|
Интегративные качества развития личности ребенка дошкольного возраста Проектная деятельность
Интегративные качества развития личности ребенка дошкольного возраста
Проектная деятельность,
как средство для развития интегративных качеств детей.
Развитие интегративных качеств личности детей в современном образовании.
Новые государственные требования к качеству образования в детском саду ставят перед педагогами ДОУ сложные, но интересные задачи.
Развивающая функция образования обеспечивает становление личности ребенка и ориентирует педагогов на организацию личностно - направленного обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей.
Изучение и планирование результатов освоения детьми программы образования помогают выявить интегративные качества детей, которые приобрели воспитанники во время пребывания в детском саду.
Оценив результаты, педагог может определить повышение уровня развития интегративных качеств и успешность освоения программы.
Использование развивающего обучения и интегрированных способов познания окружающего мира ребенком позволяет педагогам полнее раскрыть индивидуальные возможности детей.
В педагогической науке интеграция рассматривается как ведущая форма организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени — дошкольной.
Почему же интеграция так важна для организации педагогического процесса в детском саду?
Первое, на что хочется обратить внимание – это целеполагающая основа развития детей дошкольного возраста – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности и всестороннего развития психофизических качеств, развитие которых неотделимо от воспитания.
Находясь в дошкольном учреждении большую часть времени, ребенок – дошкольник окунается в целый мир ощущений - общается, использует вербальные и невербальные средства общения, играет, интересуется, задает вопросы, сопереживает, планирует свои действия, принимает решение, соблюдает правила, применяет полученные знания на практике, владеет определенными умениями и навыками в различных видах деятельности и т.д. Все это - показатели развития интегративных качеств ребенка, которые невозможно отделить друг от друга, так как различные сочетания этих качеств – это индивидуальные особенности личности каждого ребенка.
И в зависимости от этих сочетаний – происходит развитие, но чтобы оно стало всесторонним – педагог должен стремиться к тому, чтобы качества сформировались в единое целое на максимальном уровне.
Второе, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в учреждении, педагогу необходимо сформировать для себя понятие: «Интеграция».
Что же может быть интегрировано в педагогическом процессе?
Что может и должно интегрироваться воспитателем?
1. Интеграция информации (содержание образования), которое представлено в образовательной программе.
2. Интеграция способов познания (представления, навыки и умения детей или опыт деятельности, которые также широко представлены в образовательных программах, по каждой образовательной области).
3. Интеграция взаимоотношений. Человек во взаимоотношении к миру: человек и природа; человек и общество; человек и человек, человек и культура.
4. Интеграция процессов и явлений. Объективные явления, процессы, предметы окружающего мира. Виды человеческой деятельности, образы, эмоции, профессии. Виды знаний, системы научных понятий, законы, ведущие идеи, системы действий, модели объективных процессов и явлений жизни.
В результате такой интеграции можно предположить вариативность интегрированных задач:
1. На основе нескольких образовательных областей.
2. На базе одной образовательной области.
3. При сочетании различных, но близких образовательных областей в качестве равноправных участников процесса.
4. Близких образовательных областей при сохранении специфики одной и при вспомогательной роли других.
5. Общая проблема (задача) объединяет различные образовательные области и занятия.
Тематическая интеграция происходит тогда, когда каждая последующая тема логически строится на основе предыдущей.
Знания и представления, круг необходимых умений интегрируются вокруг общей проблемы, характерной для нескольких образовательных областей.
Решением этих задач может стать использование в работе педагога проектной деятельности, как средства для развития интегративных качеств детей.
Педагоги нашего дошкольного учреждения успешно применяют на практике различные технологии проектной деятельности. Были осуществлены следующие проекты: «Семья», «Вместе с семьёй», «Азбука здоровья», «Волшебный круг», «В мире животных» и другие. Делясь опытом на педагогических советах, выявилась некоторая проблема в отслеживании результатов проектной деятельности, выявлении уровня развития интегративных качеств ребенка во время осуществления проекта.
Мною на педагогическом совете была предложена методическая разработка мониторинга, направленного на выявление умений и навыков детей в проектной деятельности. Ведь умения и навыки – это составляющие интегративных качеств развития детей. Данные исследования помогли нам выявить положительную динамику в развитии интегративных качеств во время проектной деятельности.
Третье: Важным этапом в определении уровня развития интегративных качеств является анализ развития ребенка в ходе проектной деятельности.
Автор Богданова О.В.
Мониторинг развития – методическая разработка.
Анализ развития ребенка в ходе проектной деятельности (мониторинг):
Проект: _______________________________________ (название).
Срок проведения________________________ Возраст детей __________
Количество участников проекта: дети _______ взрослые ___________
Показатели мониторинга.
№1). Владение способами познавательной деятельности.
№2). Умение использовать различные источники информации.
№3). Коммуникативные и адаптивные умения: работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям.
№4). Самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план.
Критерии бинарные: + или –
( плюс - владеет, умеет, пользуется, проявляет интерес),
( минус - не владеет, не умеет, не пользуется, интереса к проектной деятельности не проявляет).
Способ мониторинга – педагогическое наблюдение.
«Процент успеха» высчитывается по формуле: 100% / В * С = D; где:
А – количество детей в группе.
В – максимальное количество баллов: А* 4.
С – фактическое количество баллов.
D – ПРОЦЕНТ УСПЕХА.
Форма регистрации показателей:
Таблица из 6 столбцов:
- № по порядку;
- Фамилия имя ребенка;
- показатель №1;
- показатель №2;
- показатель №3;
- показатель №4.
- Баллы.
Количество строк зависит от количества детей, участников проекта.
Можно сделать вывод, что развитие интегративных качеств детей может быть запланировано и осуществлено с помощью проектной деятельности в любом возрасте, начиная от малышей и заканчивая старшими дошкольниками. Отследить динамику развития поможет мониторинг, который целесообразно проводить по окончании каждого проекта.
От педагогического мастерства воспитателя, его культуры, любви к детям зависит уровень общего развития, которого достигает каждый ребенок; степень прочности приобретенных ребенком интегративных качеств. Многолетний опыт доказывает, что использование технологии проектной деятельности развивает детей дошкольного возраста, помогает ребенку становиться личностью, умеющей проявить свои приобретенные интегративные качества, а грамотно организованная работа поможет стать объективным, даст возможность отследить качественный уровень развития детей в проектной деятельности.
Автор: Ольга Владимировна Богданова
http://prodetsad.spb.ru/
|
|
|