Главная страница

Дары осени


Скачать 89.22 Kb.
Название Дары осени
Дата 06.03.2016
Размер 89.22 Kb.
Тип Урок




Открытый урок по изобразительному искусству во 2 классе на тему: «Дары осени»






ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУСТВА




Лабынцева Людмила Анатольевна

31.10.2012



МКОУ «Ширинская СОШ»

Системно-деятельностный подход к обучению

Тема урока «Богатый урожай»

Цель: выполнение зарисовок осенних овощей и фруктов в живописной технике акварельными красками.

Задачи:

-образовательные: знакомство с градациями свето-тени в живописи;

-развивающие: умение получать нужный оттенок путем смешивания нескольких цветов; совершенствовать технику выполнения акварельными красками; развивать наблюдательность, умение видеть локальный цвет изображаемых предметов;

-воспитывающие: формирование уважения к труду сельских тружеников, к традициям русского народа.

Оборудование:

Техническое: компьютер, проектор, экран.

Видеоряд: корзина с фруктами и овощам; плакаты «Садоводы», «Огородники», «Гости»; плакат «Этапы зарисовки овощей и фруктов»; презентация с репродукциями картин И.Т.Хруцкого ; раздаточный материал: шаблоны овощей и фруктов, набор «смайликов», шарики «Су-Джок», кисти , акварельные краски, палитра, стаканчики с водой.

Литературный ряд: русские народные загадки и стихи о фруктах и овощах.

Музыкальный ряд: «Что нам осень принесла?» (муз. З. Левиной ,сл. К. Некрасовой), «Песня про осень», песни из мультфильмов, русские народные песни.

Технология: игровая технология обучения, технология проблемного обучения .

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: фронтальная, групповая (совместно-индивидуальная).

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Продолжительность урока: 45 минут

План урока:

І. Организационный момент-1 мин

ІІ. Актуализация знаний – 5 мин.

ІІІ. Изучение нового материала -20 мин.

ІV. Практическая работа -15 мин.

V. Итог урока, рефлексия – 3 мин.

На партах у каждого ученика, а так же на столах у всех присутствующих учителей, лежат шаблоны на выбор овощей (огурец, помидор, морковь, свёкла) и фруктов ( груша, яблоко, слива, апельсин), кисти, акварельные краски, баночки с водой, палитра; у детей-шарики «Су-Джок»; наборы «смайликов» для рефлексии.

На доске – тема урока: «Богатый урожай», плакаты в форме корзин «Садоводы», «Огородники», «Гости»; плакат «Этапы зарисовки овощей и фруктов».

Доска в начале урока закрыта экраном, звучит спокойная тихая музыка.

І. Организационный момент


Учитель: - Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в Музей изобразительного искусства. Как вы думаете, с каким настроением люди ходят в Музей?

Дети: - С хорошим, приподнятым настроением.

Учитель: - Давайте пожелаем друг другу приятного путешествия, улыбнемся друг другу и отправимся в путь.

ІІ. Актуализация знаний


Учитель: - Посмотрите в окно. Какое сейчас время года?

Дети : - За окном осень.

Учитель: - Верно. ( включает презентацию)

1 слайд :

Учитель: - Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите?

Дети : - Мы видим красивые картины, на которых изображены цветы, ягоды, фрукты, овощи…

Учитель: - Что общего между этой картиной и временем года?

Дети: - Осенью поспевают все фрукты и овощи, собирают урожай.

Учитель: - Верно. Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чем же так богата осень?

Дети: - Осень богата своими дарами, богатым урожаем.

Учитель: - Верно.( Анимация - на экране появляется тема урока «Богатый урожай»)

(Стук в дверь…)

Учитель: - Ребята, а кто же это к нам стучится в дверь?

В класс входит Королева Осень в русском народном костюме, на голове- венок из осенних листьев, ягод и цветов. В руках корзина с овощами и фруктами. Звучит песня «Что нам осень принесла».

Осень:- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Как вы думаете, что я вам принесла в своей корзине?

Осень загадывает детям загадки :

- Круглое, румяное, с дерева упало, детям в рот попало...

Дети: - Яблоко.

Осень: - Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло…

- Морковь, - ответы детей.

Осень:- Правильно. А чтобы вырастить большой урожай, люди много работают, и труд сельских тружеников нужно ценить и уважать.А знаете ли вы, что в древней Руси по традиции праздник Новый год отмечали 1 сентября, когда был собран новый урожай. Сельские школы начинали свою работу не 1 сентября, а только 1 декабря? Почему, как вы думаете?

Дети: - Потому что, дети тоже трудились, помогали убирать этот урожай.

Осень: - А вы помогаете своим родителям, бабушкам и дедушкам убирать осенний урожай?

Дети : - Да! (ответы детей)

Учитель: - Ребята, давайте попросим Королеву Осень остаться и посмотреть, как мы умеем трудиться. Сегодня на уроке мы все попробуем собрать богатый урожай овощей и фруктов, и наполнить ими свои корзины.

Осень проходит, садится к гостям.

Учитель: - Сначала подготовимся к работе. Выполним пальчиковую гимнастику. (Физкультминутка упражнения, направленные на межполушарное развитие-1 мин. См. приложение)

ІІІ. Изучение нового материала


Учитель: - Давайте вернёмся в Музей изобразительного искусства и посмотрим, как писали фрукты великие художники.

Учитель включает презентацию с репродукциями картин И.Т. Хруцкого.

2 слайд :

Учитель: - В произведениях Ильи Трофимовича Хруцкого мы находим спокойную, уравновешенную композицию. Внимательно рассмотрите, как написаны предметы на его картинах. Расскажите, что вы видите? Какими вам показались предметы ?

Дети: - Мы видим фрукты и овощи, они как будто настоящие.

Учитель: - А какой вам показалась кожица персиков и поверхность яблок? Что чувствуете, когда смотрите на эту картину?

Дети : - Кожица персиков бархатная, а у яблок она гладкая. Фрукты хочется потрогать, они кажутся такими сочными, хочется надкусить, попробовать плоды на вкус. Чувствуется запах апельсина…

Учитель: - При помощи чего Хруцкому удалось так передать объемность, округлость предметов?

Дети : - При помощи светотени.

Учитель: - А что такое светотень?

Дети: - Это это плавный переход от освещенной поверхности к той, где освещение слабое.

Дети : Верно, ребята.

3 слайд :

Учитель: - Перед вами произведение «Цветы и плоды»? Рассмотрите внимательно 4 кружка под репродукцией. Это выделенные фрагменты картины. Найдите среди них кружок фрагмент, который можно назвать «Цветы и плоды» и покажите его с помощью круглой рамки.

К доске выходит ребёнок и выделяет этот фрагмент сначала среди четырех фрагментов под репродукцией, а затем находит его на самой репродукции.

Учитель: - Что помогло тебе выделить фрагмент правильно?

Ребенок: - Расположение рядом элемента цветка , тыквы и винограда.

Учитель: -Молодец. Похожи ли первый и второй кружки между собой? На каком из них виноград зеленоватый, а на каком более зрелый, с золотисто-розовым отливом? Теперь вы понимаете. Какой из этих фрагментов нужно искать в правой части картины, а какой – в левой? Найди их на репродукции и покажи круглой рамкой.

Дети: показывают фрагменты

Учитель – А какой из фрагментов лишний?

Дети: показывают фрагмент.

Учитель: - Правильно. Скажите, а что же это за светлые пятна на поверхности стакана, фруктов и даже каждой ягодке винограда?

Дети : - Это – блики, самые светлые места на предмете, куда солнечные лучи падают лучше всего.

Учитель: - Молодцы, ребята! Вам понравились картины?

Дети : - Да.

Учитель:- Хруцкий – великий художник, а вы –замечательные зрители!

Сейчас проведем физкультминутку ( «су-джок» терапия)

Учитель: - Ребята, у вас на партах лежат по 4 шаблона фруктов и овощей. Выберите любые 2 из них, сравните его наощупь с настоящими фруктами и овощами. В чем разница?

Дети: – Шаблоны не имеют объема.

Учитель: - Верно.(Учитель поднимает экран, обращает внимание детей на доску на плакат «Этапы зарисовки овощей и фруктов»). - Посмотрите на этот плакат, рассмотрим этапы выполнения зарисовки осенних овощей и фруктов.

1 этап – (определение формы и пропорций предметов, наброски в карандаше ) мы не рассматриваем, потому что у нас сегодня работа по шаблонам.

2 этап – передаем в работе общий цвет изображаемого предмета. Этот цвет-локальный. Какой локальный цвет у яблока, свёклы,огурца,сливы?

Дети: - Локальный цвет яблока – желтый, свёклы – бордовый, огурца – зеленый, а сливы - темно-синий.

Учитель:- Правильно. Выполняем заливку заготовок этими цветами, оставляя лишь белыми, нетронутыми небольшие участки в верхней части слева. Отметьте слегка простым карандашом эти участки на своих заготовках. Как называются эти поверхности?

Дети: - Блики.

Учитель: - Молодцы. А теперь наш предмет стал объемным?

Дети: - Нет.

Учитель: - Что мы еще должны сделать?

Дети: - Прорисовываем каждый предмет, добавляя оттенки: в яблоко добавим еще желтого, красного; свеклу- темно-бордового, коричневого; огурец – темно-зеленого, сливу - фиолетового.

Учитель: - Что образуется там, где лучи света попадают меньше всего?

Дети: - Образуется собственная тень, здесь предмет темнее.

Учитель: - Да. Посмотрите, ребята, а теперь предметы стали объемными?

Дети : - Да.

ІV. Практическая работа


Совместно-индивидуальная работа.

Перед вами на доске пустые корзины. Каким урожаем мы наполним корзину «Садоводы» и каким урожаем корзину «Огородники»?

Дети : - «Садоводы» - фруктами , «огородники» - овощами.

Учитель: - Да. А третью корзину мы попросим наполнить наших уважаемых гостей?

Ребята, на столе у вас лежат наборы «Смайликов», если урок для вас был интересным- берите улыбающийся, если вам все равно- это равнодушный , и если вам было неинтересно, скучно, тревожно-это грустный смайлик. Выполнив работу, выходите к доске, наполняйте свою корзину и прикрепляйте ваш смайлик на магнитную линию. Удачи! Приступайте.

Дети и гости работают под музыкальное сопровождение.

V. Итог урока, рефлексия


Выполнив работу, дети выходят к доске и «выкладывают» овощи и фрукты в свою корзину. Гости заполняют свою корзину. После того, как все работы выполнены и смайлики выставлены.

Учитель: - Молодцы. Потрудились все на славу! Посмотрите, богатый урожай мы собрали?

Дети –Да.

Учитель: - А теперь поиграем в игру «Продолжи предложение»

«- Мы узнали…,»

Дети: -Как пишут картины великие художники, познакомились с работами Хруцкого.Что такое локальный цвет, блики.

« -Мы учились…,»

Дети: - Находить общий –локальный цвет предметов, передавать в рисунках объем в цвете.

« -На уроке было легко…,»

Дети: - Отгадывать загадки. Находить фрагменты на картинах с помощью рамки.

«-На уроке было трудно…,»

Дети :- Точно определить о передать объем акварельными красками.

Вновь выходит к доске с корзиной Королева Осень:

- Действительно рожай получился богатый! И за труды всем вам награда! (угощает детей и гостей яблоками из корзины). А мне пора, до свидание.( уходит)

Учитель: - Я очень довольна вами и вашей работой на уроке. А вы довольны вы своей работой?( ответы детей и высказывания гостей). Мне было с вами интересно. Спасибо всем!