Главная страница

Конфуций. Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными (9 класс) Цель урока: Образовательные


Скачать 86.87 Kb.
Название Конфуций. Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными (9 класс) Цель урока: Образовательные
Дата 05.04.2016
Размер 86.87 Kb.
Тип Урок

Девиз:«Три пути ведут к знанию:

путь размышления – это путь самый благородный,

путь подражания – это путь самый легкий

и путь опыта – это путь самый горький».

Конфуций.
Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными

(9 класс)

Цель урока:

Образовательные: расширить знания о системах уравнений с двумя переменными и на основе приобретенных знаний сформировать умение решать их графическим способом.

Развивающие: развивать у учащихся мыслительную деятельность, а именно наблюдение, анализ, классификация, обобщение.

Воспитательные: формировать учебную деятельность (мотивацию, понимание цели, учебных действий, действий контроля и оценки).
Средства обучения: компьютер, проектор, программа построения и исследования графиков функций

Advanced Grapher, программа Exsel, программа графопостроитель.
Задачи урока:

  • Выявить уровень усвоения полученных знаний;

  • Создать условия для самооценки своих возможностей и выбора цели в деятельности;

  • Развивать навыки индивидуальной и самостоятельной работы;

  • Побуждать к само-, взаимоконтролю;

  • Вызывать потребность в обосновании своих высказываний.


Психологическая установка

  • Продолжаем отрабатывать навыки решения систем уравнений;

  • Формируем математическую интуицию;

  • На уроке можем ошибаться, сомневаться, консультироваться.

  • Каждый учащийся сам себе дает установку.


Оборудование: проектор, экран, доска, карточки с заданием тестов, индивидуальные оценочные листы, бланки ответов.
Ход урока

I этап. Организационная часть

Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Актуализация знаний. Урок у нас сегодня необычный. Все мы знакомы с курса алгебры с системами уравнений с двумя неизвестными. Давайте вспомним: Что такое система уравнений?

(слайд 1) – тема урока

(слайд 2)



Из данных определений выберите верный ответ:

Определение1. Система уравнений – это два уравнения, которых нужно решить.

Определение 2. Система уравнений – это некоторое количество уравнений, объединенных фигурной скобкой, что означает все уравнения должны выполняться одновременно.

Определение 3. Система уравнений – это некоторое количество уравнений, объединенных фигурной скобкой, которых нужно решить отдельно.
Мы с вами знаем несколько способов решения систем уравнений. Какие?

а) Графический способ; б) Способ сложения; в) Иллюстративный способ;

г) Способ подстановки;

(слайд 3)



Постановка цели урока. Этот способ решения можно встретить везде в нашей повседневной жизни. Например, в нашей аудитории у присутствующих можно узнать некоторые данные и сделать наглядное представление этих данных, то есть мы сегодня рассмотрим какой способ?

(графический)
Так какие же данные можно изобразить графически в данной аудитории? (рост, вес и.т.д.)

Значит тема нашего урока? (Графический способ решения систем уравнений)
Значит цель нашего урока какая? (ответы учащихся)

(слайд 4)



Мы с вами определили цель урока и каждый перед собой ставит свои задачи нашего урока. Прежде чем приступить к решению основной задачи, разгадаем кроссворд (слайд 5)



Перед вами листки оценивания вашей работы на уроке. После каждого задания нужно проставить баллы, которые вы наберете в различных заданиях.

Задание 1 (слайд 6)



Тест

1 вопрос. Какая точка находится во второй четверти координатной плоскости?

1) А(3; 7); 2) В(-5; 4); 3) С(-3; -6); 4) Д(1; -6).

2 вопрос. Решением какого уравнения является пара чисел (1;0) а) х2+у = 1; б) ху+3 = х; в) у(х+2) = 0.

1) а 2) б 3) в

 

3 вопрос. Окружность изображенная на рисунке задана уравнением х2 + у2 = 16.

Используя этот рисунок, определите, какая из систем уравнений не имеет решения?

1) х2 + у2 = 16 2) х2 + у2 = 16 3) х2 + у2 = 16 4) х2 + у2 = 16

у= -4 у = х + 7 у = 3 – 2х у = 3х

 4 вопрос. Укажите координаты центра окружности и радиус: х2+(у-5)2=9 .

1) (0; -5) 2) ( 5; 0) 3) (0; 5) 4) (0; -5)

5 вопрос. Сколько решений имеет система уравнений , изображенная на графике:

   1) одно; 2)два; 3) три; 4) нет решений.

 

6 вопрос. Выберите правильное соответствие уравнений и графиков уравнений

1) ху = 4 а) Гипербола (1 и 3 четверти);

2) у = х -3 б) Окружность;

3) х 2 + у2 =9 в) Прямая;

4) у = - 8/х г) Парабола (ветви направлены вверх);

5) у = х2 + 2 д) Гипербола (2 и 4 четверти);

е) Парабола (ветви направлены вниз);
А теперь проверьте свои ответы (слайд 7)



Сколько баллов набрали, занесите в оценочный лист.
Давайте сделаем из рассмотренного примера выводы (слайд 8).

Чтобы решить систему двух уравнений с двумя неизвестными, нужно:

  1. Построить в одной системе координат графики уравнений, входящих в систему;

  2. Определить координаты всех точек пересечений графиков (если они есть);

  3. Координаты этих точек и будут решениями системы.

Помните о двух вещах!

1. Если точек пересечения графиков нет, то система решений не имеет;

2. Координаты точек пересечения определяются приблизительно, поэтому и решения могут получиться приблизительными;

Чтобы проверить точность полученных решений, их нужно подставить в уравнения системы!
И так мы с вами закончили повторение. А теперь приступим к решению задач. Прежде чем решить задачи нам надо в группах определиться с экспертами. В каждой группе выбираем эксперта, который поможет нам поставить баллы в наши оценочные листы.
2 задание. Рассмотрим несколько задач на графический способ решения уравнений
1 задача. На спартакиаде Дети Азии одноклассники Ньургун и Бэргэн соревновались между собой на дистанции 1 км. Через какое время Ньургун догонит Бэргэнэ, если уравнение движения Бэргэнэ х1 = 6+2t, а у Ньургуна х2 = 0,5t2? А как изменится время, если Бэргэн будет двигаться по уравнению х1 = |6+2t|?(слайд 9).
Эту работу мы с вами проделаем с помощью Программы Exsel. (помощь учащимся)
2 задача. Уровень радиации в Японии после катастрофы на атомной электростанции в «Фукусиме» изменяется по закону у = 8/x на промежутке времени от 0 до 24 часов. Работники следили за уровнем радиации по прибору и должны были прийти к уровню, который задается по закону у = -x + 8. Сколько раз работники станции зафиксируют нормальный уровень радиации? (слайд 10).
Мы эту работу сделаем на Программе Advanced Grapher. (помощь учащимся)
3 задача. Космическая орбита вблизи Земли двигается по закону у= |x2 + a|. Навигатор с Земли установлен по линии у = 2x. Сколько раз максимально навигатор будет улавливать звуки с Земли. При каком значении навигатор будет улавливать звук 1 раз? (слайд 11).

Мы эту работу сделаем на Программе обучающего диска «Уравнения с параметрами».
3 задание. Задание исследовательского характера. Контроль знаний.

А теперь перед вами непростая задачка. Представьте себе, что вы ученые. И так задание первое (слайд 12,13).
1. Придумайте графики функций, которые бы имели более пяти точек пересечения и придумайте названия к этим функциям и почему они так называются?

2. При каком значении параметра а график функции у = х^3 – a/х будет возрастающей?
4 задание. Проверка полученных знаний.

По группам выдвигают свои гипотезы. И показывают полученные графики функций.
Учащиеся проставляют количество баллов в оценочный лист. Оценивают свою работу на уроке.

3 задание. Домашнее задание (слайд 14)

Ознакомиться с другими оригинальными видами графиков.





Это - множество Жюлиа. Здесь - комплексное число, соответствующее точке . Множество Жюлиа - это множество таких точек, что отображения вида



не отображают их в окрестность бесконечности. На картинках эти точки окрашены лиловым цветом (и точки, достаточно близкие к ним).

Здесь изображено множество Мандельброта (окрашено лиловым цветом). Картинка получается с помощью той же процедуры, что и выше. Различие состоит в том, что начальное значение для точки z берётся всегда равным нулю, а точке с координатами на картинке соответствует комплексный параметр b = x + y i.
"Да это же просто триадная кривая Кох," - скажете вы. Это действительно триадная кривая Кох. Но зато получена она из последовательности Морса с помощью другого алгоритма.

  • (Приведённая здесь картинка в 2,5 раза меньше оригинала). Вот так вот!



  • Знаете ли вы, что такое последовательность Морса? Сейчас объясню. Пишем цифру 0. Потом приписываем в конец написанной последовательности уже написанные к этому моменту цифры, но вместо каждой цифры 0 пишем цифру 1 и наоборот. Эту процедуру повторяем до бесконечности. Полученная последовательность цифр

  • 0110100110010110...

  • и называется последовательностью Морса. Картинка получается, если выбрать такие значения (+1 означает поворот на 45o против часовой стрелки, и т.д.)



Здесь изображены линии уровня собственной функции оператора Лапласа. Такие собственные функции имеют вид



Картинка построена для случая n=5.
Кстати, не кажется ли вам эта картинка трехмерной?

Рефлексия (слайд 15)
Продолжи предложение

  1. сегодня я узнал (а)…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял(а) задания…

  5. я понял (а), что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал (а), что…

  8. я приобрел (а)…

  9. я научился(ась)…

  10. у меня получилось …

  11. я смог(ла)…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

В конце урока выставляются оценки по результатам оценочного листа.

Действия при решении задачи №1.
Задача: На спартакиаде Дети Азии одноклассники Ньургун и Бэргэн соревновались между собой на дистанции 1 км. Через какое время Ньургун догонит Бэргэнэ, если уравнение движения Бэргэнэ х1 = 6+2t, а у Ньургуна х2 = 0,5t2? А как изменится время, если Бэргэн будет двигаться по уравнению х1 = |6+2t|?


  1. Открыть файл «Задача 1» на рабочем столе программы Exsel.

  2. Ввести функции на строке 10 значение t от -3 до 7 с шагом 1.

  3. Выделить выделенную таблицу с помощью мастера диаграмм построить графики функций.

  • Выбрать в стандартных графики (далее-далее-готово)

  1. Ответить на 1 вопрос задачи. Через какое время догонит? ( 1 балл)

  2. Ответить на 2 вопрос задачи, когда Бэргэн будет двигаться по уравнению х1 = |6+2t| (1 балл)

  3. Сделать вывод. ( 1 балл)


Действия при решении задачи №2.

Задача: Уровень радиации в Японии после катастрофы на атомной электростанции в «Фукусиме» изменяется по закону у = 8/x на промежутке времени от 0 до 24 часов. Работники следили за уровнем радиацией по прибору и должны были прийти к уровню, который задается по закону у = -x + 8. Сколько раз работники станции зафиксируют нормальный уровень радиации?


  1. Открыть свернутую программу Advanced Grapher на рабочем столе.

  2. Открыть ГРАФИКИ – ДОБАВИТЬ ГРАФИК на верхней панели

  3. Ввести функцию у = 8/x

  4. Повторить и ввести функцию у = -x + 8

  5. Правой мышью на экране вывести горизонтальные и вертикальные линии (1 балл)

  6. Ответить на вопрос задачи: внести функции вычисления – пересечения на верхней панели

  7. Записать ответы, учитывая условие задачи. (2 балла)



Действия при решении задачи №3.

Задача: Космическая орбита вблизи Земли двигается по закону у= |x2 + a|. Навигатор с Земли установлен по линии у = 2x. Сколько раз максимально навигатор будет улавливать звуки с Земли. При каком значении навигатор будет улавливать звук 1 раз?


  1. Открыть свернутую программу «Алгебраические задачи с параметрами» на рабочем столе.

  2. Перед вами графики данной задачи. Используя их, ответьте на вопросы задачи.

(до 4 баллов)

  1. Ответы запишите.


Действия при решении задачи на контроль
При каком значении параметра а график функции у = х^3 – a/х будет возрастающей?


  1. Открыть программу «Адгебраические задачи с параметрами

  2. Открыть графопостроитель

  3. Изменить график функции

  4. Ответить на вопрос используя правую панель изменения параметра

  5. Записать ответ