Главная страница

Курсовая работа приемы семантизации лексики на начальной ступени обучения английскому языку студентки 46 группы


Скачать 0.58 Mb.
Название Курсовая работа приемы семантизации лексики на начальной ступени обучения английскому языку студентки 46 группы
страница 1/3
Дата 03.03.2016
Размер 0.58 Mb.
Тип Курсовая
  1   2   3


УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕЖД

КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ


Курсовая работа

ПРИЕМЫ СЕМАНТИЗАЦИИ ЛЕКСИКИ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Студентки 46 группы

(специальность: 0303 – «Иностранные языки»)

Романовой Елены Юрьевны

Научный руководитель:

Бисембаева Ирина Юрьевна

Работа допущена к защите

«___» __________ 2007г.

Заведующая кафедрой:

Левина Ольга Ивановна

ОРЕЛ, 2007

Содержание.

Введение ………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Психолого-педагогические и методические особенности работы на начальном этапе.

1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста и характеристика начального этапа обучения………………………………… 6

1.2. Особенности работы на начальной ступени обучения иностранному языку………………………………………………………………………… 12

Глава 2. Особенности семантизации лексического материала на начальной ступени обучения английскому языку.

2.1. Приемы семантизации лексики на начальной ступени обучения английскому языку…………………………………………………………….. 17

2.2. Особенности работы по овладению активным словарем……… 26

Выводы …………………………………………………………………………. 30

Глава 3. Эффективные приемы семантизации лексических единиц, используемые в настоящее время.

3.1. Организация и проведение исследования …………………….. 32

3.2. Анализ работы ведущих методистов и учителей по данной проблеме ……………………………………………………………………….. 34

3.3. Анализ полученных результатов…...………………………………40

Заключение …………………………………………………………………… 41

Список литературы …………………………………………………………. 46

Приложения.

Введение.

«Каждый урок должен быть для наставника задачей,

которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение

заранее: в каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».

К.Д. Ушинский

Всем известно, что для того, чтобы достичь больших успехов и результатов в какой-либо области, требуется долгий и упорный труд, терпение, творчество. Невозможно достичь всего сразу. Шаг за шагом, не спеша мы подходим к желаемой цели, преодолевая путь от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от близкого к далекому.

Ученик должен понимать иноязычную речь, уметь читать литературу на изучаемом языке, уметь общаться на нем. Понятно, что такие способности не появляются у учащегося сами собой. Умение применять эти знания нужно планомерно и целенаправленно развивать. Кроме того, не менее важно знать, что умение, в свою очередь, основывается на навыках. Это навыки лексические (способность использовать и понимать лексические единицы), навыки грамматические (способность оформлять свое высказывание или воспринимать чужое согласно нормам изучаемого языка) и навыки произносительные (способность произносить речевые единицы в процессе речевой деятельности правильно орфоэпически и интонационно). Разумеется, в процессе речевой деятельности все три навыка слиты воедино, т.е. лексическая, грамматическая и произносительная сторона речевой деятельности неразрывны. Но такая неразрывность возникает не сразу. Чтобы ее добиться необходимо какую-то из сторон попеременно выдвигать на первый план и овладевать ею.

В этой курсовой работе подробно рассматривается лексическая сторона языка, а точнее методические приемы презентации лексики, используемые на начальном этапе обучения английскому языку в средней школе. Нами выбран именно начальный этап, т.к. с него начинается обучение английскому языку и от того, насколько грамотно и методически верно учитель будет использовать приемы введения новых лексических единиц, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах.

Нельзя не согласиться с английским методистом Г. Пальмером, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка. Так, он писал: «Take care of the first two stages and the rest will take care of themselves»1 .

Мы считаем данную тему очень актуальной и значимой в наши дни. Ей уделялось большое внимание и раньше, когда только начиналось обучение иностранным языкам. Перед педагогами всегда стоял вопрос: «Какие методы семантизации использовать для наиболее эффективного и продуктивного изучения лексических единиц?» Актуален он и сейчас.

Способы презентации лексики могут быть различными: это и наглядные пособия и интернациональный корень, и использование синонимов, антонимов, применение контекста и т.д. Многое зависит от творчества, воображения и способностей учителя, а также от индивидуальных особенностей класса.

Целью нашей курсовой работы является выявление и характеристика наиболее эффективных приемов семантизации лексических единиц на начальной ступени обучения, разъяснение их сущности, поиски способов совершенствования приемов.

Её задачи:

  1. изучить и проанализировать методическую, учебную, психологическую и педагогическую литературу;

  2. систематизировать полученные теоретические знания и практические умения по теме «Приемы семантизации лексики на начальной ступени обучения английскому языку».

  3. Обобщить педагогический опыт по заданной теме.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены различные приемы презентации лексики на начальном этапе и обозначены наиболее эффективные из них, опыт работы учителей-практиков, мнения студентов-практикантов и собственный опыт в применении разных способов знакомства с новыми лексическими единицами.

Предметом исследования является изучение некоторых приемов семантизации новых лексических единиц на начальной ступени обучения английского языка и их эффективность.

Объект изучения – отбор наиболее эффективных приемов введения лексики на начальной ступени обучения английскому языку.

Каждый педагог должен стараться сделать каждый урок интересным и запоминающимся; чтобы из урока в урок не был представлен простой список слов, который требуется заучить. Интересные и оригинальные приемы мотивируют детей на изучение английского языка, они с увлечением знакомятся с новыми лексическими единицами и непроизвольно запоминают их. Это обеспечивает успех в изучении языка с самого начала обучения и на дальнейших этапах.

Глава 1. Психолого-педагогические и методические особенности работы на начальном этапе.

    1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста и характеристика начального этапа обучения.

Прежде всего о том, что включается в начальную ступень обучения иностранному языку. Обычно ею называют II, III, IV классы начальной школы и V класс средней школы. Под начальным этапом в данной работе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета.

Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции требуется достаточно продолжительный срок, по мнению многих методистов, не менее двух лет, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средством изучаемого языка (говорение). Читать, т.е. понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, т.е. научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли.

Уроки начального этапа обучения очень специфичны. Их специфика вытекает и из возрастных особенностей учащихся и из задач, стоящих перед этим периодом, и из его содержания, и из того психолого-педагогического факта, что этот период начинает обучение. От того, какую основу заложит начало обучения, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Кроме того, именно на начальной ступени реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с её основными положениями.

Возраст учащихся начального этапа обучения – качественно иная ступень развития. Что необходимо учитывать при подборе учебных материалов, при выборе приемов работы, упражнений, при организации обучения. Гармоническое развитие детей этого этапа теснейшим образом связано с их способностями – особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности. Психологи установили, что именно возраст шести лет является наиболее благоприятным (сензитивным) для обучения чтению. Важно не упустить оптимальные сроки, тем самым способствуя своевременному психическому развитию, предупреждению его возможной задержки.

Во всякой деятельности различают цель и мотивы. Цель деятельности – это её осознаваемый результат. Но насколько ребенок способен осознавать результат и стремиться к нему, т.е. удерживать цель? Некоторые психологи считают, что на этой ступени развития у ребенка еще нет побуждений действовать целенаправленно и в основе его деятельности лежит увлечение самим процессом безотносительно к его результатам.

Учебная деятельность всегда направлена на результат. Но результат этот у детей на начальном этапе обучения своеобразен. Он заключается не во внешних изменениях (как это наблюдается в изобразительной или трудовой деятельности). А во внутренних, которые происходят в самом ребенке – в приобретенных им занятиях, умениях, навыках. Нацеленность, направленность на такой результат складывается у детей постепенно и в далеко не одинаковой степени.

Каждая деятельность побуждается определенными мотивами. Так ради чего шестилетние дети занимаются учебной деятельностью? Как они относятся к ней? Ответ на эти вопросы важен педагогу, поскольку учение приобретает для ребенка различный смысл. В зависимости от того, каков его мотив.

Особенности личности детей младшей ступени обучения создают дополнительные трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и ситуативны, поэтому во время учебных занятий у большинства детей они являются и поддерживаются только благодаря усилиям учителя. Завышенная самооценка, характерная для большинства детей, приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки. Они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда учитель говорит: «Ты сделал неправильно», - это воспринимается как «Ты плохой». Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке.

Обучение детей 6-7 лет предполагает щадящий режим (продолжительность урока не более 35 минут, в перерывах между занятиями физкультурные разминки, игры или прогулки, отсутствие домашних заданий), небольшой объем учебного материала, большое количество общеразвивающих занятий, особые программы и методы обучения.

Дети шести – семи лет быстро утомляются, выполняя одну и ту же работу, поэтому следует обеспечить смену разнообразных видов деятельности. В этом возрасте еще существуют значительные трудности с произвольным поведением. Конечно, ребенок уже может управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания» - ощущений, восприятия, представления. К младшему школьному возрасту эти познавательные процессы уже довольно развиты. Особо важную роль в этом играет усвоение ребенком сенсорных эталонов, принятых в обществе. Овладение сенсорными эталонами, как системой словесно-обозначенных образцов, качественно меняет восприятие ребенка. Как известно, настроение начального этапа может быть различным в отношении языкового материала, его объема, организации; последовательности в формировании и развитии устной и письменной речи; учета условий, в которых осуществляется учебно-воспитательный процесс; раскрытия потенциальных возможностей самого предмета в решении воспитательных, образовательных и развивающих задач, стоящих перед школой. Младший школьный возраст очень благоприятен для творческого развития. Например, четвероклассники способны решать проблемные задачи. Они прекрасно справляются с речемыслительными задачами типа: «Оцени…», «Докажи…», выясняют причины явления и делают выводы. Им интересно высказывать свое мнение о разных людях и предметах. Со слов некоторых методистов, практика показала. Что у отдельных учителей за первый год обучения учащиеся усваивают намного больше слов, чем это предусмотрено программой. Но многие педагоги, работающие с детьми младшего школьного возраста, чаще всего жалуются на отсутствие или недостаточное развитие сосредоточенности, устойчивости внимания детей. Установлено, что дети 6-7- лет способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10 – 15 минут. Это следует учитывать при обучении детей младшего школьного возраста.

С возрастом у детей увеличивается степень осознанности их отношения к педагогу. К 8 годам появляются элементы критического отношения к педагогу. В то же время ребенок принимает учителя за нравственный образец, независимо от эмоциональной привлекательности педагога. Школьники выделяют у взрослого поведенческие штампы, свидетельствующие о его власти. Для детей младшего школьного возраста характерна в основном положительная оценка педагога, пишет Коломинский Я.Л. Со слов многих психологов, следует учитывать то, что в младшем школьном возрасте еще продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы начинают оформляться такие важные личностные качества как инициативность, воля, независимость. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет очень много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого «снизу вверх». Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает новый социальный статус. Меняются интересы и ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длинный путь становления. Ее развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются именно на начальном этапе. Доминирующей функцией у детей этого возраста становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. У ребенка появляются логически верные рассуждения. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника и неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. По единодушному мнению всех психологов и педагогов, каждый ребенок – личность.

Что же характерно для ребенка на младшей ступени обучения и что следует учитывать педагогу при работе с детьми на данной ступени?

  • Во-первых, чувство «взрослости», стремление к равноправию во взаимоотношениях со взрослыми.

  • Во-вторых, влияние его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми на успехи ребенка. Повышение значимости мнения одноклассников по сравнению с мнением учителя.

  • В-третьих, стремление утвердить себя в коллективе любыми способами, иногда и не очень достойными.

  • В-четвертых, повышение самосознания: ребенок начинает задумываться над вопросом: «Какой я?»

Эти особенности оказывают решающее влияние на деятельность ребенка, его личный опыт, на его интересы и желания, эмоции, мировоззрение, на его статус в коллективе.

Из всего вышесказанного следует, что начальный этап обучения является одним из самых сложных и требует огромного труда и терпения. Одной из важнейших задач его является формирование положительного отношения к изучению новых знаний, а также создание внутренней заинтересованности школьников в каждый момент обучения.

Таким образом, прежде чем начать обучение детей на младшей ступени обучения, учителю необходимо получить представление об этой возрастной категории и основных тенденциях развития ребенка. Он должен тщательным образом познакомиться с учащимися своих групп, знать уровень их общего развития, успеваемость по разным предметам, учитывая в тоже время все богатств индивидуальных различий. Будущий педагог, интересующийся внутренним миром ребенка. Его радостями и проблемами, еще со студенческих лет научится внимательно и бережно относиться к каждому ребенку, с которым ему доведется работать. И только при таких условиях процесс обучения на начальном этапе будет успешным, продуктивным и эффективным для последующих ступеней обучения.



    1. Особенности работы на начальной ступени обучения иностранному языку.

Следует подчеркнуть, что раннее обучение иностранному языку в нашей стране не является чем-то новым. В разное время оно вызывало к себе разное отношение. Так, еще в конце XIX века раннее обучение иностранному языку в России было обычным явлением, особенно в дворянских семьях. Вопросы обучения находились в фокусе внимания педагогической общественности, журналов. С одной стороны, в психолого-педагогической литературе отмечалась несомненная польза изучения иностранного языка в раннем возрасте, как говорит Филатов В.М., а с другой– выражалось и явно негативное отношение к раннему обучению иностранному языку. Даже такой великий педагог, как К.Д. Ушинский выступал против раннего изучения иностранного языка. Но причины этого были не столько психолого-педагогическими, сколько социальными. Ведь, как известно из истории XIX века, изучение иностранного языка в раннем детстве было доступно лишь детям представителей имущих классов. И знание иностранного языка , таким образом, выделяло одних детей среди других и носило антидемократический характер. В настоящее время в России на повестку дня поставлено повсеместное введение раннего обучения иностранному языку со второго, а по некоторым источникам, и с первого класса общеобразовательной средней школы. Многочисленные эксперименты, проведенные в нашей стране, еще раз подтвердили наличие огромного развивающего потенциала раннего обучения иностранному языку.

Каждый этап обучения имеет свои задачи, являющиеся частью конечных требований. Учебно-образовательными задачами младшей ступени обучения иностранным языкам являются такие задачи как: формирование у детей навыков и умений самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на английском языке (в рамках отобранных тем и ситуаций), а также приобретение элементарных страноведческих знаний о странах изучаемого языка.

Для успешного формирования лексических навыков у детей на младшей степени обучения важно знать основные положения, определяющие стратегию и тактику обучения английскому языку на начальном этапе, считает З.Н. Никитенко.

  1. Английский язык усваивается как средство общения. Дети изучают его в процессе заинтересованного общения и взаимодействия друг с другом. Все речевые действия малышей направлены на решение коммуникативных задач и реализацию определенных целей и мотивов общения. Школьники всегда четко представляют себе цель своего речевого действия и то, ради чего они его выполняют. Что позволяет создавать мотивы общения? Игровая основа обучения. Включение процесса обучения английскому языку в контекст игровой деятельности позволяет создавать все условия общения. Вот пример речевой задачи, в которой есть игровой мотив и цель речевого действия: «Злой волшебник заколдовал наших зверей, домашних животных, птичек и т.п. Чтобы их расколдовать (мотив), нужно сказать, какого цвета твоя собачка, кошка, рыбка и т.п. (цель)»2. Таким образом, коммуникативная задача – общая для всех, речевой образец тоже общий (My dog is brown), а коммуникативное намерение у каждого ребенка свое:

P1: My cat is white.

P2: My fish is red.

P3: My fox is orange.

Конечно, и игровая ситуация, и речевая задача предлагаются детям на родном языке, т.к. выражая их на иностранном, трудно вызвать у детей желание общаться и взаимодействовать.

Игра, как основной способ обучения, позволяет организовать тренировку и употребление средств общения без повторения заученного, т.е. представить все упражнения как коммуникативные.

2. Дети овладевают языком не на основе имитации, а осознанно. Это позволяет учителю обеспечить сознательную ориентировку в средствах общения с опорой на образцы общения на родном языке. Учащиеся всегда видят смысл в выполнении своих действий. (Исключается механическое воспроизведение их на основе имитации). Именно осознанность является необходимым условием самостоятельного комбинирования детьми усвоенного материала в различных ситуациях общения.

В реальной жизни мы никогда не произносим слова просто так, употребление слова всегда обусловлено мотивом и целью. Поэтому учителю следует подумать как о мотивации ознакомления в целом, так и о мотивах каждого задания и упражнения. Если не делать этого, общение и взаимодействие не состоятся, останутся лишь формально выполняемые операции.

Работа со словом начинается с ознакомления. Значение слов раскрывается в основном через показ предметов, картинок или действий, а если в этом есть необходимость, то через перевод. На начальном этапе предлагаются проблемные истории. Основная задача, которая решается с помощью данного приема – помочь учащимся осознать, что эти слова им нужны.

Конечно чтобы работа по овладению лексикой на начальном этапе была более продуктивной, учителю необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Т.к. дети младшего школьного возраста быстро утомляются, нельзя давать задания, требующие длительного сосредоточения взора на одном предмете, выполнения серии монотонных точных движений и т.п. Т.к. ребенок стремится все изучить в наглядно-образном и наглядно-действенном планах, большое место должно отводиться его практическим действиям с предметами, работе с наглядным материалом. Ребенок этого возраста лучше усваивает программу в игровой форме, чем в стандартной ситуации учебного занятия. Поэтому на начальной ступени необходимо постоянное включение в урок элементов игры, проведение специальных развивающих и дидактических игр. По словам Е. И. Пассова, научить работать детей на уроках и дома – вот еще одна задача обучения на начальной ступени. «Не следует думать, что ученик до всего дойдет сам. В конечном итоге, он, конечно, овладеет приемами учения, но гораздо полезнее для дела. Если этому научит учитель, т.к. он может предложить наиболее рациональные приемы» - пишет он. В.А. Сухомлинский говорил, что овладение знаниями непосильно для ученика главным образом потому, что он не умеет учиться.

Важным средством в процессе обучения на начальном этапе является педагогическое общение с детьми. Ш.А. Амонашвили пишет: «Проводи уроки по строгим традиционным правилам – идите смирно! Держите руки за спиной! Не шевелитесь! Слушайте меня! и т.д. и т.п. – и дети сразу начнут скучать, зевать. Задавай им занятия со всей строгостью и серьезностью, так сказать, в чисто дидактическом духе – и детям скоро надоест учиться». Живая, эмоциональная, выразительная речь педагога, пропитанная доверием и уважением к ребенку, шуткой и юмором, не может оставить безразличным ученика, не пробудить его внимания. Ребенок с большой доверчивостью относится к своему учителю

Из всего сказанного становится очевидней тесное взаимодействие обучаемого и обучающего в учебном процессе, что должно определять учет особенностей работы на начальной ступени обучения. Методы, используемые учителем, должны отражать его организующую, обучающую и контролирующую функции и обеспечивать учащемуся возможность ознакомления, тренировки и применения учебного материала и, таким образом достижения стоящих перед ним целей в изучении иностранного языка.

  1   2   3