Главная страница

Житенева Ольга Александровна, учитель истории и обществознания гбоу сош №12 г о. Сызрань Самарской обл г. Сызрань, 2012 пояснительная записка


Скачать 109.09 Kb.
Название Житенева Ольга Александровна, учитель истории и обществознания гбоу сош №12 г о. Сызрань Самарской обл г. Сызрань, 2012 пояснительная записка
Дата 04.03.2016
Размер 109.09 Kb.
Тип Пояснительная записка



Программа элективного курса

по предпрофильной подготовке

«Юридическая профессия в современном мире»
Разработчик программы:

Житенева Ольга Александровна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №12 г.о.

Сызрань Самарской обл.


г. Сызрань,

2012

1. Пояснительная записка.
Много лет назад люди поняли, что счастливым может быть лишь человек, который с радостью идёт на работу и с таким же чувством возвращается домой. Каждый из нас стремится достичь определённого успеха в жизни, доказать самому себе и окружающим своё «я», стать полезным обществу.

Профессия юриста всегда имела особую социальную значимость, так как помогала гражданам осознать свои права и уметь отстаивать их. В современном мире юриспруденция проникла в личную и профессиональную жизнь каждого из нас, поэтому правовые знания необходимы. Именно они помогут человеку сделать успешную карьеру и благополучно вести свои дела.

Курс «Юридическая профессия в современном мире» адресован тем, кто стоит на пороге выбора дальнейшего образовательного пути и задумывается над будущей профессией.

Курс предназначен для учащихся 9-х классов. Расчитан на 17 часов, что позволяет учащимся параллельно посещать ещё какие-то курсы, или выбрать другой курс по прохождении данного.

Курс носит надпредметный (ориентационный) характер. Расширяет представление учащихся о мире юридических профессий, конкретизируя каждую из них.

Целью предпрофильного курса «Юридическая профессия в современном мире» является:

  • знакомство учащихся 9-х классов на практике с основными способами деятельности юристов, набором социально - профессиональных ролей юридических специальностей,

  • показать роль закона в регулировании правоохранительной деятельности,

  • получение учащимися опыта применения юридических знаний в конкретных ситуациях из ролевых позиций.

Для освоения социально-профессиональной роли учащиеся в ходе изучения курса выбирают одну из юридических профессий и с помощью консультаций учителя, работников правоохранительных органов, готовятся к выступлению семинаре «Защита юридической профессии»

Для реализации данной цели необходимо создать условия для формирования и развития у обучающихся

  • интереса к изучению правоведческих дисциплин;

  • умений самостоятельно приобретать правовые знания и применять их;

  • практических умений в области права: самостоятельно исследовать проблему, проектировать ситуацию, находить пути разрешения проблемы;

  • умения вести дискуссии, грамотно отстаивать свою точку зрения.



Прогнозируемые результаты.

В процессе обучения школьники приобретут знания

  • о юридических профессиях и особенностях их деятельности;


умения

  • отбирать и анализировать необходимый материал;

  • работать с правоведческой литературой;

  • делать выводы на основе нормативно – правовых актов;

  • участвовать в дискуссиях;

  • правильно применять полученные юридические знания в конкретных ситуациях.


Формы организационной работы учащихся:

  • лекция (учащиеся получают теоретические знания, расширяют кругозор о юридических профессиях и их особенностях);

  • лабораторная работа (предполагает самостоятельное получение знаний о деятельности юриста на основе изучения нормативно-правовых актов);

  • практикум (способствует приобретению практических навыков, возможности самостоятельно увидеть проблему и самостоятельно принять правильное решение в конкретной ситуации);

  • ролевая игра (позволяет получить практический опыт и познакомиться с профессиональной деятельностью юристов, освоить социально-профессиональную роль юриста);

  • экскурсия (позволяет на практике увидеть работу людей юридических специальностей, получить ответы на возникшие вопросы от специалистов)

  • семинар (позволяет увидеть степень усвоения полученного материала, умение отстаивать собственную точку зрения, подкрепляя её знаниями законов).


Форма контроля и оценка результатов уровня освоения курса будет осуществляться в ходе самостоятельной деятельности учащихся на лабораторных и практических занятиях, а так же в ходе публичных выступлений учащихся во время участия в ролевых играх, семинарских занятия

2. Содержание программы.

Знакомство с профессией (вводное занятие).- 1 час
Что значит быть юристом. Особенности деятельности юристов древности. Юридические школы: нормативистская, социологическая, психологическая.

Юридические науки: «Теория государства и права», «История государства и права», «Гражданское право», «Уголовное право», «Административное право», «Семейное право», «Криминалистика», «Судебная медицина».

Понятие «право».
Адвокат и прокурор на страже закона. – 3часа.
Профессия – адвокат. Критерии профессиональной деятельности. Из истории адвокатуры. Особенности профессиональной деятельности современного адвоката. Виды правовой помощи. «Положение об адвокатуре».

Органы прокуратуры. Из истории прокуратуры. Профессия прокурора в современной России. Закон РФ «О прокуратуре».

Практическая деятельность учащихся.

Лабораторная работа. «Права и обязанности адвоката и прокурора»

Цель – анализируя Положение об адвокатуре, Закон РФ «О прокуратуре» пояснить права и обязанности защитника и прокурора.

При выполнении задания используйте необходимые статьи Закона РФ «О прокуратуре» и Положение об адвокатуре, Закон Рф «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Закон РФ «О прокуратуре» ст. 1, ст.4, ст.6, ст. 10, ст.27. Положение об адвокатуре ст. 15, ст.16.

Самостоятельная работа. «Функции прокурора»

Цель - на конкретных ситуациях рассмотреть и проанализировать функции прокурора.

Возможно проведение экскурсии в адвокатскую контору. Через «живую» беседу и зрительное восприятие учащиеся знакомятся с адвокатской деятельностью.

Профессия судьи как она есть. – 3 часа.
Из истории судопроизводства. Прецендентное право. Особенности профессиональной деятельности судей. Статус судьи. Аппарат суда. Мировой судья; судебные приставы; присяжные заседатели.
Практическая деятельность учащихся.

Самостоятельная работа. « Сущность судебной системы в России».

Цель - научить выявлять главное в нормативном документе.

Задание. С помощью норм, заключенных в Федеральном законе «О судебной системе РФ» разъясните сущность судебной системы в России.

Для выполнения задания необходимо воспользоваться нормами, заключенными в Федеральном законе «О судебной системе РФ» ст.1, ст. 3, ст. 4, ст. 5.

Возможно присутствие учащихся на заседании суда по решению гражданского дела. В ходе наблюдения за судебным процессом учащиеся самостоятельно выявляют стадии судебного разбирательства, фиксируют их, оценивают роль каждого участника судебного процесса.

Лабораторная работа. «Приговор суда»

Цель – узнать стадии правоприменительного процесса.

Задание. Познакомившись с приговором суда, поясните какие действия осуществлял судья в процессе разрешения дела. Почему подобный документ, составленный судьёй, выносится от имени государства? Назовите участников судебного процесса. (см. приложение)

Ролевая игра. «Судебное разбирательство».

Цель – проигрывая и разбирая конкретную ситуацию выполнить роль адвоката и прокурора; рассмотреть основные этапы судебного заседания; принять решение по делу.

Деятельность нотариуса в мире права. – 1 час.
Профессия – нотариус. Особенности профессиональной деятельности. Принципы деятельности. Требования к лицам, желающим стать нотариусом. Профессиональная тайна нотариуса. Особенности правового положения частнопрактикующего нотариуса.
Практическая деятельность учащихся.

Самостоятельная работа.

Пользуясь нижеприведенной схемой, в которой показаны некоторые функции нотариуса, придумайте конкретные случаи, когда можно обратиться к нему:

Удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии

Удостоверение сделок с недвижимостью

Удостоверение завещаний







Принятие документов на хранение



Свидетельствование верности копий документов и выписок из них

нотариус

Обеспечение доказательств



Извещение об открывшемся наследстве наследников и выдача по истечении 6 мес. По письменному заявлению наследников свидетельства о праве на наследование






Полиция. – 4 часа.

Система органов внутренних дел. Основные службы, их функции и характеристики.

Из истории создания полиции края. Арест. Задержание и обыск. Применение специальных средств и огнестрельного оружия. Закон РФ «О полиции».

Практическая деятельность учащихся.

Экскурсия в УВД города. Учащиеся знакомятся с деятельностью разных служб: экспертов, криминалистов, оперативных работников, службы дознания, дежурной службы, охранно –конвойной, службы участковых уполномоченных, патрульно- поставой службой, ПДН. В ходе встречи с профессионалами фиксируют особенности и назначение каждой службы.

Лабораторная работа. «Найди ошибку в тексте» (проводить после экскурсии в УВД и знакомства с деятельностью разных служб).

Цель – показать сложность и многообразие форм деятельности органов милиции; развить представление об обязанностях правоохранительных органов соблюдать закон. (см. приложение)

Практикум. «Что делать в первые минуты задержания.»

Цель – познакомить с некоторыми противоправными методами действий органов дознания, оперативников и следователей по отношению к несовершеннолетним и подозреваемым; правилами поведения в первые минуты задержания. Итог работы - составление Памятки.

Тайны следственной профессии. – 3 часа.

Профессия – следователь. Из истории следствия. Подследственность. Принятие дела к производству. Предварительное расследование. Оперативно-следственная группа. Основные этапы следственных мероприятий. Обвинительный акт и его составные части. Кто может стать частным детективом?

Практическая деятельность учащихся.

Ролевая игра. «Расследование преступления». (см. приложение)

Цель – познакомить с основными этапами оперативно-следственных мероприятий.

Возможна встреча со следователем. В ходе встречи учащиеся получают представления об основных этапах оперативно – следственной работы.
Особенности профессиональной деятельности юристов.

(итоговое занятие). – 2 часа.

Учащиеся должны обозначить основные особенности деятельности юристов.

Где можно получить юридическое образование?

Форма занятия: защита юридической профессии.

Цель – Учащиеся представляют одну из юридических профессий, поясняя особенности её деятельности, опираясь на примеры из юридической практики.

2.3. Учебно-тематическое планирование курса

«Юридические профессии в современном мире».

Тема

Количество часов

Формы контроля

всего

В том числе на практическую деятельность учащихся

Знакомство с профессией

1

-

-

Адвокат и прокурор на страже закона

3

2

Лабораторная работа.

Самостоятельная работа.

Экскурсия.

Профессия судьи как она есть

3

2

Лабораторная работа .

Ролевая игра.

Практикум.

Экскурсия.

Деятельность нотариуса в мире права.

1

1

Самостоятельная работа, работа над предложенными ситуациями.

Полиция.

4

2

Лабораторная работа. Практикум.

Экскурсия.

Тайны следственной профессии.

3

2

Ролевая игра.

Встреча со следователем.

Итоговое занятие «Особенности профессиональной деятельности юристов»

2

-

Семинар

«Защита юридической профессии»

Всего:

17

9




Литература:


  1. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы (УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р)

  2. Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» (от 4 марта 2010 г.   № 03-413)

  3. Голуб Г.Б, Великанова А.В. предпрофильная подготовка учащихся; Рекомендации по организации и проведению / под ред. проф. Е.Я. Когана – самара, «Учебная литература», Изд.дом «Федоров», 2006

  4. Предпрофильная подготовка учащихся: Разработка и экспертиза курсов по выбору. Структура и содержание портфолио (методические рекомендации). – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006.

  5. Конституция РФ.- М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 32 с.

  6. Гражданский кодекс Российской Федерации»/ Свод кодексов и законов Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003.- 992 с.

  7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»/ Свод кодексов и законов Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003.- 992

  8. Уголовный кодекс Российской Федерации»/ Свод кодексов и законов Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003.- 992 с.

  9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»/ Свод кодексов и законов Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003.- 992 с.

  10. Федеральный закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»/ Свод кодексов и законов Российской Федерации.- СПб.: ИД «Весь», 2003.- 992 с.

  11. Никитин А.Ф. Право и политика: Учебное пособие для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

  12. Певцова Е.А. Мир права вокруг нас: Материалы для занятий в рамках модуля «Основы правоведения». – М.: изд. «ЦГО», 1999. – 191 с.

  13. Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум для учащихся старших классов. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

  14. В борьбе с преступностью – по долгу и службе. – Сызрань: Сызранское полиграфобъединение, 2002. – 160 с.

  15. Наша служба – уголовный розыск. – М.: Центр творческих, социальных и издательских программ «Олимп», 1998. – 320 с.