Для учащихся:
                  
                    
                    альбом (ф. А4);
 
                    
                    краски (гуашь);
 
                    
                    кисти № 2, №4;
 
                    
                    простой карандаш и стерка;
 
                    
                    баночка для воды;
 
                    
                    палитра, клееночка на стол;
 
                  
                  
                  
                  Для педагога:
                  
                    
                    поэтапные образцы работ;
 
                    
                    авторские работы педагога;
 
                    
                    детские работы;
 
                    
                    репродукции;
 
                    
                    иллюстрации;
 
                    
                    фотографии.
 
                  
                  
                  
                  Литература:
                  
                    
                    Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. – Казань: Татарское книжное;
 
                    
                    Г.Ф. Валеева-Сулейманова "Декоративное искусство Татарстана. 1920-е - начало 1990-х годов". Монография - Казань : Издательство "Фэн". 1995 г.
 
                    
                    С.В.Суслова, Р.Г.Мухамедова. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX – начало ХХ вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа. – Казань, 2000. – 312 с.
 
                    
                    Н.Сергеева. Татарская вышивка.- Казань, 2005г.-43с.
 
                  
                  
                  Ход урока 1 «Татарский орнамент. Тюбетейка»
                  Организационный момент:
                  
                    
                    Встреча детей, их размещение;
 
                    
                    Проверка присутствия учащихся на уроке;
 
                    
                    Проверка готовности к уроку;
 
                    
                    Организация рабочего места;
 
                    
                    Техника безопасности на уроке.
 
                  
                  
                  Теоретическая часть
                  
                  У любого народа есть свои традиции, обычаи и, главное, его национальный костюм. Народный костюм, аккумулируя в себе опыт целой этнической общности, носит ярко выраженный этнический характер. Традиционная одежда существовала не как нечто неизменное статичное по всей территории проживания татар. С глубокой древности она формировалась как 
взаимозависимое множество местных традиций, сближавшихся и вырабатывающих общие черты в ходе своего развития в процессе этнокультурной консолидации народа.
                  
                  Костюм, в отличие от других видов декоративно-прикладного искусства, связан с целым комплексом предметов, формирующих его ансамбль. Это и одежда, обувь, головные уборы и изделия из металла, ювелирные украшения. Однако определяющим элементом в костюме все же является одежда, моделирование которой и составляет область художественного творчества.
                  
                  В старину татарский женский костюм состоял из просторной однотонной рубахи, часто украшенной широкими воланами или оборками. Рубахи отдельно не носили. Татарская одежда дополнялась камзолами, сшитыми из тяжелых шелковых или бархатных тканей и украшенными тесемочной отделкой. Костюм принимал праздничный вид за счет украшений. Популярным являлся нарядный нагрудник «
изю», прикрывающий сверху вырез платья. Вдоль закругленной 
стороны изю пришивалась декоративная тесьма, на которой крепились различные монеты, бляхи и броши. Завершенность национальному костюму придавали расшитые золотой нитью или бисером калфаки и мягкие мозаичные ичиги.
                  
                  Мужской костюм состоит из рубахи, жилетки, шаровар. На голове татары носят тюбетейки. Существуют два вида татарских тюбетеек – 
такыя полусферической формы и 
каляпуш в форме усеченного конуса. Такыя, сшитая из отдельныхклиньев, относиться к наиболее старинным видам. Как считают исследователи, происхождением своим она обязана подшлемнику древнего воина. Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появился в середине XIX века и популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки. Каляпуши из бархата расшивались шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже - жемчугом и бисером. Наиболее нарядны со вкусом расшитые парчовые тюбетейки. Более старинные тюбетейки первой половины XIX 
века отличаются тем, что крупные волнообразные цветочно-растительные композиции и геометрические мотивы покрывали всю украшаемую поверхность убора. Со временем узор тюбетеек меняется. Ко второй половине XIX века на верхней части тюбетейки узор по окружности с розеткой посередине заменяется орнаментом, составленным из трех-четырех крупных букетиков, покрывающих весь круг.

                  
                  
 
                  
                  В орнаменте преобладали цветочно-растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции. Характерным для многих народов являются тема цветочного букета, символизирующего «Древо жизни», или степного куста – источника благополучия, жизни. Букет состоит из нескольких стеблей, 
щедро усеянных элементами цветочных головок, бутонов, листьев, завитков. Древним и популярным является ленточный (бордюрный) узор, располагающийся на узкой полосе. Излюбленными цветами татарского орнамента являются тюльпан- символ возрождения, астра – символ долголетия. Часто используется мотив птицы или птичьего пера – символ солнца. Цвет фона является второстепенным, дополняющим элементом.
                  
                  В настоящее время в Татарстане предпринимаются активные усилия, направленные на возрождение традиций народного костюма. Профессиональные художники, модельеры, музейные работники, руководители фольклорных коллективов пытаются внести национальный колорит в современную одежду, воссоздать подлинные формы народного костюма.
                  
Практическая часть
                  
                  Работа выполняет на листе ф. А4. Расположение листа - альбомное.
                  
                  
Этапы выполнения работы:
                  
                  
                 
                
                  
                  
                  Заключение
                  В конце урока проводится анализ работ. Рисунки оцениваются по следующим параметрам:
                  
                    
                    сочетаемость цветов, прорисовка мелких деталей;
 
                    
                    общая выразительность, аккуратность работы;
 
                  
                  Затем учащиеся проводят уборку рабочих мест, одеваются и уходят домой.
                  
                  
Ход урока 2 Композиция «Татарский орнамент. Сапожок»
                  Организационный момент:
                  
                    
                    Встреча детей, их размещение;
 
                    
                    Проверка присутствия учащихся на уроке;
 
                    
                    Проверка готовности к уроку;
 
                    
                    Организация рабочего места;
 
                    
                    Техника безопасности на уроке.
 
                  
                  
                  Теоретическая часть
                  
                  Традиционная мужская и женская обувь различалась лишь некоторыми нюансами (особенностями декоративного оформления, размерами голенищ, высотой каблука).
                      На босую ногу татары надевали чулки суконные и вязаные из шерстяных ниток. Суконные чулки (тула оек) представляют собой наиболее оригинальную, древнюю и в то же время широко распространенную разновидность чулок. Их изготовляли из самодельного сукна обычно белого цвета и носили в комплексе с повседневной лыковой или кожаной обувью. Весьма оригинальный вид нижней обуви у казанских татар представляют собой наголенники (аякчу, аяк чолгау). Их использовали для обертывания голени и носили с ичигами или суконными чулками. О древности этого элемента говорит наличие обрядовых аякчу. Невеста дарила жениху кияү аякчу с орнаментированными концами. Из верхней обуви наиболее распространенной была кожаная, лыковая и валяная. Кожаная обувь широко бытовала в городе у зажиточной части сельчан и духовенства. Высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой же подошвой (читек) изготовлялись из юфти, хрома и сафьяна. Однотонные черные ичиги носили, главным образом, мужчины. Носили их и женщины, только у них сапожки были покороче и без отворотов. Праздничным вариантом 
женской обуви были узорные каюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Если однотонные ичиги были мало оригинальны и являлись характерными для большинства тюрко-монгольских народов, то мозаичная обувь, безусловно, составляет этноспецифику именно татарской обуви. При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве, а зимой — полуваленки. Ичиги скорее представляли собой кожаные чулки, но были более универсальны. Особенно они устраивали старшее поколение. Бытовали и сапоги на твердой подошве (итек). У татар Зауралья, как и у башкир, широко бытовали сапожки (сарык) из особо кроеной сыромятной калошки с белым суконным голенищем. Женские сарык отличались особой аппликацией и вышивкой. Основу орнаментации составлял расположенный на заднике сложный рисунок арочной композиции. Близкими сарык являются царык западносибирских татар, целиком изготавливаемые из сыромятной лошадиной или коровьей кожи.
                      Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были калоши (кәвеш, ката). Выходной обувью считались туфли (башмак). У женщин бытовали и узорчатые, нередко с каблуком. Туфли с остроконечным и слегка поднятым носком считались наиболее традиционными. Женские башмачки изготавливались и из бархата, богато расшивались золотой и серебряной канителью, бисером, речным жемчугом.
                      Лыковая обувь, особенно лапти (чабата), 
представляла у татар рабочую обувь, как наиболее легкую и удобную при полевых работах. Преобладали лапти с «личиком» прямого и подошвой косого плетения (татар чабатасы).
                      Зимой повсеместно носили валенки (киез итек, пима, пуйма) короткие и высокие. Особой популярностью у зажиточных татар пользовались цветные «кукморские» валенки.
                  
                  В узорах ичигов казанских татар, наряду с лотосными и пальметами, фигурирует серия орнаментальных мотивов также характерная для искусства горноалтайцев, но отсутствующая в узорах их сапожек. Это формы листовидные, в т.ч. с выкружкой с одной из их сторон, спиральные, трилистники, сердцеобразные, мотив цветка тюльпана. И, наконец, определенный удельный вес в узорах ичигов казанских татар получают так называемые облакообразные мотивы 
14 и многолепестковые розетки, характерные для искусства восточноазиатских народов 
15 .
                  
                  Таким образом, в узорах старинных татарских ичигов устойчиво сохраняются древнейшие мотивы горноалтайского /лотосные, листовидные, "запятые", интегральные спирали, изображения цветка тюльпана/ и восточноазиатского /пальметы, облакообразные, розетка/ происхождений. Эти мотивы составляют древнейший пласт в орнаменте волжских булгар и через них в искусстве казанских татар.
                  
                  