Главная страница

Iii. Рекомендуемые формы проведения аттестации на первом этапе


НазваниеIii. Рекомендуемые формы проведения аттестации на первом этапе
страница1/8
Дата17.02.2016
Размер1.73 Mb.
ТипГлава
  1   2   3   4   5   6   7   8

Глава III.

Рекомендуемые формы проведения аттестации на первом этапе.
Формы и процедуры проведения аттестации могут быть различными в зависимости от выбора аттестуемого, но непременным условием при осуществлении экспертизы является возможность применения названных вариативных форм для определения уровня профессиональной компетентности, профессиона­лизма и продуктивности деятельности, соответствующего требованиям (показателям) квалификации.

Наиболее оптимальным является проведение аттестации в два этапа: первый — теоретический, второй — практический.
Назначение теоретического этапа аттестации — выявить уровень квалификации и профессионализма педагога или руководителя.

Возможно проведение данного этапа в следующих формах:

  • собеседование;

  • экзамен;

  • защита реферата;

  • защита методической разработки, авторской программы, авторского проекта, опытно-экспериментальной работы, программы развития образовательного учреждения;

  • самоанализ педагогической или управленческой деятельности;

  • творческий отчет и др.


Часть описанных в этой главе вариативных форм проведения аттестации [5] может быть выбрана как педагогами, так и руководителями образовательных учреждений (экзамен, собеседование, защита реферата и др.), отдельные формы могут быть предназначены только для соответствующей категории, например, творческий отчет – для педагогов, защита программы развития учреждения – для руководителей.
1. Экзамен.

Экзамен – это форма экспертизы, проверяющая знание основ педагогической и управленческой науки (для руководителей), теории и методики обучения и воспитания, практики их применения и нормативного обеспечения деятельности. Экзамен проводится по билетам (не более 20 билетов по два вопроса).

Все вопросы носят комплексный характер (См. Приложение 2.1). При ответе на них важны знания в области педагогики и методики, знания по психологии, валеологии, возрастной физиологии, истории педагогики и образования, знания по теории управления (для руководителей), знание нормативно-правовых актов образовательной деятельности, а также опыт их применения в соответствии с должностными обязанностями аттестуемого. Допускаются задания, направленные на определение уровня владения аттестуемым учителем (преподавателем) содержанием профильных, разноуровневых программ по предмету (не более 30% от общего количества экзаменационных заданий). При ответе оцениваются:

— уровень знаний в области теории и методики обучения и воспитания, управления образовательным учреждением (у руководителей);

— анализ педагогической (управленческой) практики аттестуемого;

— анализ достоинств и недостатков существующих теорий, технологий, методов обучения и воспитания (управления образовательным учреждением);

— умение описать и проанализировать конкретный случай из педагогической (управленческой) практики аттестуемого, в т.ч. методику, пособие, учебник;

— владение содержанием профильных, разноуровневых учебных программ по предмету. Экзамен по выбору аттестуемого может проводиться как в традиционной форме, так и в форме компьютерного тестирования.

Экзаменационные вопросы носят открытый характер. С ними каждый аттестуемый должен иметь возможность ознакомиться не позднее чем за два месяца до начала квалификационных испытаний.

2. Собеседование.

Собеседование - форма экспертизы профессиональных знаний, при которой аттестуемый без подготовки дает развернутый ответ по предложенным вопросам (См. Приложение 2.2.).

Ответ оценивается по параметрам, соответствующим требованиям к ответу на экзамене.

3. Защита реферата.

Реферат (от лат. Refero — сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над рефератом.

  1. Формулирование темы.

Она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной,

интересной по содержанию. Тема реферата выбирается учителем (руководителем)

исходя из собственной практики преподавания, назревших проблем или желания

углубить знания в определенном направлении.

  1. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников). Составление библиографии.

  2. Обработка, систематизация информации. Разработка системы мер по использованию положений теории в практике работы учителя (руководителя), педагогического коллектива. Составление планов, графиков, таблиц и т. п.

  3. Разработка плана реферата. Написание реферата.

  4. Публичное выступление с результатами исследования.

Примерная структура реферата.

  1. Титульный лист.

  2. Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

  3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы по теме: уровень освещенности проблемы, наиболее важные положения и практические рекомендации, отношение автора работы к ним).

  4. Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего;

в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

  1. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

  2. Список литературы.

Требования к оформлению реферата:

  • На титульном листе указывается вверху полное название министерства образования региона и полное название учреждения, в котором работает аттестуемый; в середине листа — название работы, ниже справа - фамилия, имя и отчество исполнителя, в конце страницы — место и год подготовки работы.

  • На втором листе работы оформляется оглавление с указанием страниц, все страницы текста нумеруются.

  • Содержание работы приводится в соответствие с оглавлением.

  • В конце работы до приложения располагается список использованной литературы, составленный по алфавиту.

  • Приложения оформляются на отдельных листах и нумеруются (Приложение 1, Приложение 2 и т. д.). В приложение можно включить конспекты уроков, работы учеников, анкеты и другие материалы практической деятельности по теме.

  • Ссылки в тексте на источники можно делать в нижней части листа или в скобках с указанием номера источника в списке литературы и страницы, например, [5, с. 45]. Листы работы сшиваются или вкладываются в специальную папку. Объем реферата может колебаться в пределах 15-20 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.

  • Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.

Защита реферата.

Аттестуемый делает устное сообщение, в котором освещает тему, цель и задачи реферата, обосновывает актуальность, коротко характеризует основное содержание изученного теоретического материала, раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее, делает выводы. Выступление должно быть не более 5-7 минут.

Критерии оценки реферата.

  • Актуальность темы и изложенных взглядов.

  • Знание теории и практики исследуемого вопроса, многоаспектность рассмотрения проблемы.

  • Обоснованность выводов изложения.

  • Соответствие содержания теме.

  • Глубина проработки материала.

  • Правильность и полнота использования источников.

  • Соответствие оформления реферата стандартам.

  • Стиль выступления при защите (лаконичность, убедительность).

4. Творческий отчет (для педагога).

Форму творческого отчета выбирают учителя со сложившейся целостной системой работы, позволяющей решить отдельные педагогические или методические проблемы, такие как формирование умения школьника учиться, развитие личности ученика в процессе обучения, осуществление индивидуального подхода к ученикам.

Творческий отчет представляет собой законченное исследование, в котором выделяются следующие элементы структуры:

  • цель, объект, предмет и задачи исследования;

  • научно обоснованные результаты исследования;

  • характеристика новизны, теоретической и практической значимости;

  • результаты, полученные автором.

В творческом отчете могут быть представлены выступления учителя на методических совещаниях, разработки отдельных тем программы, поурочные планы, авторские образцы дидактических и раздаточных материалов, наглядные пособия, конспекты уроков и сценарии внеклассных мероприятий и т. д. Творческий отчет может быть дополнен работами учащихся.

При подготовке к творческому отчету учителю полезно обратить внимание на следующие

моменты:

1. Заглавие работы должно отражать основную идею опыта учителя.

2. При обосновании актуальности опыта важно отметить, какие проблемы он решает и какие противоречия устраняет.

3. Описывая историю возникновения и становления педагогического опыта, необходимо ответить на следующие вопросы: что явилось причиной начала работы по данной проблеме, какие трудности возникали в ее решении, какие результаты получены.

4. Необходимо выделить научные основы опыта: теории, законы, закономерности, принципы обучения, воспитания и развития учащихся, которые реализуются автором.

5. Кратко описать сущность опыта и его технологию, при этом дать теоретический анализ особенностей находок учителя. Привести примеры, наиболее ярко отражающие систему работы учителя и ее особенности.

6. Завершить работу лучше всего анализом результативности описанного педагогического опыта, который показывает положительные сдвиги в обучении, развитии, воспитании учащихся. Полезно остановиться при этом на описании возникших трудностей и пределов применимости.

7. В заключении можно указать продолжительность работы по данной проблеме. Опыт считается длительным, если он осуществляется более трех лет, кратковременным — если менее трех лет.

Структура выступления учителя.

1. Сформулируйте тему работы.

2. Расскажите об условиях возникновения и становления вашего опыта: сведения о микрорайоне, школе, классе.

3. Обоснуйте актуальность и перспективы развития вашего опыта. Вскройте недостатки и противоречия в образовательном процессе, которые вы стремились устранить.

4. Сформулируйте цели и задачи работы.

5. Раскройте теоретическую базу опыта: принципы вашей педагогической деятельности.

6. Кратко расскажите о сущности опыта, его технологии. Докажите преимущества вашей технологии обучения по сравнению с другими. Приведите результаты наблюдений, срезовых работ, результаты анкетирования учеников и их родителей, работы

учеников, укажите число победителей олимпиад разных уровней и

другие яркие примеры, подтверждающие вашу правоту.

7. Сравните полученные результаты с целями и задачами, которые ставились в начале

работы. Сформулируйте выводы. Выводы должны быть четкими, подчеркивающими

сущность опыта, новизну и оригинальность находок.

Критерии оценки творческого отчета учителя.

1. Актуальность выбора темы исследования, соответствие ее современным направлениям совершенствования образования.

2. Умение учителя выделить ведущую идею своего педагогического опыта и сформулировать ее.

3. Умение анализировать условия возникновения и становления опыта, обосновывать актуальность концептуальных подходов, установок, лежащих в основе его педагогической системы.

4. Умение четко выделять цели и задачи своей поисковой педагогической деятельности.

5. Умение применить современные достижения педагогики, психологии и методик учебных дисциплин для обоснования своих концептуальных положений.

6. Новизна творческих находок учителя. Аргументированность нововведений, их соответствие концептуальным направлениям совершенствования образования на современном этапе.

7. Умение моделировать учебные занятия в соответствии с проблемой исследования, с требованиями современного этапа развития школы.

8. Умение конструировать измерители педагогического успеха.

9. Умение анализировать результаты своей педагогической деятельности.

10. Речевая культура учителя.

5. Представление и защита методических и других разработок.

Методическая разработка представляет собой описание методических подходов к изучению какой-либо темы, раздела предмета и др. с целью методического обеспечения образовательной деятельности.

Методическая разработка предоставляется в письменном виде (объемом не более 15 машинописных листов). Тему разработки аттестуемый выбирает самостоятельно. Данная форма предполагает научное руководство.

В перечень учебно-методических и других разработок, представленных аттестуемым к защите, могут входить комплекты методического обеспечения образовательных стандартов, учебно-программная документация, комплекты заданий для входного, промежуточного и итогового контроля результатов обучения, комплекты наглядных пособий и другие методические пособия для педагога и учебные пособия для учащихся. Примерная структура методической разработки:

— теоретические основы темы или раздела;

— сравнительный анализ изложения ее в различных источниках;

— дидактический анализ (место темы в курсе, цель ее, пропедевтика, основные понятия, анализ практической части);

— возможности и удобства практического использования;

— методика изучения темы (обоснованный выбор методов, форм и средств обучения с учетом психологических, возрастных, индивидуальных особенностей обучаемых);

— обоснование целесообразности ее внедрения, а также описание форм и мето­дов реализации.

Оформление разработки аналогично оформлению реферата, включая требования к написанию библиографического аппарата. Для защиты учебно-методических разработок необходимы две положительные рецензии.

На защите аттестуемый делает устное сообщение (не более 5-7 минут), в котором раскрывает суть методической разработки.

При защите методической разработки оценивается:

— актуальность,

— новизна,

— эффективность,

— самобытность, оригинальность.

6. Представление и защита опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа — это исследовательская деятельность с целью изучения причинно-след­ственных связей в педагогических явлениях. Она предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания: активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измере­ние результатов педагогического воздействия и взаимодействия.

Аттестуемый в опытно-экспериментальной разработке представляет:

— обоснованную научную гипотезу, которой принадлежит определяющая роль в эксперименте;

— аргументированный выбор вида опытно-экспериментальной работы (констатирующий, проверочный, уточ­няющий, созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент);

— этапы эксперимента (теоретический, методический, собственно эксперимент, аналитический);

— документально зафиксированный результат опытно-экспериментальной работы: учебник, задачник, мето­дическое пособие и др. (по возможности);

— выводы и практические рекомендации.

Структура опытно-экспериментальной работы включает констатирующий, формирующий (со­зидательный, преобразующий, конструирующий), контрольный эксперимент.

  • Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснение на прак­тике изучаемого явления. При этом могут быть использованы разнообразные методы исследования (наблю­дения, беседы, анкетирование, анализ работы детей, уроков и др.).

  • Формирующий эксперимент является следующим основным этапом работы, на котором организуется про­верка выдвинутой гипотезы, вводятся новые условия, изучается влияние на повышение эффективности воспитания и обучения. Большое значение имеет фиксация хода и результатов опытной работы, методика анали­за полученных данных, статистика, обработка данных, составление таблиц, построение графиков.

  • Контрольный эксперимент дает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильности или ошибочности гипотезы).

Опытно-экспериментальная работа обычно осуществляется под научным руководством. При защите возможно представление отзыва руководителя эксперимента. Для защиты необходимы две положительные рецензии.

Оформление опытно-экспериментальной работы.

Объем опытно-экспериментальной работы должен составлять не менее 30 страниц печатного текста. Оглавление научно-экспериментальной работы оформляется в соответствии с ее структурой и характеристи­кой: теоретическая, практическая, опытно-экспериментальная.

Рекомендуется следующая структура опытно-экспериментальной разработки:

— титульный лист;

— оглавление;

— введение;

— обзор литературы по проблеме;

— изложение методов, описание объектов исследования;

— изложения результатов с их анализом;

— выводы;

— практические рекомендации;

— заключение;

— список использованной литературы.
При защите аттестуемый излагает содержание, структуру и результаты опытно-экспериментальной работы, может высказать особые замечания о ее назначении. Интересным и значимым будет отчет о негативных ре­зультатах опытно-экспериментальной работы.

При защите опытно-экспериментальной работы оцениваются:

— актуальность темы опытно-экспериментальной работы;

— объем и глубина методологических знаний, междисциплинарные связи;

— глубина обоснования программы или модель опытно-экспериментальной работы;

— аргументированность автором выбранных критериев (показателей) и методов для оценки результатов опытно-экс­периментальной работы;

— анализ побочных, возможно, негативных процессов, сопровождающих опытно-экспериментальную работу в образовательном учреждении;

— понимание проблем, которые еще предстоит решать;

— аргументированность плана опытно-экспериментальной работы;

— оформление материалов;

— лаконичность, аргументированность и убедительность выступления;

— качество доклада (композиция, полнота теоретических и практических подходов, результатов).

7. Защита авторского проекта.

Авторский проект («брошенный вперед») представляет собой конструирование новых форм педагоги­ческой или управленческой деятельности.

Авторский проект может быть выполнен одним педагогом, руководителем или группой. При защите должна быть указана роль аттестуемого в разработке проекта.

Авторские проекты педагогов, как правило, связаны с проектированием образовательных программ, педагогических технологий и т.п. Эта форма экспертизы рекомендуется педаго­гам и руководителям, претендующим на высшую квалификационную категорию.

Для защиты авторского проекта необходимы две положительные рецензии.

Характеристика проектов и этапы их реализации.

Проекты могут быть монопредметными (моноаспектными) и комплексными. Монопредметный (моноаспектный) проект посвящен одному учебному предмету или одному аспекту деятельности. Комплексный проект охватывает многие сферы педагогической или управленческой практики.

Реализация проекта включает не­сколько этапов:

  1. Теоретическое обоснование проекта. Данный этап предполагает анализ научной литературы (концепций, фактов) с целью выявления перспективных идей, нуждающихся в проектном воплощении. Теоретическое обоснование представляет собой небольшое реферативное исследование, посвященное проектной тема­тике.

  2. Практическое обоснование проекта. Данный этап направлен на исследование актуальной ситуации, требую­щей изменений. Для анализа ситуации выделяются нуждающиеся в исследовании параметры, подбираются методы и методики, позволяющие собрать фактический материал. Производится сбор и статистическая обработка полученного материала, показывающая существующие закономерности и тенденции развития актуальной ситуации. На основе выявленных тенденций определяются новые направления развития, учиты­вающие все виды актуальных ресурсов (материально-технические, кадрово-психологические, финансовые, методические, организационные).

  3. Апробация проекта. Апробация проекта направлена на выработку промежуточных целей и программы прак­тической реализации проекта. На этом этапе идея проекта «сталкивается» с актуальной ситуацией, что по­зволяет выявить очаги «сопротивления» и поддержки. Поскольку проекты в сфере образования носят соци­альный характер, то для их реализации обязательно формируется коллектив единомышленников. В такой коллектив могут входить административный аппарат образовательного учреждения или регионального органа управления образованием, педагоги, родители, учащиеся и представители общественных органи­заций. Этот коллектив должен являться носителем новой идеологии и реальной движущей силой проекта. Этим коллективом и вырабатывается программа и конкретный план действий, учитывающий специфику сложившейся ситуации. Апробация проекта завершается написанием текста программы (обозначение ос­новных направлений реализации проекта с учетом опыта апробации) и плана практических мероприятий по внедрению проекта в жизнь.

  4. Практическая реализация проекта. Производится реализация плана и программы намеченных мероприя­тий. На данном этапе обычно проводится мониторинг, дающий информацию о процессах изменения, про­исходящих в исследуемом объекте (школе, классе, уроке).

  5. Подведение итогов после завершения проекта. Для подведения итогов обычно берутся те же параметры, которые использовались при изучении допроектной ситуации. Сравнение результатов по данным парамет­рам дает информацию об эффективности проекта. По итогам проекта пишется отчет с подробным анали­зом происшедших изменений с выявлением позитивных и негативных тенденций развития.

Аттестуемые могут представлять свои проекты для защиты не ранее чем по завершении третьего этапа реализа­ции проекта. Таким образом, аттестуемый, как минимум, должен представить к защите в напечатанном виде теоретическое и практическое обоснование проекта, его программу и календарный план реализации.
На защите авторского проекта аттестуемый делает устное сообщение (не более 5-7 минут), в котором осве­щает название проекта, цель и задачи, обосновывает его актуальность, коротко характеризует структуру, содержание, условие участников, предполагаемые результаты, в том числе промежуточные, перечисляет выполненное и делает выводы.

При защите авторского проекта оцениваются:

— способность анализировать актуальную ситуацию, выявлять проблемы и возможные пути для их преодо­ления, потенциальные ресурсы;

— способность конкретизировать абстрактную идею и представить ее в организа­ционно-деятельной форме;

— знания аттестуемого в области новых педагогических или управленческих технологий;

— оформление авторского проекта, соответствие стандартам, требованиям, структурирование текста, ка­чество выполнения схем, таблиц, рисунков, полнота библиографии.

8. Защита авторской программы.

Авторская программа — это спроектированная самим учителем или руководителем на основе собственной методической концепции организационно - содержательная модель учебно-воспитательного процесса. Она нацелена на обновле­ние школьного образования и получение имеющих положительную динамику педагогических результатов.
Классификация авторских программ.

1. По способу разработки:

—адаптивные — связанные с приспособлением уже имеющихся разработок к данной школьной образова­тельной среде;

— комбинаторные — в которых новая конструкция создается благодаря новым сочетаниям известных эле­ментов, способов, приемов;

— радикальные — происходит принципиальное обновление содержания предмета. При этом базовым явля­ется государственный образовательный стандарт.

2. По степени новизны:

— педагогическая инновация — создание и внедрение новшеств, порожденных значимыми изменениями в прак­тике образования, но не претендующих на объективную (т.е. социально значимую для страны, мира) новизну;

— педагогическое изобретение — общественно значимое практическое решение задачи в области образо­вания, претендующее на объективную новизну;

— педагогическое открытие — установление ранее неизвестных объективно существующих закономернос­тей, свойств, явлений, эффектов, принципов обучения и воспитания.

Критерии оценки:

— степень обновления содержания предмета;

— системность (системный характер) использованных средств для обновления содержания предмета и мето­дической базы (технологий);

— неординарность выдвинутых образовательных и воспитательных задач;

— изменения, связанные с внедрением в образовательное пространство обновленного содержания предме­та и его методической базы (технологии).

Кроме того, каждая авторская программа должна содержать краткий анализ уже существующих педагогических программ, методических разработок и иметь список использованных при ее составлении материалов.

Структура авторской программы

Авторская программа должна отличаться гармоничной структурой, логичностью излагаемого содержания, аргументированностью положений и выводов.

Структура авторской программы включает все обяза­тельные для образовательной программы компоненты:

— титульный лист с наименованием программы;

  • пояснительную (объяснительную) записку, в которой раскрывается важность исследуемой проблемы и спе­цифика авторской концепции; формулируются цели и задачи программы; обозначается предмет излагаемо­го курса и его литературное обеспечение; отмечается новизна и значимость разработки, а также формы и методы организации работы по ней и ряд других положений;

  • учебно-тематический план программы с ука­занием объема часов в форме таблицы;

  • содержание программы (в этом разделе в краткой (тезисной) форме раскрывается содержание каждой темы в строгом соответствии с логикой учебно-тематического плана, указывается отводимое на ее изучение время, дается информация о формах проведения занятий (уроки, семи­нар, практикум и т.п.) и характеристика заданий, направленных на развитие познавательной активности учащих­ся; здесь же излагаются базовые понятия, которые связаны с данной темой).

Содержательная часть должна соответствовать следующим требованиям:

— определение принципов по отбору содержания и его структурированию;

— формирование логики изложения содержания, ее научная аргументированность;

— авторская специфика содержания курса;

— базовые понятия;

— возможность модернизации программы, ее координации с другими аналогичными;

— предварительные результаты (данный раздел направлен на прогнозирование результатов при реализации про­граммы, в нем, исходя из заявленной в пояснительной записке цели, закладываются основные требования к знани­ям, умениям, навыкам учащихся; средства контроля и диагностика, а также параметры оценок);

  • границы применения;

  • литература.

Модель реализации программы:

  1. Методические рекомендации по работе с программой (формы, средства и дидактические приемы).

  2. Методическая разработка комплекса уроков, практикумов.

  3. Материалы к урокам, материалы по контролю и самоконтролю, аудио-, видеоматериалы.

  4. Учебная литература.

  5. Дополнительная литература для учителей, для учащихся.

Требования квалификационной комиссии при защите авторской программы аналогичны требованиям к ав­торскому проекту.

9. Самоанализ результатов педагогической деятельности (для педагога).

Самоанализ должен быть основан на документально зафиксированных результатах педагогической деятель­ности, включая прилагающееся к самоанализу учебно-методическое обеспечение, раскрывающее (подтвер­ждающее) суть педагогической системы аттестуемого. Представляется в письменном виде (5-7 страниц ма­шинописного текста).

На заседании квалификационной комиссии аттестуемый делает сообщение, раскрывающее суть его педагогичес­кой системы (цели и задачи деятельности; планы и программы; учебно-методическое обеспечение, методы обу­чения, воспитания и контроля; результаты диагностики обучающихся (воспитанников), динамику изменений; тео­ретически и практически обосновывает особенности и целесообразность своей педагогической системы).

Оценивается:

— умение анализировать собственную педагогическую деятельность;

— глубина и полнота содержания самоанализа;

— соответствие профессиональной компетентности педагога, отраженной в самоанализе, требованиям та­рифно-квалификационных характеристик;

— умение прогнозировать свою педагогическую деятельность;

— стиль изложения и речевая культура.

10. Самоанализ опыта собственной управленческой деятельности и ее результативности (для руководителей).

Самоанализ основывается на документально зафиксированных результатах управленческой деятельности. Представляется в письменном виде (5-7 машинописных страниц). В самоанализе необходимо отразить спе­цифику учреждения.

На заседании комиссии аттестующийся делает сообщение (не более 7-10 минут), тезисно излагая содержа­ние самоанализа. Ответ оценивается по параметрам, указанным в самоанализе результатов педагогической деятельности (для педагога).

11. Защита программы развития образовательного учреждения (для руководителей).

Программа развития образовательного учреждения — это одна из наиболее сложных форм авторского проекта.

Предполагает аналитическое обоснование целесообразности разработанной аттестуемым программы раз­вития образовательного учреждения. Содержит мониторинг промежуточных результатов внедрения програм­мы.

На защите про­граммы аттестуемый делает сообщение не более 5-7 минут.

При защите программы развития оценивается:

— способность анализировать управленческую ситуацию;

— умение прогнозировать на диагностической основе;

— умение проектировать управленческую деятельность;

— новизна, самобытность программы развития;

— эффективность предложенного проекта.


Приложение 2.1.

Примерные билеты для проведения аттестации педагогических и руководящих кадров в форме экзамена.
Для руководителей образовательных учреждений.
Билет 1.

  1. Целевые установки образования (Закон «Об образовании», Типовое поло­жение об общеобразовательном учреждении).

  2. Анализ концептуальных систем, лежащих в основе деятельности Вашей школы.

Билет 2.

  1. Различные типы учебных заведений, их назначение и характеристика. Обоснование статуса конкретного учебного заведения.

  2. Аспекты и средства управления учебно-воспитательным процессом.

Билет 3.

  1. Методы управления школьным коллективом.

  2. Виды анализа урока.

Билет 4.

  1. Реализация принципов гуманизма и демократизации при управлении школьным коллективом.

  2. Психолого-педагогический анализ урока.

Билет 5.

  1. Нормативные основы в части правового законодательства и механизмы их реализации в Вашей школе.

  2. Возможность использования в школе различных видов и форм обучения школьников.

Билет 6.

  1. Нормативные основы финансово-экономического обеспечения школы и механизмы их реализации в Вашей школе.

  2. Понятие «эффективность обучения». Способы проверки эффективности обучения.

Билет 7.

  1. Физиолого-гигиенические нормативы для школ различных типов и раз­личных возрастных групп. Механизм реализации нормативных основ в Вашей школе.

  2. Концептуальные системы, лежащие в основе учебников по гуманитарным дисциплинам, используемые в школе. Анализ имеющихся в школе учеб­ников, учебных программ и учебных пособий.

Билет 8.

  1. Структурные и функциональные особенности школьных коллективов. Функциональное взаимодействие различных структурных подразделений коллектива Вашей школы.

  2. Концептуальные системы, лежащие в основе учебников по предме­там математического цикла. Анализ имеющихся в школе учебников, учебных программ и учебных пособий.

Билет 9.

  1. Место и роль Устава образовательного учреждения в развитии школьного коллектива.

  2. Концептуальные системы, лежащие в основе учебников по предметам естественного цикла. Анализ имеющихся в школе учебников, учебных программ и учебных пособий.

Билет 10.

  1. Школьная документация, ее назначение.

  2. Проблемы государственного стандарта обучения и его анализ с психо­лого-педагогических позиций.

Билет 11.

  1. Престижность школы, средства и способы ее обеспечения.

  2. Психолого-педагогический анализ различных концепций обучения в нашей стране.

Билет 12.

  1. Авторитетность руководителя.

  2. Психолого-педагогический анализ развивающего обучения.

Билет 13.

  1. Индивидуальный стиль руководителя.

  2. Психолого-педагогический анализ проблемного обучения.

Билет 14.

  1. Проблемы школы, связанные с утверждением ее юридического и право­вого статуса.

  2. Психолого-педагогический анализ подготовки учителя к уроку. Планирование и моделирование урока.

Билет 15.

  1. Внешние связи современной школы и механизм их реализации.

  2. Индивидуализация обучения как педагогический принцип, особенно­сти его реализации в школе.

Билет 16.

  1. Роль руководителя в повышении профессионально-педагогической куль­туры всех участников образовательного процесса.

  2. Психология взаимоотношений различных участников учебно-воспитательного процесса.

Билет 17.

  1. Школьное образование в других странах. Перспективы и каналы взаимо­обмена опытом.

  2. Психологические особенности различных возрастных групп.

Билет 18.

  1. Система образования в нашей стране и перспектива ее адекватной реа­лизации в конкретной школе.

  2. Психолого-педагогический анализ общения в школьном коллективе.

Билет 19.

  1. Положительный опыт управленческой деятельности в школах области и страны, возможности его распространения.

  2. Дифференцированный подход при обучении в школе. Проблемы учеб­но-воспитательной работы с «трудными учащимися» и с учащимися с уско­ренным типом развития. Проблемы комплектования дифференцированных классов и групп учащихся.

Билет 20.

  1. Различные формы стимулирования профессионально-педагогического и интеллектуального роста педагогических работников.

  2. Проблемы профессионально-педагогической компетентности и профес­сиональной адекватности различных педагогических кадров: учителей, кл. ру­ководителей, психолога, логопеда.


Для руководителей образовательных учреждений дополнительного образования.
Билет 1.

  1. Общегосударственный уровень документационного обеспечения деятельности образовательных учреждений.

  2. Различные типы учреждений дополнительного образования (далее УДОД), их назначение, характеристика.

Билет 2.

  1. Отраслевой уровень документационного обеспечения деятельности УДОД.

  2. Различные формы стимулирования профессионально-педагогического и интеллектуального роста педагогических работников.

Билет 3.

  1. Региональный уровень документационного обеспечения деятельности образовательных учреждений: программы «Развитие воспитания в системе образования Калужской области на 2002-2005 гг.», «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Калужской области на 2003-2005 гг.», «Физическое воспитание детей, подростков и молодежи в Калужской области».

  2. Организация делопроизводства в УДОД.

Билет 4.

  1. Основные понятия и структура управленческой деятельности УДОД.

  2. Нормативно-правовые акты деятельности УДОД.

Билет 5.

  1. УДОД как социально-педагогическая система.

  2. Психологические особенности различных возрастных групп детей.

Билет 6.

  1. Инновационные процессы в образовании.

  2. Возможность использования в УДОД различных видов и форм обучения детей.

Билет 7.

  1. Стратегия и тактика образовательного процесса в УДОД. Образовательный

процесс как система.

  1. Анализ занятия детского объединения.

Билет 8.

  1. Роль образовательной программы в становлении образовательной системы УДОД.

  2. Аспекты и средства управления учебно-воспитательным процессом в УДОД.

Билет 9.

  1. Личность руководителя. Современные представления о профессионализме руководителя образовательного учреждения.

  2. Психолого-педагогический анализ занятия детского объединения.

Билет 10.

  1. Особенности общения руководящих работников и педагогов.

  2. Понятие «эффективность обучения». Способы проверки эффективности обучения.

Билет 11.

  1. Педагогическая этика и культура речи.

  2. Психолого-педагогический анализ в ходе подготовки педагога к занятию. Планирование и моделирование занятия.

Билет 12.

  1. Идеи развития личности в деятельности и общении, в ролевых отношениях и сотрудничестве.

  2. Организация контроля за образовательным процессом.

Билет 13.

  1. Понятие общечеловеческой культуры. Роль УДОД в овладении общечеловеческой культурой.

  2. Психологические основы деятельности руководителя при осуществлении контроля. Методы контроля. Оценка по итогам контроля.

Билет 14.

  1. Понятие культуры труда. Привитие культуры труда в УДОД.

  2. Диагностика и мониторинг качества, результативность деятельности УДОД.

Билет 15.

  1. Привитие экологической, физической и нравственной культуры учащихся в детском объединении.

  2. Финансово-экономическая деятельность УДОД.

Билет 16.

  1. Соотношения и взаимосвязь духовных и материальных ценностей. Разрешение проблемных ситуаций, связанных с ценностными ориентациями.

  2. Воспитательная система учреждений дополнительного образования детей.

Билет 17.

  1. Понятие «гражданственность» и «патриотизм». Реализация в Вашем УДОД установки Закона «Об образовании» на воспитание гражданственности.

  2. Виды программ дополнительного образования детей. Авторские программы. Требования, структура, содержание.

Билет 18.

  1. Понятие профессионализма. Приведите примеры профессионализма разных участников учебно-воспитательного процесса Вашего УДОД.

  2. Современные педагогические технологии.

Билет 19.

  1. Понятия «интеллигентность», «эрудированность», «компетентность». Создание у педагогических работников и детей мотивации к самосовершенствованию.

  2. Научно-методическая работа в УДОД.

Билет 20.

  1. Физиолого-гигиенические нормативы для УДОД различных типов и различных возрастных групп. Механизм реализации нормативных основ в Вашем УДОД.

  2. Функциональные обязанности руководителя МО педагогов дополнительного образования детей. Активные формы методической работы.

Для заведующих дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Билет 1.

  1. Конвенция ООН о правах ребенка. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ.

  2. Маркетинг как направление управленческой деятельности.

Билет 2.

  1. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  2. Покупательское поведение родителей в процессе приобретения услуг ДОУ. Перспективное планирование по работе с родителями.

Билет 3.

  1. Концепция дошкольного воспитания. Построение развивающей среды в ДОУ.

  2. Формирование комплекса маркетинга в сфере услуг ДОУ.

Билет 4.

  1. Государственно-общественный характер управления образованием: его структура и механизм реализации.

  2. Об организации взаимодействия образовательных учреждений по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования.

Билет 5.

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

  2. Менеджмент как наука и практика управления. Управление как вид человеческой деятельности.

Билет 6.

  1. О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий.

  2. Информационное обеспечение как основа управления дошкольным учреждением. Пути разработки системы информационного обеспечения управления дошкольным учреждением.

Билет 7.

  1. Основные нормативные документы, определяющие работу дошкольных учреждений. О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования.

  2. Комплексно-целевая программа развития ДОУ.

Билет 8.

  1. Демократизация и гуманизация управления; децентрализация; расширение прав региональных и местных органов и дошкольных учреждений, повышение их ответственности.

  2. Управление функционированием и развитием. Основы управления педагогическим коллективом. Управление и руководство: субъект и объект управления. Механизм управления. Общие принципы управления. Цели управления, их иерархия. Методы управления, их классификация.

Билет 9.

  1. Сущность, цель и задачи управления дошкольным учреждением, их особенности. Управленческий цикл дошкольного учреждения, его особенности, основные управленческие функции.

2. Управление конфликтами в организации.

Билет 10.

  1. Структура педагогической науки. Взаимодействие педагогической теории и практики.

  2. Здоровьесберегающие технологии в организации образовательного процесса ДОУ.

Билет 11.

  1. Гуманистическая педагогика как прогрессивное направление в истории развития педагогической мысли.

  2. Обновление содержания дошкольного образования на основе культурно-исторического подхода.

Билет 12.

  1. Современные подходы к обоснованию гуманистической педагогики. Гуманистические установки педагогов-новаторов.

  2. Система маркетинговой информации и проведение маркетинговых исследований в ДОУ. Маркетинговая среда ДОУ.

Билет 13.

  1. Мотивационно - целевая направленность деятельности коллектива ДОУ. Социальные функции и значение воспитателя ДОУ. Профессионально значимые личностные качества воспитателя.

  2. Коммуникации в управлении организацией. Принятие решения в процессе управления.

Билет 14.

  1. Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Знакомство родителей с ДОУ: маркетинг и реклама, работа с неорганизованными детьми, собеседование.

  2. Новые подходы к планированию работы ДОУ. Годовой план работы дошкольного учреждения: структура, требования, методика разработки плана.

Билет 15.

  1. Инновационные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ. Исследовательский подход в управлении.

  2. Научная организация труда в дошкольном учреждении: сущность, основные задачи, направления, принципы.

Билет 16.

  1. Целостный педагогический процесс как фактор развития личности.

  2. Стиль руководства. Сущность стиля руководства, его компоненты. Авторитарный, либеральный, демократический стили руководства, их основные признаки.

Билет 17.

  1. Структура и содержание воспитательного процесса. Современные концепции воспитания.

  2. Авторитет и престиж руководителя. Пути формирования и укрепления авторитета. Воспитание взаимной требовательности в коллективе. Учет в руководстве особенностей женского коллектива. Индивидуальный подход к людям.

Билет 18.

  1. Содержание дошкольного образования. Современные тенденции его развития.

  2. Педагогический анализ, его использование в определении состояния педагогических явлений. Диагностико - аналитическая деятельность руководителя ДОУ.

Билет 19.

  1. Педагогический опыт. Значение передового педагогического опыта. Этапы его формирования и изучения: выявление и оценка. Методы изучения передового педагогического опыта.

  2. Контроль как функция управления ДОУ. Основные принципы осуществления контроля. Делегирование ответственности по вопросам контроля членам педагогического коллектива.

Билет 20.

  1. Общие понятия технологии обучения. Технология игрового обучения. Технологии обучения детей раннего и дошкольного возраста.

  2. Современные проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание у детей этики межнационального общения.


Для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе.
Билет 1.

  1. Основные направления государственной и региональной образовательной политики.

  2. Анализ концептуальных систем, лежащих в основе деятельности Вашей школы.

Билет 2.

  1. Особенности управления образовательным учреждением как социальной организацией.

  2. Психолого-педагогическая диагностика как основа совершенствования образовательной деятельности.

Билет 3.

  1. Личностное и профессиональное самоопределение школьников в образовательном пространстве как приоритеты образовательной политики российской школы. Предпрофильная подготовка и профильное обучение.

  2. Рефлексия в педагогической практике как способ самопознания и саморегуляции.

Билет 4.

  1. Реализация принципов гуманизма и демократизации при управлении школьным коллективом.

  2. Психолого-педагогический анализ урока.

Билет 5.

  1. Образование как результат: грамотность – образованность – компетентность – культура - менталитет. Компетентностный подход в образовании.

  2. Возможность использования в школе различных видов и форм обучения школьников.

Билет 6.

  1. Понятие управления. Какие функции управления: целеполагание, планирование, организация, регулирование и коррекция, контроль, анализ ярче всего проявляются в Вашей деятельности? Поясните на примерах из собственного опыта.

  2. Понятие «эффективность обучения». Способы проверки эффективности обучения.

Билет 7.

  1. Физиолого-гигиенические нормативы для школ различных типов и различных возрастных групп. Механизм реализации нормативных основ при составлении расписания.

  2. Концептуальные системы, лежащие в основе учебников по гуманитарным дисциплинам, используемые в школе. Анализ имеющихся в школе учебников, учебных программ и учебных пособий.

Билет 8.

  1. Организация методической работы в школе.

  2. Концептуальные системы, лежащие в основе учебников по предметам математического цикла. Анализ имеющихся в школе учебников, учебных программ и учебных пособий.

Билет 9.

  1. Личностно-ориентированное образование. Сущность, основные подходы и характеристики.

  2. Концептуальные системы, лежащие в основе учебников по предметам естественного цикла. Анализ наличных в школе учебников, учебных программ и учебных пособий.

Билет 10.

  1. Школьная документация заместителя директора по учебно-воспитательной работе, ее назначение.

  2. Проблемы государственного стандарта обучения и его анализ с психолого-педагогических позиций.

Билет 11.

  1. Организация внутришкольного контроля.

  2. Психолого-педагогический анализ различных концепций обучения в нашей стране.

Билет 12.

  1. Проведение мониторинга качества образования.

  2. Психолого-педагогический анализ развивающего обучения.

Билет 13.

  1. Индивидуальный стиль руководителя.

  2. Психолого-педагогический анализ проблемного обучения.

Билет 14.

  1. Педагогические технологии: роль, место и содержание в свете модернизации российского образования.

  2. Психолого-педагогический анализ подготовки учителя к уроку. Планирование и моделирование урока.

Билет 15.

  1. Понятие инновации; уровни нового, этапы инновационного процесса, формы инновационного поиска, новации в современном российском образовании.

  2. Индивидуализация обучения как педагогический принцип и особенности его реализации в школе.

Билет 16.

  1. Роль руководителя в повышении профессионально-педагогической культуры всех участников образовательного процесса.

  2. Психология взаимоотношений различных участников школьного коллектива.

Билет 17.

  1. Варианты использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. ИКТ как средство организации взаимодействия между участниками образовательного процесса.

  2. Психологические особенности различных возрастных групп.

Билет 18.

  1. Система образования в нашей стране и перспектива ее адекватной реализации в конкретной школе.

  2. Психолого-педагогический анализ общения в школьном коллективе.

Билет 19.

  1. Методы и методология исследовательской деятельности. Основы организации исследовательской деятельности учащихся; учет объективных и субъективных факторов в организации деятельности.

  2. Дифференцированный подход при обучении в школе. Проблемы учебно-воспитательной работы с учащимися с ускоренным типом развития и с задержкой психического развития. Проблемы комплектования дифференцированных классов и групп учащихся.

Билет 20.

  1. Различные формы стимулирования профессионально-педагогического и интеллектуального роста педагогических работников.

  2. Проблемы профессионально-педагогической компетентности и профессиональной адекватности различных педагогических кадров: учителей, классных руководителей, психолога, логопеда.


Для заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений.
Билет 1.

  1. Целевые установки образования (Закон «Об образовании», Типовое поло­жение о общеобразовательном учреждении).

  2. Что такое толерантность и терпимость в отношениях между личностями, социальными группами, нациями и народами?

Поясните это на примерах из области философии, религии и политики

(философская, религиозная и политическая терпимость). Как происходит

формирование установок толерантного сознания в Вашей школе?

Билет 2.

  1. Анализ концептуальных систем, лежащих в основе воспитательной деятельности Вашей школы.

  2. Организация работы с учениками «группы риска»

Билет 3.

  1. Здоровьесберегающие технологии. Организация работы по формированию здорового образа жизни.

  2. Раскройте смысловые взаимоотношения между понятиями: «красота», «целесообразность», «польза». Считаете ли Вы необходимым, чтобы ученики понимали эту взаимосвязь? На каких учебных предметах и на каких примерах она может быть проиллюстрирована?

Билет 4.

  1. Реализация принципов гуманизма и демократизации при управлении школьным коллективом.

  2. Как соотносятся понятия: «художественное творчество», «самовыраже­ние», «умение». Работают ли в Вашей школе системы, направленные на овладение художественной культурой в сочетании с самовыражением?

Билет 5.

  1. Современные воспитательные технологии.

  2. Как Вы понимаете проблему отчуждения (государства и народа, челове­ка и государства, человека и народа, человека и природы, человека и семьи, человека и искусства)? Приведите примеры из художественной литературы, произведений искусства.

Какое значение эта проблема имеет в воспитательной работе.

Билет 6.

  1. Воспитательная система класса.

  2. Раскройте понятия: «интеллигентность», «эрудированность», «компе­тентность». Как создать у педагогических работников и учащихся мотивацию к самосовершенствованию? Приведите примеры.

Билет 7.

  1. Этапы создания воспитательной системы школы.

  2. Какое отношение имеет школа к организации досуга ребенка? Приведи­те и проанализируйте положительные и отрицательные примеры.

Билет 8.

  1. Организация работы методобъединения классных руководителей в школе.

  2. Раскройте понятия «гражданственность» и «патриотизм». Как реализу­ется в Вашей школе установка Закона «Об образовании» на воспитание граж­данственности?

Билет 9.

  1. Организация родительского всеобуча.

  2. Каковы на Ваш взгляд соотношения и взаимосвязь духовных и матери­альных ценностей? Анализ проблемных ситуаций, связанных с ценностными ориентациями.

Билет 10.

  1. Школьная документация заместителя директора по воспитательной работе, ее назначение.

  2. Можно ли говорить о национальном своеобразии русской культуры? Обоснуйте и проиллюстрируйте на примерах Вашу точку зрения.

Билет 11.

  1. Организация внутришкольного контроля воспитательной работы в школе.

  2. Что Вы понимаете под культурой труда? Как осуществляется в школе привитие культуры труда (умственного и физического) различными участни­ками учебно-воспитательного процесса? Приведите примеры.

Билет 12.

  1. Проведение мониторинга уровня воспитанности школьников.

  2. Что должны знать педагоги и руководящие работники об особенностях общения? Приведите примеры, как школа работает над развитием культуры общения.

Билет 13.

  1. Индивидуальный стиль руководителя.

  2. Что такое общечеловеческая культура? Как школа может способствовать овладению ею каждым участником учебно-воспитательного процесса? При­ведите примеры Вашего личного участия в привитии экологической, физичес­кой и нравственной культуры учащимся.

Билет 14.

  1. Образовательная среда и образовательное пространство. Использование возможностей образовательной среды в целях воспитания.

  2. Как Вы понимаете соотношение понятий: «свобода» и «закон», «само­стоятельность» и «общечеловеческие ценности», «личное» и «общественное благо»? Поясните это на примерах из школьной жизни, художественной и фи­лософской литературы.

Билет 15.

  1. Воспитание в процессе обучения.

  2. Какие этические нормы может прививать школа нарав­не с семьей? Как осуществляется этическое воспитание и воспитание культуры поведения в Вашей школе?

Билет 16.

  1. Роль заместителя директора по воспитательной работе в повышении психолого-педагогической куль­туры всех участников образовательного процесса.

  2. Психология взаимоотношений различных участников школьного кол­лектива.

Билет 17.

  1. Что такое профессионализм? Как, где и когда складывается отношение к профессионализму? Приведите примеры профессионализма разных участни­ков образовательного процесса Вашей школы.

  2. Психологические особенности различных возрастных групп.

Билет 18.

  1. Какие правовые нормативы и документы могут обеспечить самореали­зацию участников учебно-воспитательного процесса. Поясните это на приме­рах.

  2. Психолого-педагогический анализ общения в школьном коллективе.

Билет 19.

  1. Органы ученического самоуправления в школе и их роль в воспитательной работе.

  2. Что такое ценностно-ориентационная деятельность человека? Поясните на примерах, как школа способствует становлению системы оценки и само­оценки у различных участников учебно-воспитательного процесса.

Билет 20.

  1. Различные формы стимулирования профессионально-педагогического и интеллектуального роста педагогических работников.

  2. Проблемы организации взаимодействия различных педагогических кадров: классных ру­ководителей, психолога, педагога-организатора, социального педагога.


Для учителей начальных классов

  1   2   3   4   5   6   7   8