Главная страница

Жанры казачьих песен. Цели: познакомить с жанрами казачьих песен. Задачи


Скачать 26.28 Kb.
Название Жанры казачьих песен. Цели: познакомить с жанрами казачьих песен. Задачи
Дата 24.02.2016
Размер 26.28 Kb.
Тип Реферат



Жанры казачьих песен.
Цели: познакомить с жанрами казачьих песен.

Задачи:

Создать условия для формирования у учащихся понятия «жанры казачьих песен.

Развивать музыкально-языковое мышление учащихся.

Создать условия для углубления патриотических чувств у учащихся.

Муз. Материал: «Мы с тобой казаки», (муз. В. Г. Захарченко);«Прощай, станица» (казачья народная песня);«Атаман» (казачья народная песня);«Вдовы России» (сл.М. Г. Голуб, муз. Г. Пономаренко)
ХОД УРОКА
1. орг. момент
2 Беседа
Сегодня мы с вами познакомимся «Жанры казачьих песен», иначе говоря, о чём пели наши предки – казаки. Но, прежде всего, я хотела бы спросить вас и наших гостей, а что же означает слово казак? (Вольный человек).

– Да, конечно, казаки не мирились с рабством, крепостным правом. На Кубани для казаков была «ширь и простор», где каждый из них – казак, т.е. сам себе господин.

– А как вы думаете, казаки любили петь?

– А когда же звучали песни? (Праздники, труд, война, гулянья, посиделки и т.д.)

– А какие по характеру были эти песни? (Весёлые и грустные)
3. Введение новых понятий
– Грустные песни у казаков были не такие, от которых хотелось плакать, а песни – думы, раздумье. Послушайте песнь «Прощай, станица» и попробуйте определить характер, содержание песни.
а) Слушание: «Прощай, станица» (к. н. песня)
Ответы учащихся: темп – медленный, характер – сдержанный (показать жестом). Содержание – проводы на войну.
– Что это за жанр? (Песня-дума)

– Да, казаки идут на войну защищать своё Отечество. Они не знают, останутся ли живы, размышляют о своих семьях, оставшихся без кормильцев.

– Проводили мы казаков, а какими мы их видим на войне, было ли у них время печалиться? (На войне они были смелыми, бравыми, сильными, не боящимися никаких трудностей)
Исполнение песни « Мы с тобой казаки»
Учащиеся: характер – бравый, смелый, задорный; шли строем – строевая.
в) Беседа.
У.: А все ли казаки возвращались с войны?

– Да, были и такие семьи, в которых навсегда поселилось горе. Это те матери и жёны, которые потеряли своих мужей.

– Могли ли звучать весёлые песни? (Нет).

– Правильно, пели другие песни. Какие они были по характеру? (Грустные)

– Их называли лирические песни. Мы на прошлом уроке начале разучивать песню «Вдовы России».

– Кто написал эту песню? (кубанский композитор Григорий Пономаренко).

– Эта песня написана в наше время (современная, но композитор сохранил традиции кубанской песенной культуры)
г) слушание «Вдовы России» (в сопровождении инструмента).
– Вот какую прекрасную лирическую песню написал Г. Пономаренко.
– Ребята, а когда наступало время праздников, какие звучали песни: строевые, лирические, песни – думы?

– Существует ещё один жанр казачьей песни. О каких песнях идёт речь? (О плясовых)

– Каков, как вы думаете, каков был характер этих песен? (весёлые, танцевальные, заводные, ноги так и неслись в пляс)

– Давайте исполним плясовую песню «Бравый атаман » и постараемся поднять настроение нашим гостям.
е) Исполнение песни «Атаман».

И конечно же казаки любили играть на муз. Инструментах давайте и мы с вами сыграем номер на ложках.
Номер на ложках «Барышня»
4. Закрепление новых понятий и навыков
– Мы увидели, насколько разнообразны казачьи песни. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? С какими жанрами казачьих песен мы сегодня познакомились? (Песни-думы, строевые, лирические, плясовые).

Казаки умели и воевать, и отдыхать, но самое главное – они чтили традиции и уважали предков, были истинными сынами своего Отечества.

– А как называют человека, который любит свою Родину, готов отдать жизнь за Отечество? (Патриот)

– А как же будет называться жанр песни, если в ней говориться о любви к Родине? (Патриотическими)