Главная страница

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений


Скачать 100.54 Kb.
Название Коррекционная работа по развитию фонематического слуха у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений
Дата 11.02.2016
Размер 100.54 Kb.
Тип Документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 189 «Солнышко» комбинированного вида


«Коррекционная работа по развитию фонематического слуха у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»

Трегубова О.А. - учитель-логопед

2014г.

В отечественной логопедии существует достаточно большой теоретический, практический и методический материал, для изучения и развития фонематического слуха у дошкольников.

Несовершенный фонематический слух, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка .

Речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами, общей смазанностью, «сжатой» артикуляцией, недостаточной выразительностью и чёткостью речи. Такие нарушения непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха. Г.В. Чиркина указывает, что без специального коррекционного воздействия ребёнок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведёт к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Коррекционное воздействие осуществляется строго в соответствии со специальной программой обучения и воспитания детей с ФФНР, разработанной отдельно для каждой возрастной группы. Авторами специализированной программы для детей старшей группы являются Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; программа для дошкольников подготовительной группы была составлена Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой.

В процессе обучения детей с ФФНР в условиях специального детского сада решаются следующие задачи:

- сформировать у детей фонетическую систему языка, т.е. уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, а также исправить произношение нарушенных звуков;

- развить у них полноценный фонематический слух и восприятие, т.е. с помощью специальных приёмов научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;

- сформировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, т.е. развить умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово - из слогов (синтез);

- на основе аналитико-синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторых элементов грамоты.

Программа коррекционного обучения делится на три периода. Каждый период содержит определённый объём учебного материала, планируемый для изучения на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях. Так, определён следующий порядок изучения звуков на фронтальных занятиях: у, а, ау, ауиэ, о, ауио, ы, п. пь, т, к, кь, птк, х, хь, ль, йот, ы-и, с, сь, з-зь, сь-зь, ц, б-п, ш-ж, с-ш-з-ж, л, р, ль-рь, р-рь, ль, л-р-ль-рь, ч, щ, ч-щ. Помимо этого, дошкольники изучают слова двусложной слоговой структуры с открытыми слогами (косы), двусложные слова с закрытым слогом и со стечением согласных звуков (сумка).

Перед работой над фонематическим слухом необходимо провести подготовительные упражнения на развитие слухового внимания, развитие речевого слуха. Поэтому целесообразно выделить два этапа по формированию фонематического слуха.

1. Подготовительный этап. Цель: формирование базы для развития фонематического слуха.

В содержание этого этапа входит работа по развитию слухового восприятия, внимания, памяти и по развитию речевого слуха.

Работа по развитию слухового восприятия проводится по направлениям: восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, действий; дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы...); дифференциация по темпу (быстро – медленно); дифференциация по ритму (ритмические рисунки); дифференциация по силе звучания (громко – тихо).

Работа по развитию речевого слуха проводится на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по направлениям: дифференциация по тембру, силе голоса, интонации, высоте. Параллельно должна проводиться работа по развитию речевого внимания, памяти.

2. Основной этап. Цель: развитие фонематического восприятия.

Работа по формированию фонематического восприятия проводится в такой последовательности: 1) дифференциация слов, близких по звуковому составу; 2) дифференциация слогов; 3) дифференциация фонем. Сначала проводится дифференциация гласных, затем согласных звуков.

Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя игровые методы. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению и вытеснению фиксирования ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

Игровое упражнение – это осуществляемое в игровой форме повторное выполнение действия с целью его усвоения. Также игровое упражнение можно определить как прием обучения, с помощью которого в процессе игровой деятельности у детей формируются умения практического использования полученных знаний.

Игровые упражнения имеют большое образовательное значение, они тесно связаны с обучением на занятиях, с наблюдениями в повседневной жизни. Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игровые упражнения служат поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.

В основе системы коррекционно-развивающих игровых упражнений лежат следующие принципы: совмещение в деятельности ребёнка элементов игры к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры; повышение умственной активности ребёнка в решении учебных задач; единство обучающих и воспитательных воздействий; органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребёнка и постепенный переход к более интенсивной умственной работе.

Коррекционно-развивающие игровые упражнения характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила. Всё это определяется целью игры, то есть тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игровых упражнений всегда имеет два аспекта: 1) познавательный, то есть то, чему мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим уму передать; 2) воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям. В обоих случаях цель должна формулироваться не как передача знаний, умений, навыков, а как развитие психических процессов или способностей ребёнка. 

В игровой форме предлагаются задания по развитию слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, формированию элементарных навыков звукового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений. Задания направлены на определение правильно и неправильно прозвучавших слов; выделение заданного звука на фоне ряда звуков, слогов, слов; запоминание и воспроизведение звуковых и слоговых рядов различной длины; анализ и синтез слогов, слов, предложений; исправление неправильно произнесённых слов и предложений.

Система упражнений по развитию фонематического слуха и восприятия у  детей с ФФНР также реализуется поэтапно.

I. Подготовительный этап. Цель: формирование базы для развития фонематического слуха и восприятия.

Реализация этой цели предполагает:

1. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти. Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями:

- Игра «В мире звуков». Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Описание игры: логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду. Этой игрой можно закончить занятие на тему «Формирование представления о звуках». Подводя итог занятия, логопед может предложить детям эту игру, а затем спросить, как можно назвать одним словом, все, что они слышали (это звуки).

- Дифференциация звучания по темпу: игра «Угадай, кто идёт».

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.

Описание игры: логопед показывает картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда взрослый быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи. Эту игру можно предложить детям во время динамической паузы на фронтальном занятии на тему «Слова – действия».

- Дифференциация по силе звучания: игра «Тихо - громко!». Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: музыкальные инструменты.

Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений. Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии.

2. Развитие речевого слуха.

- Дифференциация голосов по тембру: игра «Угадай, чей голос?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал. Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.

- Дифференциация голоса по интонации: игра «Хорошо».

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации.

Оборудование: картинка с изображением мальчика, картинки-схемы, изображающие эмоции.

Описание игры: логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит, что этот малыш произносит только одно слово – хорошо. Логопед просит ребенка определить по голосу, когда мальчик радуется, когда грустит, когда удивляется, и показать соответствующую картинку.

3. Развитие речевого внимания:

- Игра «Будь внимателен». Цель: развитие речевого внимания.

Логопед выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их. Это задание можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Слова-действия».

II. Основной этап работы. Цель: развитие фонематического восприятия.

  1. Дифференциация слов, близких по звучанию:

- Игра «Запомни слова». Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком, кот, сок).

Описание игры: логопед называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности. Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия. Например, при изучении темы «Знакомство с предложением», можно предложить картинки: лиса, свекла, лук, дуб, слива, роза, сук. В конце игры можно попросить ребят разделить картинки на три группы: что можно увидеть в лесу, в саду, в огороде.

- Игра «Телефон». Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Описание игры: логопед говорит на ухо ребенку слог, ребенок повторяет вслух. Логопед называет тот же или оппозиционный слог. Дети должны определить, правильно ли повторил логопед. Глухие и звонкие согласные в этой игре не дифференцируются. Эту игру можно использовать в основной части фронтального занятия, меняя ряды слогов в соответствии со звуками, изучаемыми на данном занятии.

  1. Дифференциация фонем.

- Различение изолированных звуков, связанных с конкретными образами: игра «Медведица и медвежонок».

Цель: развитие фонематического слуха.

Оборудование: ширма, игрушки (большой и маленький медведи).

Ход: логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости. Из-за ширмы появляется медведица и здоровается: «Ы-Ы-Ы», потом медвежонок: «И-И-И». Потом они уходят за ширму. Ребенок должен догадаться, кто его зовет. (Логопед за ширмой произносит звуки «и», «ы»). Эту игру можно провести в организационном моменте индивидуального занятия после изучения темы «Звук [ы], буква “Ы”». Затем можно провести психогимнастику, предложив изобразить маленького медвежонка па прогулке в лесу.

В целом, реализация данных направлений должна идти на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях, проводимых в соответствии с календарным планом логопедической работы в виде различных игровых заданий, органично входящих в этапы занятий.

Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях дошкольного образования предусматривает единство основных направлений и работе: постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слов. Коррекционная работа должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приёмы должны зависеть от уровня речевого развития, и от степени снижения фонематических процессов.

Таким образом, анализ литературы демонстрирует, что все исследователи в коррекционно-логопедической работе указывают на важность развития звукопроизношения и фонематического процессов у детей с ФФНР. Использование игровых упражнений в работе логопеда, способствует и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.