Главная страница

Интегрированный урок (технология + краеведение). Курс «Технология» (региональный компонент "Народные промыслы Карелии"). Тема программы: "Традиционный карельский костюм". Открытый урок конкурс: «Мисс северная красавица». Цели урока


Скачать 57.73 Kb.
Название Интегрированный урок (технология + краеведение). Курс «Технология» (региональный компонент "Народные промыслы Карелии"). Тема программы: "Традиционный карельский костюм". Открытый урок конкурс: «Мисс северная красавица». Цели урока
Дата 02.03.2016
Размер 57.73 Kb.
Тип Урок

8 класс.

Интегрированный урок (технология + краеведение). Курс «Технология» (региональный компонент "Народные промыслы Карелии").



Тема программы: "Традиционный карельский костюм".

Открытый урок - конкурс: «Мисс северная красавица».


Цели урока:

  • Воспитывать познавательный интерес к истории народной культуры.

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Традиционный карельский костюм».

Задачи:

  1. Формирование духовного потенциала личности.

  2. Формирование представления о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителя традиций коллективного опыта.

  3. Реализация личных творческих способностей учащихся в процессе исследовательской и практической деятельности.

Место урока в учебном плане: итоговый урок по теме «Традиционный карельский костюм».

Методы: словесный, наглядный, ролевая игра.

  1. Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация «В игре детей есть часто смысл глубокий».

Подготовительная работа: сообщить тему урока и его задачи, направив усилия учащихся на подготовку к конкурсу своих творческих работ.

План урока

  1. Вступительное слово учителя – 5 минут.

  2. Демонстрация презентации «В игре детей есть часто смысл глубокий» - 10 мин.

  3. Конкурс «Мисс северная красавица». Просмотр и обсуждение работ – 30 мин.

  4. Подведение итогов – 5 мин.

Ход урока.

Конспект. 1.Вступительное слово учителя. Сегодня мы проводим заключительное занятие по теме: "Традиционный карельский костюм". Я думаю, что предыдущие уроки, где мы с вами создавали карельскую куклу, доставили вам удовольствие. Можно, конечно, купить такую куклу в «Лавке народных ремёсел». Но ведь научиться изготавливать такие куклы совсем не так уж сложно! И вы, я думаю, уже многое умеете и знаете. И сегодня мы попробуем убедиться в этом, повторить и обобщить известные вам сведения о народном карельском костюме, особенностях кроя, цветовой гамме, узнать новые интересные факты. А сделаем мы это в форме конкурса «Мисс северная красавица».
Но прежде, чем мы начнём конкурс давайте вместе вспомним этапы работы над проектом.
2. Просмотр презентации «В игре детей есть часто смысл глубокий».
1 слайд. Не зная прошлого, нельзя понять настоящего, нельзя мечтать о будущем.

2 слайд. Задачи проекта

  • Формирование духовного потенциала личности.

  • Формирование представления о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителя традиций коллективного опыта.

  • Реализация личных творческих способностей учащихся в процессе исследовательской и практической деятельности.

3 слайд. Значение игрушки.

Игра и игрушки стары как мир. Появились еще на заре человечества, может быть именно они, способствовали социализации человечества. Его воспитанию, обучению, развитию. Игры, обряды, праздничества в смысловом и эмоциональном отношении преображали хаос бытия. Игрушки в те далекие времена имели многофункциональное назначение. Это был синтез магического, бытового, эстетического.

4 слайд. Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла. Древние типы кукол или человеческих фигурок будь то в дереве или в глине, представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола.

Глиняная, деревянная, тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами и во время проведения праздников.

5 слайд. Дизайн – анализ.

6 слайд. Технологическая карта изготовления куклы в карельском костюме.

1.Изготовление туловища ткань х/б св. тела +синтепон.

2.Воротник – ткань белая х/б.

3.Станушка (сорочка, рубашка)– ткань х\б с мелким рисунком или в горошек.

4.Юбка 4-клинка с оборкой х\б.

5.Сарафан–х/б с мелким рисунком

6.Фартук – однотонный шёлк,

кружево, лента атласная.

8.Волосы русые – пакля +лента.

9.Бусы из речного жемчуга.

7 слайд. Мир кукол Светланы Зосимовны

  • Карелка (из села Кестеньга Лоухского района)

  • Приехала в Костомукшу в 1980 г., до этого времени работала учительницей в Кемской школе

  • Основная профессия-учитель начальных классов (1973-2005 гг.)

  • В фольклорном коллективе «Хете» поёт с 1997 года

  • Виды рукоделия: с детства занимается вязанием и прядением, теперь ещё: ткёт на станке, шьёт куклы-обереги

  • «Украшать свой дом – здорово!»-говорит Светлана Зосимовна.

8 слайд. Рождение Jouki (Евдокии)

9 слайд. Мастерская народного костюма

  • Когда куклы будут готовы, их следует одеть в традиционный костюм.

  • Ткани: ситец, лён, бязь, фланель, шёлк.

  • По своей фактуре они больше всего напоминают старинные.

  • Рисунок на ткани должен быть некрупным.

  • В старину использовали лоскутки от старой одежды.

  • Ткань была домотканой.

10 слайд. Глаза бояться – руки делают.

11 слайд. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается (видеосюжет».

12 слайд. Чья на свете всех милее…? (фото сессия)

3. Конкурс «Мисс северная красавица».

Правила конкурса:

  • конкурс проходит в виде соревнования между учащимися;

  • конкурсные задания оцениваются в баллах;

  • учащийся-победитель определяется по наибольшему количеству баллов.

Критерии оценивания:

  • правильность и полнота выполнения;

  • оригинальность решения;

  • выполнение задания за отведенное время.

Поощрительные баллы:

  • дополнительный ответ (3 балла);

  • ответ раньше времени (2 балла).

Штрафные баллы:

  • пользование тетрадью (2 балла);

  • помощь учителя (2 балла);

  • громкое обсуждение (2 балла).

На доске оформляется следующая таблица:

Фамилия

Имя № п / п

1

1 – 3 балла

2

1 – 3 балла

3

1 – 3 балла

4

1 – 3 балла

5

1 – 3 балла

1

2
















Конкурс пройдёт в несколько туров.

1 тур – допускаются все желающие. Каждая участница должна представить визитку, в которой указать - имя, коротко о себе; реклама куклы в номинациях:

  • Кукла в будничном костюме;

  • Кукла в праздничном костюме;

2 тур – В народной среде поощрялось изготовление кукол и игры с ними. Поясните почему?

Прежде всего, это было связано с подготовкой девочки к роли матери и к женскому ручному труду. Учились шить, вышивать, прясть. Постигать традиционное искусство одевания. Когда девушка вырастала и становилась девушкой, кукла становилась для нее визитной карточкой.

Как правило, на посиделки, куда заглядывали и будущие женихи, девушки приходили с куклами, по наряду которых судили о способности рукоделию будущей жены.

3 тур – Оцениваются по качеству обработки костюма.

4 тур – допускаются 5 лучших. Вопросы:

  1. Основное отличие обычной куклы от куклы – оберега;

  2. На Руси существовал обычай: девичий убор и причёска должны отличаться от головного убранства замужней женщины. Назови эти отличия.

  3. Каковы функции вышивки? (Оберег, украшение).

  4. Какой вид одежды присутствовал как в женском костюме, так и в мужском (рубаха).

  5. Какое цветовое сочетание чаще всего присутствует в карельском костюме.

5 тур – допускаются 2 лучших куклы. Конкурс «Кто больше» (наберёт очков):

  1. Особенности женского карельского костюма;

  2. Последовательность изготовления карельской куклы.

  3. На праздники девушки и женщины трижды меняли одежду. Назовите, для каких целей это делалось? (Церковь, днём на праздник, бесёду).

  4. снять пояс на людях – это по народным понятиям, распоясаться. Что это значит? (Уподобиться колдуну, призывающему не чистую силу).

  5. В какое время года девушки и женщины готовили свои наряды? Почему?

  6. Поясните высказывание «…по костюму можно много узнать о человеке, его достатке»

4. Подведение итогов. Вы познакомились с историей создания традиционной карельской куклы, традиционным карельским костюмом. Это составляющие карельскую культуру надеюсь, что все ваши знания и умения по данному вопросу уложились в ваших головках и при необходимости вы теперь знаете, к какой полочке вашей памяти обратиться. Желаем удачи. Спасибо за урок.