Главная страница

Ивлюшкина ю. А


Скачать 56.63 Kb.
Название Ивлюшкина ю. А
Дата 04.03.2016
Размер 56.63 Kb.
Тип Документы

ИВЛЮШКИНА Ю.А.

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В содержании Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения особо выделяется такая значимая категория как «фундаментальное ядро содержания образования», которая включает в себя базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях.

Ни для кого не секрет, что приоритеты современного общества расставлены не в пользу духовно-нравственных ценностей. В связи с этим школа, все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача школы. Заметную роль в решении данной задачи может сыграть школьный музей.

Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация, а все традиционные музейные функции подчинены этому главному. Конечно, школьный музей используется и в учебных целях, как иллюстрация страниц учебников, но всё же основная его цель – развитие познавательной и общественной деятельности детей. Хочу обратить внимание именно на общественную деятельность. Ведь какой бы тематике не был посвящён школьный музей: войне или истории школы, писателю, поэту или общественному деятелю нашей страны или зарубежному, музей всегда воспитывает патриота своей Родины, рождает в ребёнке гордость за свою школу, в которой есть настоящий музей с настоящими ценностями, гордость за себя и свой труд, так как школьный музей только тогда жив, когда в нём работают ученики: пишут исследовательские работы, проводят экскурсии, выпускают газеты.

В МОУ «Гимназия №29» имеется хорошая база по патриотическому воспитанию учащихся – комплекс «Сыны Отечества», состоящий из 2-х музеев: «Пламя», музей имени Игоря Васильевича Косарева и памятник «Воинам-интернационалистам».

Патриотическое воспитание в гимназии является одним из ведущих направлений в воспитательной работе с учащимися. Перед педагогическим коллективом МОУ «Гимназия №29» стоят следующие воспитательные задачи:

- воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;

- воспитание готовности к защите своей Родины;

- создание условий для творческой самореализации учащихся;

- приобщение к духовным ценностям;

- воспитание ответственности, гражданской активности.

Педагоги стараются выполнить поставленные перед ними задачи. Проводят уроки мужества в музеях, классные часы, открытые мероприятия по патриотическому направлению.

Главной особенностью школьных музеев является их учебно – педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда учителей и учащихся, музеи всей своей деятельностью способствуют улучшению учебно – воспитательной работы в школе. Экспонаты в музеях – это уже готовые учебно – наглядные пособия для уроков.

Хочется поделиться опытом, накопленным в ходе работы нашего музея имени Игоря Васильевича Косарева.

И.В. Косарев был участником Великой Отечественной войны. Он был призван на фронт в начале 1943 года. Геройски погиб в марте 1943 года на Брянском направлении, близ села Букань, Людиновского района, Калужской области. Награжден Орденами Отечественной войны I и II степеней.

12 апреля 1985 года в нашей школе был основан музей имени Игоря Васильевича Косарева.

Программа деятельности музея имени Игоря Васильевича Косарева состоит из следующих направлений:

- поисковое направление («Летопись Великой Отечественной войны», «Моя родословная», «Дети войны», «Летопись в судьбах учителей-ветеранов»);

- творческое направление (конкурсы авторских стихов, песен, посвященных И. В. Косареву, Великой Отечественной войне, Родине);

- традиции (торжественная линейка, посвященная И. В. Косареву, праздник для первоклассников «Посвящение в гимназисты», классные часы «Сыны Отечества», уроки истории, литературы);

- экскурсии (экскурсии для учащихся гимназии, других школ города, ветеранов войны и труда, гостей гимназии, родителей).

Экспозиция музея состоит из следующих разделов:

  • «Бессмертен твой подвиг солдат»

  • «Летопись Великой Отечественной»

  • «Людиновские орлята»

  • «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой»

  • «Во имя жизни на земле»

  • «Навечно в памяти нашей»

  • «Почетные граждане гимназии»

Фонды музея: основной (подлинные памятки); вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией.

Основной фонд состоит из 280 экспонатов. Предметы основного фонда делятся на три группы:

а) вещественные памятники (археологические находки, предметы быта, военные принадлежности солдат, награды, атрибуты пионерской и комсомольской организаций);

б) письменные и печатные материалы (документы, газеты, книги, письма);

в) изобразительные материалы (рисунки, открытки, фотографии, графические материалы).

К материалам вспомогательного фонда в музее относятся схемы, диаграммы, макеты, фотокопии.

Любой музей ценится богатством своего основного фонда, поэтому его комплектование - главная задача, причем сбор материала ведется постоянно и не прекращается на протяжении всего времени существования музея.

Пути сбора материалов различные. Основным из них является систематический сбор материалов через систему поисковых краеведческих заданий в процессе учебы, экскурсий, встреч, путем переписки с учреждениями, организациями и отдельными лицами.

На базе музея проходят встречи с участниками Великой Отечественной войны, вдовами погибших солдат, очевидцами тех страшных событий (например, детьми блокадного Ленинграда).

В музейном деле важным моментом является наличие постоянного актива учащихся, которые под руководством учителя ведут систематическую работу по комплектованию фонда, учету, хранению, показу и пропаганде материалов музея.

Такой актив учеников в нашей гимназии в настоящее время состоит из двенадцати человек 10 и 11 классов.

Они проводят экскурсии по экспозициям музея. Экскурсоводы музея хорошо владеют всем материалом для проведения экскурсий, выступают перед различными возрастными группами школьников, участвуют в презентациях научно - исследовательских работ. Например, «Солдатская слава живет» - исследование, которое привело к выявлению малоизученных фактов из жизни героя – Игоря Васильевича Косарева. На примере героического подвига Игоря Косарева учащиеся стараются воспитать в себе гражданско – патриотические качества, которые сегодня необходимы каждому гражданину России.

Большое значение в нашей гимназии придается сохранению, поиску, созданию и отработке традиций, связанных с деятельностью музея. Проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, ветеранами-педагогами, концерты, экскурсии в их честь, линейки, посвященные И. В. Косареву.

Также уделяется огромное внимание творческому направлению. В гимназии проводятся конкурсы рисунков, плакатов, авторских стихов, песен, посвященных И. В. Косареву, Великой Отечественной войне, Родине.

Педагоги стремятся к тому, чтобы организация мероприятий, их содержание были просты, понятны учащимся и приняты ими, а также значимы по смыслу и по воспитательному эффекту.

Совместная работа педагогов и учащихся дает свои положительные результаты и способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, настоящего защитника Отечества.
Литература:
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. – М., 2011.
2. Вяземский Е.Е. Модернизация школьного исторического образования в России. Ответы на вызовы времени // Историческое образование в современной школе, 2004. № 2. С.2.