Главная страница

Исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время


Скачать 36.92 Kb.
Название Исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время
Дата 04.03.2016
Размер 36.92 Kb.
Тип Тесты

Исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время

Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2%. Но ведь уже много лет назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня?

Уже в начальной школе есть учащиеся, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают специальную литературу. Поэтому нам важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, вывести их на дорогу поиска в науке и в итоге помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

С этой целью я использую технологию исследовательской деятельности на уроке английского языка и внеурочное время. Задачей которой является дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Учебная дисциплина «Иностранный язык» имеет методпредметный характер и поэтому в исследовательской и научно-исследовательской работе можно заниматься исследованиями в различных областях науки. Выбор данной технологии в моей работе обусловлен тем, что он позволяет учащимся реализовать их способности и интересы, то есть речь идет о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Вторая причина связана с особенностями иностранного языка, как учебного предмета. В сравнении с другими предметами его усвоение не дает непосредственных знаний о реальной действительности. В связи с этим встает задача определения предмета учебной деятельности, удовлетворяющего познавательным потребностям учащихся. Эта особенность иностранного языка определяет его ярко выраженный межпредметный характер. Что касается межпредметного характера в сборнике «Межпредметные связи на уроках иностранного языка с целью формирования коммуникативной компетенции» я привела примеры когда предмет тесно связан с родным языком, музыкой, информатикой, изобразительным искусством. Третья причина выбора метода проектов связана с тем, что среди школьников  есть дети с высокой мотивацией к учебе, к исследовательской деятельности.

Я работаю по учебникам В. Дули и др. авторов «Английский в фокусе». Он разделён на модули. 8 класс, модуль 5 (страница 86) называется Science, т.е. здесь учащиеся получают определённые знания в области химии и физики. А также знания в области биологии, естествознания, истории, литературы и т. д. В учебниках содержится большое количество заданий, развивающие исследовательские умения. Авторы предлагают домашнее задание в виде составления мини – проектов; задания, подразумевающие самостоятельный поиск учеником информации из различных источников.

Примерами урочной учебно – исследовательской деятельности являются: урочные проекты, проблемные уроки, практические и лабораторные занятия.

Примерами внеурочной учебно – исследовательской деятельности являются: рефератная работа, проектная работа по интересам, учебно – исследовательские работы, научные работы, олимпиады, конференции, ЕГЭ.

Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек – существо социальное, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, выступать с докладами, уметь слушать себя и других.

Безусловно, нельзя дать ребенку задание написать доклад, не разбудив в нем желание сделать это. Нельзя выступать перед аудиторией и завладеть ее вниманием на время выступления, не развив у ученика умений работать в группе. Для того, чтобы этому научиться и направлена исследовательская деятельность.

Основным и ведущим принципом обучения иностранного языка является принцип коммуникативной направленности, и поэтому «Иностранный язык» как никакой другой учебный предмет помогает развивать интеллектуальные умения и коммуникативную культуру.

Мои учащиеся активно и всегда результативно принимают участие в традиционных, ежегодных научно-практических конференциях районного и регионального уровня. Эти выступления помогают преодолевать неуверенность, дают возможность самоутвердиться, вырабатывают волевые качества, формируют интеллектуальные умения, иногда помогают выбрать профессию.

Творческая деятельность предполагает подготовку и проведение конкурсов, викторин, вечеров, литературных праздников, заседаний клуба интересных встреч в рамках недели иностранного языка в лицее и вне ее. Такая деятельность позволяет сделать участие каждого ученика значимым и стимулирует мотивацию участия большого количества учащихся в исследовательской и экспериментальной работе.

В качестве конечных продуктов деятельности могут выступать рефераты, доклады, иллюстрированные средствами наглядности (видеофильмами, коллажами, альбомами рисунков, фотографий). Результатом совместной деятельности учащихся организация и проведение различных конференций, выставок, вечеров (для родителей, учителей и учащихся). Различные достижения учащихся по выполнению проектов, творческих работ могут войти как компонент в состав индивидуальной накопительной оценки, учебного портфолио.