Главная страница

Методическая разработка автор- составитель: педагог дополнительного образования Наталья Александровна Сак 2012г


Скачать 109.7 Kb.
Название Методическая разработка автор- составитель: педагог дополнительного образования Наталья Александровна Сак 2012г
составитель
Дата 06.03.2016
Размер 109.7 Kb.
Тип Методическая разработка


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

г. Урень Нижегородской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА









Автор- составитель:

педагог дополнительного образования

Наталья Александровна Сак
2012г

Аннотация

Методическая разработка посвящена организации проектной деятельности обучающихся в творческом объединении «Мастерим бумажный мир». Она поможет педагогу ввести проектную деятельность для обучения детей, как один из методов, стимулирующих процесс обучения, вовлечь обучающихся в активную сферу творческой и познавательной деятельности.
Пояснительная записка

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

На современном этапе развития дополнительного образования детей возникает принципиальная необходимость в проектировании, особом типе работы, при котором учитываются базовые ценности образования и изменения ситуации. В условиях современной действительности только конструирования и исследования образовательных процессов уже недостаточно, поэтому ведущей в педагогике, на мой взгляд, становится проектная деятельность.

Проектная деятельность в рамках работы творческого объединения дает возможность обучающемуся активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний.

Проектная деятельность в дополнительном образовании является приоритетной так как:

-нет жестких рамок классно-урочной системы

-учитываются возрастные особенности детей.

В основе метода проектов:

-развитие познавательных интересов обучающихся;

-умение ориентироваться в информационном пространстве;

-проявлять компетенцию в вопросах связанных с темой проекта;

-ориентация на творческую деятельность обучающихся.

Основные критерии выбора темы проектов:

- тема представляла интерес не только на данный момент, но и вписывалась в общую перспективу развития обучающегося;

- выбор темы был обоюдно мотивирован интересом к ней и обучающегося и педагога;

- тема должна быть реализована в имеющихся условиях.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать:

  • доступное изложение теоретического материала с учётом возрастных особенностей учащихся (знакомство с инструментарием проектирования);

  • обзор возможных источников информации (образовательные ресурсы сети Интернет, мультимедийные учебники, энциклопедии и т.д.);

  • демонстрация и анализ наиболее удачных проектов, подготовленных на предыдущих занятиях;

  • выбор значимой темы проекта для данной категории обучаемых (этот выбор в одних случаях инициативно выдвигается организаторами мероприятия, в других – тематика проектов может предлагаться и самими учащимися);

  • построение модели проекта (структурирование информации;

  • распределение ролей в проектной группе (если проект выполняется группой);

  • реализация проекта;

  • подготовка к защите проекта;

  • публичная защита проекта – очень важный этап, который позволяет учащимся проанализировать свою и чужие работы.

Таким образом, работа над проектом тщательно планируется и обсуждается педагогом вместе с обучающимися, что позволяет подготовить сам проект и изделие, выполненное по нему, хорошего качества.

При таком подходе проектная деятельность обучаемых – это не только интенсивный практикум по использованию новых информационных технологий, но и развитие коммуникативных навыков, умения находить, систематизировать, анализировать и грамотно представлять информацию.
Содержание

Тема: Применение проектной деятельности обучающимися при изготовлении работ в технике «Объёмное модульное оригами».

Цель: Вовлечь обучающихся в проектную деятельность и помочь им выработать навыки совместной работы.

Задачи:

- обучить самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников и использовать приобретенную информацию для решения познавательных и практических задач;

-развить исследовательские навыки;

-обучить разрабатывать программу действий по реализации проекта в соответствии с собственными возможностями;

- выработать у обучающихся коммуникативные умения, сотрудничая в

различных группах.

Дополнительная образовательная программа «Мастерим бумажный мир» способствует организации продуктивной преобразовательной творческой деятельности и расширению круга интересов детей. В этой программе предусмотрен раздел «Проектная деятельность» в блоке «Модульное оригами». Проектная деятельность рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у обучающихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь обучающихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации.

Одни из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение обучающихся в активную сферу деятельности от эскиза до готового изделия и в выполнение творческих проектов. Изготовление изделий производится в определенной последовательности по схеме: эскиз — конструкция — технология — готовое изделие. Обучающиеся на занятиях должны получить знания, овладеть навыками, умениями видения готового изделия для применения в исследовательской деятельности, при выполнении творческих проектов. Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. Разработка и выполнение проект на занятиях в творческом объединении «Мастерим бумажный мир» – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения, выполненная под руководством педагога. С проектом как видом работы обучающиеся знакомятся на занятии, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время. Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технологические, художественные и другие), которые осваиваются и формируются в первую очередь на занятиях. Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

Проектная деятельность – это, также, приобретение новых знаний, умений на основе работы обучающегося с учебным содержанием под руководством педагога, исполняющего роль союзника - консультанта, а на стадии презентации – эксперта. Я оцениваю каждую часть проектной работы обучающихся: содержание работы (текст), выступление (презентация), динамику проектно – исследовательских умений, изготовление поделки, работы согласно выполненному проекту.

Работая над проектами, обучающиеся знакомятся с разнообразием различных видов техник работы с бумагой, получают информацию об истории их возникновения и дальнейшем развитии, распространении по миру, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами в группе.

В дополнительной образовательной программе «Мастерим бумажный мир» проектная деятельность включена на третьем и четвёртом годах обучения. В проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (вся группа). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества. Учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата. Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося.

Передо мной, как перед педагогом дополнительного образования стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда обучающийся с удовольствием идет на занятия и с радостью выполняет поставленную задачу. Идёт совместная работа, обсуждение вопросов, принятие решений. Как педагог я объясняю, показываю, намекаю, подвожу к проблеме, создаю ситуацию успеха, поощряю, стараюсь вселить уверенность, формирую мотивы учения, помогаю закрепить авторитет обучающегося среди товарищей. Идёт процесс коллективного учебного проектирования. Предполагается критическое сопоставление различных позиций, методов, результатов. Соединяются групповая и коллективно-распределительная деятельность обучающихся в виде: «педагог – обучающийся», «обучающийся - обучающийся», «обучающийся – информационный источник(литература, интернет ресурсы)», «информационный источник(литература, интернет ресурсы) – творческая деятельность» и т.д. Примерную тематику проектных заданий следует разработать по каждому году работы объединения. Она должна быть достаточно широкой, постоянно обогащаться с учетом интересов и возможностей, как обучающихся, так и самого педагога, имеющейся материально- технической базы. Чем полнее при этом окажутся востребованными полученные детьми знания и умения, тем в большей мере отвечает своему назначению проект. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата. Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа педагога и обучающегося.Проектная деятельность обучающихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.

Организационно-подготовительный этап.

Запуск проекта, выявление потребности, постановка задачи, планирование работы. Сбор информации - литературный обзор, использование интернет ресурсов, энциклопедий, журналов. Наиболее трудоёмкий компонент проектной деятельности – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации обучающиеся изучают книги, журналы, энциклопедии, интернет ресурсы, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Исследование – возможно проведение исследования бумаги по её характеристикам или других материалов по необходимости.

Дизайн-спецификация - проработка первоначальных идей, выбор изделия.

Дизайн анализ – требования к выбранному изделию. Проведение дизайн анализа других типичных изделий и поделок с целью нахождения его характеристики (форма, размер, материал, цвет, техника изготовления, украшение, крепление, составление композиции (если необходимо)).

Составление плана работы. План может включать в себя сбор конкретизирующей информации по выбранному изделию, технику безопасности, подбор необходимых материалов и инструментов для работы, эскизную проработку изделия, подбор цветогаммы

Технологический этап

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера, т. е., изготовление изделия согласно выбранным схемам и эскизам.

Заключительный этап

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. Самооценка - обучающийся оценивает проделанную работу и само изделие, которое он изготовил.

Эколого-экономическое обоснование: при выполнении своего творческого проекта, обучающиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможно продажную цену, обосновывают экологическое состояние изделия.

Подготовка к защите проекта – реферат, выступление, презентация.

Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем объединением. Открытая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, сделать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, а также помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с педагогом «творили» на занятиях. Ведь не только и не столько знания и умения школьника определяет эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в общении. Основной двигатель изучения на занятиях – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить. Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают. Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Они изо всех сил стараются, чтобы было красиво. И это прекрасно уже само по себе. Любое изделие надо не только сделать своими руками, но прежде всего, придумать его в воображении. Таким образом, в свои поделки дети вкладывают и фантазию, и вкус, и умения. А это и есть процесс воплощения творческого замысла. Изготовив реальный предмет его можно использовать в играх, развлечениях, в быту, также в качестве подарков и сувениров. Каждое занятие объединения – это занятия творческого вдохновения и радости, которое будет многократно воспроизведено нашими детьми во взрослой жизни. Это помогает детям стать мастерами своего дела – изготавливать свои авторские работы. Проектная деятельность помогает проявить свое «Я», творчество, активность, самостоятельность, самореализацию. В результате практического внедрения проектного метода на занятиях объединения обучающиеся успешно участвуют в различных районных и областных выставках прикладного и технического творчества и заслуженно завоёвывают призовые места.

В 2011-2012 учебном году в творческом объединении «Мастерим бумажный мир» обучающимися были разработаны проекты: «Старинный замок», «Подарок бабушке», «Ваза».


Используемая литература и интернет ресурсы.

  • Горячев, Иглина: Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы) Москва, Просвещение 2010.

  • В.В.Гончар «Модульное оригами», Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2011г

  • http://julia.smedia.ru/category/модульное-оригами

  • http://www.coolreferat.com

  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoi-shkole-umk-planeta-znanii

  • festival.1september.ruarticles/411473/