Главная страница

Кафедра филологии


Скачать 0.66 Mb.
Название Кафедра филологии
страница 1/3
Пыхтина Н.В
Дата 26.02.2016
Размер 0.66 Mb.
Тип Документы
  1   2   3

ОГБОУ ДПО «КИНПО(ПКиПП)СОО»

КАФЕДРА ФИЛОЛОГИИ

Инновационный педагогический проект

«Формирование личностных универсальных

учебных действий на уроках

русского языка и литературы

и во внеурочной деятельности»

Авторы:

Пыхтина Н.В., Таратухина Л.А.,

учителя русского языка и литературы

МКОУ «Богатыревская средняя

общеобразовательная школа»

Горшеченского района

Курской области

2013 год

Предметы : русский язык и литература

Уровни образования: среднее (полное) общее образование
Класс(ы):  5-11 классы
Целевая аудитория:  учитель

Тип ресурса: проект
Краткое описание ресурса: 

 Инновационный педагогический проект, описывающий моделирование системы работы учителя - словесника в формировании личностных универсальных учебных действий.

Введение

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Формирование личностных универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литература», «Математика», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», предметов естественного цикла .

Каждый из предметов, помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование личностных универсальных учебных действий. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования личностных УУД.
Цель проекта разработка системы работы учителя-словесника в области формирования у учащихся личностных универсальных учебных действий, как основы внедрения системно-деятельностного подхода в соответствии с требования ФГОС нового поколения.

Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты задачи:

1.Определить ценностные ориентиры образования в области формирования личностных УУД.

2.Определить состав и характеристику личностных универсальных учебных действий;

3. Осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию личностных УУД конкретно с учётом специфики предмета «Литература»;
4. Создание условий для овладения обучающимися личностным универсальными учебными действиями.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

  

Этапы реализации проекта

Эта-пы проекта

Пакеты работ, входящие в проект

Виды работ

Ожидаемые результаты

Ответствен-ный участник проекта

Сроки выполнения

Пер-вый этап

Создание проектной группы. Цели и задачи проекта

Сбор материала, определяющего актуальность темы.

Определение цели и задач проекта

Пыхтина Н.В., Таратухина Л.А., Пыхтина Анастасия

01.04-02.04.2013

Этапы реализации проекта

Планирование работы над проектом

Разработка этапов реализации проекта

Пыхтина Н.В., Таратухина Л.А., Пыхтина Анастасия

03.04-06.04.2013

Вто-рой этап

База для работы по формированию личностных УУД у обучающих-ся

Изучение раздела «Универсальные учебные действия» в Федеральном государственном образовательном стандарте

Определение изменений для проектирования работы по формированию личностных УУД


Таратухина Л.А.

07.04-10.04.2013




Определение состава и характеристики личностных универсальных учебных действий


Пыхтина Н.В.

11.04-14.04.2013




Определение круга личностных ценностей, на формирование которых направлено внимание

Таратухина Л.А.

14.04-17.04.2013







Определение планируемых результатов формирования личностных универсальных учебных действий  


Пыхтина Н.В.

16.04-18.04.2013

Тре-тий этап

Содержание образовательной деятельности в соответствии с требованиями стандартов по формированию личностных УУД

Анализ содержания учебных предметов «Литература», «Русский язык»

Установление связи личностных
универсаль-ных учебных действий с содержанием учебных предметов, те-хнологиями и формами работы


Таратухина Л.А.

17.04-19.04.2013

Определение достигаемых личностных результатов в процессе освоения предметного содержания


Таратухина Л.А.

19.04-21.04.2013

Анализ методов, форм, технологий организации внеурочной работы по предмету

Определение роли внеурочной деятельности в формирова-нии личностных результатов 


Пыхтина Н.В.

19.04-21.04.2013

Определение роли проектов в формирова-нии личностных результатов 


Пыхтина Н.В.

19.04-21.04.2013

Чет-вер-тый этап

Отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию личностных УУД конкретно с учётом специфики предмета «Литература»


Работа учителя по подготовке урока литературы, выстроенного в системе формирования личностных УУД

Презентация урока

Таратухина Л.А.

22.04-28.04.2013

Подготовка ученического проекта, организованного в целях формирования личностных УУД

Презентация проекта

Пыхтина Анастасия, Пыхтина Н.В.


17.04-06.05.2013

Разработка внеурочного занятия по литературе, нацеленного на формирование личностных УУД


Презентация внеурочного занятия


Пыхтина Н.В.

20.04-08.05.2013

Пя-тый этап

Результаты проекта

Соотнесение поставленной цели и задач с результатами работы

Практическая значимость проектной работы

Пыхтина Н.В., Таратухина Л.А., Пыхтина Анастасия

08.05-11.05.2013

Планируемые результаты

1.Создание условий на уроках литературы и русского языка и во внеурочное время для формирования личностных универсальных учебных действий.

2.Включение обучающихся в деятельность с целью формирования личностных УУД. (Приложение 1)

3.Создание условий для перехода работы школы в инновационный режим.

1. Личностное результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Объём информации в мире увеличивается в быстром темпе. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся». Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолов.

Личностные ценности

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. 

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

2.Описание ценностных ориентиров содержания образования .
ФГОС определяет ценностные ориентиры содержания образования следующим образом:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- отказ от деления на «своих» и «чужих»;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

- доброжелательность, доверие и внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; 

3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.  

Ценностные ориентиры формирования личностных УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике школы.

Это человек:

-  Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

-  Владеющий основами умения учиться.

- Любящий родной край и свою страну.

-  Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

-  Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед

семьей и школой.

-  Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

-  Умеющий высказать свое мнение.

-  Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

4. Характеристика результатов формирования личностных универсальных учебных действий  


Личностные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине. 

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

5. Связь личностных
универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, технологиями и формами работы

Целью образовательной деятельности школы является формирование функционально грамотной личности, т.е. человекакоторый:

обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;

владеет обобщённым целостным представлением о мире (картиной мира);

привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;

усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации;

толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живёт и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать своё мнение и уважать мнение других;

эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;

способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.

Для выращивания функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников. Образовательная система накопила огромный опыт обеспечения в образовательном процессе личностного развития учеников и достижение ими личностных и результатов (см. например, статьи И.М. Улановской и Е.Г. Юдиной). Это обеспечивается целостной системой работы с учениками, как на уроках, так и вне учебного процесса.

Система работы по обеспечению личностных и универсальных учебных действий результатов школьников представлена далее в схеме 1.

 Каждый учебный предмет решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и результатов.

Средствами достижения личностных результатов в учебниках прежде всего являются:

– предметное содержание;

– образовательные технологии ;

–- продуктивные задания.
Достижение личностных результатов в процессе освоения предметного содержания
Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

Предмет «Литература» прежде всего  способствует  личностному  развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и пере-дачи нравственных ценностей и традиций»,  даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.

В курсе «Литература» — это разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины, жития», «Родина», «Люблю природу русскую», «Поэтическая тетрадь», «Природа и мы», «Из русской классической литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, формировать общечеловеческую идентичность.

Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. В курсе «Русский язык» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, руками которых созданы Царь-пушка и Царь-колокол, церковь Покрова на Нерли и др., узнают о великом достоянии нашего народа — русском языке. В этой связи даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н.Толстого, Д.С.Лихачёва, М.М. Пришвина, И. С. Соколова-Микитова, К.Г. Паустовского и др., поэтические строки А.С.Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И. Сладкова, С.Я.Маршака и др., убеждающие учащихся в красоте, образности, богатстве русского языка. Ученики составляют тексты, рассказы о своей малой родине — крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях.

В ходе работы над проектом нами был разработан и проведен урок литературы в 8 классе по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Материал, подобранный к уроку, раскрывал нравственные, семейные, патриотические, общественные ценности. Целью данного урока для рабочей группы проекта была разработка технологий, форм, методов, приемов построения урока, в котором ведущая роль отводится формированию личностных УУД. (Приложение 1)


  1. Роль проектов в формировании личностных результатов


Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности – это

– направленность на достижение конкретных целей;

– координированное выполнение взаимосвязанных действий;

– ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;

– в определённой степени неповторимость и уникальность.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Под руководством Пыхтиной Н.В. была организована и выполнена проектная работа обучающейся 7 класса Пыхтиной Анастасией. В рамках этого проекта проведено интервьюирование, исследование информационных источников, изучение литературных текстов Горшеченской поэтессы Екатерины Максимовны Матусовой. Был собран краеведческий материал, материал о нравственных ценностях русского народа, о судьбе простого человека в годы войны. Это материал о событиях, участниками которых Е.М.Матусова являлась сама, тем самым отражая в своих произведениях ценные факты, касающиеся истории нашего края. (Приложение 2)



  1. Роль внеурочной деятельности в формировании личностных результатов

 

Вслед за А.А. Леонтьевым мы понимаем под воспитанием «управляемую систему процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающую, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности, с другой – соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества».

«Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию);«…"выращивание" у него способности и потребности к творчеству, в первую очередь социальному и личностному – творчеству самого себя» (А.А. Леонтьев). Данный результат в основе своей предполагает ориентацию процессов обучения, воспитания и социализации личности на её само-определение – жизненное, ценностно-смысловое как основу духовно-нравственного; социальное, национальное, религиозное, профессиональное, семейное и т.д., осуществляемое человеком на протяжении всего его жизненного пути, а в момент окончания школы выступающее «ядром» жизненной ситуации выпускника».

При таком подходе воспитательный процесс должен быть главным образом направлен не на проведение специальных воспитательных мероприятий, а на вовлечение учеников в практику больших и малых добрых дел, т.е. сами ученики организуются в своей деятельности для осуществления какого-либо важного с их точки зрения и полезного дела. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.

В рамках работы над проектом нами было организовано внеурочное занятие «Литературная гостиная», посвященное изучению литературного творчества жительницы Курского края, Матусовой Екатерины Максимовны; оценка её вклада в культурное развитие района и страны в целом. Это занятие, проведенное с обучающимися 7-8 классов стало завершающим этапом, подведением итогов работы над ученическим проектом Пыхтиной Анастасии (7 класс). Завершенная работа над ученическим проектом показала, что творчество Екатерины Максимовны Матусовой является ценным источником фактических материалов по краеведению, источником, заставляющим задуматься о высоком предназначении человека-гражданина, о нравственных ценностях русского народа. Поэтому её произведения по праву можно считать культурным наследием страны. (Приложение 3)

Планируемые результаты в освоении школьниками личностных универсальных учебных действий

Педагогические ориентиры: Развитие личности.

В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников

будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
«Условия , обеспечивающие развитие личностных УУД в образовательном процессе.»

Учитель знает:

− важность формирования личностных универсальных учебных действий школьников;

− сущность и виды личностных универсальных умений,

- педагогические приемы и способы их формирования .

Учитель умеет:

- отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования личностных УДД

- использовать диагностический инструментарий успешности формирования личностных УДД

- привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования личностных УДД
Личностные результаты на разных этапах обучения 



Оценивать ситуации и поступки

(ценностные установки, нравственная ориентация)

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию мотивация к познанию, учёбе)

Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки. (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции:

– общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей);

– важности исполнения роли «хорошего ученика»;

– важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ;

– важности различения «красивого» и «некрасивого».

Постепенно понимать, что жизнь не похожа на «сказки» и невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих»

ОСМЫСЛЕНИЕ

Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил.

САМООСОЗНАНИЕ

Объяснять самому себе:

– какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества),

– что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы),

– что у меня получается хорошо, а что нет (результаты)

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира(природы и общества). В том числе:

объяснять, что связывает меня:

– с моими близкими, друзьями, одноклассниками;

– с земляками, народом;

– с твоей Родиной;

– со всеми людьми;

– с природой;

испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей.

ПОСТУПКИ

Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе:

– известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения;

– сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников;

– сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.

Признавать свои плохие поступки

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции:

– общечеловеческих ценностей (в т.ч. справедливости, свободы, демократии);

– российских гражданских ценностей (важных для всех граждан России);

– важности учёбы и познания нового;

– важности бережного отношения к здоровью человека и к природе);

– потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».

Отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди).

Отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие

ОСМЫСЛЕНИЕ

Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые»), с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.

САМООСОЗНАНИЕ

Объяснять самому себе:

– что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера),

– что я хочу (цели, мотивы),

–что я могу (результаты)

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ:

Осознавать себя гражданином России, в том числе:

объяснять, что связывает меня с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России,

испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках.

Осознавать себя ценной частью многоликого мира, в том числе

уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран,

не допускать их оскорбления, высмеивания.

Формулировать самому простые правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России (основы общечеловеческих и российских ценностей).

ПОСТУПКИ

Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе правил и идей (ценностей) важных для:

– всех людей,

– своих земляков, своего народа, своей Родины, в том числе ради «своих», но вопреки собственным интересам;

– уважения разными людьми друг друга, их доброго соседства.

Признавать свои плохие поступки иотвечать за них (принимать наказание)

Оценивать, в том числе неоднозначные, поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:

– общечеловеческих ценностей и российских ценностей;

– важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.

Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями

ОСМЫСЛЕНИЕ

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.

Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.

САМООСОЗНАНИЕ

Объяснять самому себе:

– свои некоторые черты характера;

– свои отдельные бли-жайшие цели само-развития;

– свои наиболее за-метные достижения.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе:

отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению; 

искать свою позицию (7–9 кл. –постепенно осуществлять свой гражданский и культурный выбор) в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;

осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.

ПОСТУПКИ

Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцени-ваемых ситуациях, на основе:

– культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность

– базовых российских гражданских ценностей,

– общечеловеческих, гуманистических ценностей, в т.ч. ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений

Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание)



Анализ полученных результатов

В результате работы над проектом нами были определены ценностные ориентиры образования в области формирования личностных УУД. Мы определили состав и характеристику личностных универсальных учебных действий, над формированием которых работаем в соответствии ФГОС. Работа над проектом показала тесную связь личностных универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, технологиями и формами работы. Мы определили важность той роли, которая отводится внеурочной деятельности, ученической проектной работе в формировании личностных УУД. Мы сделали не только теоретическое обоснование работе над формированием личностных УУД, но и организовали продуктивную работу педагогов и обучающихся, определяющей целью которой является формирование личностных универсальных учебных действий. Таким образом, можем сделать вывод, что в образовательной деятельности школы в области предметов «Филология» имеются условия для работы учителя над формированием личностных УУД, а представленная нами система работы на уроке, во внеурочной деятельности, в том числе и проектной, может быть основой формирования у учащихся личностных универсальных учебных действий в условиях внедрения системно-деятельностного подхода в соответствии с требования ФГОС нового поколения.
Изученные источники

  1. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы [Электронный ресурс] / В.В. Виноградов. - М.: Гос. изд. худ. лит., 1959. - 654 с. - Режим доступа «Электронная библиотека Научное наследие России», htt: // www.e-nasledie.ru/ras/view/person/publications

  2. Винокур, Г.О. Понятие поэтического языка [Текст] / Г.О. Винокур// Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. - М.: Наука, 1990. - С.140-145

  3. И.В. Золаторева, Т.А. Крысова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс.-

  4. Литература. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.- М.: Просвещение, 2012.

  5. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной. – Москва.: Просвещение, 2012

  6. 3.Матусова, Е.М. Воспоминания и раздумья. - Старый Оскол. Типография «Антиква», 2009г. - 124 с.

  7. 4. «Маяк» - газета Горшеченского района Курской области, подшивка изданий 2000 - 2004 гг.

http://do.gendocs.ru/docs/index-355056.html
http://images.rambler.ru/search?query=%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9%20%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%A3%D0%A3%D0%94

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/metodicheskie-rekomendacii-po-soctavleniyu-rabochih-programm
http://www.pskovedu.ru/?project_id=3036&pagenum=6849

http://school12.nichost.ru/index.php/2011-03-10-10-28-14/64-2011-04-25-17-54-24/113-2011-04-25-18-03-54

http://socobraz.ru/index.php/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB_%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9_/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B9http://images.rambler.ru/search?query=%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9%20%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%A3%D0%A3%D0%94_%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%8B_%E2%84%961http://www.protema.ru/didactics/learning-objectives/item/106-uud-ped-engineering-3#.UYouS7Xwn-Q

Приложение 1

МКОУ «Богатыревская средняя общеобразовательная школа»

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА

ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ :

«Отражение довоенного времени в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».


Автор:

Таратухина Л.А., учитель

русскогоязыка и литературы

2013 год
Литература

8 класс (общеобразовательный)
Программно-методическое обеспечение: Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, учебник Литература 8 класс, авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Москва, Просвещение 2012 год.
  1   2   3