часов, из них:

1) 1-ый год обучения - 11часов

2) 2-ой год обучения - 13часов 45 минут

3) 3-ий год обучения - 16часов 30 минут

Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю в вечернее время.

Развивающие занятия в русской избе во взаимосвязи с другими видами детской деятельности стимулируют массу эмоциональных переживаний, способствуют расширению познавательных интересов детей, их кругозора, подводят ребёнка к самостоятельным выводам и умозаключениям, проявлению самостоятельной активности, наблюдательности. Развивающий характер фольклорных мероприятий способствует умственному развитию детей: в процессе разгадывания загадок появляется большая гибкость ума; расширяется словарь как пассивный, так и активный, усваивается принцип словообразования; в процессе пересказывания сказок развивается связная речь, память, дети овладевают приёмами пересказа. Разнообразные фольклорные мероприятия помогают воспитанникам преодолеть психологический барьер в общении со взрослыми, со сверстниками. Знакомство с прикладным искусством развивает эстетический вкус. А самое главное, что, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития такие занятия способствуют социальному развитию детей.

Программное содержание всего курса обучения:

Цель: воспитывать у детей дошкольного возраста патриотическое чувство к своему Отечеству через погружение детей в истоки русской народной культуры.
Задачи:

1.Воспитание любви к Отечеству: семье, детскому саду, малой родине – родному городу Заволжье , Городецкому району, Нижегородской области, большой Родине – России.

2.Развитие потребности в активном познании истории родных мест в частности и страны в целом.

3.Приобщение детей к основам русской народной культуры и быта.

Программное содержание первого года обучения:

Цель: воспитывать у детей среднего дошкольного возраста любовь к своей семье, родному дому.
Задачи:

Воспитательные:

1.Прививать чувство родства с семьёй.

2.Воспитывать любовь к своему детскому саду.

3.Закладывать основы искренней благодарности взрослым за их доброту.

4.Воспитывать бережное отношение к растениям и животным, предметам общего пользования.

Развивающие:

1.В процессе устанавливания простейших связей между явлениями природы развивать аналитические способности.

2.В процессе знакомства с русской народной культурой формировать познавательный интерес.

3.В процессе знакомства с произведениями детского фольклора, предметами русского быта, труда, отдыха развивать активный и пассивный словари детей.

Обучающие:

1.Познакомить с ближайшим окружением родного дома, детского сада.

2.Познакомить с особенностями русского крестьянского быта.

3.Познакомить детей с рядом календарно-обрядовых и социально-значимых праздников.

4.Формировать у детей представление о природных материалах (глина и дерево) и формах его использования (игрушки, посуда, музыкальные инструменты).

5.Познакомить детей с сезонными изменениями в природе и формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе.

Программное содержание второго года обучения:

Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста любовь к своей малой родине – городу Заволжье, городу Городцу, Нижегородскому краю.
Задачи:

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

2.Воспитывать уважение к русскому народу, легендарным землякам.

3.Воспитывать гуманное отношение к растениям и животным родного края.

4.Воспитывать бережное отношение к произведениям народно-декоративного искусства.

5.Вызвать желание приобщаться к духовным ценностям народной культуры.

Развивающие:

1.Побуждать проявлять интерес к событиям, происходившим в городе, районе, области.

2.Развивать эстетическое восприятие окружающего мира в процессе любования красотой окружающей природы, произведениями искусства мастеров народных промыслов.

3.Расширять кругозор.

4.Прививать интерес к русской народной культуре.

Обучающие:

1.Дать детям знания о городе Заволжье, городе Городце, некоторых городах Нижегородской области: история, название, месторасположение, культура, промышленность, декоративно-прикладное искусство.

2.Продолжать знакомить детей с календарно-обрядовыми и социально-значимыми праздниками (даты, значение, особенности празднования, история возникновения, фольклор).

3.Продолжать знакомить детей с особенностями русского крестьянского быта и труда.

4.Дать представление о труде взрослых Нижегородской области (энергетик, художник, резчик по дереву, кузнец, повар, работник бумажной промышленности), промышленности Нижегородской области (машиностроение, энергетика, народные промыслы).

5.Продолжать формировать представление о природных материалах (металл, дерево-бумага), формах его использования.

6.Дать детям первоначальные знания о знаменитых земляках – исторических личностях (Козьма Минин, В.П.Чкалов).

7.Продолжать знакомить с сезонными изменениями в неживой природе и их взаимосвязи с животным и растительным миром.

Программное содержание третьего года обучения:

Цель: Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста любовь к своей Родине – России.
Задачи:

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за то, что мы – россияне.

2.Воспитывать толерантность к разным народам и национальностям России.

3.Продолжать воспитывать уважение к русскому народу.

4.Продолжать воспитывать бережное отношение к растениям и животным страны, к предметам материальной культуры.

Развивающие:

1.Формировать образ русского человека – русского богатыря и русской красавицы в процессе анализа значения слов (богатырь, красна девица), поступков, характерно-личностных качеств, костюмов.

2.Продолжать прививать интерес к русской народной культуре.

3.Вызвать интерес к истории своей страны.

4.Продолжать развивать художественный вкус в процессе рассматривания иллюстраций произведений искусств.

Обучающие:

1.Дать детям представление о том, что они являются жителями страны – России – многонационального государства.

2.Познакомить детей с историей возникновения России, её символикой, отдельными событиями.

3.Познакомить детей с отдельными городами страны: столицей – Москвой, Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом, городами Северной Руси, городами-героями, городами «Золотого кольца России».

4.Продолжать формировать представление о национальных русских традиционных профессиях: пахарь, хлебороб, плотник, оружейник, швея, кружевница.

5.Продолжать знакомить с календарно-обрядовыми и социально-значимыми праздниками.

6.Продолжать знакомить детей с особенностями русского крестьянского труда и быта.

7.Продолжать знакомить с сезонными изменениями в неживой природе и их взаимосвязи с животным и растительным миром.

8.Дать детям первоначальные представления о некоторых художественных сокровищницах страны: Московский Кремль, Эрмитаж.

Для решения поставленных задач были определены основные направления работы с детьми, предполагающие знакомство с:

- русским бытом,

- русским национальным костюмом,

- русским гостеприимством,

-литературным и музыкальным фольклором (народная песня, поэзия, проза),

-народным прикладным творчеством,

-русскими народными обычаями и праздниками,

- старинными народными играми,

-классическими произведениями искусства.

Материальное обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

С целью реализации поставленных задач был создан кружок.

Для реализации поставленных задач деятельности кружка было продумано и материальное оснащение: подобрано специальное помещение – комната, найдена и воссоздана мебель, стилизованная под обстановку деревенской избы (настоящий кованный сундук, люлька, полки с крестьянской утварью, расписные лавки, копия печки).

Затем была создана предметно-развивающая среда, в которой ребёнок мог бы творить: куклы в русских костюмах, выполненные в лоскутном стиле, настоящее донце с куделью и веретеном, подлинная прялка, берестяные кузовки с клубками ниток, на стене – часы-ходики с кукушкой, на столе – скатерть из шитья и медный самовар, на окнах – шторы из ситца, на кровати – лоскутное одеяло. Дополняют интерьер вышитые гладью и крестом салфетки и полотенца, накидушки, домотканые половики. На полках в избе – разнообразные предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Полох-Майдан, Семёнов, Богородск и др.) для знакомства детей с народными промыслами Нижегородского края. Здесь также собраны и представлены русские народные музыкальные инструменты (ложки, балалайка и др.). Около избы – плетень с петухом и подсолнухами.


Методическое обеспечение образовательного процесса.

Особое внимание уделяется подбору методической литературы для педагогов:

1.Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Старшая и подготовительная группы.

2.Аникина В.П. «Старинные русские пословицы и поговорки».

3.Брайковская В.И. "Праздники, народные обряды, гулянья". Опыт работы с младшими школьниками по возрождению народной культуры.

5.Викулина М.А. "Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения". Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений.

6.Гусева Г.И. «Дивная щука». Русские народные песни.

7.»Делу время, потехе час». Стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы.

8.Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. "1000 загадок". Популярное пособие для родителей и педагогов.

9.Жигулёв А.М. «Где труд, там и счастье». Пословицы и поговорки.

10."Знакомство детей с русским народным творчеством". Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

11.Князева О.Л. "Как жили люди на Руси". Рабочая тетрадь для занятий по программе "Приобщение детей к истокам русской народной культуры".

12.Князева О.Л., Маханёва М.Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры".

13.Козак О.Н. "Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы".

14. Костина Э.П. и др. "Мой родной дом". Программа (для детей 4-7 лет).

15.Лапшина Г.А. «Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста»

16.Мазнин И. "500 загадок для детей".

17.Науменко Г.М. «Ласковое слово, что солнышко в ненастье» Народное образное слово.

18.Науменко Г.М. «Сеяла Алёнушка ленок» Русские народные прибаутки, приговорки, заклички.

19.Науменко Г.М. «Умный Ивашка, Жар-птица и Золотое зерно». Русские народные загадки.

20.Николаева С.Н. "Методика экологического воспитания в детском саду". Методическое пособие.

21.Орлова А.В. "Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду".

22.Павлов А.А. «Города нашей области». География, история, экономика, население, культура.

23.»Пословица недаром молвится». Русские народные пословицы.

24.»Приговорки». Русские народные приговорки.

25.Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А, Потапова Н.Н. «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста»

26.»Пятьдесят поросят» Русские народные песенки.

27.Собакин Т., Дмитриев А., Собе-Панек М. «Лесные музыканты». Стихи.

28.Тарабанина Т.И., Ёлкина Н.В. "Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки". Популярное пособие для родителей и педагогов.

29.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. "Красна изба…" Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада.

30.Чичев Ю. «Времена года». Загадки малышам.

Также подбирались технические средства обучения (записи с русскими народными песнями, колыбельными, попевками, частушками, музыкой и хороводными играми); наглядный, иллюстративный материал (семейные альбомы, живопись родного края и т.д.)

Тематический план работы 1-го года обучения.



Название темы

Продолжительность академического часа

Кол-во академических часов

Всего количество часов

1

Мой дом

20 мин.

4

1ч.20мин.

2

Моя семья

20 мин.

7

2ч.20мин.

3

Русская изба

20 мин.

4

1ч.20мин.

4

В гости к бабушке

20 мин.

3

1ч.

5

Дом, в котором я живу

20 мин.

4

1ч.20мин.

6

Весна, весна, поди сюда!

20 мин.

3

1ч.

7

Верба-вербочка

20 мин.

4

1ч.20мин.

8

Прощание с избой

20 мин.

4

1ч.20мин




Итого:




33

11ч.


  1   2   3   4   5   6