Главная страница

Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить


Скачать 139.77 Kb.
Название Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить
Дата 27.02.2016
Размер 139.77 Kb.
Тип Пояснительная записка

«Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

Л.Н. Толстой

Пояснительная записка

В современном мире наиболее актуальным стоит вопрос о нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения. Воспитание в современных условиях с гуманистической точки зрения – это управление развитием личности. Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми.
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий

Воспитание нравственной личности – одно из главных условий национального возрождения. Главное в программе нравственного воспитания – системный подход к формированию нравственной позиции ученика.

Актуальность воспитательной программы:

Вопросы нравственного воспитания поднимаются на высшем уровне руководства нашей страны. Сегодня одним из опасных можно назвать процесс разрушения личности, т.к. отовсюду идут искажённые представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Современных детей отличает духовная и эмоциональная незрелость. Всё это объясняет особую значимость и актуальность разработки программы по нравственному воспитанию учащихся.

Гипотеза работы заключается в том, что нравственное воспитание учащихся старших классов будет эффективным, если сконструированная модель нравственного воспитания включает в себя структурные компоненты, принципы, методы и формы и реализуется вследствие воздействия на мотивационную сферу подростков, внедрения в воспитательно-образовательный процесс специально разработанной программы по нравственному воспитанию школьников.

В основе программы лежат принципы:

1.историзма,

2.целостного изучения воспитания в их развитии и взаимной связи;

3.теоретические изыскания отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов по вопросам народной духовной культуры;

4.положение о связи образования подрастающего поколения с историко-культурными ценностями общества, его духовными и национальными истоками;

5.использования личностно-ориентированного подхода в процессе духовно-нравственного воспитания;

Для реализации программы предлагаю следующие методы:

1.наглядный (используется во время экскурсий, наблюдений, проведения игр);

2.словесный (используется при чтении стихотворений, проведении бесед, проведении викторин, конкурсов);

3.практический (при проведении игр, организации вечеров)

Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов, включает в себя три направления, связанные между собой: «Воспитать человека», «Воспитать семьянина», «Воспитать патриота»

Основными участниками программы являются:

  • Учащиеся

  • Классный руководитель

  • Родители

  • Коллектив учителей

  • Психолог

  • Руководители кружков и секций

  • Общественность



Цель и задачи программы

Цель Программы: воспитание духовно-нравственной личности в контексте её всестороннего развития.

Задачи:

1.Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования: 

- формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности; 

- осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни; 

- формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели; 

- утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе. 

2. Восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи. 
3. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними. 
4. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры. 
5. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и жизнедеятельность не только человечества, но и всего живого на планете. 
6. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи. 

Деятельность классного руководителя в этом направлении направлена на:

  • развитие желания знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

  • развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

  • воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях; знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и умением выживать в трудных жизненных ситуациях;

  • воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;

  • формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Основные понятия программы: нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, самоактуализация и самореализация, жизненные ценности и правила, нравственный опыт.

Формы работы с классом:

  • Лекции на тему нравственности.

  • Тематические классные часы.

  • Работа психолога, проведение тренингов и тестов соответственно направленности.

  • Кинопросмотры.

  • Дискуссии.

  • Изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер

  • Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы.

  • КТД


Содержание программы

  1. Часть 1. «Воспитать человека»

  2. Часть 2. «Воспитать семьянина»

  3. Часть 3. «Воспитать гражданина»

Нормативно – правовая база:

1.Конституция РФ 1993 г.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

3. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»

4. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 N 795 (ред. от 17.01.2013) "О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»

5.Закон об основных гарантиях прав ребёнка в РФ № 124 от 24.07.1998 г.

6.Конвенция о правах ребёнка 1990 г.

7.Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.

8. Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа», с. Зикеево Жиздринского района
Сроки и этапы реализации Программы  2012 –  2014 год

I этап - Подготовительный, сентябрь-декабрь 2012 учебный год, 10 класс

II этап - Проектный, январь 2012-апрель 2014 учебный год, 10-11 класс

 III этап – Аналитический, май 2014 года, 11 класс

Ожидаемые конечные результаты Программы

Реализация программы позволит воспитать  выпускника, адаптированного к условиям современного  общества:

- сформировавшего в себе личностные качества, обладающего культурой общения и постоянно развивающегося в этом направлении;

- объединяющего в себе нравственные нормы поведения и чувство патриотизма;

- креативно мыслящего, сохраняющего при этом последовательность рассуждений;

- психологически адаптированного: устойчивого к стрессам, имеющего навыки самопознания, самоорганизации;

- испытывающего потребность в труде, профессиональной деятельности;

- способного руководить, решать проблемы, склонного к научно-исследовательской работе;

- способного рационально организовать свой досуг.

 Два мира есть у человека:

Один, который он творил.

Другой, который мы от века

Творим, по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

Часть 1. «Воспитать человека»

Цель: создание условий для гармонично развитой личности, воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.

Задачи:




  • формировать потребность к воспитанию своих морально-волевых качеств.


Предполагаемый результат деятельности:

  • высокий уровень самосознания,

  • самодисциплина,

  • понимание учащимися ценности человеческой жизни,

  • справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Примерная тематика классных часов

Месяц

1-й год реализации2012-2013 уч.год

2-й год реализации2013-2014 уч.год

сентябрь

Диагностика нравственных приоритетов учащихся

Поговорим о нравственности… (беседа)

октябрь

«Я среди людей, люди вокруг меня» (деловая игра)

“Я имею право на…” (дискуссия)

ноябрь

«Чувство взрослости. Что это такое?» (Беседа)

Этическая беседа «Будь слугой совести и хозяином воли»

декабрь

Как научиться властвовать собой? (тренинг)

Стресс в нашей жизни (тренинги)

январь

Круглый стол «Конфликт и способы его разрешения»

«Сострадание. Право на лучшую жизнь»» (классный час)

февраль

«О милосердии" (беседа)

Брейн-ринг «Важные мелочи повседневного этикета»

март

«Никого дороже нет…» (урок-презентация посвящен Дню матери).

"Человек и закон" (Деловая игра)

апрель

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть (беседа)

Диспут «Разумное и нравственное всегда совпадает» (Л.Н.Толстой)

май

Классный час «Основы нравственной личности – стыд, жалость и доброжелательность»

Какие воспоминания оставлю я о себе в школе (классное собрание)

Домашний очаг должен быть

                                                         не местопребыванием,

                                                                а местом, куда мы всегда возвращаемся.

А.Монтерлан

Часть 2. «Воспитать семьянина»

Цель: воспитание подрастающего поколения в качестве надежных семьянинов, возрождение семейных ценностей,  создание условий для благоприятного вхождения учащихся в мир социальных отношений через укрепление внутрисемейных связей.

Задачи:

  • формировать уважение к членам семьи;

  • воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

  • формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

  • сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

  • сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

  • сформировано представление о том, что настоящие сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.


Примерная тематика классных часов

Месяц

1-й год реализации2012-2013 уч.год

2-й год реализации2013-2014 уч.год

сентябрь

Дела семейные (дискуссия)

Национальные семейные традиции

октябрь

Супружество без брака?

Есть ли будущее у российской семьи? (беседа)

ноябрь

Путешествие в прошлое своей семьи

«С любовью к бабушке» (концерт, посвященный Дню Матери)

декабрь

Воспитание притчей (беседа)

Семейный альбом(презентация творческих проектов)

январь

Современные Ромео и Джульетта

Дети без родителей

февраль

Ранние браки (беседа)

Любовь-прекрасное чувство

март

Роль семьи в воспитании.

Семья в жизни человека

апрель

Кнуты и пряники Домостроя

Взаимоотношения взрослых и детей в семье (тренинг)

май

«Моя семья-мое богатство»

Международный День семьи (концертная программа)


 Любовь к Отечеству и любовь к людям –

это два быстрых потока, которые, сливаясь,

                                                          образуют могучую реку патриотизма.

В.Сухомлинский

Часть 3. «Воспитать гражданина»
Цель: формирование высокой культуры межличностных отношений, чувства ответственности за развитие своей страны; культуры творческого поиска, саморазвития. 

Задачи:

  • развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;

  • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

  • убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит Родину, гордится ей

  • изучает её историко-культурное, духовное наследие

  • верен своему гражданскому долгу

  • готов к защите Отечества.

Примерная тематика классных часов

Месяц

1-й год реализации2012-2013 уч. год

2-й год реализации2013-2014 уч. год

сентябрь

День Знаний. Классный час: «Урок - Россия».

Классный час « 20 лет Конституции России»

октябрь

Круглый стол «Современные проблемы России»

«Пусть не повторится никогда…» (Классный час посвященный Дню памяти жертв политических репрессий) (беседа)

ноябрь

«Афганистан болит в моей душе»; (Урок-презентация)

Классный час «Солдат войны не выбирает».

декабрь

Исторический брейн-ринг «Государственная символика РФ»

Беседа «Защита Отечества – долг каждого гражданина»

январь

Экспресс-анкета «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях»

«Культура и традиционный образ жизни коренных народов РФ»

февраль

«Есть такая профессия – Родину защищать» 

Дискуссия «Гении и злодеи в политике государства»

март

«Может ли быть патриотом тот, кто живет за пределами своей Родины?» (дебаты)

Классный час «Мораль и право – дороги, ведущие к человечности»

апрель

Час общения «Задержан милицией. Как себя вести?»

Классный час «Молодежь и выборы»

май

«Великая Отечественная война в судьбе моей семьи»

«Есть ли границы у свободы?» (дискуссия)