Главная страница

Интеграция обучения и воспитания детей в духе православных духовных ценностей на уроках


Скачать 68.57 Kb.
Название Интеграция обучения и воспитания детей в духе православных духовных ценностей на уроках
Дата 10.02.2016
Размер 68.57 Kb.
Тип Документы

ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДУХЕ

ПРАВОСЛАВНЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРЫ В 5 - 7 КЛАССАХ
Сидельникова Алкиноя Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №18»

На уроках литературы в первую очередь решаются задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, имеющих художественно-эстетическую ценность. При этом уделяется большое внимание решению задач и духовно-нравственного воспитания учащихся. Без общественно значимых ценностей невозможно само существования общества. Литературные произведения побуждают детей задуматься о том, что человечество закономерно шло к постижению и принятию библейских истин. Именно в этой великой книге сформулированы нравственные нормы и правила, организующие мирное сосуществование различных индивидуальностей. Они положены в основу всех законодательств развитых стран мира. Соблюдение и уважение этих норм и правил – обязательное условие сохранения человечества и человечности.

Многие произведения, изучающиеся в школе, помогают ребенку в становлении духовной личности, раскрытии в себе образа и подобия Творца, который является абсолютным нравственным идеалом. Благодатный материал представляют такие произведения, как «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского», «Житие преподобного Сергия Радонежского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Горе-Злочастии», «Смерть Святополка» из «Повести временных лет» и другие. При изучении этих произведений необходимо помочь детям увидеть их вневременное звучание.

Хотелось бы рассказать, как при изучении некоторых произведений происходит интеграция обучения и воспитания детей в духе православных духовных ценностей. Программа 6 класса по литературе предусматривает изучение отдельных произведений древнерусской литературы, в частности, «Поучения Владимира Мономаха». В этом возрасте дети выбирают для себя идеалы, у них появляются кумиры, и очень печально, если в этом качестве выступают супермены или терминаторы. Личность же великого Владимира Мономаха имеет все шансы на то, чтобы служить примером для подражания. Опыт показывает, что многие ребята имеют самое смутное, и главное, неправильное представление об образе жизни великого князя. Им кажется, что княжеский титул просто дает право праздно проводить время и пользоваться плодами трудов простых людей. В «Поучении» же перед ними предстает образ великого труженика, который главным своим достоинством считает неустанные труды, служение Отечеству. Он не устает повторять: «На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью»; «В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте… чтобы не посмеялись приходящие к вам»; «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть утро не застанет вас в постели»; «Бога ради, не ленитесь... Ни затворничеством, ни монашеством, ни недоеданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию»

Рассказывая о своей жизни, Мономах отмечает, что почти вся она прошла в воинских походах: «Трудился я в разъездах и походах с тринадцати лет», «А всего походов было восемьдесят и три великих». Ребят привлекает необыкновенная отвага, ловкость и физическая сила князя: «Коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать … ловил своими руками тех же коней диких».

Учащиеся готовят сообщения о личности автора произведения, рассказывают о своих впечатлениях от прочтения, о качествах, которые человек должен воспитать в себе, чтобы прожить жизнь достойно. Великий государственный деятель, много сделавший для укрепления политической и государственной мощи Древней Руси, обладал неиссякаемой энергией, исключительной мудростью и вместе с тем – христианским смирением, скромностью, благородством, бескорыстием, щедростью. После внимательного прочтения «Поучения» обращаем внимание на его актуальность в наши дни. Дети без труда находят в тексте аргументы, подтверждающие это:

«Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его»

«Не давайте сильным губить человека…» Говоря о себе, автор гордится тем, что «…и бедного смерда, и убогую вдовицу не давал в обиду сильным»

«Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело».

Владимира Мономаха украшает и благородство, твердость, верность данному слову: «…Встретили меня послы … и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем» И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить»

«Поучение Владимира Мономаха» формирует у детей нравственный идеал, к которому хочется приблизиться, соблюдая заповеди, сформулированные автором в 11 – 12 веках, но актуальные на все времена.

Изучив стилистику поучения, дети пробуют свои силы в этом жанре. О степени глубины проникновения в текст свидетельствуют творческие работы детей. Приведу сочинение ученика 6-в класса нашей гимназии Иванова Андрея.

«Я, смиренный отрок, потомок благочестивого рода Ивановых, нареченный греческим именем Андрей и возлюбленный отцом и матерью своими, пишу эту грамотку. Мои отцы и деды прожили достойную и праведную жизнь, сражались за Отечество, а я, худой и грешный, но имеющий некоторый жизненный опыт, хочу поделиться им с вами, друзья мои первоклассники. Читая эту грамотку, не посмейтесь, но кому это будет любо, пусть примет её в сердце своё.

Куда бы вы ни держали путь по землям своим и чужим, помните: чтобы не погубить свою и чужую душу христианскую, переходите улицу только на зеленый свет. Не грешите, пытаясь перебежать на красный свет, не презирайте благие наставления родителей ваших и наставников. Как бы ни искушал вас лукавый, у перехода не торопитесь, посмотрите сначала налево, затем направо, ибо все мы смертны. А смерть ваша принесет горе вашим родителям.

Страх имейте Божий в сердце своем. Переходите улицу только в положенных местах, по «зебре», не поддавайтесь искушению, не полагайтесь на авось. Куда же далече пойдете вдоль дороги, знайте, что идти нужно по стороне навстречу движению машин.

Чтобы не стали вас иные миряне проклинать, помните, что нельзя играть на дорогах. Иные несмышленые дети ведь зимой, катаясь у дороги на санках с горки, способны внезапно перед машиной выехать. А водитель от неожиданности может в аварию попасть, и вы людей невинных погубите и свою душу бессмертную.

Так что страх Божий имейте в сердце своём. А если уж согрешите по неразумению, ибо человек слаб и грешен, то покайтесь искренне и попросите прощения у Господа, у людей, перед которыми вы провинились, у родителей и наставников ваших.

Если не хотите причинить зло любящим вас, почаще перечитывайте сию грамотку: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»

Несмотря на то, что для сочинения ученик выбрал такую обыденную тему, как правила дорожного движения, все его поучение опирается на заповедь «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Язык работы свидетельствует о том, что стилистика жанра усвоена в полной мере.

Воспитанию духовности, милосердия, доброты служат и произведения, не связанные напрямую с православием: «Матерь человеческая» В. Закруткина, «Уроки французского» В. Распутина, «Царь-рыба» В. Астафьева и многие другие. Особо хотелось бы остановиться на рассказе К. Воробьева «Немец в валенках», который мы изучали на уроке внеклассного чтения.

Приближалась знаменательная дата в истории нашего города: 5 февраля, 70-летие со дня освобождения г.Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков. Дети знали, что в рассказе речь пойдет о событиях Великой Отечественной войны, но их сразу же удивило необычное название рассказа - «Немец в валенках»! Были разные версии смысла такого названия, но до знакомства с произведением никто не мог догадаться, о чем хочет рассказать писатель.

Сюжет рассказа автобиографичен: К. Воробьев прошел многие лагеря для военнопленных, и повествует он о том, как в Саласпилсе ему встретился охранник, немец по имени Вилли Броде, который проникся к нему сочувствием и дал однажды хлеб и сигареты. Автор отказывается от принятых стереотипов и показывает человечность охранника. У обоих – узника и немца – обмороженные ноги, вши, оба они солдаты, знающие тяготы солдатского быта и испытывающие одинаковую боль. Лагерные немцы узнали, что Вилли Броде кормит врага и зверски избили его, после чего увели в неизвестном направлении. «Иногда я думаю, жив ли Вилли Броде? И как там у него с ногами? Нехорошо, когда отмороженные пальцы ноют по весне», - так заканчивает автор свой рассказ.

Дети понимали, что война отметает все гуманные человеческие законы и героем считается тот, кто уничтожил больше врагов, поэтому рассказ был для них чем-то новым и неоднозначным. Необходимо было подвести их к осознанию того, что милосердие спасительно для человека, для сохранения в нем духовности.

- В какой момент вы начинаете испытывать симпатию к Вилли Броде?

(Именно тогда, когда становится ясно, что он не хотел войны. Он крестьянин и оказался под Москвой и в Саласпилсе не по своему желанию. Он нравится нам, когда проявляет милосердие, сострадание по отношению к измученному узнику)

Дети приходят к выводу, что важно осознание самой жизни, её нравственных вершин и глубочайших трагедий, в которых проявляются сокровенные движения души. Война обнажает душу каждого человека, неважно, на чьей стороне тот воюет. Человек сохраняет в себе Божественное начало тогда, когда в ниспосланных ему испытаниях не озлобляется, не черствеет душой. Рассматривая фотографию памятника советскому солдату-победителю со спасенной немецкой девочкой на руках в берлинском Трептов-парке, шестиклассники приходят к выводу о том, что жестокость и ненависть по отношению к беззащитным и беспомощным губительны для человека, а спасают его душу только доброта и милосердие.
Литература:

1. Воробьев К. Немец в валенках. Сборник. – М.: «Дрофа», 2002

2. Дивногорцева С. Ю. Духовные ценности православной культуры в содержании педагогических знаний. Доклад на секции "Религиозные ценности и овременная система образования" XV Рождественских чтений

http://www.prokimen.ru/article_2612.html

3. Поучение Владимира Мономаха. В кн. Древнерусская литература.Хрестоматия для 7 класса средней школы. Составитель Б. С. Дыханова. – Воронеж, 1999

4. Хаузенбланс О. Чтение, письмо, критическое мышление и слоны. // БШ №22, 2001