Комплексное занятие во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром.
Цель: Формирование всестороннего развития детей, закрепление и обогащение полученных знаний.
Программное содержание:
Обучающая задача:
-Закрепить восприятия пространственных отношений, понятий «на, под, за, возле».
-Формировать умение отвечать на поставленные вопросы,
-Учить употреблять в речи прилагательные весёлый, грустный, колючий, хитрый, трусливый, большой, маленький.
-Закрепить умение определять цвет, форму, величину предмета методом наложения.
-Учить узнавать овощи и фрукты по внешнему виду и вкусу.
-Закрепить название диких животных и их детёнышей.
- Совершенствовать приемы раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней.
-Учить детей различать грустное и весёлое настроение.
Развивающая задача:
-Развивать целеустремлённость, умение преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.
-Продолжать развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять смену действий по сигналу.
-Развивать мелкую моторику, двигательную активность, мышление детей.
Воспитывающая задача:
-Воспитывать желание помогать окружающим.
-Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, доброжелательное отношение.
-Воспитывать в детях уверенность в себе, бережное отношение к природе, к окружающим.
-Воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес, любовь к природе, эмоциональное восприятие.
Методы
Проблемно-поисковый, игровой, словесный, практический.
Приёмы
Создание поисковой ситуации, решение игровой задачи.
Предварительная работа
Работа с основными цветами спектра, геометрическими фигурами, фруктами, овощами;
Занятия на ориентацию в пространстве, развитие мелкой моторики, вкусового и слухового восприятия;
Беседа о временах года, дикие и домашние животные;
Отгадывание загадок.
Словарная работа
весёлый, грустный, колючий, хитрый, трусливый,
Материалы для занятия
Петрушка, игрушки медведь и Маша, лиса, белка, ёж, заяц и их детёныши, ёлка, 4 мольберта с иллюстрациями остановок, стол с муляжами овощей и фруктов, разнос, тарелка, яблоко, лимон, сумка, мешок, стульчики по количеству детей имитация автобуса, квадраты разного цвета большие и маленькие, игрушки, клей, кисточки, детали в форме маленьких кругов разного цвета и 2 больших треугольника желтого и зелёного цветов.
Образовательные ресурсы
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией
М.А Васильевой.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Игровая мотивация
Воспитатель с детьми заходят в группу, и обращают внимание на необычный мешок, который шевелится.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой необычный мешок, да он ещё и шевелиться. Может он волшебный, давайте посмотрим, что там лежит.
Воспитатель открывает мешок и смотрит, кто там сидит.
- Ой, ребята тут загадка ну-ка дайте мне отгадку.
"Здесь весёлая игрушка, а зовут его - (Петрушка).
Петрушка: Здравствуйте ребята! Я Петрушка. Очень рад видеть вас. Какие вы все нарядные, как я! Ребята, а пришёл я к вам не один, а со своим другом, которого вы очень хорошо знаете. А ну-ка, ребята, отгадайте-ка мою загадку:
Маленькая девочка
По лесу ходила.
У медведя девочка
Немного погостила.
Варила ему кашу,
А звали ее… (Маша.)
Воспитатель: Петрушка, мы знаем, что Маша всегда улыбается. Правда, ребята? Но сегодня мы видим, что она грустный. Ты не знаешь почему?
Петрушка: Конечно, знаю! Он потерял медведя своего друга, он пошёл гулять и заблудился.
Воспитатель: Не печалься, Маша, в твоей беде, мы с ребятами поможем! Правда, детки? (Да)
2.Основная часть. Постановка проблемы совместный поиск решений
Петрушка: А на чём же мы туда можем добраться? Пешком-то далеко, да и устанем. Ответы детей: виды транспорта. Воспитатель: Я приглашаю всех отправиться в путешествие на сказочном автобусе.
Петрушка: А где мы возьмём билеты на автобус?
На отдельно стоящем, заранее подготовленном столе, лежат квадраты разных цветов – билеты на автобус. Дети подходят и берут по одной фигуре, называют их название и цвет. Заранее расставлены стулья в две колонны друг за другом, на спинках которых прикреплены , квадраты тех же цветов. Воспитатель. Но прежде чем сесть в автобус, нам необходимо решить, кто на каком месте поедет. Ребята, найдите место с такой же фигурой, как и ваш билетик.
Р/и «Билеты на автобус»:
Воспитатель: Дети, а какого размера геометрические фигуры у вас в руках? (маленькие). А на стульчиках?( большие).
Петрушка: А я не знаю, какая у меня фигура!
Воспитатель: А давайте мы покажем Петрушке, как сравнить фигуры! Измерение способом наложения, дети сравнивают с цветом и размером, занимают свои места. Гномик на протяжении всего занятия путешествует вместе с детьми.
Петрушка: Все сели, ни кого не забыли, ну, тогда в путь. Петрушка едет за рулём. Дети поют песенку «Мы едем, едем в далёкие края».
Петрушка: Первая остановка - « Магазин».
Д/и «Магазин»:
Дети выходят из автобуса. На столе приготовлен разнос – фрукты и овощи, разрезанные яблоко и лимон. Детям предлагается выбрать овощи для борща, назвать их. Назвать фрукты, которые остались на разносе, попробовать и определить на вкус лимон и яблоко.
Петрушка: Вижу я: и фигуры вы знаете и цвета, даже овощи и фрукты различать умеете, вот сколько овощей на борщ мне набрали! А играть-то вы умеете?
Физминутка « Дружно мы идём»
Ну, я вижу – вы устали.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали.
И на месте побежали,
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем.
Петрушка: Ну, вот, и молодцы ребята! А теперь нам и пора ехать дальше! Все садимся на свои места.
Едут дальше.
Петрушка: Остановка «Лесная полянка». Пассажиры, выходим из автобуса!
Д/и «Лесная полянка»
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Ребята скажите, а какое сейчас время года?
Ответ детей весна. Весной солнышко светит ярко, травка зеленеет, появляются листочки на деревьях. Смотрите, какие высокие и большие деревья (поднять руки вверх, в стороны) Сравниваем деревья. Как красиво кругом! Прислушайтесь, что вы слышите? Птички поют, листва шумит. Давайте сядем на полянку и прислушаемся.
Фонограмма звуков природы.
Петрушка: Мне кажется, я слышу, что-то ещё. Какой-то странный звук, как будто кто-то зевает. Посмотрим по сторонам, кто же это. Я не вижу ни кого.
Воспитатель: Показывает игрушки диких животных.
Дети отвечают :
- Это маленький бельчонок.
- Кто у бельчонка мама?» - Белка.
- Где живут белка и бельчонок? –На дереве.
- Это колючий ежонок. - Как зовут маму?- ежиха
- Где живут ежиха и ежонок? – В травке.
- Это мама Лиса.
- Как называется детёныш Лисы? – Пушистый лисёнок.
- А где лиса и лисёнок живут? – В норе.
- Ну а это кто маленький, пугливый? – Зайчонок, а мама - зайчиха.
- Зайчиха и зайчонок живут? – Под кустиком.
- А кто весёлый, косолапый?- Медвежонок, мама – медведица.
- Как называется домик медведицы и медвежонка? – Берлога.
- А как мы их всех называем? – Дикие животные.
Петрушка: Ой, ребята, ну какие же вы все умные!!! Но кто же это всё время зевает? Давайте посмотрим.
Находят за деревом медведя .
Петрушка: Да это же медведь, друг нашей Маши!!!
Ура!!! Мы его нашли!!!
Воспитатель: Смотрите, как обрадовались наши друзья! Теперь мы все вместе отправляемся в наш любимый детский сад.
Петрушка: Пассажиров прошу занять свои места.
Едут с песней «Мы едем, едем в далёкие края».
Петрушка: Последняя остановка «Детский сад». А что вы делаете в детском саду?
Ответы детей( кушаем, играем, спим, гуляем, занимаемся)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю позвать наших друзей к нам в гости! Пусть садятся за стол. Гостей принято угощать, что же будем делать? Рассуждения детей (подвести детей к желанию лепить).
Предлагаю сделать из пластилина угощение для наших гостей: пирожки, баранки, крендельки, блины.
Дети самостоятельно лепят «угощение для гостей».
3.Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята молодцы! Посмотрите, как много разных угощений у нас получилось!
Дети рассматривают работы, обмениваются впечатлениями.
Закрепление полученных знаний детьми, подведение итога занятия.
- Где мы были?
- На чём ездили?
- Из каких овощей можно сварить борщ?
- Какие фрукты пробовали?
- Кого видели? Каких животных?
- Какое угощение сделали?
Воспитатель: Но самое главное, что мы помогли нашему другу Маше в его беде! А сейчас пора им с нами прощаться, им нужно возвращаться в лес.
Петрушка: Ну, вот и мне пора уходить. Мне сегодня было очень интересно и весело с вами, я столько много узнал! А тем, кто мне нравиться, я всегда дарю подарки:
-От весёлого Петрушки-
Вам забавные игрушки!
До свидания, ребята! Дети прощаются с Машей , медведем и Петрушкой.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня хорошо поработали, молодцы! Давайте скажем нашим гостям - до свидания. Приходите ещё к нам в гости.
|