Главная страница

Коу во «Бутурлиновская школа интернат VIII вида» Страшко Светлана Павловна воспитатель


Скачать 35.46 Kb.
Название Коу во «Бутурлиновская школа интернат VIII вида» Страшко Светлана Павловна воспитатель
Дата 09.03.2016
Размер 35.46 Kb.
Тип Документы

КОУ ВО «Бутурлиновская школа – интернат VIII вида»

Страшко Светлана Павловна воспитатель.

Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка.

В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают ребёнка к действию, развивают активность, отзывчивость, жизнерадостность.
Постоянное эмоциональное общение между членами семьи является одним из важных условий семейного воспитания. Если отношения между родителями не сложились, взаимные упрёки на глазах детей, то авторитета родителей в такой семье не бывает.

Отсутствие постоянной линии воспитания создаёт в семье обстановку, с одной стороны, бесконтрольности, распущенности, с другой – напряжения, порождает отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз. Например, в моем классе, у Влада А. отношения с родителями весьма неустойчивы и причиняют мальчику душевную травму. Родители несколько раз разводились, вновь жили совместно, затем опять развод и деление детей по принципу: «Кого ты больше любишь?» Но в этой ситуации страдает только ребенок. Влад переживает, делается замкнутым, а порой и агрессивным к детям, на лице гримаса, глаз дергается.

В многодетной семье дети воспитываются лучше. Но и одного ребёнка можно правильно воспитать, если постоянно давать чувствовать, что он не один, что должна проявляться забота о каждом члене семьи. От ребёнка необходимо требовать внимания и заботу к каждому взрослому, создавая для этого условия, в практике мы наблюдаем обратное. Например, ребёнка угостили. Он спешит разделить конфету с мамой, с папой, те отказываются под разными предлогами, чтобы ребёнку больше досталось: «Не хочу, зубы болят», «Не хочу, не люблю конфет». Наташа Б. единственная дочь у родителей, любит, чтобы все было только ей. Часто из дома она привозит игрушки и на просьбу: «Дай посмотреть» отвечает: «Не дам! Моё!»

Формирование личности определяется всем образом жизни семьи. А.С. Макаренко называл его «…общим тоном семьи». Он действует на ребёнка независимо от отца и матери, а подчас даже вопреки им. Общий тон семьи создаётся личностью родителей. В семье, где отец и мать не делят домашние заботы на «женские» и «мужские», одинаково уважительно и заботливо относятся друг к другу, своим родителям, детям, ребёнок видит примеры доброго отношения к людям. С раннего возраста малыш живёт в обстановке положительного отношения к окружающим, любви, дружбы, доверия, взаимопонимания». Арсен Г. Из многодетной семьи, но в семье дружные отношения нет разделения труда, поэтому дети очень дружные и трудолюбивые. Дети уважают родителей, с почтением относятся к старшим членам семьи.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений ребенка с родителями.

1. Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей.

2. Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается.

3. Равнодушные и жестокие родители - еще более тяжелый случай. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

4. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля - гипооᴨȇка - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

5. Гиᴨероᴨёка - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

В настоящее время очень остро стоит проблема влияния семьи на развитие детей. Безнадзорность, девиантное поведение, чрезмерная агрессия, жестокость у детей, алкоголизм, насилие… этот список можно продолжать до бесконечности. Наконец, просто замкнутость, частые депрессивные состояния у детей, малообщительность и неуверенность в себе - все это зачастую результат нарушения семейных взаимоотношений. Детям не хватает ласки, любви, внимания и просто общения с родителями. Ребенок должен чувствовать, что его любят, ценят, уважают, он должен видеть, что в нем нуждаются, что с ним хотят общаться.

Каким станет ребенок, чего он добьется и как устроит свою жизнь, зависит от его семьи и от того, какую модель поведения ему дадут его родители.

Литература:

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.

Детская психология: типы семейных отношений [Электронный ресурс] - режим доступа: http://azps.ru Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. - М., 1993.

Зинченко, Мещериков // Психологический словарь. -М., 1999.