Главная страница

Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа


Скачать 97.12 Kb.
Название Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа
Дата 04.03.2016
Размер 97.12 Kb.
Тип Урок

Интегрированный урок в 8 классеc:\users\max\pictures\8.png

(литературно-музыкальное искусство)

по рассказу Л.Н. Толстого "После бала".
Учитель русского языка и литературы

МБОУ ЕСОШ №1

Терещенко Оксана Юрьевна
20 февраля 2014 г.

c:\users\max\pictures\0a0697d5ff48b9ae75541ff179a7a0ba.jpg
Тема: "Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа"

Цели:

Личностные: Воспитание у учащихся милосердия, гуманности, чуткого отношения к человеку, неприятия насилия над личностью.

Метапредметные: Выявить особенности контраста как литературного и музыкального приёма, позволяющим определить идею и тему любого произведения.

Предметные: Посредством анализа рассказа раскрыть писательский замысел и идейные особенности произведения.

Оформление, оборудование, инвентарь:

Доска для записи опорных слов и выводов, иллюстрации к рассказу, тетради по литературе, текст рассказа, мультимедийная установка, презентация, аудиокнига «После бала»

Ход урока:

  1. Актуализация первичного опыта учащихся. Психологический настрой.

Представим поздний вечер. Лев Николаевич за работой... Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строго судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с мыслью о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания - "прогнания сквозь строй". Но рассказ "После бала" выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность. Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает - это цель нашего урока.

Звучит полонез.

На фоне музыки:

- Сегодня у нас необычный урок – урок, на котором соединятся в одно целое две могущественные стихии, способные сыграть на самых тончайших струнах человеческой души. Пройдёт пара минут, и вы сами поймёте о чём я сейчас говорю.

Стихия музыки — могучая стихия.
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.



Она и не видна и невесома,
И мы ее в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде, растворена по всем.



Покинув помещенья нежилые,
Вселившись в дом высокий, как вокзал,
Все духи музыки — и добрые и злые –
Безумствуют, переполняя зал.



Сурова нитка музыкальной пьесы –
Верблюд, идущий сквозь ушко иглы!
Все бесы музыки, все игровые бесы,
Играючи, хотят моей игры.



Есть в музыке бездумное начало,
Призыв к свободе от земных оков.
Она не зря лукаво обольщала
Людей на протяжении веков.


Евгений Винокуров

Музыка… Тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека, чувство в чистом, почти материальном виде, музыка – это когда слова больше не нужны, потому что язык её универсален, музыка – это когда слова не так уж и важны, потому что они появятся после. Появятся сами собой, сложатся в рифмованные строки, заживут своей собственной жизнью, вдохновят кого-то…

И всё-таки поэты находят слова, прислушиваясь к эоловой арфе своей души, находят, отвлекаясь от всего суетного и возносясь ввысь с хороводом звуков, находят этим звукам имена – и тогда Музыка идёт под руку с Поэзией.

Её Величество Музыка никогда не фальшивит, равно как и душа настоящего Поэта, вот почему они – одно целое.

- И сегодня на уроке мы попытаемся увидеть эту удивительную связь двух стихий - слова и музыки.

- Вы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «После бала».
- Понравился ли вам этот рассказ? О чём он?
- Что потрясло вас в рассказе, заставило задуматься, переживать?
- Как автору удалось достичь этого? Какими художественными средствами?

Ответы детей: эпитеты, прием контраста, синтаксические средства


  1. Целеполагание. Решение проблемной ситуации.

Ситуация выбора в процессе выполнения самостоятельной работы.

Задания (по группам):

- Из первой части рассказа выписать эпитеты, изображающие бал у губернаторского предводителя (1 группа).

- Из второй части рассказа выписать эпитеты, помогающие изобразить сцену наказания солдата (2 группа).

(Работа с опорными схемами)

На доске (заготовка)

I вариант смотрит, какими эпитетами обрисован праздник у предводителя:

бал чудесный,

зала прекрасная,

буфет великолепный,

музыканты знаменитые; музыка звучит беспрерывно.

Варенька - в белом платье, в белых перчатках. У нее - "сияющее... лицо, ласковые, милые глаза..."

Отец Вареньки - красивый...

Иван Васильевич - доволен, счастлив...

II вариант смотрит, какими эпитетами обрисована вторая часть, после бала:

В другой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, и перед пораженным наблюдателем развертывается странная картина наказания:

Улица: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке

Солдаты в черных мундирах

Музыка: неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.

Полковник все тот же - с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Иван Васильевич- стало неловко и неприятно, была на сердце тоска

Целеполагание:

- Какое из названных средств позволяет ярче раскрыть идею рассказа?

- Как мы сформулируем тему урока?

Запись темы на доске.

- Итак, над чем мы сегодня будем работать?

Ответы детей. Добавления учителя, конкретизация.

  1. Работа с текстом (композиция рассказа).

Учитель:

- Что необычного вы заметили в построении рассказа? От чьего лица ведётся повествование?

(Повествование ведётся от лица рассказчика. Рассказ в рассказе. Он состоит из двух частей: описание бала и то, что произошло после бала.)

- И то не случайно. Уместно будет поговорить об истории создания рассказа. В ходе подготовки к уроку вы работали над отдельными вопросами из схемы анализа эпического произведения (№1). Итак, слушаем……

В основе рассказа лежат события, произошедшие со старшим братом Льва Николаевича Толстого — Сергеем. В ту пору Лев Николаевич, будучи студентом, жил в Казани вместе с братьями. Сергей Николаевич был влюблён в дочь военного начальника Л. П. Корейша и бывал у них в доме. Но после увиденного им избиения беглого солдата под руководством отца девушки, чувства влюблённого быстро охладели, и он отказался от намерения жениться.
Эта история так прочно осела в памяти Толстого, что он много лет спустя описал её в этом рассказе. До того, как этот рассказ получил своё окончательное название, он назывался «Дочь и отец» «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…». .
Упоминаемый Толстым в рассказе «девический институт» — это Казанский Родионовский институт благородных девиц, располагавшийся тогда на окраине города. Место, где «гоняли татарина за побег» , теперь является улицей Льва Толстого.

- Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина XIX века?

- …., накануне нашего сегодняшнего урока получила задание: самой узнать о самых ярких особенностях русского бала XIX века и, конечно же, познакомить нас с ними.

- В то время танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времени, так и от современной.

В жизни русского столичного дворянина XVIII-начала XIX в.в. время разделялось на две половины: пребывание дома было посвящено семейным и хозяйственным заботам – здесь дворянин выступал как частное лицо; другую половину занимала служба – военная или статская, в которой дворянин выступал как верноподданный, служа государю и государству. Противопоставление этих двух форм поведения снималось в венчающем день «собрании» на балу или званом вечере. Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина: он не был ни частным лицом в частном быту, ни служивым человеком на государственной службе – он был дворянин в дворянском собрании, человек своего сословия среди своих.

Основным элементом бала были танцы, которые служили организующим стержнем вечера, задавали тип и стиль беседы.

- Бал начинался польским полонезом. Звучание этого танца вы услышали сегодня в начале урока. Каков характер музыки полонеза?

Ответы детей: торжественный, спокойный, неторопливый, величавый танец-шествие.

- Второй бальный танец – вальс.

- Своё происхождение он ведёт от неторопливого и плавного крестьянского танца лендлера - польки. Он был распространён в Австрии, Германии, Чехии. В XIX веке вальс стал популярным по всей Европе.

- По своему настроению вальс…

Ответы детей: напевный, плавный, лиричный.

- Да, ему свойственны мелодическая напевность, плавность движения, искренность и непосредственность в передаче чувств, а также простота выразительных средств, что сделало его по сравнению с другими танцевальными жанрами особенно популярным.

- Итак, добро пожаловать на русский бал!

(исполнение вальса)

  1. Изучение нового материала

Учитель:

- Обратимся к тексту рассказа и погрузимся в атмосферу русского бала XIX века. Тем более, что автор нам достаточно подробно описывает всё происходящее.

! Аудиокнига (прослушивание)

- Какой танец описан автором более подробно?

- Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка звучит в ушах рассказчика и после бала.

?………..:

- Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию. Мазурка – народный танец, но в XIX веке вошла в бальные залы многих европейских стран. Удаль, блеск и грация отличают мазурку. Она танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим «соль» танца. И солист, и распорядитель мазурки должны были проявить изобретательность и способность импровизировать.

- Какое настроение у присутствующих в зале и у читателя создаёт мелодия мазурки? Какие чувства вызывает?

Ответы детей.

- Какие художественные средства использует автор, изображая бал?

Учащиеся зачитывают эпитеты из первой части (опорная схема)

- Почему рассказчик в таких ярких красках описывает бал? Чем объяснить, что в сцене бала всё окружающее герой рассказа воспринимает «с восторженным умилением»? Найдите подтверждение в тексте.

- Описание бала занимает большую часть рассказа. А почему он назван «После бала»? Обратимся к тексту.

- Что изменилось? Почему? Что помогает прочувствовать состояние героя? (Описание пейзажа – ученики зачитывают отрывок из текста)

- Какие эпитеты использует автор во второй части рассказа?

Учащиеся зачитывают эпитеты из первой части (опорная схема)

- Какой приём использует автор, для того, чтобы воздействовать на читателя? (Приём контраста).

-Сравним эпитеты первой и второй части. Что чему противопоставлено? Как называется это художественное средство? (Антитеза).

- Звучание мазурки было внезапно прервано. Что случилось?

Слушание фрагмента музыки – визгливая мелодия флейты и барабанная дробь.

- Какое впечатление произвело на вас звучание такой «музыки»? Какие чувства оно вызвало?

V. Закрепление нового материала.

- Чем отличается звучание этих мелодий – на балу и после бала? (В музыке также идёт противопоставление – контраст).

- Как чувствует себя герой рассказа во второй части?

- Какое впечатление произвела на него увиденная им картина?

-Какими средствами можно передать чувства и эмоции героев?

  • Цветопись («цветовая гамма») рисунки детей

  • Звукопись сравнение музыкального сопровождения



VI. Подведение итогов урока.

- Какой приём помогает автору воздействовать на читателя? (Приём контраста).

- Помог ли контраст раскрыть замысел автора?

- Каков этот замысел? (идея)

- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича впоследствии? текст

- Достиг автор произведения своей цели? А мы с вами?

- С какой целью Л. Толстой использует в рассказе контраст?

(Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как статный, высокий полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.)

- Светлые краски бала, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки позволяют выявить существо их характеров и в то же время обнаружить социальные противоречия царской России.
-Какова позиция автора?
Позиция автора четка и однозначна: внушить читателю ненависть к угнетению человека, к унижению его достоинства.

VII. Рефлексия.

- Что, ребята, вам дал сегодняшний урок?

- Как вы себя чувствовали на уроке?

- Что произвело на вас большее впечатление?

VIII. Домашнее задание