Главная страница

М. И. Калинин Значение декоративного рисования в художественно-творческой деятельности


Скачать 176.44 Kb.
Название М. И. Калинин Значение декоративного рисования в художественно-творческой деятельности
Дата 13.03.2016
Размер 176.44 Kb.
Тип Документы

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Значение декоративного рисования в художественно-творческой деятельности.
Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями, и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус.

В связи с этим перед нами стоит задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов.

Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей.

Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.
Задачи декоративного рисования.

Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.

Цель:

Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

  • Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;

  • Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);

  • На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;

  • Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;

  • Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;

  • Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

  • Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

Приемы:

  • Рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий;

  • беседа, использование художественного слова, указания, пояснения; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения;

  • убеждение, поощрение.

Методы:

В работе используются различные методы:

одномоментности,обследования,наглядности;словесный,практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе), сотворчество, мотивационный, жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

На материалах, выбранных для декоративно-прикладного творчества, хорошо проводить сопоставления и сравнения, раскрывая перед детьми выразительные фактурные свойства различных материалов и способы их художественной обработки. В свою очередь это дает возможность перенести усвоенные детьми приемы и навыки декоративной работы в лепку, декоративное рисование, аппликацию.

Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления детей с произведениями народного прикладного искусства является метод тематических творческих заданий, позволяющих органично сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в декоративно-прикладном творчестве. Сами названия творческих заданий, такие, как «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь» и др., достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенные ассоциации, творчески настраивают на выполнение той или иной темы. В основу методики творческих заданий берется принцип постепенности, связанный с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда мы убеждаемся, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим.

Важно, чтобы при выборе тем творческих заданий, в их сменяемости и чередовании присутствовали определенная логика и последовательность. Принцип от простого к более сложному, к постепенному нарастанию сложности в освоении технических приемов и навыков в работе, различных материалов и в проникновении в образный строй произведений народного искусства внутри каждой темы творческого задания.

Перспективный план

работы декоративно-прикладному искусству

(старшая группа 5-6 лет) на один месяц.

Городецкая роспись.


Путешествие по народным промыслам

Экскурсия в музей детского сада «Русская изба»

Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами: «Городецкие узоры», «Распиши платок», «Найди домик матрешки», домино «Игрушки».


Рисование

«Сарафан для Матрешки»

Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз»

(Городецкий узор на кухонной доске).

Народные промыслы родного края.

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Показать взаимосвязь устного изобразительного и музыкального народного искусства.

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи.

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками.
Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.

Расширять представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Познакомить с народными промыслами родного края. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Учить рисовать орнаменты местного промысла. Развивать художественно-творческие способности детей. Формировать эстетический вкус.

Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами: «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Распиши платок», «Собери гжельскую розу», «Собери матрешек», «Найди домик матрешки», домино «Игрушки». Видеокассета с записью русских народных промыслов. Аудиокассета с записью русских народных мелодий.
Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм. Бумажные полоски 20*30 см., таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, видеокассета с записью русских народных промыслов. Аудиокассета с записью русских народных мелодий.
Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм. Бумажные полоски 20*30 см., таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти.

Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства.. трафареты разделочных кухонных досок, таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки».


Выставка народного декоративно-прикладного искусства местных мастеров, фотографии и альбомы украшения


Занятие по теме: «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи»
Образовательная область : художественное творчество.

Цели:

- закреплять умение создавать образ городецкого узора на тарелке;

- продолжать знакомить детей с городецкой росписью, её колоритом, особенностями.

Задачи:

- закреплять умение составлять декоративные композиции на основе городецкой росписи, используя характерные элементы композиции и цветовую гамму;

- упражнять в рисовании городецких цветов (рисовать всей кистью, примакиванием  кисти);

- развивать чувство композиции , умение красиво располагать узор на заданной форме;

- развивать творческие способности и интерес к народным традициям и обычаям, эстетическое восприятие, чувство прекрасного;

- воспитывать у детей интерес и уважение к труду мастеров создающих красивые вещи, приобщать к народному искусству;

- воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ.

Предварительная работа:

- беседа об истории народных промыслов;

- создание в группе выставки посуды украшенной городецкой росписью;

- рассматривание книг о народных промыслах;

- прорисовка элементов городецкой росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности;

- чтение русских народных сказок, поговорок, загадок, прослушивание народной музыки;

- беседа о русском народном быте и традициях;

- экскурсия в музей детского сада «Русская изба» с организованной выставкой изделий народных промыслов;

Материалы и оборудование:

- иллюстрации изделий украшенных народной росписью: дымка, хохлома, городец;

- изделия с городецкой росписью;

- аудиозапись  со  спокойной  музыкой;

- образец росписи тарелки городецкими цветами;

- краски гуашевые, кисти, подставки, салфетки, банки с водой;

- деревянные тарелки.
Ход занятия:

 - Ребята у меня сегодня хорошее настроение, и я хотела бы с вами им поделиться. Давайте мы с вами возьмёмся за руки и улыбнёмся каждый своему соседу.

- А теперь закройте глазки и представьте себе, что вам дали кисточку и чёрную краску и закрасьте всё вокруг  чёрной краской. Что вы испытываете?

 А теперь закрасьте всё белой краской.

- Ребята, каким цветом вам было трудней закрашивать?

- А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был чёрно-белым?

- Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

- Ребята, когда я шла сегодня к вам, то встретила почтальона,  и он просил передать вам посылку (открываю посылку и достаю сундук).

- Какой красивый сундук Интересно узнать, а что же в нём? Смотрите, а здесь письмо (надпись на конверте) «Для ребят группы Любознайки».

Посмотрим, что же внутри сундука (достаю поделки по одной и прошу назвать, что это за роспись: городецкая, хохломская, дымковская).   

- Вы молодцы всё правильно отгадали, а сейчас давайте прочитаем письмо: «Здравствуйте, дети! Пишут вам жители сказочного городка. У нас в городе скоро состоится ярмарка, и мы хотим отвезти туда тарелки, но мы не умеем рисовать и хотим попросить вас нам помочь и украсить наши деревянные тарелочки. Помогите  нам, пожалуйста!».

- Ребята поможем жителям сказочного городка?

- А чтобы узнать какой росписью будем тарелочки  украшать, отгадайте загадку:

А в узорах тех цветы, небывалой красоты.

Их в букеты собирают, яркой краской украшают.

К ним листочки добавляют, белой краской оживляют.

- Правильно дети мы распишем наши тарелки Городецкой росписью.

- Давайте мы с вами вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры (сказочные  птицы, кони, цветы, листья, травка), какие  используют  цвета (красный, розовый, синий, голубой, зелёный;  оживки черным и белым цветом) и как они располагаются ( в  центре  изделия ).

- Я предлагаю расписать тарелки ромашками (рассмотреть образец)

- А теперь скажите, какие цвета  мы будем использовать для рисования городецких цветов (зелёный, белый, красный), а  как  мы  получаем    розовую  краску,  смешиваем  белую и красную. Сначала мы с вами нарисуем основу для цветка розовой краской, какая она - круглая, сколько их – три. А пока сохнет основа под цветы, мы нарисуем листья зелёной краской, они располагаются между цветами, рисуем их примакиванием кисти по три листочка. Затем,  когда краска высохнет мы обозначаем середину цветка кружочком белой краской, и от него отходят лепестки,  которые мы тоже рисуем примакиванием кисти белой краской.

- Дети, вы можете приступать к работе. (Звучит тихая русская народная музыка).

 

Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположение элементов.

- Ах, какая чудесная посуда у вас получилась. Вы настоящие мастера! Не зря говорят «Каков мастер, такова и работа». А ведь на ярмарку народ ходит  не только, чтобы на людей посмотреть и себя показать, а чтобы и что-нибудь себе купить. Какую тарелочку вам бы хотелось купить? (дети расхваливают работы)

- Молодцы, дети, у всех получились замечательные работы.

Любовались гости чудом, громко восхищалися,

Городецкой красотой, сраженные,  осталися.

Городецкие узоры, столько радости для глаз.

Подрастают мастера,  может быть и среди нас.
Знанятие по теме:Роспись доски городецким узором
Образовательная область «Художественное творчество»

Цель:

- Создание образа городецкого узора на разделочной доске.

- Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, её колоритом, особенностями.

- Знакомство с русским фольклором и традициями.

Задачи:

- побуждать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомство с её цветовым строем и элементами композиции и их разнообразием.

- упражнять в рисовании городецких цветов – купавки, бутон, листики, городецкие розы, нанесение оживки с помощью кисти и ватной палочки.

- закреплять навык смешивания красок на палитре для получения нужного оттенка

- развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме

- развивать творческие способности, и интерес к народным традициям и обычаям

- воспитание у детей интерес и уважение к труду мастеров создающих красивые вещи, приобщение к народному искусству.

Предварительная работа:

• рассматривание иллюстраций изделий расписанных городецкой росписью;

• продолжаем знакомить с декоративно прикладным искусством – городецкая роспись;

• прорисовка всех элементов городецкой росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности;

• чтение русских народных сказок, поговорок, загадок, слушание народной музыки;

• беседа о русском быте и традициях.

Методические приёмы:

Художественное слово, предметы и иллюстрации с Городецкой росписью (слайды, русские народные игры( «Золотые ворота»,пальчиковые игры («Котята», сюрпризный момент).

Материалы и оборудование:

Наглядно – демонстративное пособие, для показа слайдов; изделия с городецкой росписью, интерьер народной избы, костюм для Хозяюшки – мастерицы, запись русской народной мелодии, схемы последовательности росписи городецкой розы, краски гуашь, палитра, кисти, подставки, салфетки, банки с водой; листы с эскизом узора, на разделочной доске.
Ход занятия.

Дети заходят в зал оформленный в русском народном стиле. Их встречает хозяйка в русском костюме – мастерица росписи городецкой.

Хозяюшка:

Здравствуйте, люди добрые. Очень рада видеть вас у себя в гостях.

Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг!

Правда дети, тут красиво? Ах захватывает дух!

Воспитатель:

Здравствуй, хозяюшка – мастерица! Мы с ребятами пришли узнать, новое и интересное о городе Городец, о его мастерах и сами хотим попробовать свои силы, расписать какое – ни будь изделие городецкой росписью.

Хозяюшка:

Я очень рада, что вы хотите много знать и всему учиться. Усаживайтесь поудобней и слушайте мой рассказ.

На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город древний по названию – Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка для невесты, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба. Крестьяне, украшали удивительной росписью: свои дома – ставни, прялки, шкафчики, разделочные доски, шкатулки, сани. Детские игрушки. На этих изделиях можно было увидеть птиц, коней, сцены чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой.

Эти сюжеты дополняют и украшают диковинные цветы: яркие розаны, купавки, бутоны, ромашки, городецкие розы, зеленые веточки все это с нанесением оживки.

Есть поверье, что в ночь на праздник Ивана Купала расцветают особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшали все предметы Городецкого художественного промысла – настоящее произведение искусства.

Воспитатель:

Очень интересно ты рассказывала. Мы, с ребятами, хотим поиграть с тобой в русскую народную игру «Золотые ворота».
Игра «Золотые ворота»

Дети:

Ай, люли, ай, люли,

Наши руки мы сплели.

(произнося эти слова, дети качают сцепленными руками вперед назад)

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

(выполняют четыре шага, одновременно поднимая руки и не разъединяя их)

Получились не простые

Золотые ворота!

(дети, продолжают ходьбу, образуя круг. Далее дети 1 группы движутся по кругу против часовой стрелки. Продолжая петь, дети 2группы цепочкой обходят детей 1 группы по часовой стрелке)

Ходит Матушка Весна

По полям, лесам одна.

Первый раз прощается,

Другой раз воспрещается.

(дети обеих групп останавливаются: 1 подгр. – поднимает руки вверх, образуя воротики, а дети 2подгруппы под звуки песни, которую поют дети 1 подгруппы пробегают в эти ворота)

Ходит Матушка Весна,

Ищет детушек она.

Первый раз прощается,

Другой раз запрещается.

А на третий раз не пропустим вас.

(с окончанием песни ворота захлопываются) .

Воспитатель:

Мы смотрим, на столах лежат незаконченные изделия.

Хозяюшка:

Это я поделки делаю для ярмарки. Ярмарка скоро, а работы ещё много. Не поможете ли мне? Как говорится на Руси – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Воспитатель:

Мы с удовольствием поможем тебе, Хозяюшка. Сейчас мы все превратимся в Городецких мастеров. Садитесь за столы.

Хозяюшка:

Дети, посмотрите, какие цвета у нас есть? Но голубого и розового нет. А вызнаете, как можно получить эти цвета.

Ответы детей.

Ещё раз полюбуйтесь, как красивы городецкие узоры.

Перед вами разделочная доска, на ней карандашом нанесен эскиз.

Вам нужно расписать доску, создать краски, чтобы ваша работа получилась яркая, насыщенная цветом.

Воспитатель:

Вспомним, в какой последовательности мы рисуем городецкую розу.

Ответы детей.

Сейчас я вам покажу, как изменяется наша доска, как оживают её краски.

Для того, чтобы нам легко было работать. Мы сделаем разминку для наших пальчиков.

Разминка – пальчиковая гимнастика «Котята».

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются на стол.

У кошечки нашей десять котят, покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята постукиваем соответствующими

по парам стоят: пальцами друг о друга (от большого к мизинцу)

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Воспитатель включает русскую народную мелодию, дети начинают работать,

Напоминает о правильной осанке, помогает по мере необходимости.

Напоминает пословицы: «Сделаешь наспех – сделаешь на смех», «Есть терпение – будет и умение».

В конце непосредственно образовательной деятельности воспитатель раскладывает работы на стол перед Хозяюшкой. Все вместе любуются творением.

Воспитатель:

Давайте посмотрим, получился у нас городецкий узор на разделочной доске?

Какая доска получилась самой нарядной? Почему? Как вы думаете, справились ли вы с заданием? А что нового вы сегодня узнали?

Дети отвечают.

Хозяюшка, понравились тебе наши работы?

Хозяюшка:

Спасибо всем, доски на слову удались.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Воспитатель:

А вам, ребята, понравилось у Хозяюшки – мастерицы?

Спасибо, вам за гостеприимство, нам пора возвращаться в группу.

Хозяюшка:

Ребята, может, подарим наши расписные «доски» детям из других групп, чтобы и им захотелось сделать так же. А вас за хорошую работу хочу угостить сладостями .

Дети подходят к ребятам из других групп.

Ребенок :

Ой, вы гости дорогие!

У нас подарки расписные.

Писали их, старались,

Подарить вам собирались.

Дарят гостям.

Воспитатель:

Как говорят: «Кончил дело – гуляй смело», вот и мы пойдем в группу пить чай.