Главная страница

Использование игровых технологий на уроках английского языка как средство повышения мотивации на среднем этапе обучения


Скачать 49.29 Kb.
Название Использование игровых технологий на уроках английского языка как средство повышения мотивации на среднем этапе обучения
Дата 12.02.2016
Размер 49.29 Kb.
Тип Документы

Тюрьмина Мария Алексеевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
В игре человек испытывает такое наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества.

Ф. Шиллер
Проблема использования игровых технологий на среднем этапе обучения в средней школе на уроках иностранного языка очень актуальна на данный момент. Одна из главных задач, поставленных перед современной школой это улучшение качества знаний учащихся, которое не мыслится без интенсификации учебного процесса при систематическом использовании игровых моментов на уроке.

Использование игровых технологий является одной из основных проблем дидактики. Начиная с середины 60-х годов, изучение иностранного языка в средней школе стало преследовать практические цели, изменились методы преподавания и взгляды на роль, и место игры в обучении. Игра стала рассматриваться не как вспомогательный, а как один из основных методов в обучении иностранному языку, ибо игра также неотделима от обучения иностранному языку, как язык неотделим от реальности. Отсюда был сделан вывод о том, что игра должна сопровождать процесс обучения иностранному языку на всех этапах.

Проблемами стимулирования мотивации учащихся к изучению иностранного языка с использованием игровых приемов обучения занимались выдающие ученые (И.Л.Бим, С.С.Полат, М. Н. Скаткин, Е.И.Пассов и многие другие). В методике преподавания иностранного языка игра рассматривается как ситуативное упражнение, с возможностью повторения речевого образца в условиях приближенных к реальным ситуациям.

Е.И. Пассов, в своей книге «Урок иностранного языка в школе» считает, что: «игра – это 1) деятельность; 2) мотивированность, отсутствие принуждения; 3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная; 4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; 5) развитие психических функций и способностей; 6) «учение с увлечением». Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка, «универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие». [4, С.38].

Игра является мощным стимулом к овладению языком. Применение игровых моментов обучения возбуждает, прежде всего, непроизвольное внимание. Установлено что усвоение информации требует от человека приложения различных усилий и затраты некоторой интеллектуальной энергии. Поэтому со всей определенностью можно сказать, что использование различных видов игр связано с необходимостью включения у учащихся и произвольного внимания.

Игру надо рассматривать как упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца. Это хорошее средство активизации лексики, грамматики, обработки произношения [3, с. 148].

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции: обучающую, воспитательную, развлекательную, коммуникативную, релаксационную, психологическую, развивающую [7, с. 15].

На средней ступени обучения иностранному языку у учащихся меняется отношение к изучаемому предмету. Переход к подростковому этапу развития личности характеризуется бурным физическим и духовным ростом, расширением познавательных интересов, тягой к самооценке, к общественной активности [1, с. 18]. Поэтому, на среднем этапе обучения иностранному языку средством повышения эффективности учебного процесса являются игры-соревнования, игры-конкурсы.

Игра посильна практически каждому ученику. Случается так, что слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: сообразительность и находчивость здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Наибольший интерес у учащихся вызывают лексические игры, а также коммуникативные задания, связанные с иноязычным общением. Школьники лучше запоминают слова, если приходится употреблять их в речи. Игры на уроке английского языка служат для них мотивом усвоения новых слов и развития коммуникативных навыков и умений [2, с. 40]. Данный вид игр направлен на развитие лексического навыка, введение, закрепление и контроль лексического материала, на активизацию лексики по изученной теме и развитие навыков диалогической речи.

Лексические игры сосредотачивают внимание учащихся на лексическом материале, имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения, также «активизировать речемыслительную деятельность учащихся и развивать их речевую реакцию [5, с. 26].

В основном игры не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Лексические игры могут стать грамматическими, орфографическими и т. д. Сам факт, что лексическая игра вызывает интерес и активность детей, и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Этому же служит и тот факт, что знание лексического материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда обязательным условием выигрыша. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое [4, с. 99].

Поэтому можно говорить об эффективности использования лексических игр на уроке английского языка у школьников среднего этапа обучения, поскольку развитие коммуникативных навыков на уроке является одной из важнейших задач любого учителя. В результате у учащихся отмечается эмоциональный подъём, положительный настрой, желание изучать английский язык.

Таким образом, следует констатировать, что игра - это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения иностранному языку. Использование различных игр на уроке даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Совместные творческие игры сближают и взрослых, и детей. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний.
Литература

1. Газман, О.С. Роль игры в формировании личности школьника // О.С. Газман. Совет. педагогика, 1982. – № 9.

2. Жукова И.В. Дидактические игры на уроках английского языка / И.В. Жукова // Первое сентября. Английский язык, 2006. - № 7. – С. 40.

3. Конышева, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А. В. Конышева.- СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. -192 с.

4. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. - М.: Издательский центр « Просвещение», 1989. – 223 с.


5.  Савченко, О. Ю. Игра на уроках иностранного языка / О. Ю. Савченко// ИЯШ 1992 - №2

6. Скаткин, М. Н. Школа и всестороннее развитие детей / М. Н. Скаткин. - М.: Издательский центр «Просвещение», 1980. – 201 с.

7. Степанова, Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку [Текст] / Е.А. Степанова. - ИЯШ. – 2004. - № 3. – С. 15