Главная страница

«Как составить слова?»


Скачать 76.58 Kb.
Название «Как составить слова?»
Дата 05.04.2016
Размер 76.58 Kb.
Тип Урок

Проект логопедического занятия по коррекции дисграфии,

обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, во 2 классе.

Учитель-логопед ГБОУ Школа № 2115 Межуева Наталья Геннадьевна

Тема занятия: «Как составить слова?»

Тип занятия: обобщение

Форма занятия: занятие - исследование.

Цель: формировать навык фонетического, морфемного анализа и синтеза.




Этапы занятия

1.

Орг. момент.
4 мин

2.

Актуализация мысли

тельных операций

3 мин

3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи
2 мин

4. Выдвижение гипотезы
6 мин

5.

Проверка гипотезы

25 мин.

6

Выводы по результатам исследовательской деятельнос-ти

3 мин

7

Подведение итогов урока

2 мин




Задачи



Поставить цель урока.

Формировать навык определения лексического значения слов: исследование, исследова-тель. Закреплять умение детей пользоваться словарем.

Совершен- ствовать зрительное восприятие.


Совершенство-вать зрительно- пространствен-ное восприятие.

Формировать умение решать проблемы творческого и поискового характера (ФГОС НОО 11.п.2)

Учить формулировать гипотезы.

Формировать коммуника-тивные умения и навыки: готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения. Совершенство-

вать умение анализиро-

вать, сравнивать, обобщать, принимать существование

различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. (ФГОС НОО 11 п.11)

Способствовать освоению способов решения проблем поискового характера (ФГОС НОО 11 п.2)
Совершенствовать навык фонетического, морфемного анализа и синтеза.
Повышать уровень вербального развития.


Формиро-вать умение контроли-ровать результат учебной задачи.


Формировать познаватель-ную и личностную рефлексии (ФГОС НОО 11 п. 5)




Учебный материал

Толковый словарь русского языка под. ред. Ожегова С.И.


Тетрадь







1.Рабочая тетрадь

2. Карточки с буквами по количеству детей .

3. Магнитные карточки со слогами для составления слов.

Работа в тетради.

Работа в тетради.




Деятель-

ность логопеда

Логопед подводит учеников к тему урока.

Побуждает детей дать определение понятий «исследова-ние исследова-тель.», используя словарь.
Предлагает обучающимся определить тему исследования.

Предлагает выполнить задание: найти заданную букву, обвести и прописать ее.

Задает вопрос о значимости темы исследования.

1.Предлагает детям вспомнить из чего могут состоять слова.

Записывает на доске ответы.

1.Логопед предлагает собрать слово из заданных букв.

Подводит детей к выводу о том, что любое слово состоит из букв.

2. Логопед предлагает сделать фонетический разбор слова «посуда». Подводит к выводу, что слова состоят из звуков.

3. Предлагает детям выбрать по одной карточке с буквой (карточки разложены на столе), после этого разбиться на команды по основной характеристике (гласные-согласные).

4. Логопед предлагает собрать слова из слогов в игровой паузе (слоги записаны на магнитных карточках и размещены на доске).

Логопед подводит детей к выводу: «Слова состоят из слогов».

6. Логопед предлагает выделить корень и суффикс, окончание во всех словах. Подводит учащихся к выводу, что значение слов меняется при помощи суффиксов: –ниц-; -ник-.

Логопед возвращает учащихся к началу занятия. Задает вопросы о теме и гипотезе иследованияПобуждает детей сделать вывод о правиль-

ности выдвинутой гипотезы.


Логопед предлагает выбрать тот вариант ответа,

который подходит для учащихся.




Деятель-

ность ученика


Ответы детей. Работа со словарем. Заполнение журнала наблюдения.

Расшифровка кода темы.


Дети находят и обводят букву. Считают, сколько букв «спряталось».

Учащиеся высказывают свои предположения.

Доказывают, что слова – это основа языка. Все что мы видим можно передать словами.

Без слов нет языка.

Учащиеся высказывают свое мнение.

1.Учащиеся выполняют задание в журнале, после выполнения сравнивают полученный результат

с правильным. Оценивают себя.

Делают вывод: Слова состоят из букв.

2.Учащиеся выполняют задание в журнале, после выполнения сравнивают полученный результат

с правильным. Оценивают себя.

Делают вывод: слова состоят из звуков.

3. Дети с помощью выбранной карточки с буквой карточку с написанной буквой и определяют себе команду для выполнения следующего задания.

4. Собирают слова из слогов в игровой паузе.

После выполнения задания оценивают правильность выполнения задания у команды соперников.

5. Учащиеся делают вывод: слова состоят из слогов и фиксируют результат в журнале исследования.

6. Учащиеся дают определение каждому слову. Находят корень, суффикс, Определяют суффиксы, которые способствовали образованию новых слов. Делают вывод: слова состоят из корня, суффикса и окончания. Фиксируют результат в журнале исследования.

Учащиеся еще раз озвучивают тему и гипотезу исследова-ния.

Учащиеся

доказывают, что гипотеза верна.


Учащиеся выбирают подходящий для них вариант и обводят в кружок.




Резуль-

тат

Понять лексическое значение слов «исследова-ние» и «исследова-тель».

Дети готовы «слушать и слышать» учителя.

Сформиро-вать навык получения информации из словаря.


Использовать знания правильного написании печатной и строчной буквы.

Уметь аргументировать свой ответ, анализировать проблемную задачу.

Сформировать первоначальные навыки построения гипотезы.

Сформировать навык фонетического и морфемного анализа и синтеза.

Формировать навык освоения способов решения проблем поискового характера.

Сформиро-вать учебные навыки:

обобщение, анализ, синтез.

Сформировать первоначальные навыки оценивания своей деятельности.




Уметь настроиться на урок, войти в тему исследования.

Уметь пользоваться информацией, полученной от учителя.

Уметь пользоваться справочным материалом.


Уметь совершать учебные действия на основе зрительно- пространственного восприятия.

Уметь правильно строить свое рассуждение.

Уметь

обобщать

информацию

и выделять главное.

Уметь составлять слова из предложенных букв, слогов. Уметь выделять значимую часть слова (корень) и обозначать лексическое значение производных слов.
Уметь обобщать информацию и выделять главное.

Умеют анализиро-вать, синтезиро-вать и обобщать, полученный в ходе исследова-ния материал.

Овла-деть первоначальными навыками познавательной и личностной рефлексии.





Список используемой литературы.

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-Ф. «Об образовании Российской Федерации».

2.Суходимцева А.П. Как спроектировать занятие по развитию детской одаренности с учетом ФГОС. Методические рекомендации для педагогов общего образования. М. 2014.г.

3. Ишимова О.А., Шаховская С.Н. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.: Просвещение.2014.г.

4.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.:Просвещение,1972.г.

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.:Владос,2001.

6. Коваленко. О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Учебно-методическое пособие. М.: Астрель. 2005.г.

7. Логинова Е.А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации ее диагностики и коррекции. М.: Изд-во МСГИ, 2004.г.

8.Волина. В. Учимся играя. М.: Новая школа. 2009. г.

9.Крутецкая. В.А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии. Санкт-Петербург: «Литера» 2012 г.