| 
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
       | 
      
        
          «Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с овз «Мы вместе»
          
          
            
              
                 
                «Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ 
                 
                «Мы вместе» в рамках ФГОС» 
                 
                В связи с ежегодным увеличением численности обучающихся, имеющих трудности в усвоении общеобразовательной программы и в рамках Федерального государственного образовательного стандарта в 2012 - 2013 уч.году в МБОУ «СОШ №5» возникла необходимость разработки программы социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы вместе». 
                 
                С 2012 года в школе основой учебно-воспитательного процесса становится учет психофизических особенностей ребенка с ОВЗ. 
                 
                Целями программы являются: 
                
                   
                  Организация качественной социально-психологической поддержки ребенка с ОВЗ;
  
                   
                  Создание особого психологического климата в педагогическом и ученических коллективах, основанного на понимании проблем детей данной категории для интегративного включения в образовательную среду, в социум;
  
                   
                  оказание социально-психологической поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ;
  
                  - 
                    
 
                    Основной целью программы является формирование эффективной системы поддержки детей данной категории, включающей в себя создание оптимальной среды жизнедеятельности детей в образовательном учреждении, позволяющей реализовать потенциал ребенка. 
                   
                  
                Определены следующие задачи программы: 
                
                   
                  создать комплексное педагогическое и социально-психологическое сопровождение социальной адаптации детей с ОВЗ;
  
                   
                  способствовать освоению начального, основного, среднего общего образования детей с учетом их психофизиологических особенностей.
  
                  
                Программа рассчитана на 5 лет. Реализация программы ведется второй год. 
                 
                Исполнителями программы выступают: администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, логопед, медицинский работник школы (по согласованию). 
                 
                Ожидаемые результаты программы «Мы вместе»: 
                
                   
                  Реализация качественной психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ;
  
                   
                  Успешное включение учащихся в образовательную среду, социум через повышение личностных компетенций;
  
                  - 
                    
 
                    Совершенствование системы выявления и учета, системы сопровождения данной категории детей через работу психолого-медико-педагогического консилиума и Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии; 
                   
                   
                  Благоприятно – плодотворное взаимодействие семьи и школы;
  
                   
                  Повышение качества комплексных реабилитационных мероприятий.
  
                  
                Помощниками в создании целостной системы поддержки, объединяющих отдельных детей и педагогов, родителей, делающими акцент на возможностях, а не на ограничениях, выступают педагог-психолог и социальный педагог. 
                 
                Программой предусматривается реализация основных направлений: 
                
                   
                  Создание методических и организационных основ реабилитации детей-инвалидов;
  
                  - 
                    
 
                    Включение в социум детей с ОВЗ через организацию комплекса мероприятий; 
                   
                   
                  Адаптация учащихся в образовательной среде по средствам снижения рисков дезадаптации;
  
                   
                  Поддержка и развитие творческого, художественного и интеллектуального потенциала детей через организованное развитие личностных компетенций;
  
                   
                  Работа с семьей ребенка, разрушение стереотипов по оказанию сопровождения и помощи в усвоении учебной программы;
  
                   
                  Активизация работы педагогов по оказанию помощи детям с ослабленными возможностями здоровья;
  
                  - 
                    
 
                    Взаимодействие с государственными органами, учреждениями, организациями в разработке программ, планов и т.д. 
                   
                  
                Основные мероприятия программы «Мы вместе» 
                 
                Строятся с учетом 3-х участников образовательного процесса: ученик, родитель, педагог. 
                
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                     
                    I. Мероприятия, направленные на создание системы 
                     
                    нормативно – информационного обеспечения
  | 
                   
                  
                     
                    № 
                     
                    п/п
  | 
                     
                    Мероприятия
  | 
                     
                    Исполнители
  | 
                     
                    Сроки
  | 
                   
                  
                     
                    2012
  | 
                     
                    2013
  | 
                     
                    2014
  | 
                     
                    2015
  | 
                     
                    2016
  | 
                   
                  
                    
                      
                         
                        
  
                       
                     | 
                     
                    Банк данных детей с ОВЗ для разработки и реализации индивидуальных программ социальной адаптации 
                    
  | 
                     
                    Социальный педагог 
                     
                    Педагог-психолог
  | 
                     
                    Создание банка данных (октябрь)
  | 
                     
                    Обновление банка данных (сентябрь) 
                    
  | 
                   
                  
                    
                      
                         
                        
  
                       
                     | 
                     
                    Сбор реабилитационных карт сопровождения и иной документации по детям 
                    
  | 
                     
                    Администрация школы, педагог-психолог 
                    
  | 
                     
                    Анализ реабилитационных мероприятий, нахождение путей решения проблемы.
  | 
                   
                  
                    
                      
                         
                        
  
                       
                     | 
                    
                       
                      Информирование родителей (законных представителей) о законодательной базе по организации обучения детей с ОВЗ через работу информационного стенда и школьного сайта 
                       
                     | 
                     
                    Администрация школы, социальный педагог
  | 
                     
                    ежегодно
  | 
                   
                  
                 
                
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                     
                    II. Мероприятия, направленные на создание условий для реабилитации 
                    
  | 
                   
                  
                     
                    № 
                     
                    п/п
  | 
                     
                    Мероприятия
  | 
                     
                    Исполнители
  | 
                     
                    Сроки
  | 
                   
                  
                     
                    2012
  | 
                     
                    2013
  | 
                     
                    2014
  | 
                     
                    2015
  | 
                     
                    2016
  | 
                   
                  
                    
                      
                         
                        
  
                       
                     | 
                     
                    Создание коррекционно- развивающего пространства в ОУ
  | 
                     
                    Администрация школы, педагогический коллектив 
                    
  | 
                     
                    Постоянно 
                     
                    (через использование индивидуального подхода, организацию дополнительных занятий, коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом)
  | 
                   
                  
                    
                      
                         
                        
  
                       
                     | 
                     
                    Формирование установок толерантности, миролюбия, гуманизма и взаимопомощи через тематические классные часы, курс «Полезные навыки» 
                    
  | 
                     
                    Администрация школы, педагогический коллектив 
                    
  | 
                     
                    Постоянно 
                     
                    В 2013-2014 уч.году проведены 
                     
                    класные часы на темы: 
                     
                    «Я среди чужих» - 5 кл., 
                     
                    «Принимай меня таким, какой я есть» - 4 классы; 
                     
                    «Я и мои друзья» - 3 классы.
  | 
                   
                  
                    
                      
                         
                        
  
                       
                     | 
                    
                       
                      Вовлечение детей в мероприятия, проводимые в школе и вне школы. Мотивирование детей на участие в заочных дистанционных викторинах, конкурсах всероссийского уровня, 
                     | 
                     
                    Педагогический коллектив, педагог-организатор
  | 
                     
                    Постоянно 
                     
                    В школе организуются спортивные мероприятия , акции, конкурсы. Дети посещают волонтерское движение. 
                     
                    Вне школы ребята участвуют в дистанционных конкурсах и викторинах, которые подбираются с учетом особенностей здоровья детей. 
                     
                    Так в 2012-2013 уч.году 1 второклассник и 1 третьеклассница заняли 2 место в конкурсе «Рассударики» номинация «Рисунок». 
                     
                    В 2013-2014 уч. году дети с желанием участвуют в конкурсах, посвященных здоровому образу жизни», так 2 ученицы 8 класса стали победителями викторины «За здоровый образ жизни»; 1 пятиклассник только принял участие. Учащиеся 2 классов попробовали свои способности в «Русском медвежонке». 
                     
                    В 2014 году уже принимают участие 9 человек «Доброе здоровье» ТОИПКРО.
  | 
                   
                  
                    
                      
                         
                        
  
                       
                     | 
                    
                       
                      Консультирование участников образовательного процесса по вопросам сопровождения и реабилитации 
                     | 
                     
                    Социальный педагог 
                     
                    Педагог-психолог
  | 
                     
                    Постоянно 
                     
                    В 2012-2013 уч.году соц. педагогом и психологом проведено 27 консультаций 
                     
                    В 2013-2014 уч. году – 39 консультаций 
                     
                    Просматривается динамика востребованности данных консультаций 
                    
  | 
                   
                  
                    
                      
                         
                        
  
                       
                     | 
                     
                    Проведение и участие в семинарах для педагогического коллектива по сопровождению детей с ОВЗ
  | 
                     
                    Администрация школы
  | 
                     
                    2013 
                     
                    «Создание ситуаций успеха на уроке для детей с ОВЗ»
  | 
                     
                     
                    
  | 
                     
                    2015 
                     
                    «Развитие универсальных учебных действий детей с особенностями развития»
  | 
                   
                  
                    
                      
                         
                        
  
                       
                     | 
                     
                    Вовлечение родителей в работу по реабилитации, сопровождению (классные рук-ли организуют классные часы с участием родителей)
  | 
                     
                    Социальный педагог 
                     
                    Педагог-психолог 
                     
                    Педагог-организатор 
                     
                    Классные руководители
  | 
                     
                    Постоянно
  | 
                   
                  
                 
                
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                     
                    III. Мероприятия, направленные на исследование детей с ОВЗ
  | 
                   
                  
                     
                    № п/п
  | 
                     
                    Мероприятия
  | 
                     
                    Исполнители
  | 
                     
                    Сроки
  | 
                   
                  
                     
                    2012
  | 
                     
                    2013
  | 
                     
                    2014
  | 
                     
                    2015
  | 
                     
                    2016
  | 
                   
                  
                     
                    1
  | 
                     
                    Углубленная диагностика детей с ОВЗ с целью получения объективных сведений об обучающихся на основании диагностической информации специалистов, создание диагностических «портретов» детей
  | 
                     
                    Педагог-психолог 
                    
  | 
                     
                    Постоянно 
                     
                    Проходит исследование личностных компетенций: мотивации бучения, уровня тревожности, уровня самооценки, социометрического статуса и уровня удовлетворенности учебным процессом.
  | 
                   
                  
                     
                    2
  | 
                     
                    Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника через создание портфолио
  | 
                     
                    Классные руководители
  | 
                     
                    Постоянно 
                     
                    Кл.руководители оказывают максимальную помощь в подготовке «портфолио»
  | 
                   
                  
                     
                    3
  | 
                     
                    Психологическое и логопедическое сопровождение детей с ОВЗ с целью отслеживания позитивной динамики развиваемых параметров
  | 
                     
                    Педагог-психолог 
                     
                    Логопед
  | 
                     
                    Постоянно 
                     
                    В 2012-2013 уч.году позитивная динамика была у 2 школьников (14); 
                     
                    В 2013-2014 уч.году – у 4 чел (30). 
                    
  | 
                   
                  
                 
                
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                     
                    IV. Мероприятия по организации социального партнерства и взаимодействия
  | 
                   
                  
                     
                    № п/п
  | 
                     
                    Мероприятия
  | 
                     
                    Исполнители
  | 
                     
                    Сроки
  | 
                   
                  
                     
                    2012
  | 
                     
                    2013
  | 
                     
                    2014
  | 
                     
                    2015
  | 
                     
                    2016
  | 
                   
                  
                     
                    1
  | 
                     
                    Вовлечение детей с ОВЗ и их семей в общегородские мероприятия
  | 
                     
                    Администрация школы 
                     
                    Классные руководители
  | 
                     
                    Постоянно 
                     
                    Декада инвалидов 
                     
                    Посещение и участие в городских мероприятиях организованных ДЮЦ (в 2012-2013 Масленица)
  | 
                   
                  
                     
                    2
  | 
                     
                    Содействие с другими ведомствам, которые участвуют в реализации программ реабилитации детей
  | 
                     
                    Администрация школы 
                     
                    Классные руководители 
                     
                    Социальный педагог 
                     
                    Педагог-психолог
  | 
                     
                    Постоянно 
                     
                    1. Подготовка характеристик 
                     
                    2. Организация отдыха детей в каникулярное время (13-14 год. – 2 чел. посетили загородный лагерь) 
                     
                    3. Напоминание родителям о своевременном посещении узких специалистов ОГБУЗ «Колпашевская РБ».
  | 
                   
                  
                 
                Реализация программы за два последних учебных года позволила: 
                
                   
                  Создать условия для успешной социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в образовательной среде.
  
                   
                  Планомерное развитие системы поддержки детей особой категории.
  
                   
                  Реализация комплексного подхода к решению реабилитации детей-инвалидов, увеличение объема реабилитационных мероприятий для них.
  
                   
                  Повысить качество реабилитационных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями.
  
                   
                  Углубить процесс интеграции в коллектив детей с ОВЗ.
  
                   
                  Создать для детей с особыми возможностями равные с другими детьми условия участия в жизни школы.
  
                  
                Мы делаем акцент не на способностях ребенка, а на его возможностях
               | 
             
           
          
         
       | 
       |