Главная страница

К вопросу о роли родителей в воспитании музыкально одаренных детей


Скачать 82.63 Kb.
Название К вопросу о роли родителей в воспитании музыкально одаренных детей
Дата 12.02.2016
Размер 82.63 Kb.
Тип Документы

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств №3”

М.А. Блохина

Тема

К вопросу о роли родителей в воспитании музыкально одаренных детей”

Тамбов 2011

Для исследователей — психологов одаренные дети всегда представляли определенный интерес. Первые исследования в этой области провел американский психолог Термен, Льюис Мэдисон (1877-1956). Он занимался проблемами развития интеллекта ребенка и разработал тест, позволяющий измерить интеллект человека.

Английский исследователь Фрэнсис Галтон (1822-1911) - основатель дифференциальной психологии и психометрики, этой теме посвятил целую книгу «Исследование человеческих способностей и их развитие».

Б.М. Теплов (1896-1965), известный советский психолог, определил одаренность как «качественно-своеобразное сочетание способностей». Но до сих пор ученые не пришли к единодушному мнению о том, что такое одаренность: одни под одаренностью понимают выдающиеся способности в какой-либо одной, узкой направленности, и ребенок наделен этими способностями от рождения; другие считают, что одаренность может быть и общей — «талантливый человек талантлив во всем». Однако большинство ученых убеждены, что важен не столько сам врожденный талант, гениальные способности ребенка, а творческий подход для развития этих способностей, активная мотивация для достижения тех или иных успехов, среда и окружение, в которых ребенок растет и развивается.

Одаренные дети проявляют свои уникальные способности очень рано. Всех их объединяет и ранняя речь, и широкий, порой очень своеобразный словарный запас, большинство из них рано начинают читать и писать, они очень любознательны и внимательно-сосредоточенны в выполнении какой-то определенной или сразу нескольких задач. Такие дети отличаются живым воображением, богатой фантазией, повышенной чувствительностью.

В современном мире, в век компьютерной технологии, когда родителям все меньше удается уделить времени и внимания своим детям, перекладывая заботу о них сначала на бабушек, детские сады, а затем на школу, вопрос о роли родителей в воспитании музыкально одаренных детей актуален. В каждой семье он решается по-разному, индивидуально, так как процесс этот широк и многогранен.

Опираясь на свой многолетний педагогический опыт, на опыт моих коллег, предлагаю некоторые рекомендации по формам работы родителей с музыкально одаренными детьми и созданию для них благоприятных условий для развития творческих и исполнительских способностей.

Замечено, что музыкально одаренные дети чаще встречаются в семьях, в которых родители имеют хотя бы начальное музыкальное образование, владеют каким-либо инструментом. Так как музыкальность проявляется очень рано, то именно такие родители могут первыми заметить неординарность ребенка и начать занятия с ним по развитию триады ведущих музыкальных способностей: музыкального слуха, ритма и памяти. Чем раньше и плодотворнее начнутся занятия, тем больше потенциальных возможностей для развития врожденных музыкальных дарований.

С чего начать? Занятия с детьми можно проводить уже с 1,5- 2 летнего возраста. Для развития концентрации внимания, зрительного воображения, слухового и эмоционального восприятия ребенка помогут различные игрушки с шумовыми и звуковыми эффектами, в которых звучат простейшие ритмические мелодии и колокольчики, бьют барабаны. Родителям следует присматриваться к ребенку, обращать внимание, какие звуки вызывают у него ответную реакцию: заинтересованность, настороженность, неподдельную радость, просто улыбку... Совместная игра родителей и детей на разнообразных детских музыкальных инструментах (ксилофоны, синтезаторы, всевозможные духовые) способствует развитию музыкального слуха, ритмического чувства, эмоциональной отзывчивости.

Видный музыкальный деятель Болеслав Яворский (1877-1942) писал, что «одной из главных задач при воспитании ребенка является сохранение за ним способности творить звуки, этими звуками выражать свои потребности».

Подбор по слуху уже знакомых детских песенок с помощью родителей, так называемая игра «с рук », подбор самого простого аккомпанемента, сочинение своих неподражаемых творений — еще одна из форм занятий с музыкально одаренными детьми. Такая форма работы, как совместное творчество, будит воображение ребенка, активизирует процессы запоминания, является благодатной почвой для музыкально-ритмического воспитания.

Родителям необходимо помнить, что похвала и поощрение всегда являлись стимулом познания, и нет предела восторгу детей, когда они слышат одобрительные слова и поддержку в свой адрес близких и самых дорогих ему людей.

Все дети мыслят образами. Они с большим увлечением и удовольствием «рисуют» музыку, рисуют то, что слышат. Пока они еще очень малы или просто не могут изобразить на рисунке услышанное, на помощь придут цветные карточки, сделанные из бумаги или картона. Родителям следует лишь помочь разобраться в ощущениях ребенка и попросить их выбрать карточку нужного цвета. Широко известен такой факт, что русский композитор Н.Римский-Корсаков каждой тональности давал определенную характеристику, наделял ее тем или иным цветом: для до-мажор это белый цвет, для фа-мажор — зеленый...

В этот дошкольный период дети очень любознательны и отлично впитывают все новое и интересное для них. Родителям, владеющим каким-либо инструментом, можно посоветовать играть своим детям программные, жанровые пьесы с обязательным последующим их красочным описанием, вызывающим яркие ассоциации у ребенка. При прослушивании этих пьес, дети могут выполнять те или иные действия (танцевать, маршировать, кружиться в вальсе, весело хлопать в ладоши). Такая форма занятий способствует развитию музыкальной памяти, образного мышления, повышает интерес к занятиям, стимулирует эмоциональную увлеченность детей. Рекомендуемые сборники : А.Лепин «Детские пьесы для фортепиано» (из музыки к кинофильму «Приключения Буратино»), С.Соснин «Кот в сапогах», Г.Портнов «Снежная королева» и другие. Дети с удовольствием отправятся вместе со взрослыми в мир сказок и путешествий.

Музыкально-нотная литература крайне обширна и многогранна, она постоянно пополняется новинками. Для домашнего прослушивания можно использовать и следующие сборники.

Например: В.Дулова «Малыш и американская музыка» (облегченные переложения для фортепиано. Составление и переложение В.Дуловой, Санкт-Петербург 2005), А.Веселова «Малыш и русская классическая музыка» (облегченные переложения для фортепиано. Переложение В.Дуловой. Санкт-Петербург 2005), Т.Юдовина-Гальперина «Большая музыка — маленькому музыканту» (легкие переложения для фортепиано. Под редакцией О.Геталовой. Санкт-Петербург 2006), О.Геталова, И.Визная «В музыку с радостью» (Санкт-Петербург 2006). Слушая произведения, исполняемые родителями, дети знакомятся с шедеврами русской классической музыки, с пьесами зарубежных авторов. Благодаря постепенному увеличению прослушиваемых произведений, знакомству с музыкой различных композиторов, расширяется музыкальный кругозор ребенка, прививается хороший вкус, понимание стиля, а в дальнейшем, когда ребенок продолжит занятия с профессиональным педагогом, предлагаемая форма работы поможет развить творческий потенциал, быстрее овладеть необходимой фортепианной техникой.

В настоящее время для домашнего прослушивания стала доступна интернет-фонотека, появилось множество дисков с записями классической музыки. Постепенно и целенаправленно родителям следует знакомить своих детей с шедеврами выдающихся композиторов, таких, как П.И. Чайковский, С.Рахманинов, Р.Шуман, К.Дебюсси, Э.Григ, приобщая их к миру прекрасного и возвышенного.

Благотворное влияние на формирование эстетического вкуса ребенка, на пробуждение его чувств и эмоций оказывают совместные посещения концертов, театров и музеев.

Опираясь на свой педагогический опыт и опыт своей коллеги, приведу два примера.

Арсений И. Очень рано стал проявлять свои неординарные музыкальные способности. Родители, в детстве, получившие начальное музыкальное образование, сразу заметили тягу мальчика к музыке. Сначала они сами активно с ним занимались, так как ребенок был еще очень мал. Придя в колледж в 1 класс, Арсений уже хорошо знал нотную грамоту, с удовольствием играл несложные пьески, но что больше всего поражало окружающих — просто необузданный интерес к занятиям, музыкальная чуткость, необыкновенное эмоциональное состояние на уроках, бескрайнее воображение. Уже в этом возрасте родители сумели привить ребенку трудолюбие — мальчик часами мог сидеть за инструментом, вслушиваясь в каждый сыгранный им звук и без устали повторяя трудные пассажи, пока не добьется нужного результата.

Помню, сколько труда и терпения пришлось приложить педагогу, у которого занимался этот одаренный, талантливый мальчик, пока пришли к первой его победе и признанию. Сейчас А. — лауреат Всероссийского конкурса юных пианистов.

Родители Арсения, известные в городе врачи, очень занятые люди. Рано заметив талант своего ребенка, они не упустили время для начала занятий с ним, очень много сами с ним занимались, приучили мальчика к труду, воспитали усидчивость, привили любовь к познанию. Несмотря на то, что сейчас ребенок занимается у профессионального педагога, оба родителя живо интересуются его успехами, помогают в разучивании нотного текста, создают благоприятную обстановку для самостоятельных занятий, в разговоре всегда благожелательно настроены, не пропускают ни одного выступления Арсения, посещают концерты классической музыки, у них дома огромная фонотека.

Следует обратить внимание на важный момент в формировании полноценной талантливой личности этого юного музыканта — совместное плодотворное сотрудничество родителей, ученика и педагога.

Ирина К. с детских лет приобщалась к музыкальному искусству. Она росла в семье одаренных родителей, оба — с высшим образованием, обладающие высоким интеллектом люди. У Ирины папа — директор одной из школ нашего города. В этой семье очень часто собирались гости, чтобы услышать его прекрасный голос, приятный тембр. Ирина всегда несколько конфузилась на сцене, чувствуя себя «не в своей тарелке». Однако, когда она аккомпанировала папе дома, то очень оживлялась, глаза ее “горели.” Слушая этот семейный ансамбль, невольно на глаза накатывались слезы.

Девочка прекрасно, с отличием закончила музыкальную школу по классу фортепиано. К великому моему сожалению, Ирина не продолжила свое обучение и не стала профессиональным музыкантом. Однако, она великолепно играет на гитаре, неподражаемо поет, сочиняет песни и романсы. Закончив Тамбовский государственный педагогический университет, факультет «актерское искусство», Ирина сейчас — актриса театра Северного флота. Это ли не признание ее музыкальных дарований?! Организация и проведение концертов в узком семейном кругу — еще одна из важнейших форм работы родителей по эстетическому воспитанию детей, развитию их творческих способностей, приобщению их к прекрасному, по формированию хорошего вкуса.

Обратившись к истории, можно с уверенностью сказать, что издавна музыкально одаренные дети рождались в семьях, где хотя бы один из родителей был музыкантом (И.Бах, В.Моцарт, Ф.Шуберт, Ш.Гуно, Э.Григ, М.Глинка, С.Рахманинов, А.Аренский, А.Глазунов, А.Скрябин, А.Рубинштейн и др.). Они с младенческих лет впитали все лучшее, что дала им музыкальная семья, окружение и поддержка родных.

Вывод: музыкальная одаренность зависит не только от врожденных индивидуальных задатков — это результат кропотливой ежедневной работы, большого желания, огромного трудолюбия, высокой эмоциональной отдачи как самого ребенка, так и его родителей. Семья, родители, благоприятная и доброжелательная атмосфера, созданная ими, развитие интеллекта ребенка, приобщение его к лучшим образцам культурного наследия, совместные посещения театров и музейно-выставочных комплексов, чуткое отношение к красотам природы, неусыпный контроль и посильная помощь в обучении — все это является мощным ресурсом формирования музыкально одаренной личности. А плодотворный союз ученика, педагога и родителей способствует полноценному развитию музыкально одаренного ребенка.

Литература


  1. Обш.ред. Бурменской Г.В. и Слуцкого В.М. перевод с английского, Одаренные дети. М., 1991

  2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М., 2000

  3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.,1947

  4. Щукин А.Н. Самые знаменитые люди России. М., 2001