Главная страница

Интегративные качества развития личности ребенка дошкольного возраста Проектная деятельность


Скачать 55.14 Kb.
Название Интегративные качества развития личности ребенка дошкольного возраста Проектная деятельность
Дата 13.03.2016
Размер 55.14 Kb.
Тип Документы

Интегративные качества развития личности ребенка дошкольного возраста
Проектная деятельность,

 как средство для развития интегративных качеств детей.

Развитие интегративных качеств личности детей в современном образовании.

 

Новые государственные требования к качеству образования в детском саду ставят перед педагогами ДОУ сложные, но интересные задачи.

Развивающая функция образования обеспечивает становление личности ребенка и ориентирует педагогов на организацию личностно - направленного обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей.

Изучение и планирование результатов освоения детьми программы образования помогают выявить интегративные качества детей, которые приобрели воспитанники  во время пребывания в детском саду.

Оценив результаты, педагог может определить  повышение уровня развития интегративных качеств и успешность освоения программы.

Использование развивающего обучения  и интегрированных способов познания окружающего мира ребенком  позволяет педагогам полнее раскрыть индивидуальные возможности   детей.

В педагогической науке интеграция рассматривается как ведущая форма организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени — дошкольной.

 Почему же интеграция так важна для организации педагогического процесса в детском саду?

Первое, на что хочется обратить внимание – это  целеполагающая основа развития детей дошкольного возраста –  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности и всестороннего развития психофизических качеств, развитие которых неотделимо от воспитания.

Находясь в дошкольном учреждении большую часть времени, ребенок – дошкольник окунается в целый мир ощущений -  общается, использует вербальные и невербальные средства общения,  играет, интересуется, задает вопросы, сопереживает, планирует свои действия, принимает решение, соблюдает правила, применяет полученные знания на практике, владеет определенными умениями и навыками в различных видах деятельности и т.д. Все это - показатели развития интегративных качеств ребенка, которые невозможно отделить друг от друга, так как различные сочетания этих качеств – это индивидуальные особенности личности каждого ребенка.

И в зависимости от этих сочетаний – происходит развитие, но чтобы оно стало всесторонним – педагог должен стремиться к тому, чтобы качества сформировались в единое целое на максимальном уровне.

Второе, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в учреждении, педагогу необходимо сформировать для себя понятие: «Интеграция».

Что же может быть интегрировано в педагогическом процессе?
Что может и должно интегрироваться воспитателем?

1.   Интеграция информации (содержание образования), которое представлено в образовательной программе.

2.   Интеграция способов познания (представления, навыки  и умения детей или опыт деятельности, которые также широко представлены в образовательных программах, по каждой образовательной области).

3.  Интеграция взаимоотношений. Человек во взаимоотношении к миру: человек и природа; человек и общество; человек и человек, человек и культура.

4.   Интеграция процессов и явлений. Объективные явления, процессы, предметы окружающего мира. Виды человеческой деятельности, образы, эмоции, профессии. Виды знаний, системы научных понятий, законы, ведущие идеи, системы действий, модели объективных процессов и явлений жизни.

В результате такой интеграции можно предположить вариативность   интегрированных задач:

1.   На основе нескольких образовательных областей.

2.   На базе одной образовательной области.

3.   При сочетании различных, но близких образовательных областей в качестве равноправных участников процесса.

4.   Близких образовательных областей при сохранении специфики одной и при вспомогательной роли других.    

5. Общая проблема (задача)  объединяет различные образовательные области и занятия.

 Тематическая интеграция происходит тогда, когда  каждая последующая тема логически строится на  основе предыдущей.

   Знания и представления, круг необходимых умений интегрируются вокруг общей проблемы, характерной для нескольких образовательных областей.

Решением этих  задач  может стать  использование в работе педагога проектной деятельности, как средства для развития интегративных качеств детей.

 Педагоги нашего дошкольного учреждения успешно применяют на практике различные технологии проектной деятельности. Были осуществлены следующие проекты: «Семья», «Вместе с семьёй», «Азбука здоровья», «Волшебный круг», «В мире животных» и другие. Делясь опытом на педагогических советах, выявилась некоторая проблема в отслеживании результатов проектной деятельности, выявлении уровня развития интегративных качеств ребенка во время осуществления проекта.

Мною на педагогическом совете была предложена методическая разработка мониторинга, направленного на выявление умений и навыков детей в проектной деятельности. Ведь умения и навыки – это составляющие интегративных качеств развития детей. Данные исследования помогли нам выявить положительную динамику в развитии интегративных качеств во время проектной деятельности.

Третье: Важным этапом в определении уровня развития интегративных качеств является анализ развития ребенка в ходе проектной деятельности.

Автор Богданова О.В.

Мониторинг развития – методическая разработка.

Анализ развития ребенка в ходе проектной деятельности (мониторинг):

Проект: _______________________________________ (название).

Срок проведения________________________ Возраст детей  __________

Количество участников проекта:  дети _______  взрослые ___________

Показатели мониторинга.

№1). Владение способами познавательной деятельности.

№2). Умение использовать различные источники информации.

№3). Коммуникативные и адаптивные  умения:  работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям.

№4). Самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план.

Критерии бинарные: +  или  –

( плюс - владеет, умеет, пользуется, проявляет интерес),

( минус - не владеет, не умеет, не пользуется, интереса к проектной деятельности не проявляет).

Способ мониторинга – педагогическое наблюдение.

«Процент успеха» высчитывается по формуле:  100% / В * С = D; где:

А – количество детей в группе.

В – максимальное количество баллов: А* 4.

С – фактическое количество баллов.

D – ПРОЦЕНТ УСПЕХА.

Форма регистрации показателей:

Таблица из 6 столбцов:

- № по порядку;
- Фамилия имя ребенка;
- показатель №1;

- показатель №2;

- показатель №3;

- показатель №4.

- Баллы.

Количество строк зависит от количества детей, участников проекта.

Можно сделать вывод, что развитие интегративных качеств детей может быть запланировано  и осуществлено с помощью проектной деятельности в любом возрасте, начиная от малышей и заканчивая старшими дошкольниками.   Отследить динамику развития поможет мониторинг, который целесообразно проводить по окончании каждого проекта.

   От педагогического мастерства воспитателя, его культуры, любви к детям зависит уровень общего развития, которого достигает каждый ребенок; степень прочности приобретенных ребенком интегративных качеств.  Многолетний опыт доказывает, что использование технологии проектной деятельности развивает детей дошкольного возраста, помогает ребенку становиться личностью, умеющей проявить свои приобретенные интегративные качества, а грамотно организованная работа поможет стать объективным, даст возможность отследить качественный уровень развития детей в проектной деятельности.

Автор: Ольга Владимировна Богданова

http://prodetsad.spb.ru/