Главная страница

Игровые виды спорта на уроках физкультуры


Скачать 168.33 Kb.
НазваниеИгровые виды спорта на уроках физкультуры
Дата06.03.2016
Размер168.33 Kb.
ТипРеферат


Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 656

Курортного района Санкт-Петербурга

Игровой метод на уроках физкультуры.(заменить)

Тема: Игровые виды спорта на уроках физкультуры

Учитель физической культуры

ГСКОУ школы № 656

Дмитриева М.Л.

Санкт-Петербург

2012 год

Содержание

  1. Введение …………………………………………………….……..3

  2. Цель…………………………………………………………….……4

  3. Задачи ………………………………………………………….….. 4

  4. Содержание методических рекомендаций ……………………….5

  5. Приложение ………………………………………………………..13

  6. Выводы ……………………………………………………………..15

  7. Список использованной литературы………………………………16


Введение

Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья. В формулировке Всемирной организации здравоохранения здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Выделяют три аспекта здоровья или благополучия: это физическое, душевное (психоэмоциональное) и социальное здоровье.

Если человек физически здоров, то у него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома. Если человек душевно здоров, он обычно нравится самому таким, каков он есть. Он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать людям помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей и т.д.

Общеизвестно, что еще к концу второго тысячелетия из-за социально – экономических причин в стране сложилась критическая ситуация: большинство детей не могут быть признаны «практически здоровыми». Однако это не только результат длительного неблагоприятного воздействия социально- экономических и экологических, но и педагогических факторов, таких как интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки); раннее начало дошкольного систематического обучения; несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса.

Физическое воспитание  в школе  - одна из составных частей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с умственным образованием, нравственным и эстетическим, трудовым воспитанием и обучением физическое воспитание содействует всестороннему развитию личности человека. Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении.

Основными же задачами физического воспитания можно считать: укрепление здоровья и закаливание организма, правильное физическое развитие, совершенствование их физических способностей, содействие формированию важнейших морально-волевых качеств, формирование у учащихся здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта.

Для  решения данных задач можно использовать различные средства:

- изучаются современные методы и средства обучения, новые технологии обучения и активно применяю их на практике;

- разрабатываются программы для работы с детьми с ослабленным здоровьем;

- участвовать в различных конференциях, конкурсах.

        При организации учебно-воспитательного процесса можно основываться на использовании принципов:

- здоровьесберегающих технологий;

- личностно- ориентированного обучения;

технологии дифференцированного обучения;

Деятельность учителя носит комплексный характер организации физического воспитания, который предусматривает тесную взаимосвязь образовательного процесса по учебному предмету ”Физическая культура“ с физкультурно-оздоровительной работой с учащимися в режиме учебного дня, а также внеурочной и внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой.

    В многообразии средств физического воспитания школьников особое место, в силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности, занимают подвижные и спортивные игры. В практике нужно активно использовать игровую деятельность детей на уроках физкультуры.  Их использование возможно и необходимо на протяжении всего учебного периода, независимо от времени года и базисных видов спорта. Знакомство с игрой обогащает учащихся духовно, нравственно и физически. В играх могут участвовать дети с различной физической подготовкой. В младших классах чаще используются подвижные игры. На уроках физкультуры в старших классах активно используются спортивные игры: баскетбол, футбол, мини-футбол, волейбол, хоккей на полу.

    Игровые виды спорта чаще всего подразумевают такие физические упражнения как бег, прыжки, растяжка и, кроме того, конструктивный расход энергии. Занятия игровыми видами спорта с ранних лет позволяет усилить костную структуру и мускулатуру и поддерживает тело в тонусе. Таким образом, такие виды спорта обеспечивают комплексную тренировку всего тела.

    Игровые виды спорта развивают в детях математические навыки. Они развивают лидерские качества и способствуют воспитанию командного духа в детях. Спорт подразумевает соревнования, а значит победы и поражения. Это ставит игроков в разные жизненные ситуации, такие как успех и неудача. Спорт воспитывает в детях дух соперничества и учит их участию независимо от того заканчивается оно победой или поражением. Игровые виды спорта помогают людям позитивно  принимать оба варианта.

    Игровые виды спорта очень полезны для развития в человеке социальных навыков. Спорт учит взаимодействию между людьми и командным действиям. Игровые виды спорта способствуют коллективному мышлению и развивают навыки планирования в детях. Спорт помогает создать для детей атмосферу доверия и удовлетворения. Таким образом, спорт играет важную роль в социальном развитии человека.

    Игровые виды спорта требуют от детей тщательного планирования. Им необходимо искать лучшие пути забить гол, лучшую стратегию для победы и тщательное планировать достижение этой победы. Статистика показывает, что дети, занимающиеся спортом, показывают лучшие результаты в школе и дальнейшей учебе. Конструктивный расход энергии, обеспечиваемый спортивными занятиями, очень полезен в поддержании хорошего настроения. Физические упражнения способствуют выработке «гормона счастья» и обеспечивают позитивный баланс энергии в организме человека.      Коллективные виды спорта действуют как смесь отдыха и физической активности. Это – лучшая комбинация удовольствия и физических упражнений. Один из любимых видов спортивной игры моих школьников является баскетбол. Он развивает все необходимые человеку двигательные качества, дает всестороннее физическое развитие, укрепляет здоровье. Беговая нагрузка плодотворно влияет на развитие сердечно-сосудистой системы, игра с мячом развивает координацию движения, быстроту реакции, броски мяча развивают глазомер. Другими словами, - баскетбол развивает и гармонизирует все системы организма. На уроках, в баскетбол играют все дети: и высокие и маленькие. На уроках проводятся также комплексные соревнования, чтобы захватить весь класс, каждого ученика.

В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества, его дальнейшим развитием и исходя из сущности общего, среднего образования цель физического воспитания в школе состоит в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности. Основное средство достижения этой цели - овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Основное средство овладения физической культурой - освоение человеком базовых ее основ - объективно необходимо для каждого человека обязательного уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел молодой человек заниматься в будущем. Основные блоки содержания базовой физической культуры личности включают в себя:

Знания:

теоретические - по истории физической культуры и спорта, биомеханике физических упражнений, физиологии и психологии физического воспитания, личной и социальной гигиене, закаливанию, о значении физической культуры в формировании здорового образа жизни, физическому воспитанию в семье и основам спортивной тренировки;

методические - об основах закаливания, правилах техники безопасности во время занятий, средствах и методах развития двигательных способностей, осуществлению спортивной тренировки, приемах и методах самоконтроля, саморегуляции физических и психических состояний.

Способы двигательной деятельности:

- циклические и ациклические локомоции;

- перемещение предметов в пространстве;

- акробатические и гимнастические упражнения на снарядах;

- баллистические (метательные) двигательные действия с установкой на дальность и силу метания;

- метания на меткость;

- движения прицеливания;

- атакующие и защитные двигательные действия единоборств;

- двигательные действия подвижных и спортивных игр.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности:

- выполнение утренней гимнастики, спортивной тренировки, подвижных и спортивных игр, других видов физических упражнений с целью самосовершенствования, организация досуга и здорового образа жизни;

- проведение процедур закаливания, коррекции недостатков физического развития;

- повышение двигательной подготовленности, умственной и физической работоспособности;

- осуществление самоконтроля, саморегуляции физических и психических состояний.

Способы спортивной деятельности:

- осуществление соревновательной деятельности в одном или нескольких видах спорта;

- определение спортивных достижений;

- организаторские умения и навыки проведения спортивных занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи.

Кроме учебных занятий по физической культуре, необходимо активно заниматься дополнительным образованием и внеклассной работой с учащимися. Каждый ребенок способен к выполнению тех или иных физических упражнений. По учебному плану в школах на физическую культуру отводится 2 урока в неделю. Для развития физического потенциала школьников этого времени не хватает. Возможное решение этой проблемы – привлечение ребят к дополнительным занятиям, организованным во второй половине дня. К внеучебным формам физического воспитания относятся мероприятия по закаливанию организма, прогулки, оздоровительный бег, экскурсии, учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и др. Они призваны обеспечить здоровый и культурный отдых, удовлетворить спортивные запросы учащихся и способствовать их физическому совершенствованию. Правильная организация учебного процесса предполагает однородный состав учащихся по полу, состоянию здоровья и физической подготовленности. Необходимо эти требования учитывать при комплектовании учебных групп. Занятия спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения. В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д.

На занятиях в спортивных секциях большую часть времени отводится общей и специальной физической подготовке (ОФП и СФП).

Для решения задач общей физической подготовки применяется широкий круг средств с учетом пола, возраста и специфики избранного вида спортивных игр. Это, прежде всего, упражнения из легкой атлетики, гимнастики, акробатики, тяжелой атлетики, лыжного спорта.

Средствами специальной физической подготовки развиваются определенные качества, необходимые в игровых условиях: умение быстро перемещаться, умение быстро переходить из статического положения в движение, умение быстро остановиться после перемещения; развивают прыгучесть, подвижность в суставах, игровую ловкость, силу отдельных групп мышц. С этой целью использую специальные подготовительные упражнения, сходные по структуре с основными игровыми действиями.

Кроме ОФП и СФП активно обучаются учащиеся овладению рациональной техникой разнообразных спортивных приёмов (техническая подготовка) и способам ведения игры и поведения в личном первенстве (тактическая подготовка).

Важным для развития физического потенциала учащихся является насыщение учебно-воспитательного процесса большим разнообразием учебно-методического материала, использованием разнообразных форм, методов и организации учебной и внеклассной работы, учитывающей региональные, национальные традиции, современную спортивную моду, интересы конкретного ученика.

В учебно-тренировочном процессе существуют три основные группы методов обучения: словесные, наглядные и практические. Первые две группы создают предпосылки, а реализация осуществляется при непосредственном использовании практического действия — упражнения. Все методы взаимообусловлены, поэтому применяются мной в комплексе.

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разбор, задание, указание, распоряжение.

Наглядные методы: показ упражнения, демонстрация наглядных пособий (схем, таблиц, кинопрограмм и т. д.), просмотр учебных игр или официальных соревнований.

Практические методы, основываются на активной двигательной деятельности занимающихся. Метод упражнения предусматривает многократное повторение движений, которые помогают овладеть элементом техники игры или целого игрового приема. Повторение может осуществляться в целом или по частям.

Наибольший эффект дает методический прием выполнения упражнения в облегченных условиях, применения подводящих упражнений. Осуществляя их подбор учитываю подготовленность учащихся. Закрепление игрового действия провожу на фоне выполнения упражнения в усложняющихся условиях.

Игровой метод применяется после овладения элементами техники. Игровой метод сочетается с соревновательным. Это повышает интерес, вызывает повышенный эмоциональный настрой, способствует лучшему закреплению навыка в выполнении игрового приема или игрового упражнения. Сущность его заключается в том, что занимающиеся соревнуются в выполнении одного игрового действия или их комплекса, соблюдая правила игры. Соревновательный метод занимает большое место в процессе обучения и совершенствования. На начальном этапе дети соревнуются в выполнении отдельных игровых упражнений и тактических заданий, затем в играх по упрощенным правилам и, наконец, в официальных встречах. Этот метод дает возможность приобретать необходимую игровую практику, правильно оценивать игровую ситуацию и в зависимости от нее применять наиболее эффективные технические приемы.

Соревновательный метод способствует достижению высокого уровня совершенствования функциональных систем организма, совершенствованию технического мастерства, достижению высоких спортивных результатов.

Процесс развития физических возможностей учащихся многогранен, тесно связан с развитием физических и волевых качеств. Он строится в соответствии с закономерностями деятельности человека. Эти закономерности нашли отражение в дидактических принципах:

1) принцип наглядности вытекает из необходимости формирования ясного представления об изучаемом материале с использованием четкого показа упражнения и различных наглядных пособий (схем, плакатов, и т. д.). Осуществлять принцип наглядности необходимо на всех стадиях учебно-тренировочного процесса. Следует только учитывать, ведущий для данного занимающегося анализатор. У одних, восприятие происходит с опорой на зрительный анализатор, у других на слуховой или наоборот. Знание этой специфики помогает мне индивидуализировать реализацию этого принципа.

2) Принцип систематичности и последовательности предполагает установление системы обучения. Систематичность в занятиях достигается четким планированием учебного материала и занятий. Новый материал должен опираться на ранее усвоенный. Это позволит расширить и закрепить двигательные навыки. Вначале изучаются основные приемы, те, без которых невозможна игра (в баскетболе — ловля и передача, в волейболе — передача и подача, в футболе — остановка и удар и т. д.), а затем переходят к изучению более сложных, комбинированных действий, сочетающих два или несколько игровых приемов. Вначале они изучаются в простейших или упрощенных, а затем в более сложных условиях. Если систематически не упражняться в овладении двигательными навыками, то они постепенно утрачиваются.

3) Принцип постепенности заключается в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок, усложнении техники упражнений, в расширении технического и тактического арсенала, в развитии морально-волевых качеств, позволяющих овладевать сложными игровыми приемами. При увеличении объема и интенсивности нагрузок принимаю во внимание возрастные особенности занимающихся, оцениваю доступность выполняемых физических нагрузок, учитываю их оздоровительный эффект.

4) Принцип индивидуализации в процессе физического воспитания предполагает учет индивидуальных особенностей занимающихся с целью наилучшего развития их способностей. Индивидуализация обучения возникает в связи с различным уровнем физической подготовленности учащихся, их возрастными особенностями, способностью переносить физические нагрузки.

При работе с учеником лучше опираться на особенности характера, темперамента, свойств нервной системы.

Особого внимания требует индивидуальная работа при обучении лиц женского пола. Их психологические особенности требуют другой методики по сравнению с мужчинами, других физических нагрузок.

5) Принцип сознательности и активности предполагает сознательное и активное отношение к учебно-тренировочному процессу, глубокое понимание решаемых в нем задач и того, какими средствами и методами они решаются. Важно не только поставить перед занимающимися цель на ближайшее время, но и не выпускать из вида перспективу роста и совершенствования как каждого индивидуально, так и спортивного коллектива в целом.

Также привлекать детей к дополнительным занятиям по различным игровым видам спорта. Это секции, которые проводятся во внеурочное время: это секция футбола, волейбола, хоккея на полу. Общая цель тренировочного процесса, заключается в том, чтобы улучшить общее состояние участников и интересно организовать их досуг.

Секция проводится для мальчиков и для девочек. Задача деятельности хоккейной секции заключаются в обучении умений и навыков развития координации движений и повышения общего уровня физического состояния участников. Спортивными навыками необходимыми для участия в хоккейных матчах, являются умения выполнять броски и владения клюшкой. Обучение в секции предусматривает овладение этими умениями и навыками, а также обучение правилам и тактики игры.

В рамках настоящей программы хоккей – это упрощенный вариант обычного хоккея с шайбой. Игра может проводиться на полу или на площадке любого размера; в ней участвует 2 команды по 6 игроков.

Цель игры заключается в том, чтоб забросить как можно больше шайб в ворота соперника и не пропустить при этом голов в свои ворота. Хоккей – это прекрасный вид спорта для участников различного возраста и различных уровней подготовки. Основными навыками игры можно овладеть за 15 минут, поскольку правила очень просты и не многочисленны. Игра отличается безопасностью, поскольку игра в хоккей предполагает постоянные и активные движения, она очень полезна для физического развития всех участников.

При решении проблемы сохранения и укрепления здоровья учитываются социальные, индивидуальные, личностные и возрастные факторы, исходя из понимания того, что в современных условиях невозможно правильно ставить и решать вопросы образования без широкого вовлечения в этот процесс действующих социальных институтов (особенно - института семьи). Добиваться желаемых результатов помогает тесное сотрудничество школы и семьи. Совместные занятия спортом, выполнение физических упражнений родителями, игры и прогулки на свежем воздухе, своевременное соблюдение гигиенических процедур вызывают у ребенка стремление к здоровому образу жизни. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление здоровья и нравственного климата, возрождение добрых традиций и общих интересов, личный пример родителей являются тем доминирующим фактором, который позволяет оторвать детей от «улицы».

Выводы

На уроках физической культуры в той иной мере решаются все основные задачи физического воспитания, которые вытекают из общей цели учебно-воспитательного процесса. Важнейшей стороной педагогического процесса на уроках физической культуры является обучение школьников двигательным действиям, воспитание физических и духовных сил, их подготовки к жизни.

В связи с этим нужно стремиться:

  1. Проводить уроки физической культуры на высоком профессиональном уровне, не забывая, что этот предмет занимает основное место в ряду общеобразовательных школьных дисциплин.

  2. Заботиться о вовлечении учащихся в различные формы занятий физическими упражнениями, привлекать к этой работе школьный педагогический коллектив через проведение упражнений гимнастики и физкультминуток, обучив физруков классов 8-9.

  3. Привлечение учителей школы к спортивным мероприятиям для того, чтобы они личным примером влияли на учащихся на формирование здорового образа жизни.

  4. Организовать высокую подготовку школьников к районным, городским , республиканским спортивным мероприятиям.

  5. Организовать большее число внутришкольных соревнований и физкультурных праздников для родителей, учителей, школьников.

  6. Строить уроки физической культуры на основе принципов демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, в соответствии с которыми обеспечить каждому юноше и девушке одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, предоставить им разноуровневый по сложности и субъективный трудности усвоения материал программы. Опираться на широкие и гибкие средства и методы обучения, создать условия для выбора занятий, которые ближе каждому школьнику.


Список использованной литературы


  1. Берифил Л.В. Формирование умения в ситуации решения конкретно-практических и учебных задач. «Вопросы психологии» № 6 1966г.

  2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер А.Л. Воспитание сенсорной культуры ребенка М., «Просвещение», 1998г.

  3. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии, М., 2000 г.

  4. Хоккей на полу. Программа развития спортивных умений и навыков. Официальные правила соревнований. М., 1993 г.