Главная страница

«Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества»


Скачать 71.69 Kb.
Название «Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества»
Дата 11.03.2016
Размер 71.69 Kb.
Тип Урок

Конспект урока по музыке

в 6 классе

„Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества”

Учитель музыки – Титова С.Р.

2013-2014 год


Тема четверти: «В чем сила музыки?».

Тема урока: «Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества».

Цели: на материале урока показать единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки и их связь с жизнью.

Задачи: - увлечь учащихся музыкой; помочь учащимся глубже оценить правдивость и высокую художественность, воплощенную композитором; проверить знания учащихся о жанре «концерт», «полифонии», понимания ими термина «a capella»; направить внимание ребят на поиск изобразительных деталей в музыке, связанных с ее образным содержанием; познакомить с жанром хорового концерта; с понятием «речевая декламация»;

- воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке, к искусству; музыкальную культуру учащихся; любовь к Родине, к живой природе; слушательскую и исполнительскую культуру;

- развить любовь к музыке; творческое воображение; навык вслушивания в музыку; желание выразительно исполнить музыку; музыкальные способности детей; певческий голос; эмоционально передать в своем исполнении настроение и характер музыки; показать взаимосвязь музыки с другими искусствами; артистические способности.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: словесный, наглядный, размышления о музыке, индукции и дедукции, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, эмоциональной драматургии, сравнительный анализ, обобщение, тест-экспресс, прием коллективных ответов,

Музыкальный материал:

1. «Хорошо, что есть каникулы» Д.Львов – Компанеец, С.Богомазов.

2. «Увели нашу подружку» - IV часть концерта для смешанного хора «Лебедушка» В.Салманова.

3. «Лебедушка» русский народный танец (фрагмент).

4. «Лебединая верность» Е.Мартынова, А.Дементьев.

Дополнительный материал: стихотворение «Белые лебеди», репродукция картины «Хоровод» Е.Биткина, фотографии лебедей.

Оборудование: фортепиано, ноты, доска, карточки – оценки, CD, телевизор.

Мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, DVD.
Ход урока

I.Вход в класс. (Звучит песня «Хорошо, что есть каникулы» Д.Львова - Компанейца).
II.Приветствие.
III.Вокально-хоровая работа над песней «Хорошо, что есть каникулы» Д.Львова - Компанейца.
IV.Введение в тему урока.
У: - Сегодня хочу познакомить вас с фрагментом из хорового концерта современного композитора В.Салманова «Лебедушка». (Слайд 2.)

Вспомните, пожалуйста, что такое концерт.

Д: - Концерт – это состязание, какого – либо инструмента и симфонического оркестра.

У: - Давайте обратимся для проверки к «Музыкальному словарику». (Слайд 3.) (Учитель зачитывает.) Ну что же, молодцы!
В.Салманов. (Слайд 4.)
У: - В. Н. Салманов (1912, Петербург – 1978, Ленинград) – выдающийся советский композитор. С детства учился играть на фортепиано под руководством отца. В 1941г. он окончил Ленинградскую Государственную консерваторию им. Н.Римского – Корсакова и почти сразу же отправился на фронт. Пройдя всю войну, он вернулся к творческой деятельности, создав Первый струнный квартет, скрипичную сонату, песни и романсы на слова Блока и Есенина. В сочинениях этого периода проявляется влияние военных впечатлений. В 1950-е он пишет ряд крупных сочинений, в том числе сюиту «Поэтические картинки» по Андерсену и поэму-ораторию «Двенадцать» на текст Блока.

Наибольшую известность получили поздние сочинения Салманова - Вторая, Третья и Четвёртая симфонии, Скрипичный концерт, струнные квартеты.

Важное место в творчестве композитора также принадлежит вокальной музыке. Широкое признание получили хоровые сочинения Салманова, в которых гармонично претворяются элементы русского фольклора. Салманов - один из композиторов, возродивших жанр хорового концерта и наполнивших его новым содержанием.
Сегодня вам предстоит самостоятельно разобраться, что представляет собой хоровой концерт. А пока подумайте, почему композитор назвал свое произведение «Лебедушка»?

Д: - Наверное, ему нравились эти птицы (и пр.).

У: - Лебедь птица необыкновенная. (Слайд 5.) Она не может не нравиться. Живут они обычно дружными семьями. Существует древнее поверье, что лебедь поет один раз в жизни – перед смертью («лебединая песня»). Стая окружает умирающего лебедя и плывет вокруг него до последней минуты. Когда умирает лебедушка, от тоски по ней умирает ее лебедь. По этому поводу хочется прочитать вам стихотворение «Белые лебеди», фамилия автора, к сожалению, не известна (Слайд 6.):


Белые лебеди

Нет любви нежнее и вернее,

Чем у диких белых лебедей.

Нет сердец ранимей, горячее,

Не найти любви похожей у людей.

Пара лебедей все время вместе,

Не изменят, не уйдут, не предадут,

В белом оба, будто – бы жених с невестой,

Счастье лебединое хранят и берегут.

Ну, а если, вдруг один погибнет,

То другому тоже не прожить,

В высоту поднимется, застынет,

Попрощается он с солнцем, рухнет вниз…

И о землю лебедь разобьется,

А душа и сердце в небеса скорей,

Там на небесах, я слышу, льется,

Плачем тихим песня лебедей.
Лебедь – красивейшая, царственно величавая птица. Недаром в народе говорят про красивую, стройную девушку: «плывет, словно лебедь».
Музыкальная разминка

У: - Давайте, и мы попробуем изобразить «лебединую походку». Тихо встаем. Начинают первое предложение мелким шагом на носочках девочки. Руки движутся синхронно вверх, потом вниз (смена направления движений на каждую долю). Как только мелодия зазвучит в нижнем регистре (второе предложение), выступают мальчики с теми же движениями. Третье музыкальное предложение танцуем все вместе. (Слайд 7.)
V. Работа по теме урока. Хоровой концерт «Лебедушка» В.Салманова. Слушание и анализ IV части («Увели нашу подружку»).
У: - Свою «Лебедушку» В.Салманов написал на народные слова о том, как увел лебедь лебедушку из одной стаи в другую, и как тоскливо стало без лебедушки в родной ее стае. Сегодня вы услышите IV часть этого концерта – «Увели нашу подружку». (Слайд 8.)
(Звучит IV часть хорового концерта - «Увели нашу подружку».)
У: - Кто исполнял эту музыку?

Д: - Смешанный хор без сопровождения – a capella.

У: - Были ли солисты?

Д: - Да. Был один солист – тенор (высокий мужской голос).

У: - Какую новую особенность услышали в исполнении?

Д: - Большую часть сочинения хор не поет, а говорит – то тише, то громче, то шепотом, но всегда в определенном ритме.

У: - Такой прием исполнения называется «речевая декламация» (Слайд 9.) Очень часто он встречается в современной музыке.

У: - Есть ли в музыке изобразительные моменты?

Д: - Да. Шепот хоровых голосов не только выражает растревоженность лебединой стаи, но и изображает журчание воды.

У: - Есть ли в музыке контрасты?

Д: - Есть постоянный контраст между хором и солистом: хор тихо, быстро проговаривает слова, мелодия солиста распевная, плавная.

У: - Послушайте эту музыку ещё раз. Удалось ли композитору создать произведение в народном духе? (Слайд 10.)
(Повторное слушание IV части хорового концерта - «Увели нашу подружку».).
Д: - Композитору удалось создать произведение в народном духе. В музыке, как и в поэтическом тексте, присутствуют распевы, повторение фраз, одновременное звучание солиста – тенора и хора создает своеобразную полифонию – все это характерно для русской народной музыки.
VI.Обобщение.
У: - Удалось ли композитору правдиво воссоздать жизненную ситуацию, отраженную в этой части концерта?

Д: - Удалось.

У: - Понравилась ли вам музыка IV части хорового концерта В.Салманова?

В: - Да.

У: - Что представляет собой хоровой концерт? (Ответы учащихся.)

У: - Давайте посмотрим в «Музыкальный словарик» и проверим правильность ваших ответов. (Слайд 11.) (Учитель зачитывает вслух.) Молодцы!

У: - Предлагаю в заключение урока сделать тест – экспресс. Готовы?

Д: - Готовы!

У: - Удачи! (Слайд 12.) (Учащиеся выполняют задание.)

У: - Молодцы! Вы хорошо постарались. Мне очень хочется сделать вам подарок. Это очень красивая, трогательная, нежная песня - «Лебединая верность» композитора, певца Е.Мартынова. (Слайд 13.)

(Звучит песня «Лебединая верность» Е.Мартынова.)

У: - Вам понравилась песня? (Да.)

VII.Итог.
У: - У писателя Б.Васильева есть произведение под названием «Не стреляйте в белых лебедей!», т.е. берегите красоту жизни, красоту человеческой души… Пусть эти слова станут для вас неким девизом. (Слайд 14.)
Прощальная попевка.

Выход из класса. (Звучит фрагмент песни «Лебединая верность» Е.Мартынова.)
Использованные материалы:
1. Л.Михеева. Музыкальный словарь в рассказах. «Советский композитор», 1988г.

2. Программа по музыке 1 – 8 классы под руководством Д.Кабалевского, «Просвещение», 2006г.

3. Музыка в 4 – 7 классах, «Просвещение», 1986г.

4. Хрестоматия музыкального материала для 6 класса.