Главная страница

Методическая разработка группового занятия с применением методов активного социально-психологического обучения


Скачать 110.79 Kb.
Название Методическая разработка группового занятия с применением методов активного социально-психологического обучения
Дата 09.03.2016
Размер 110.79 Kb.
Тип Методическая разработка


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ШАТУРСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка

группового занятия с применением методов

активного социально-психологического обучения

«Трудоустройство: собеседование с работодателем»

Проводится в группах III курса техникума

Разработала и провела занятие

педагог-психолог ГБПОУ МО «ШЭТ»

Мишина С.Г.

Шатура

2015 год

Методическая разработка

группового занятия с применением методов

активного социально-психологического обучения

«Трудоустройство: собеседование с работодателем»

Проводится в группах III курса техникума
Цели занятия: формирование адекватного представления о себе, снятие внутриличностных конфликтов и напряжений, коррекция неадаптивных форм поведения, развитие коммуникативных навыков.

Задачи занятия: способствовать развитию умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, с помощью игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки и умения, способствовать формированию осознания своей жизненной перспективы. Обучить написанию конкурентоспособного резюме, способам поиска работы.

Оборудования и приспособления: методические пособия: «Пример написания резюме повара», «Собеседование с работодателем» (остаются у студентов), бланки резюме.

Место и время проведения: 02.11.2015г., аудитория № 315 ОСП ГБПОУ МО «ШЭТ», группа ПК - 32.

Ход занятия:

1. Вступительное слово.

2. Интерактивная беседа по теме «Кто имеет опыт работы?».

3.Информационный блок «Резюме – это краткая информация о вас, как о специалисте».

4. Тренинговое упражнение «Написание резюме».

5.Информационный блок «Как искать работу, как приготовиться к собеседованию с работодателем».

6. Ролевая игра «Собеседование с работодателем».

7. Обсуждение результатов игры. Заключительное слово.

1. Вступительное слово

Ребята, подходит к концу процесс вашего обучения в стенах техникума. Осталось получить зачеты, сдать 2-3 экзамена, и через три недели вы уйдете на преддипломную практику и написание дипломной работы. Я желаю вам удачно поработать и защитить диплом через четыре месяца!

Через несколько месяцев вы станете дипломированными специалистами и преступите к поиску работы. Сегодняшнее наше занятие поможет вам в этом.
2. Интерактивная беседа по теме «Кто имеет опыт работы?»

Знаю, что некоторые из вас имеют опыт работы в летний период. Расскажите, где и как вы потрудились.

Студенты рассказывают.

Саша Р. работал в кафе «МакДональдс»: работал в зале - обслуживал клиентов, принимал заказы, работал в цехе – готовил заказы, работал на выдаче заказов, т. е. был допущен к кассовым операциям. Саша рассказал, что работать ему понравилось, а не понравилось то, что работодатель постоянно менял график Сашиной работы. Получалось иногда, что Саша работал по три смены подряд, хотя в договоре о найме был указан график 2/2. Тем не менее, Саша дорожит этим опытом работы.

3.Информационный блок «Резюме – это краткая информация о вас, как о специалисте»

Считается, что поиск работы нужно начинать с написания своего резюме. Вот, «методички», где вы увидите рекомендации по написанию резюме, а также пример «резюме повара». Я буду рассказывать о написании резюме и одновременно писать на доске примерное резюме. И вы можете начинать писать свое резюме на бланках.

Персональное резюме

Резюме – это краткая информация о вас как о специалисте. Профессиональное резюме – это ваша визитная карточка, содержащая информацию о ваших профессиональных достоинствах, квалификации и трудовой биографии.

Главная цель резюме – привлечь к себе внимание работодателя, создать у него благоприятное впечатление о себе и получить приглашение на личную встречу с ним.

Можно принести резюме на собеседование с работодателем, оно поможет ему быстро сориентироваться в том, что за специалист перед ним. Можно отправить резюме по почте в адрес предприятия, давшего объявление об интересующей вас работе. Ознакомившись с ним, работодатель может пригласить вас на собеседование.

Основные правила составления резюме

1.Краткость, конкретность, активность: используйте энергичные глаголы, показывающие вашу активность, избирательность.

2. Отбирайте информацию, исходя из цели резюме.

3. Аккуратность: отпечатано без ошибок, четко, на хорошей бумаге.

4. Ориентация - на достижение цели.

5. Правдивость: не включайте в резюме ложную информацию, но правильно расставляйте акценты.

Содержание резюме

1.Заголовок: фамилия, имя, отчество. Не употребляйте слово «резюме» в заголовке.

2.Дата вашего рождения.

3.Укажите место проживания. Укажите номер своего сотового телефона, адрес электронной почты, по которым работодатель может ответить вам.

4.Цель в поиске работы: какую работу вы можете и хотите делать.

5.Образование: в первую очередь внесите в список свое последнее образование. Укажите название учебных заведений (в обратном хронологическом порядке), их местонахождение, время учебы, пройденные курсы. Перечислите все особые награды, стипендии, достижения.

6.Наличие предыдущего опыта работы в избранной области часто оказывается решающим фактором вашего трудоустройства. Здесь вы должны в хронологическом порядке, как правило, обратном, перечислить предыдущие места работы с указанием дат и занимаемых должностей, основных профессиональных функций и достижений.
4. Тренинговое упражнение «Написание резюме»

Студенты пишут свои резюме на заранее подготовленных бланках










Вот, какие резюме получились у студентов:









5. Как искать работу, как приготовиться к собеседованию с работодателем

Теперь, когда резюме готово, вы можете разослать его копии по электронной почте работодателям, можете прийти с резюме в организацию и договориться о встрече с работодателем, можете разнести свои резюме по подходящим для вас организациям. Не забудьте сказать всем своим близким и друзьям, что вы ищете определенную работу. Покупайте газеты с объявлениями о работе, ищите работу по интернету. Можно обратиться в Шатурский «Центр занятости населения». Там с вами, обязательно, поговорит инспектор «центра», который укажет вакансии по вашей профессии, имеющиеся в нашем городе. При этом, не обязательно вставать на учет в «ЦЗН».
Собеседование с работодателем

Чтобы получить приглашение на собеседование с работодателем вы проделали определенную работу. И вот, впереди у вас встреча. Не надо поддаваться беспокойству и неуверенности. Надо серьезно готовиться к собеседованию.

Формы собеседования

Собеседование с вами может проводить один человек или несколько сразу. Это может быть специалист по работе с кадрами, не углубляющийся в тонкости профессии или профессионал, которого, прежде всего, будет интересовать ваша квалификация.

Вам могут предложить заполнить анкету. Отнеситесь к этому серьезно, не спорьте, не критикуйте анкету и ее авторов. Помните, тот, кто заранее готовится к ответам на вопросы, ожидаемые на собеседовании, без затруднений заполнит любую фирменную анкету.

В любом случае, сосредоточьтесь на самом главном, т. е. на подготовке к собеседованию. Решая эту задачу, вы попутно повышаете свою готовность к успешному прохождению других возможных испытаний при поступлении на работу.

Создание первого впечатления

Вспомните поговорку: «По одежке встречают…». Около 90% личного впечатления, которое вы производите на человека, выпадает на первые четыре минуты. Большая часть вашего воздействия исходит от вашей манеры поведения и вашей одежды.

Деловой костюм, соответствующий данному случаю, подчеркнет серьезность ваших намерений.

Постарайтесь прийти на собеседование за 15 минут до его начала. Для этого, заранее, рассчитайте время на дорогу. Если вы все же опоздаете, обязательно, извинитесь и коротко укажите причину. Дисциплина и вежливость ценились всегда и везде.

Подготовка к собеседованию

1. Подготовка к собеседованию включает в себя, прежде всего, продумывание ответов на возможные вопросы. Нельзя определенно знать, что у вас спросят на собеседовании, но можно повысить свои шансы, упражняясь в ответах на некоторые вопросы – лучше, с кем-то в паре.

В ответах будьте конкретны и лаконичны.

Помните, что прием на работу – это двусторонний процесс. Вы, ведь, тоже делаете выбор в отношении вашей трудовой деятельности. Поэтому в ходе собеседования задавайте вопросы. Учтите при этом, что работодатель примет во внимание и то, какие именно вопросы вы задали, и то, насколько удачно вы сумели выбрать момент для того или иного вопроса. Ограничьтесь 2-3 вопросами.

2. Постарайтесь заранее как можно больше узнать об организации, пригласившей вас на собеседование, с целью получения сведений о среднем заработке на предприятии, об отпуске, о льготах.

3. Готовясь к собеседованию, не забудьте собрать все документы, подтверждающие вашу квалификацию, образование, дополнительные умения и навыки.

4. Не забудьте, в конце собеседования договориться о том, когда и как вы узнаете о результатах, если вам не сказали свое решение сразу. Желательно, чтобы инициатива осталась за вами: лучше договориться, что вы будете звонить в назначенное время сами, чем ожидать звонка.

Важно, чтобы в конце собеседования вы и ваш вероятный работодатель закончили встречу с ощущением, что все, что следовало сказать, сказано, и что вы оба располагаете достаточно полными сведениями для принятия решения. Прощаясь, обязательно, поблагодарите собеседника за встречу, проявленное внимание.

Наиболее распространенные варианты вопросов собеседования

1. Расскажите немного о себе.

2. Приходилось ли вам раньше заниматься подобной работой?

3. Почему вы хотите работать именно у нас?

4. На какую зарплату вы рассчитываете?

5. Назовите несколько ваших положительных качеств.

6. Какие черты характера вы хотели бы в себе изменить?

7. Какие у вас есть любимые занятия помимо работы?

8. Какие вопросы есть у вас?

Примерные ответы на эти вопросы вы видите в своих «методичках».



6. Ролевая игра «Собеседование с работодателем»

Теперь, когда вы написали свои резюме, знаете, как искать работу, какие, примерно, вопросы ждут вас при приеме на работу, я предлагаю вам «устроиться на работу» в кафе «Аншлаг». Я буду играть роль инспектора по кадрам, а Вера Владимировна, ваш педагог по специальным дисциплинам профессии «повар, кондитер», будет шеф-поваром производства в кафе.

Студенты включаются в игру

Николай вошел, не постучавшись, и не поздоровался. Когда его попросили предъявить паспорт и диплом, оказалось, что он забыл документы дома. Разговор не состоялся. Коля отправился домой за документами.

Алексей учел погрешности Николая и пришел на собеседование с нужными документами и резюме. Не смог ответить на вопросы по профессии, которые задала «шеф-повар кафе». Леше было предложено оставить свое резюме и ждать звонка работодателя.

Александр, учтя все недочеты предшественников и справившись с ответами на вопросы «шеф-повара», был принят на работу.

Несколько фото с ролевой игры «Собеседование с работодателем»


















7. Обсуждение результатов игры

Заключительное слово

Психолог: предлагаю вам обсудить, что Саша сделал правильно, а что нет.

Замечания студентов и комментарии психолога

Студент Степан: Саша сильно волновался, как будто это настоящее собеседование.

Психолог: Ничего, тяжело в учении, легко в бою. Можно специально ездить на собеседования, чтобы посмотреть, как они проходят в реальной жизни. После трех-четырех собеседований, вы не будете волноваться. А, возможно, вас примут на работу уже на первом.

Студентка Таня: Саша, согласился на работу, даже не спросив, каким будет его заработок.

Психолог: верно. И еще он не уточнил, график работы. Как услышал, что принят на работу, и приступать послезавтра в 8-00, так и поспешил убежать. Наверное, торопился уйти, пока «специалист по кадрам» не передумала.

Далее игра продолжилась. Еще две студентки «успешно прошли собеседование и были приняты на работу».

Психолог: наше занятие подошло к концу.

Желаю всем удачи в трудоустройстве!

Самоанализ группового занятия

02 ноября 2015г. в аудитории № 315 ОСП ГБПОУ МО «ШЭТ» в группе ПК – 32 прошло внеклассное групповое занятие «Трудоустройство: собеседование с работодателем». Присутствовало 18 студентов.

Целями занятия были: формирование адекватного представления о себе, снятие внутриличностных конфликтов и напряжений, коррекция неадаптивных форм поведения, развитие коммуникативных навыков. Обучение написанию конкурентоспособного резюме, способам поиска работы.

Формы и методы работы:

информационные блоки,

групповая работа,

элементы индивидуальной работы,

интерактивная беседа (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы),

наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности),

ролевая игра

В проведенном групповом занятии были использованы методические пособия: «Пример написания резюме повара», «Собеседование с работодателем» (остаются у студентов), бланки резюме.

В течение занятия уделялось особое внимание созданию комфортного психологического климата в группе. В процесс работы были вовлечены все студенты группы. Студенты освоили эффективные поведенческие стратегии, отработали навыки доброжелательного общения, навыки инициативности в общении. Студенты «примерили» на себя различные модели поведения при проигрывании ролей в «ролевой игре», что пригодиться для личного жизненного опыта. С помощью игр развивается более глубокое понимание себя, гибкость в общении, открытость, оптимизм.

Ролевая игра «Трудоустройство» позволяет осуществить целенаправленное корректирующее влияние на личность подростка и решить целый спектр проблем – от развития коммуникативных навыков до умения самостоятельно разрешать личностные проблемы.

Считаю, что занятие «Трудоустройство: собеседование с работодателем» в группе ПК - 32 прошло успешно. Все студенты написали свои резюме, пятеро студентов приняли участие в ролевой игре. Поставленные цель и задачи занятия были выполнены.

Литература:

1.Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб., Питер, 2005.

2.Волков В.Б. Тренинг социальной активности ………………..2005.

3.Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие.- М.: Сфера, 2005