Главная страница

Информационная листовка гоу нпо профессионального лицея №49


Скачать 93.67 Kb.
Название Информационная листовка гоу нпо профессионального лицея №49
Дата 02.03.2016
Размер 93.67 Kb.
Тип Документы

Информационная листовка

ГОУ НПО профессионального лицея № 49








Информационная листовка, предназначенная для педагогического коллектива

ГОУ НПО ПЛ № 49




Обучающиеся "группы риска", как ни кто другой, требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, т. к. несвоевременное распознавание характера и природы отклоняющегося поведения у обучающихся, отсутствие специальных программ приводит не только к нарушению процесса социализации, хроническому отставанию в усвоении знаний, но и к более трагичным последствиям (совершение преступления, самоубийство).









«Группа риска»

Дети «группы риска» – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации подростков.

Проблема «группы риска» особенно актуальна именно с подростками. В этом возрасте организм подростка более уязвим, и повышается риск соматических заболеваний, в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В этом возрасте происходит расширение социальных отношений, которые дают новый социальный опыт.


Подростки характеризуются недостаточной управляемостью, ослаблением контроля над влечениями и побуждениями. Для них характерна повышенная импульсивность, грубость, занудство, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых они сами являются активной и провоцирующей стороной. Они раздражительны, вспыльчивы. Труд для них не привлекателен, учеба нежелательна. Равнодушны к будущему, целиком живут настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Они могут быть властными, выбирая для общения наиболее слабых. Такие подростки гиперактивны, общительны, болтливы, чрезмерно самостоятельны, склонны к риску, имеют недостаток дистанции в отношениях с другими. Шумят, любят компании сверстников, стремятся в них командовать. Преобладающее настроение — веселое, склонность к радостям жизни. Они энергичные, деятельные, инициативные. У них большое стремление к самостоятельности. Склонны к аморальным поступкам. Трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность и вынужденное одиночество.



Один из факторов, которой переводит из «обычного» обучающегося в обучающегося «группы риска» – это дисгармоничная семья. Жить постоянно в психологическом напряжении очень сложно. Ребенок становится замкнутым, падает успеваемость и качество обучения. В этот момент классные руководители, мастера должны мобилизовать свои силы и помочь подростку, для этого можно и нужно привлекать дополнительных специалистов. Вторым фактором можно назвать продолжительные заболевания и тяжелые травмы. Для помощи такому подростку можно подключить одногруппников, которые помогли бы усвоить пропущенный материал, пролечить в профилактории. Третий фактор риска - неблагополучная ситуация в сфере отношений подростка со сверстниками.


Стр. 2 из 4 Потенциальная «группа риска» и «группа риска»

Что мы понимаем под потенциальной «группой риска»?
Это те обучающиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У этих подростков могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на первых этапах возникновения проблемы не будет обеспечена необходимая поддержка.


Что мы понимаем под «группой риска»?
Обучающиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны педагогов, родителей.


Подростки «группы риска» имеют следующие особенности:
1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.

2. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.

3. Среди ценностей на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором - материальное благополучие, на третьем - здоровье.

4. Склонность к аддиктивному (саморазрушающему) поведению — злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков зависимости, а также курение, употребление алкоголя и т.д.

5. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни – подростки берут в пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет личное дело, жилье, машину и т.д.) - без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».

6. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.

7. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.

8. Изменение направленности интересов - свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).

9. В отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.



Обучающиеся потенциальной «группы риска»



Обучающиеся «группы риска»





Стр. 3 из 4 Стратегия и тактика в ситуации конфронтации






Стратегия и тактика преподавателя в ситуации конфронтации:
1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.

Мы должны быть твёрдыми в отношении конкретного поступка, чтобы прекратить его: «то, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я всё ещё с симпатией отношусь к тебе».

Эта установка как бы декларирует вашу веру в то, что ваши ученики могут вести себя как следует.

    1. Займитесь своими негативными эмоциями

Контролируйте свои отрицательные эмоции.

Когда нас душит гнев и возмущение, мы уже не можем мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того, мы демонстрируем эти отрицательные эмоции нашим обучающимся, тоном, мимикой, всем своим видом. И этим как бы подтверждаем решение ученика вести себя плохо, даём ему очевидное оправдание.

    1. Не усиливайте напряжение ситуации

Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:

- повышаем голос;

- произносим фразу типа: «учитель здесь пока я»;

- оставляем последнее слово за собой;

- начинаем кричать;

- используем уничижительные, оскорбительные, унижающие выражения;

- используем сарказм;

- обращаемся к оценке характера обучающегося;

- действуем как начальник (с превосходством);

- настаиваем на своей правоте;

- читаем нотации;

- оправдываемся или защищаемся, или «подлизываемся к ученику»;

- командуем, требуем, давим;

- изображаем недовольство.

    1. Обсудите поступок позже

П
Важным условием предупреждения попадания ребенка (подростка) в «группу риска» является своевременное обращение к участникам сопровождения (родители, заместитель по УВР, социально-психологическая служба и др.) в случаях:

  • Появления серьезных поведенческих проблем (полное непринятие норм и правил, агрессия и др.)

  • Наличия серьезных социально-эмоциональных проблем (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.)

  • Пропуска уроков и учебных дней без уважительных причин;

  • Употребления или возможного употребления подростками спиртных напитков, ПАВ и других наркотических веществ

  • Кризисных ситуаций в семье

  • Резкого ухудшения состояния здоровья

  • В других случаях, когда мастер или классный руководитель считает необходимым обратиться.



оговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки.

В тот момент, когда вы оба - и преподаватель, и обучающийся – возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно.

    1. Позвольте подростку сохранить лицо

Обучающиеся нередко играют в игру «По-своему».

Мудрый педагог умеет играть в игру «По-своему», потому что он знает - таким образом, он позволяет ученику «сохранить лицо» и вместе с тем получает то, что ему нужно.

6. Демонстрируйте модели не агрессивного поведения

Отложите «на потом» дисциплинарные меры.

В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не застрахованы от ошибок, кое в чем можем и уступить.

Наибольшая польза от этих правил в том, что подростки довольно быстро перенимают эту не агрессивную модель поведения. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем эмоциям брать вверх над разумом, то и ученики позволяют себе это.




Рекомендации по работе с подростками «группы риска»:


  • Старайтесь понять мир подростка. Принимайте их такими, какие они есть.

  • В
    Рекомендации:

    1. Необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности

    подростков, их стремление к взрослости и самостоятельности.

    2. Самое главное выйти на уровень сотрудничества.

    3. Откажитесь от убеждения, что вам все понятно в обучающихся. Мы видим только поступки и действия, а подлинные мотивы и убеждения нам не известны. Поэтому необходимо чаще спрашивать: почему, зачем они делают то или иное?

    4. Помните, что подросток «группы риска» – это подросток, которому трудно. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам. Жизнь подростков не менее тяжела, чем ваша, а может быть и больше, потому что у них еще нет привычки и жизненного опыта.

    5. Чтобы не задевать самолюбие подростков, не делайте им замечания при других людях (например, преподавателях, сверстниках), чаще беседуйте индивидуально.

    6. Будьте терпимее к недостаткам подростков и подчеркивайте их достоинства.

    7. Используйте в общении с ними позиции «рядом» и «вместе».

    8. Сравнивайте достижения с его личными достижениями.

    9. Формируйте чувство успеха, используя похвалу и поддержку.
    конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой.

  • Д

    Стр. 4 из 4 Рекомендации по работе с «группой риска»
    ействуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя сразу, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказывайте свое мнение, внося поправки в услышанное.

  • Научитесь доверять подросткам и их способности выжить в мире. Зачастую они оказываются намного более приспособленными к жизни, чем это представляется нам.

  • Не ставьте на подростке крест.

  • Объясняйте, что именно вы ждёте от подростка, ваши объяснения должны быть понятны ему, так же как и ваши побудительные мотивы.

  • Н
    е пытайтесь загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегайте к физическому наказанию

  • Требуя что-то от подростка, не торгуйтесь с ним.

  • Старайтесь соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.

  • Умейте смеяться. Раскрывая подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты вашей личности.

  • В личных беседах усиливайте жизненную ориентацию подростков и развивайте их идеал Я.

  • Будьте честными в отношении своих чувств, потребностей и ограничений. Не бойтесь делиться с подростками своей неуверенностью в чём-либо. Они прекрасно чувствуют, когда другие избегают каких-то ситуаций или не говорят правды. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые они признают.