|
Историко-социальные и культурные предпосылки создания системы дошкольного образования; ее особенности и перспективы развития
Реферат по истории философии на тему:
«Историко-социальные и культурные предпосылки создания системы дошкольного образования; ее особенности и перспективы развития»
Выполнила: аспирантка 1курса очного отделения
Мазурик МарияОглавление
Введение………………………………………………………………….
|
3
|
Глава I. Исторические и социально-культурные предпосылки становления и развития системы дошкольного образования…………
|
5
|
Глава II. Особенности и перспективы развития системы современного дошкольного образования………………………………
|
16
|
Заключение……………………………………………………………….
|
25
|
Литература………………………………………………………………..
|
26
|
Введение
Развитие системы дошкольного образования является в настоящее время одной из самых серьезных проблем социально-экономического развития. Это объясняется той ролью, которую играет дошкольное образование в развитии личности, поскольку его задачи не исчерпываются только подготовкой ребенка к школе, а требуют воспитания гармонично развитой личности, способной намечать перспективы собственного развития. В связи с этим возникает необходимость изучения предпосылок возникновения системы дошкольного образования, ее специфики и перспектив развития. Данная тема пока остается недостаточно изученной, сравнительно небольшое число исследований посвящено собственно истории дошкольного образования. В то же время продолжающиеся преобразования в системе дошкольного образования не позволяют достаточно полно наметить перспективы ее развития. Следовательно, актуальность данной работы заключается в определении историко-социальных, социально-экономических и культурных предпосылок возникновения системы дошкольного образования, что позволит наметить дальнейшие перспективы ее развития.
Цель данной работы заключается в изучении предпосылок создания системы дошкольного образования, выявлении ее особенностей и перспектив развития. Указанная цель определила структуру работы: первая глава посвящена изучению исторических и социально-культурных предпосылок становления и развития системы дошкольного образования. Основное внимание в данной главе уделяется развитию отечественной системы дошкольного образования, так как данная тема разработана недостаточно. Вторая глава посвящена особенностям развития системы дошкольного образования и ее перспективам. В данной главе рассматриваются философские и педагогические подходы к изучению дошкольного образования и выявляются перспективы его развития, вытекающие из Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Основная идея данной работы состоит в том, что показать динамику развития отечественной системы дошкольного образования и выявить ее связь с конкретно-историческими условиями развития общества. Именно эти условия и определяют на данном этапе перспективы развития дошкольного образования в нашей стране. При этом продолжающееся реформирование системы образования в целом и неразработанность ряда документов не позволяют в полной мере наметить перспективы дошкольного образования. При написании работы основными источниками стали исследования, посвященные проблеме развития системы дошкольного образования в России и за рубежом, что позволило определить основные этапы развития системы дошкольного образования и изучить их специфику. При написании второй главы были использованы исследования, посвященные методологическим проблемам дошкольной педагогики, что позволило определить круг философских и общенаучных проблем данной дисциплины. Также изучение литературы по проблеме исследования позволило выявить основные подходы к рассмотрению периода дошкольного детства. Одним из основных источников стал Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет цели, задачи, специфику и направления развития системы дошкольного образования.
Значимость данного исследования заключается в том, что в нем были описаны предпосылки изменений в системе дошкольного образования на разных стадиях ее развития, а также выявлены основные подходы к определению задач дошкольного образования.
Глава I. Исторические и социально-культурные предпосылки становления и развития системы дошкольного образования
Система дошкольного образования относительно новое достижение в развитии человеческой культуры. Хотя история образования насчитывает уже несколько тысячелетий, дошкольное образование, как нечто целостное, появилось только в XIX веке. Именно к этому периоду относится становление системы дошкольного образования в качестве социального института, чему способствовал ряд факторов. Во-первых, появление философско-педагогических концепций, ставящих во главу угла целенаправленное личностное развитие ребенка дошкольного возраста, и учитывающих основные принципы возрастного развития дошкольника. Во-вторых, осознание необходимости целенаправленного развития личности при условии сохранения преемственности всех уровней образования. В-третьих, бурное развитие промышленного производства, при котором требовалось освободить родителей от забот о ребенке.
Хотя эти факторы действовали повсеместно в различных странах, однако, развитие системы дошкольного образования везде неодинаково. Это объясняется следующими причинами историко-культурного характера: отношением государства и общества к воспитанию дошкольников; социально-экономической ситуацией в обществе; традициями и культурой страны; климатом. Действие этих причин выражается, например, в том, что во Франции, где проблема социализации детей бедняков стояла достаточно остро, дошкольное образование становится предметом интересов государства уже в 30-е годы XIX века. В Китае, напротив, качество воспитания традиционно считалось предрассудком, поэтому система дошкольного образования возникает там только во второй трети XX века [3].
Развитие системы дошкольного образования России проходит несколько этапов: этап становления (конец XIX-начало XX вв.), этап развития (40-е-80-е гг. XX в.), этап перехода в новое качество (90-е гг.
XX в.-начало XXI в.). Последний этап можно условно разделить на два периода: период распада советской системы общественного дошкольного воспитания (1991-2001 гг.) и период становления качественно новой системы дошкольного образования (2001 г. и далее). В каждый из этих периодов развитие дошкольного образования обуславливалось разными историческими, социально-экономическими и культурными факторами, что выражалось в целях, методах и специфике образовательного процесса [4].
Развитию дошкольного образования России как целостной системы предшествовала длительная предыстория, поскольку проблема обучения подрастающего поколения всегда является одной из наиболее актуальных вне зависимости от той стадии, на которой находится развитие общества. В Киевской Руси образование ребенка младшего возраста было целиком и полностью задачей семьи. Его главная цель заключалась в подготовке детей к труду и выполнению основных социальных ролей. С принятием христианства в обыденную практику образования и воспитания детей были включены религиозные элементы (выполнение обрядов, заучивание молитв и т.д.). Однако говорить о наличии какой-либо системы дошкольного образования в данный период не приходится, как правило, систематическое обучение детей начиналось с 7-8 лет, и было доступно только состоятельным людям. Основные принципы дошкольного образования были значительно позднее выражены в «Домострое». В детях было необходимо воспитывать любовь к Богу, страх перед ним, беспрекословное подчинение старшим. Помимо этого в «Домострое» содержался ряд рекомендаций по обучению домашним работам и ремеслам [4].
Одной из первых попыток дать педагогически обоснованные рекомендации по воспитанию детей, в том числе и дошкольного возраста, стала книга Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детства». В ней излагались правила поведения детей в обществе (гигиена ребенка, значение выражений лица, мимики, поз; правила поведения в различных ситуациях и т.д.). Особый раздел составляют рекомендации посвященные играм для детей дошкольного возраста [1].
С начала XVIII в. количество педагогической литературы по вопросам воспитания неуклонно растет. Основной предпосылкой этого стали реформы Петра I, которые привели к возникновению новых видов деятельности (например, судостроение), требовавших подготовки квалифицированных специалистов. Перестройка образа жизни по европейскому образцу также требовало новых форм воспитания. Первая четверть XVIII в. связана с возникновением множества учебных заведений: в 1701 г. в Москве создана школа математических и навигационных наук для низших слоев, в 1715 г. в Санкт-Петербурге создается Морская академия, в 1725 г. учреждается Академия наук с университетом и гимназиями. Однако дошкольное образование не рассматривается как самостоятельная отрасль, а понимается как подготовка ребенка к обучению в начальной школе. Основные педагогические идеи того времени сформулировали М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков. Они заключались в необходимости отказа от телесных наказаний, воспитании трудолюбия и опрятности, развитии любознательности детей. Важное требование выдвинул Николай Иванович Новиков (1744-1818), который утверждал, что обучение детей должно соответствовать их способностям [4].
Одной из важнейших предпосылок формирования системы дошкольного образования стала потребность в решении проблем детей-сирот. Для этого в 1763 г. в России открывается первый воспитательный дом. Его основной задачей стало приобщение детей, оставшихся без попечения родителей, к труду, а также обучение грамоте и счету. В воспитательный дом попадали дети от 2 до 14 лет. Дети от 2 до 7 лет составляли особую группу. В содержание их деятельности входили игры и обучение домоводству. Однако данный вид учреждений так и не смог дать начало развитию системы дошкольного образования, так как, несмотря на явную потребность общества в воспитательных домах, средства на них почти не выделялись.
Следующим этапом в развитии дошкольного образования в России стало создание в 1832 г. при Гатчинском воспитательном доме школы для малолетних детей. Хотя экспериментальная деятельность школы продолжалась недолго, она получила хорошие отзывы К.Д. Ушинского и В.Ф. Одоевского.
Владимир Федорович Одоевский (1803-1863) принимал непосредственное участие в создании воспитательных домов и приютов. Кроме организации и руководства приютами, он занимался разработкой положения о приютах и написал «Наказ лицам, непосредственно заведывающим приютом». Согласно В.Ф. Одоевскому, воспитание дошкольников в приюте должно было помочь в решении следующих задач: предоставлять прибежище бедным детям, оставшимся без надзора во время дневных работ родителей; внушать чувство доброй нравственности с помощью игр; приучать к порядку и опрятности; развивать умственные способности; давать детям элементарные сведения о навыках ремесла и рукоделия [6].
Однако развитие системы дошкольного образования в данный период нельзя назвать интенсивным. Основная роль в нем по-прежнему принадлежала семье, многие видные деятели того времени В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой подразумевали под дошкольным образованием обучение ребенка в семье. При этом методическая обеспеченность дошкольного образования остается достаточно слабой. При общей направленности дошкольного обучения на выработку знаний и навыков ребенка, способствующих дальнейшей жизни в обществе; четких представлений о конкретных методах достижения этой цели так и не возникло. Это может объясняться тем, что педагогические идеи не были в достаточной мере подкреплены знаниями о психологии дошкольного детства, поэтому неявно предполагалось, что многие недостатки воспитания могут быть легко исправлены в более позднем возрасте. Еще одна причина отсутствия последовательной методики воспитания заключается в сословном делении общества, при котором сложно было обеспечить единый подход к дошкольному образованию [2].
Недостаток собственной методической базы дошкольного образования восполняется в России идеями зарубежных мыслителей, так, например, в 60-е гг. XIX в. начинают возникать детские сады, основанные на системе Ф. Фребеля. Необходимо сказать, что идеи Ф. Фребеля подвергались критике со стороны многих ученых и писателей данного периода. Например, Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский отмечали, что данная система воспитания заменяет реальную действительность методическим материалом, излишне регламентирует деятельность ребенка и ограничивает его свободное творчество. Несмотря на это система
Ф. Фребеля была широко распространена в дореволюционной России, о чем свидетельствует факт наличия Фребелевских курсов (1872-1917 гг.), готовивших воспитательниц детей дошкольного возраста в семьях и детских садах [4].
Дошкольное образование в этот период также продолжает оставаться недоступным для широкого круга людей, так как детские сады были частными, и за их посещение взималась плата. В конце 60-х гг. XIX в. была сделана попытка открыть бесплатный детский сад для детей работниц Санкт-Петербурга, однако из-за нехватки средств просуществовал он недолго. Воспитание детей дошкольного возраста по-прежнему остается функцией приютов.
Критическое отношение к трудам Ф. Фребеля привело к появлению отечественных методических идей. В 1866-1869 гг. под редакцией
А.С. Симонович и Я.М. Симонович выпускается специальный педагогический журнал «Детский сад». В этом журнале обсуждались педагогические и методические подходы к организации дошкольного образования. По мнению А.С. Симонович, цель детского сада - физическое, умственное и нравственное воспитание ребенка, его подготовка к школе. До 3 лет дети должны воспитываться в семье, однако для их дальнейшего развития необходимо наличие сверстников для игр и занятий. Соответственно возраст пребывания в детском саду должен был составлять от 3 до 7 лет. Успешность дошкольного образования определялась согласно А.С. Симонович двумя факторами: наличием продуманной методики и личностью воспитателя, который должен был поддерживать деятельность детей [3].
Проблема дошкольного образования поднимается также в работах Е.Н. Водовозовой, которая попыталась сделать критический анализ современных воспитательных систем (Ф. Фребель, идеи «свободного воспитания», педагогические воззрения М. Монтессори). По мнению
Е.Н. Водовозовой, главная задача дошкольного воспитания – это формирование будущего общественного деятеля и гражданина, проникнутого идеей человечности. В соответствии с этим воспитание детей младшего возраста должно строиться на основе идей народности. Также определенные требования предъявлялись и к педагогу – это гуманное отношение к ребенку и высокий профессионализм.
Е.Н. Водовозова в своих работах раскрывает связь между умственным и нравственным развитием ребенка, считая, что поступки детей определяются их умственным кругозором. Значительное место уделяется в работах Е.Н. Водовозовой трудовому воспитанию дошкольников, приобщению их к посильному труду. Однако рассматриваются и такие направления работы педагога как физическое воспитание, обучение музыке и рисованию. Для каждого из этих направлений деятельности Е.Н. Водовозова предлагает использовать отдельную методику. При этом основным методом воспитания должен быть личный пример педагога, а не лекции или объяснения [4].
Значительный прогресс в развитии системы дошкольного образования в России наметился на рубеже XIX-XX вв., что было обусловлено развитием промышленности. В этот период наблюдается рост количества дошкольных учреждений, предназначенных для детей из бедных семей: фабричные ясли; народные детские сады. Однако появление таких учреждений было не повсеместным явлением, они возникали только в крупных промышленных городах, где значительная часть населения была занята на производстве. Как правило, эти сады также сталкивались с серьезными финансовыми и организационными затруднениями. Группы были достаточно большими (до 50 детей) и разновозрастными. Главным положительным значением работы народных детских садов стала выработка практически обоснованным программ и методик воспитания. Тем не менее, наблюдается серьезная диспропорция между количеством платных и бесплатных детских садов. Согласно примерным данным до революции в России действовали 250 платных учреждений и около 30 бесплатных. Это свидетельствует о том, что дошкольное образование было недоступно основной массе населения. Разнородность применяемых методик и средств обучения и воспитания также свидетельствуют о том, что система дошкольного образования находилась на начальной стадии развития. В целом данный период времени характеризуется стремлением ведущих отечественных педагогов пересмотреть разработанные ранее идеи дошкольного воспитания, его формы и методы. Перед новыми педагогическими системами ставились задачи развития активности и самостоятельности ребенка, преодоления педагогической запущенности.
Теоретики педагогической науки К.Н. Вентцель, П.Ф. Лесгафт,
П.Ф. Каптерев, задачу дошкольного образования возлагают на семью. Согласно П.Ф. Лесгафту, на воспитание дошкольника большое влияние оказывает среда, поэтому родители должны позаботиться о создании условий для развития ребенка. В круг этих условий включались чистота, признание ребенка как личности и создание возможностей для проявления его инициативы [6].
По мнению П.Ф. Каптерева, взросление ребенка требует усложнения приемов педагогического воздействия. Родители больше всего заинтересованы в том, чтобы их дети получили правильное воспитание и образование. В данном случае интересы родителей совпадают с интересами общества, так как только оно может влиять на воспитание детей.
В работах К.Н. Вентцеля разрабатывались принципы индивидуального подхода к воспитанию ребенка, излагались методики, направленные на развитие творческих способностей. При этом сама педагогическая система К.Н. Вентцеля отличается непродуманностью и утопичностью. Он обосновывал идею создания домов свободного ребенка. Их могли посещать дети от 3 до 13 лет. Какого-либо систематического обучения в этих домах не предполагалось, дети объединялись в группы по интересам, играли, беседовали с взрослыми. Предполагалось, что данная деятельность будет содействовать приобретению детьми различных знаний и умений [4].
Значительный вклад в развитие системы дошкольного образования внесла Е.И. Тихеева, которая последовательно развивала идеи преемственности дошкольного воспитания ребенка в семье, детском саду и школе. Большое значение она придавала развитию речи дошкольников, как важнейшему инструменту познания окружающего мира. Успешность дошкольного образования, по мнению Е.И. Тихеевой, определяется такими условиями как разумная дисциплина, продуманный режим дня и профессионализм педагогов, работающих с детьми.
Существенные изменения в развитии системы дошкольного образования произошли в России после революции 1917 г. Выражалось это, прежде всего, в институционализации дошкольного образования. 20 ноября 1917 года была принята «Декларация по дошкольному воспитанию», которая определяла базовые принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. В 1918 г. при Народном комиссариате просвещения создается дошкольный отдел. К этому же периоду относится возникновение отделений по подготовке педагогов детских садов во многих педагогических училищах. Кардинальному изменению подвергается методология дошкольного образования.
Под руководством К.И. Корнилова организуется первый в стране дошкольный научно-исследовательский институт. Большое влияние на развитие дошкольного образования оказали работы Е.А. Аркина и
Е.А. Флериной. Благодаря их исследованиям значительно больше внимания стало уделяться физиологии и психологии дошкольного возраста, что позволило привести систему дошкольного образования в соответствие с принципом природосообразности [4].
При этом ценность дореволюционного опыта в сфере дошкольного образования была поставлена под сомнение, в основу новой системы воспитания были положены идеи марксизма. Н.Д. Виноградовым было дано определение термина «дошкольный». В широком смысле это период развития ребенка, начиная от рождения и до поступления в школу. В узком – период развития от 3 до 7 лет. По мнению Н.Д. Виноградова, второе понимание является более верным, так как именно в данном возрасте развитие ребенка может протекать в условиях коллективного существования. Именно воспитание коллективности признавалось
Н.Д. Виноградовым основным критерием эффективности педагогических систем дошкольного образования.
Наиболее распространенным типом дошкольных учреждений в указанный период становится 6-тичасовой детский сад. Требования к организации, содержанию и методам работы дошкольных учреждений были изложены в «Инструкции по ведению очага и детского сада». По мере развития системы дошкольного образования детские сады стали переходить на более длительный режим работы (11-12 часов). В то же время на фоне роста численности детских садов больше внимания стало уделяться подготовке профессиональных кадров для них. Согласно примерным данным, за период с 1932 по 1940 гг. количество детей, посещающих детские сады, выросло с 1620 человек до 177200 [2].
Однако, при всех позитивных моментах (связь дошкольной педагогики с возрастной физиологией и психологией, институционализация дошкольного образования и др.) основным недостатком оставалось недостаточная определенность содержания дошкольного образования. Впервые попытка разработать методически обоснованную программу дошкольного образования предпринимается в 1937 г. Согласно данной программе, подготовка дошкольников осуществлялась по следующим видам деятельности: общественно-политическое, трудовое и физическое воспитание, музыкальные и изобразительные занятия, математика, грамота. Также программа содержала рекомендации по планированию деятельности педагога.
Годом позже были разработаны программно-методические указания для воспитателей детских садов, где указывались иные виды деятельности дошкольников: физическое воспитание, игра, развитие речи, рисование, лепка и занятия с другими материалами, музыкальные занятия, знакомство с природой, развитие первоначальных математических знаний.
В 1944 г. появляется новое руководство для воспитателей детских садов, согласно которому виды деятельности дошкольников были приведены в соответствие с возрастом детей.
Послевоенный период также характеризуется возрастанием численности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Так за период с 1945 по 1958 гг. количество детей в детских садах выросло почти вдвое, с 1 млн. 471 тыс. детей до 2 млн. 354 тыс. Такое увеличение численности воспитанников потребовало нового пересмотра методики воспитания. Основные принципы нового подхода задавались Программой КПСС, в которой говорилось, что коммунистическая система народного образования основывается на общественном воспитании детей. При этом влияние семьи на ребенка должно соотноситься с их общественным воспитанием. В 1963-1964 гг. разрабатывается и апробируется новая комплексная программа «Воспитание в детском саду», которая позднее была переработана в новую программу «Воспитание и обучение в детском саду» [4].
Вплоть до начала 80-х гг. система дошкольного образования России продолжает интенсивно развиваться. Если в 1960 г. число дошкольных учреждений равнялось 43,8 тыс., то в 1975 г. оно достигло цифры в 99,4 тыс. Численность детей в этих учреждениях составила 10 млн. 5 тыс. человек.
Начиная с 80-х гг. XX в. в развитии системы дошкольного образования начинают возникать новые тенденции. Радикальные изменения в политике, экономике и культуре государства нашли свое отражение в дошкольном образовании. В 1983 г. был принят Закон об образовании, который позволил сформулировать основные принципы государственной политики в данной области. Новый закон закрепил право педагогов на свободу выбора содержания образования и его методической базы, а также определил права и обязанности педагогов, родителей и дошкольников. Следствием принятия нового закона об образовании стала интенсивная разработка новых образовательных программ и методического инструментария дошкольного образования [3].
Результатом масштабных реформ в сфере образования стала разработка на рубеже 80-х-90-х гг. XX в. «Концепции дошкольного воспитания». Она определила основные принципы системы дошкольного образования России. К ним относятся: гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе. Развивающий характер образования – ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи. Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями. Деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада [4].
Основой реформирования системы дошкольного образования в данный период стало наличие большого количества детских садов, которые обеспечивались серьезной инфраструктурой (промышленные предприятия, выпускавшие детскую одежду, игрушки, различный инвентарь). При этом дошкольное образование основывалось на серьезных научных достижениях медицины, педагогики и психологии.
В 1991 г. принимается «Временное положение о дошкольных учреждениях», в котором определялись основные функции дошкольных учреждений: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития, забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка.
Во второй половине 90-х-начале 2000-х годов в отечественной системе дошкольного образования происходят серьезные перемены. Это выражается, прежде всего, в появлении разнообразных типов и видов дошкольных образовательных учреждений. Изменилась также и программа обучения. Если раньше она была типовой, то в настоящее время наблюдается многообразие вариативных и авторских программ. Одним из обязательных требований к деятельности педагога дошкольного образования стало требование поиска новых инновационных форм и методов работы с детьми.
Необходимость развития системы дошкольного образования и потребность в разрешении сложных ситуаций привела к формированию новых направлений государственной политики. Их основы были заложены еще в 90-х годах.
На смену «Временному положению о дошкольном учреждении», принятому в 1991 г. постановлением Совмина РСФСР приходит «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное в 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 677 от 01.07.95. Этот документ закрепляет право дошкольного образовательного учреждения на выбор вариативной программы обучения и разработку авторских программ. Главным требованием разработанной программы становится ее соответствие требованиям Государственного образовательного стандарта [6].
Указанные изменения привели к появлению разнообразных программ, которые могут быть использованы в дошкольном образовании. В разработке данных программ принимали участие как научные коллективы, воплотившие в них многолетний опыт исследования проблем дошкольного образования, так и работники дошкольных образовательных учреждений, имеющие богатый практический опыт деятельности. Среди наиболее известных программ, одобренных Министерством образования РФ, можно назвать программы «Радуга» (Т.Н. Доронова), «Развитие» (Л.А. Венгер), «Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов), «Гармония» (К.В. Тарасова).
Возможность выбора программы обучения в дошкольном образовательном учреждении обусловила возникновение новой проблемы – защита детей от некомпетентных педагогических воздействий и непрофессионализма. Для обеспечения такой защиты в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации». Согласно этому письму программы для дошкольных образовательных учреждений должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Также программа должна обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. На основании этих требований осуществляется государственная экспертиза программ дошкольного образования, по итогам которой программы, соответствующие необходимым требованиям, получают рекомендацию Министерства образования Российской Федерации.
Следует отметить, что во второй половине 90-х годов в развитии отечественной системы дошкольного образования наблюдается серьезный кризис, который был вызван причинами социально-экономического характера. Неблагоприятная экономическая ситуация в стране привела к тому, что уровень финансирования дошкольных образовательных учреждений резко сократился, а плата за содержание детей увеличилась. Также неблагоприятная социально-экономическая ситуация отрицательно сказалась на уровне рождаемости. Это привело к тому, что к концу 90-х гг. число детских садов сократилось с 87 тыс. до 60 тыс., а количество детей, которые их посещали, уменьшилось вдвое с 8,4 млн. до 4,7 млн. В настоящее время система дошкольного образования испытывает серьезные трудности, связанные с невозможностью принять всех детей. Так в 2004 г. уровень охвата детей дошкольными учреждениями составлял только 59% [4].
В настоящее время преодоление трудностей в развитии системы дошкольного образования осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, развитие системы дошкольных образовательных учреждений; во-вторых, стимулирование работы педагогов, работающих в сфере дошкольного образования, в-третьих, выработка единой концепции дошкольного образования на государственном уровне.
Данная концепция должна помочь в решении следующих задач:
- охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического). Важность данной задачи определяется спецификой развития ребенка в дошкольном возрасте, при котором физиологическая незрелость и ранимость ребенка могут приводить к нарушениям его здоровья.
- гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Решение данной задачи требует перехода от простого научения ребенка к личностно-ориентированной модели взаимодействия, которая должна помочь в развитии индивидуальности ребенка и проявлении его способностей.
- признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и неповторимого периода в жизни человека. Согласно данной задаче работа педагога в дошкольном образовательном учреждении заключается не в подготовке ребенка к школе, а в создании условия для полноценного «проживания» детьми периода дошкольного детства.
- переход от «ЗУНовской» парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Согласно данной задаче необходимо переориентировать систему дошкольного образования с передачи знаний, умений и навыков на развитие основных новообразований дошкольного возраста – творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показателем эффективности образования следует считать не «обученность» детей, а уровень психического развития каждого ребенка.
- воспитание основ личностной культуры, который включает в себя ориентацию на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина), средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально-оценочного отношения к происходящему [1].
Таким образом, становление и развитие системы дошкольного образования было связано с широким кругом социально-экономических и культурных предпосылок. Эти предпосылки, а также факторы развития дошкольного образования не оставались неизменными на протяжении длительного времени, а развивались вместе с развитием общества. На начальном этапе становление дошкольного образования в России было связано с необходимостью решения проблемы детской безнадзорности. Особенности дошкольного воспитания на данном этапе определялись предшествующей традицией семейного воспитания и отчасти западноевропейскими концепциями воспитания. На более поздних стадиях развитие системы дошкольного образования определялось потребностями промышленного производства, так как требовалось снять с родителей часть обязанностей по уходу за ребенком и освободить их для трудовой деятельности. Поскольку на данном этапе была поставлена задача, не просто обеспечить досуг детей, а подготовить их к дальнейшей жизни, предшествующей традиции воспитания в отечественной педагогике оказалось недостаточно и потребовалось привлечение западноевропейских воспитательных систем (Фребель, Монтессори и др.). В XX в. отечественная система дошкольного образования испытывает сильное влияние марксистско-ленинской идеологии, что приводит к пересмотру существующих воспитательных систем и поиску новых. Именно на данном этапе развитие системы дошкольного образования становится одним из важнейших направлений государственной политики. В конце 90-х гг. в связи с ухудшением общей социально-экономической ситуации система дошкольного образования оказывается в состоянии кризиса. Деидеологизация образовательных программ потребовала выработки новой концепции, которая помогла бы обеспечить полноценное развитие личности ребенка. Поиск такой концепции во многом определяет современные особенности системы дошкольного образования и перспективы ее развития.
|
|
|