Главная страница

Исследовательская работа по литературе на занятиях секции ноу «Лингвист»


Скачать 32.28 Kb.
Название Исследовательская работа по литературе на занятиях секции ноу «Лингвист»
Дата 08.03.2016
Размер 32.28 Kb.
Тип Исследовательская работа

Исследовательская работа по литературе на занятиях секции НОУ «Лингвист»

Загадка. Поиск. Открытие… Завораживающие слова для любого человека. Каждый из нас прошёл этот удивительный путь познания мира ещё в детстве.

Может быть, стоит воплотить идею обучения через самостоятельно проведённое исследование на занятиях секции НОУ?

Поисковая работа начинается с поставленной руководителем или ещё лучше самими ребятами задачи. Задачи могут быть самыми разными: простыми и сложными, требующими кропотливой работы или игры воображения, или просто проявления смекалки. Чем больше интриги будет содержать вопрос, тем активнее ребята включаются в работу.

Иногда организовать поисковый процесс бывает очень просто, достаточно спросить неожиданную вещь. Например, поинтересоваться, кто напугал Робинзона Крузо в тёмной пещере протяжным и долгим вздохом? Те, кто не читал ранее, когда было просто задано прочесть, начинают читать и искать ответ. Конечно, исследовательской работой, в прямом смысле слова, это не назовёшь. Но, найдя неожиданный ответ, что это был лишь старый козёл, который забрался в пещеру умирать, ребёнок испытывает чувство радости самостоятельно найденной отгадки. Учительская цель достигнута – ребята читали, читали внимательно и получили удовольствие от чтения. Что само по себе в наше время имеет очень большое значение.

Вовлекая детей в исследование, анализ литературного произведения, учитель может ставить не только образовательные, но и воспитательные задачи. Когда изучается роман в 6 классе, ребят можно спросить о том, почему из Гаргантюа вышел такой глупец и бездельник?

Предложить найти ответ в тексте романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Проанализировав 5 главу, ребята приходят к выводу, что бедный Гаргантюа просто не получил должного воспитания, и многие вещи вынужден был постигать самостоятельно, так он сумел догадаться, что нос лучше всего вытирать молоденьким гусёнком, ну а то что следует умываться, причёсываться, мыться и чиститься, он сам догадаться не мог…

Следующий вопрос, подталкивающий к поиску, рождается сам собой. Что нужно было сделать, чтобы Гаргантюа перестал быть глупцом и бездельником? Ребята, читая 6 главу, постигают систему воспитания Понократа и приходят к выводу, как нужно себя вести, как нужно учиться, трудиться, чтобы достичь успеха.

Школьники любого возраста легко вовлекаются в исследовательскую деятельность, она становится для них естественной. Иногда у ребят бывают неожиданные находки, например, при исследовании текста романа А.С. Пушкина «Дубровский» поставлена задача – сопоставить изображение имений в романе и имений Пушкина, Михайловского и Покровского, использовать текст романа и статью в учебнике. Сравнили, пришли к нужному выводу, что великий Александр Сергеевич Пушкин явно писал «с натуры» А потом вдруг неожиданно обнаружили, что не только описание имений сходится, но и имя одной из героинь романа, старой няни Дубровского - Орина Егоровна, созвучно с именем няни Пушкина – Арина Родионовна. Безусловно, ситуация открытия была срежиссирована руководителем. Но «Эврика!» прозвучала на следующем уроке и для руководителя, когда одна из девочек 6 класса принесла на занятие книгу, содержащую письмо Арины Родионовны к Пушкину: « Государь ты наш, я твоя старая нянька, решилась доложить тебе…». Почти слово в слово совпадает с письмом няни из романа.

Для детей это было открытие, которое они сделали для себя сами и увлеклись настолько, что нашли сведения о 3 томе романа, где Маша с Дубровским вновь встречаются…

Исследование помогает плодотворно освоить большой и сложный материал и в более старших классах.

«Лирические отступления в романе «Евгений Онегин». Материал большой. И мы решили пойти путём поиска и открытий.

В романе 8 глав, ребята разделились на 8 групп и получили задание: найти лирические отступления в каждой главе, внимательно перечесть их, посчитать, определить тематику, средства художественной выразительности, при этом в каждой группе работал статист, который вёл подсчёт, сколько раз Пушкин использует олицетворение, эпитеты, метафоры. Затем была сделана гигантская таблица, где каждая группа отразила результат своего поиска. И ребята могли провести наблюдение.

Оказывается, что максимальное количество лирических отступлений в первой и последней главе. Чем динамичнее сюжет, тем лирических отступлений меньше. Был сделан вывод, что Пушкин тяготеет к эпитету и метафоре. Проанализировав тематику лирических отступлений, ребята пришли к выводу, что В.Г. Белинский был прав, когда назвал роман «энциклопедией русской жизни», потому что в лирических отступлениях они нашли всё, чем живёт человек.

Ценно то, что юные исследователи почувствовали вкус поисковой работы, им было интересно работать самим .

Интересно можно организовать поисковую работу, исследуя любое произведение, ведь любой анализ художественного текста предполагает поиск, который приводит к открытию. А значит, делает нелёгкий ученический труд радостным и увлекательным.