Главная страница

Интерактивная форма работы с родителями в рамках родительского собрания


Скачать 70.29 Kb.
Название Интерактивная форма работы с родителями в рамках родительского собрания
Дата 25.03.2016
Размер 70.29 Kb.
Тип Документы

МАДОУ детский сад «Аленка»

п. Майский Абатского района, Тюменской области

Интерактивная форма работы с родителями в рамках родительского собрания

Воспитатель

Горбунова Светлана Владимировна

п. Майский, 2012 г.

Интерактивная форма работы с родителями в рамках родительского собрания (старшая группа). Занятие с элементами тренинга «Познай своего ребенка»
Цель: осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми.

Задачи:

  1. выработка тактики сотрудничества с родителями по устранению причин эмоциональных нарушений у дошкольников;

  2. донесение до сознания родителей необходимости единых согласованных действий со стороны семьи и детского сада;

  3. приобщение родителей к познанию внутреннего мира ребенка.


Предварительная работа:

  1. рисование детей на тему «Моя семья»;

  2. выбор детьми фигур;

  3. подготовка материалов к тестированию, упражнениям, анкетированию;

  4. оформление информации для родителей «Основные причины эмоционального неблагополучия детей»;

  5. подбор спокойной музыки для релаксации.


В зале полукругом расставлены стулья, на которых сидят родители. В поле зрения родителей находятся два мольберта с детскими рисунками на тему «Моя семья» (рисунки анонимны, тема тоже не указана).

На первом мольберте расположены яркие, светлые рисунки; семья обычно изображена в полном составе; члены семьи стоят, взявшись за руки, или объединены какой-либо деятельностью. Фигуры людей хорошо прорисованы, детализированы, отчетливо видны черты лица, присутствуют различные украшения.

На втором мольберте расположены темные, мрачные рисунки. Линии, проведенные детской рукой, размашистые, резкие. Угловатые фигуры не детализированы (не прорисованы пальцы рук, отсутствуют черты лица). Люди на рисунках или отделены друг от друга какими-то барьерами, или же изображены в одиночестве.

Для «выставки» специально подбираются наиболее контрастные рисунки, отражающие две крайности эмоционального состояния детей.
Игра – приветствие «Здравствуйте, давайте познакомимся»

Воспитатель предлагает всем участникам присесть и демонстрирует ритуал знакомства: по кругу передавая мяч, каждый сообщает имя ребенка и что они делают вместе с ребенком каждый вечер.
Родителям предлагается внимательно посмотреть на мольберты и догадаться, на какую тему рисовали дети. Выслушав все мнения, воспитатель сообщает, что дети рисовали на тему – «Моя семья», но каждый передал свое восприятие домашней атмосферы.
Беседа воспитателя с родителями (всеобуч):

Воспитатель: По свидетельству психологов, отношения в семье проецируются на детские рисунки. Не случайным является цветовое решение. Темные, мрачные тона говорят о негативном эмоциональном состоянии ребенка или неприятии им изображаемых членов семьи. Барьеры между людьми в виде неодушевленных предметов ассоциируются с существующими в действительности барьерами общения, близость же фигур на рисунке свидетельствует об их реальной эмоциональной близости. Отсутствие на рисунке кого-либо из членов семьи может означать, что ребенок «избавляется» от эмоционально неприемлемых ему людей.

Изображение себя преувеличенно маленьким (или в углу листа) свидетельствует о неуверенности, замкнутости, робости ребенка, а рисование себя чрезмерно большим говорит о повышенном чувстве значимости, привлечении внимания к своей персоне. Если ребенок вообще не рисует себя, значит, он не видит своего места в семье.

Чрезмерно заостренные. Угловатые фигуры, резкие размашистые движения карандаша, также как и темные цвета, - признак негативного эмоционального состояния ребенка во время рисования. Очевидно, это задание было ему неприятно, и он стремился выполнить его быстрее.

(Воспитатель дает возможность родителям несколько минут подумать над информацией, подойти поближе к рисункам, рассмотреть их, не называя при этом фамилий «художников». Иногда у родителей возникают спонтанные реакции: «Неужели это наши дети рисовали?», «С чем же связано такое негативное восприятие своей семьи?», «Может быть, они просто рисовать не умеют, поэтому такие плохие рисунки получились?»).
То, что вы видите, практически не связано с изобразительными навыками. Ведь это дети одной возрастной группы, и навыки рисования у них примерно одинаковы. Кроме того, вы прекрасно знаете другие работы своих детей – они неоднократно выставлялись для просмотра в группе. Связано это, прежде всего, с эмоциональным дискомфортом в семье, ведь, как считают специалисты, рисунок является проекцией его душевного состояния.

Давайте подумайте, почему дети именно так изобразили свою семью, а некоторые вообще не включили себя в ее состав? («Может быть, мы много наказываем детей, и они обижаются»; «Возможно, мы мало времени уделяем своим детям и поэтому отдаляемся от них»; «Может быть, ребята просто хотели на рисунках показать себя более взрослыми, самостоятельными, независимыми?» и др.).

Безусловно, ваши догадки правильные, но они не исчерпывают всей сложности душевных переживаний ребенка, чувствующего себя в своей семье дискомфортно. К числу основных причин эмоционального неблагополучия относятся:

  1. неблагоприятная обстановка дома. Например, конфликты между папой и мамой, свидетелем которых является ребенок, в результате чего ребенок становится неуверенным в себе, робким, стеснительным; физические наказания детей.

  2. деформирована самооценка (занижена, завышена или амбивалентна, т.е. противоречива и неустойчива) и ожидаемая оценка со стороны близких и взрослых. Например, девочка говорит: «Мама считает, что я и плохая, и хорошая иногда: когда я ей помогаю – я хорошая девочка, а когда нет – плохая».

  3. повышенный уровень тревожности: ребенок чрезвычайно боязлив, подвержен разнообразным страхам, часто испытывает чувство тревоги за себя, своих близких.

В такой ситуации, первое желание любого человека – ее изменить, наладить отношения с ребенком.

Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие ребенка.

Безусловно принимать ребенка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, талантливый, помощник и т.д., а просто так, за то, что он есть.

Психологами доказано, что любовь, ласка, забота – это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей, в своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами: «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой» и т.д.

Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день не только ребенку, но и взрослому.

Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие нормального психического развития детей. Если они не получают знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения. И, возможно, родителям для улучшения ситуации необходимо поменять свою родительскую позицию.
Тест «Кто я?» Я предлагаю вам тест. Мы не будем обсуждать и анализировать ваши ответы. Вы сделаете это сами. Тест очень прост. 10 раз задайте себе один вопрос «Кто я?» и запишите ответы на листочке бумаге.

Когда работа закончена, воспитатель предлагает родителям оценить ее результаты:

Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мать» или «Я отец». Если вы написали об этом вначале, значит, родительская позиция является для вас наиболее важной жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка, отвлеклись на повседневные заботы или же очень загружены работой.

Конечно, результаты тестирования нельзя воспринимать как истинное положение вещей. Мы только призываем вас задуматься над тем, не потерялось ли в повседневно суете ваше главное предназначение – материнство и отцовство. И решать это только вам самим!
Упражнение «Узнай своего ребенка»

Сейчас возьмите, пожалуйста, фигуры с именем вашего ребенка. Именно эти фигуры ваши дети выбрали из числа всех предложенных. С точки зрения психологии, их выбор не случаен. Он свидетельствует об определенной их потребности в чем-либо. Воспитатель дает общую интерпретацию выбора в работах детей: треугольник - потребность в лидерстве, управлении, круг - потребность в общении, квадрат - потребность в познании; желтый - потребность в общении; красный - потребность в двигательной активности; синий и белый - потребность в спокойствии и уединении; зеленый - потребность в самовыражении и самоутверждении; черный и коричневый - потребность в свободе и самостоятельности (тревога, негативизм, неуверенность).

Возьмите эти сведения на заметку и постарайтесь в процессе общения с ребенком его потребность удовлетворить.
Упражнение «Что меня в моем ребенке радует, а что огорчает?» Для того, чтобы повысить эффективность вашего общения с ребенком, я предлагаю вам следующее упражнение: на листочках, которые разделены на две части, в левую колонку запишите все, что вас огорчает в ребенке, в правую все, что радует в ребенке. После этого каждый участник зачитывает, что его радует, что огорчает в его ребенке, а ведущий выписывает на ватман общие проблемы. Затем делит участников на группы, которые будут работать над разработкой путей решения одной из названных проблем. Участникам предлагается план для облегчения групповой работы:

  1. Могут ли родители, справится с возникшей проблемой без посторонней помощи с возникшей проблемой?

  2. Если нет, то кто может помочь?

  3. Если да, то, как родители могут справиться с проблемой самостоятельно?

  4. К каким специалистам и источника можно обратиться для получения дополнительной информации по решению возникшей проблеме

  5. Предположение о причине возникшей проблемы

  6. Способы решения проблемы.

  7. После проработки каждая группа защищает свою работу.

Просмотр родителями послания от детей (презентация).
Обратная связь:

Участники заполняют заранее подготовленные анкеты – отзывы.
На этом родительское собрание подошло к концу. Я надеюсь, что сегодня все мы приобрели что-то полезное и ценное, положили в свою жизненную «копилку» что-то, что поможет вам еще лучше узнать своих детей, справляться с возможными проблемами, смотреть на свои действия и действия своих детей с перспективой на будущее, ведь счастливое детство – залог успешного будущего!