Главная страница

Ii. Общие вопросы аттестации учителей и руководящих работников


НазваниеIi. Общие вопросы аттестации учителей и руководящих работников
страница1/4
Дата17.02.2016
Размер0.86 Mb.
ТипГлава
  1   2   3   4

Глава II.

Общие вопросы аттестации учителей и руководящих работников.
В этом разделе методических рекомендаций даны примерные характеристики общих психолого-педагогических и методических параметров профессионализма и продуктивности педагогической и управленческой деятельности.

Процедуры аттестации могут быть разными. Наиболее оптимальной является проведение ее в два этапа: первый — теоретический, второй — практический.
Назначение первого — теоретического этапа аттестации — выявить уровень квалификации и профессионализма педагога или руководителя.

Возможно проведение данного этапа в следующих формах:

  • собеседование;

  • экзамен;

  • защита реферата;

  • защита методической разработки, авторской программы, авторского проекта, опытно-экспериментальной работы, программы развития образовательного учреждения;

  • самоанализ педагогической или управленческой деятельности;

  • творческий отчет и др.

Назначение второго этапа — определение уровня продуктивности педагогической или управленческой деятельности аттестуемого, оценка результатов практической деятельности. Формы проведения второго этапа могут быть разнообразными:

  • тестирование учащихся или их анкетирование;

  • проведение контрольных работ;

  • посещение открытых уроков (для педагогов), управленческих совещаний,

  • педсоветов (для руководителей);

  • оценка умения руководителя осуществлять анализ учебных занятий, внеклассных

  • воспитательных мероприятий и др.;

  • изучение документации и др.


Общая диагностическая карта для аттестации профессиональной подготовленности учителя

п/п

Учитель должен знать

Учитель должен уметь

Оценка (1-5)

1

2

3

4

1. Для II квалификационной категории предусматриваются следующие уровни компетенции («знания» и «умения»)

1

Основные законодательные и нормативные документы по вопросам образования и защите прав обучающихся.

Реализовывать требования нормативных документов в своей практической деятельности.




2

Содержание и структуру базисного учебного плана, его компонентов

Обеспечивать реализацию базисного учебного плана.




3

Основные положения современной дидактики и теории воспитания.

Рационально использовать их в учебном процессе.




4

Структуру своего учебного предмета по этапам обучения.

Организовывать процесс обучения в соответствии со спецификой общеобразовательного учреждения.




5

Понятийный аппарат и терминологию предмета.

Грамотно использовать в учебном процессе понятийный аппарат. Развивать у учащихся умение пользоваться терминологией учебного предмета.




6

Цели обучения.

Достигать поставленных целей педагогической деятельности.




7

Типологию уроков.

Использовать различные типы уроков в зависимости от учебных целей.




8

Формы и принципы планирования урока(ов).

Применять различные формы и структуру уроков, обеспечивающих реализацию принципов дидактики.




9

Методы, средства и организационные формы обучения.

Применять методы и приемы, обеспечивающие результативность обучения. Организовывать работу учащихся с учебной и справочной литературой, схемами, графиками и таблицами, техническими средствами обучения и оборудованием. Использовать различные формы организации урока.




10

Формы оценки знаний умений и навыков учащихся.

Осуществлять промежуточный и итоговый контроль уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся с использованием норм оценки.




11

Современные системы внеклассной работы.

Планировать и организовывать внеклассную работу по одной из систем.




12

Возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

• Создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе.

• Сохранять контингент учащихся.

• Учитывать в ходе обучения психологический тип учащихся, стиль учения и другие особенности.




13

Содержание, формы и методы проведения воспитательной работы.

Формировать в процессе воспитательной работы социально значимые качества личности обучающихся. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся.




14

Основную психолого-педагогическую и методическую литературу.

Использовать в своей пре­подавательской деятельности данные современной психолого-педагогической и методической литературы.




15

Функциональные обязанности.

• Организовывать собственную деятельность: 1)оценивать и анализировать ход и результаты своей деятельности; 2) применять ЭВМ в организации профессиональной деятельности.

• Организовывать познавательную и практическую деятельность уча­щихся.




2. Для I квалификационной категории предусматриваются следующие уровни компетенции («знания» и «умения»)

Аттестуемый на первую квалификационную категорию должен владеть знаниями и умениями, предусмотренными пп. 1-15. Кроме того, он должен знать и уметь нижеследующее.

16

Теоретические основы преподаваемого предмета:

• историю развития и методики преподавания;

• место и роль предмета в системе школьного образования;

• содержание предмета.

• Пополнять профессиональные знания по предмету. Обосновывать выбор программ, учебников.

• Преподавать на различных уровнях обученности и развития учащихся.




17

Целостную систему организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.

Строить обучение на основе блочно-модульных и интегрированных педа­гогических технологий.










• Активно использовать дифференциацию и мобильность образования как фактор создания вее­ра возможностей для реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий.

• Стимулировать само­стоятельность учащихся в учении.




18

Современные средства обучения.

Использовать электронные и экранные ТСО для классных и внеклассных занятий.




19

Основные положения личностно-ориентированного обучения.

Применять основные положения в процессе обучения: 1) учить учащихся ставить собственные цели учения;

2) согласовывать цели пре­подавания с целями учения учащихся;

3) применять гибкие технологии обучения в зависимости от возникающих на уроке ситуаций;

4) адаптировать материал учебника к конкретной учебной ситуации;

5) формировать у учащихся приемы учения.




20

Технологию диагностики и мониторинга уровня овладения учащимися основными компонента­ми содержания базового образования, уровня развития и воспитания.

• Владеть методикой проведения диагностики и мониторинга овладения учащимися основными компонентами содержания базового образования.

Выявлять уровень развития личности учащихся, их достижений в получении знаний по ступеням обучения.

• Формировать у учащихся умения самоконтроля и самооценки, самовоспитания и саморазвития.




21

Методологию общения, теорию и практику коммуникации с развиваю­щейся личностью, технологию коммуникативности учебного процесса.

Регулировать процесс общения, эффективно строить общение с различными участниками образо­вательно-воспитательного процесса.




3. Для высшей квалификационной категории предусматриваются следующие уровни компетенции («знания» и «умения»)

Аттестуемый на высшую квалификационную категорию должен владеть знаниями и умениями, предусмотренными пп. 1-21. Кроме того, он должен знать и уметь нижеследующее.

22

Основные тенденции развития современной педагогической науки и практики.

Осознанно строить ход учебно-воспитательного процесса в соответствии с тенденциями и новациями педагогической науки.




23

Новейшие достижения в данной научной области и методики ее преподавания.

В меру необходимого использовать в учебном процессе современные дости­жения науки и методику ее преподавания.




24

Модель педагогического процесса как целостного явления.

Выстраивать уроки в условиях реализации системного, целостного подхода, определять их оптимальные структурные компоненты.




25

Сущность современных образовательных технологий.

• Применять оптимальное сочетание методов, средств и форм обучения, обеспечивающих высокую результативность учения школьников. • Создавать собственные системы обучения, повышающие эффективность учения школьников.

• Формировать у школьников информационные умения: поиска и переработки информации. Применять гибкую структуру урока в зависимости от возникающих ситуаций на уроке.




26

Способы интегрированного изучения смежных предметов.

Широко использовать межпредметные связи для расширения и углубления знаний школьников. Проводить интегрированные уроки, обеспечивающие формирование у школьников целостной картины мира.






Уровень теоретических знаний и оценка умений учителя определяются по пятибалльной шкале (каждый укрупненный показатель оценивается отдельно).


Оценка в баллах

Квалификация (теоретические знания)

Умения

5

Аттестуемый показал глубокие и прочные знания по данному аспекту, дал четкие ответы на дополнительные вопросы.

Аттестуемый владеет данным умением в полном объеме.

4

Аттестуемый хорошо знает теоретический материал, не допускает при ответе существенных ошибок.

Аттестуемый владеет обозначенным умением на достаточно высоком уровне.

3

Ответы аттестуемого содержат значительные пробелы, допускаются существенные ошибки и неточности.

Аттестуемый владеет указанным умением.

2

Знания весьма поверхностные и фрагментарные.

Аттестуемый владеет данным умением слабо.

1

По данному вопросу теоретические знания отсутствуют.

Указанное умение у аттестуемого отсутствует.


Показатели оценки результативности деятельности учителя


п/п

Показатели

Оценки в баллах

1

2

3

Результаты методической подготовки учителя

1

Степень достижения цели обучения



















1.1. Таковые не ставятся на уроках и вызывают трудности у учителя при их формулировке, цели урока не достигаются

1
















1.2. Цели обучения ставятся на отдельных уроках, но не всегда достигаются




2













1.3. Цели обучения ставятся учителем и достигаются на отдельных уроках







3










1.4. Формулируются на каждом уроке, однако учащиеся не привлекаются к формулировке личных целей, подведению итогов урока, тем не менее, цели уроков, поставленные учителем, регулярно достигаются










4







1.5. Цели обучения формулируются на каждом уроке, учащиеся привлекаются к постановке личных целей и подведению итогов урока по достижению личных и коллективных целей













5

2

Оптимальность использования методов, средств и

организационных форм обучения



















2.1. Проводятся уроки однообразно; при раскрытии тем используется, в основном, пересказ материала учебника

1

2

3










2.2. Кроме традиционных, в большинстве своем используются средства, организационные формы и методы, активизирующие деятельность учащихся










4







2.3. Налицо оптимальное сочетание средств обучения, организационных форм и методов обучения, в том числе авторских













5

3

Использование новых педагогических технологий



















1.1. О новых технологиях имеет лишь некоторое представление, применяет лишь традиционные

1

2













3.2. Кроме традиционных, использует некоторые элементы новых педагогических технологий







3










3.3. О новых технологиях хорошо осведомлен и в меру возможного использует их










4







3.4. Использует оптимальное сочетание традиционных и новых технологий, что обеспечивает эффективность обучения













5

4

Типология уроков



















4.1. Нет системы в выборе типа урока, наблюдается единообразие типов

1

2













4.2. Эпизодически практикуются разные типы уроков







3










4.3. Применяются типы уроков, в основном соответствующие целям уроков










4







4.4. Применяются типы уроков, активизирующие самостоятельную познавательную творческую деятельность учащихся и обеспечивающие высокое качество обучения













5

5

Нормы оценки знаний учащихся



















5.1. Не знает норм оценки знаний, умений и навыков, оценивает интуитивно

1
















5.2. Знает нормы оценок знаний, но оценивает интуитивно




2













5.3. Использует только поурочный и четвертной контроль







3










3.4. Оценивает знания учащихся в соответствии с установленными нормами, но не обучает учащихся навыкам самоконтроля и самооценки










4







5.5. Использует все виды контроля, знает нормы оценок и формирует у учащихся навыки самоконтроля и самооценки













5

6

Уровень использования воспитательного потенциала предмета



















6.1. В процессе обучения учитель лишь частично реализует воспитательный потенциал изучаемого предмета

1

2

3










6.2. В процессе обучения учитель достаточно широко использует воспитательный потенциал изучаемого предмета










4







6.3. Учителем достигается гармоничное единство между приобретением знаний учащимися и формированием у них эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу













5

7

Наличие системы внеклассной работы



















7.1. Такая система отсутствует, внеклассные занятия проводятся эпизодически

1

2

3










7.2. Система внеклассной работы разработана, однако уровень ее реализации удовлетворительный, вовлеченность учащихся низкая










4







7.3. Функционирует эффективная система внеклассной работы, вовлеченность учащихся высокая













5

8

Использование наглядности и ТСО



















8.1. Работа с ЭВМ, ТСО и средствами наглядности не проводится

1

2













8.2. Наглядность и ТСО используются редко и неэффективно







3










3.3. Наглядность и ТСО используются достаточно широко










4







8.4. Наглядность и ТСО используются систематически, обоснованно, в полном объеме и достаточно эффективно













5

9

Соответствие уровня подготовки учащихся требованиям Государственного стандарта общего среднего образования



















9.1. Частично соответствует

1

2

3










9.2. В основном соответствует










4







9.3. Соответствует всем параметрам













5

10

Качество званий учащихся по предмету



















10.1. До 30%**

1

2













10.2. От 30% до 40%







3










10.3. От 40% до 50%









4







10.4. Выше 50%













5

11

Результаты участия обучаемых в конкурсах, олимпиадах и других творческих мероприятиях (за три последних года)



















11.1. Ученики нигде не принимали участия

1
















11.2. Ученики участвовали в районных (городских) мероприятиях




2













11.3. Ученики стали призерами районных (городских) мероприятий







3










11.4. Ученики участвовали в мероприятиях областного и федерального уровней










4







11.5. Ученики стали призерами областных и федеральных мероприятий













5

Максимальная оценка результативности деятельности учителя составляет 55 баллов. На высшую категорию может претендовать аттестуемый, набравший не менее 44 баллов, т. е. не менее 80% максимального числа баллов.

На первую категорию может претендовать аттестуемый, набравший не менее 38 баллов, т. е. не менее 70% максимального числа баллов.

На вторую категорию может претендовать аттестуемый, набравший не менее 33 балла, что составляет не менее 60% максимального числа баллов.

  1   2   3   4