|
Игра в жизни ребенка
Игра в жизни ребенка
Игра в средней группе остается ведущим видом деятельности ребенка.
Предварительная работа- анкетирование родителей.
Из опрошенных родителей никто не сказал, что ребенок не любит играть. Многие из них отметили роль игры в развитии их детей, но не отличают ее от других видов деятельности. Так, к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и др. Любимые игры детей, по их мнению, это "школа", "детский сад", "больница", "куклы", "война" и др. подвижные, настольно-печатные, компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребенка.
Мы предлагаем вспомнить ваши семейные вечера и дать им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда- жёлтого, никогда- синего.
1 Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.
2 Рассказываю о своих играх в детстве.
3 Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком.
4 Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.
5 Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду.
6 Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки.
7 Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Обобщение:
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш ребёнок активен, любознателен, любит играть с вами .
Дискуссия: «Нужно ли руководить играми детей».
Воспитатель: «Как вы считаете, нужно ли руководить играми детей? Кто из вас играет с детьми в игры, которые помнит с детства? ».
(Высказывания родителей)
Игра-дело серьёзное. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в жизни, работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Научить детей играть- значит научить жить.
Игра-путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, это труд, требующий настоящих усилий, а не воображаемых «понарошку». Игра закрепляет у детей полезные навыки и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться.
Можно сколько угодно долго объяснять ребёнку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.
Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности.
Играя с ребенком, помните, что подавлять инициативу ребёнка нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Поэтому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру ребёнка, это побуждает его к новым действиям.
Однако часто можно услышать от родителей, что играть некогда: «Работаем, устаем, поздно приходим домой. Времени катастрофически не хватает». Сегодня мы вам раздадим несколько вариантов игр, в которые можно играть везде, где бы вы с вашими детьми не ждали чего-то – своей очереди у кассы магазина, в транспорте, в кафе, на автобусной остановке, в приёмной врача, по дороге из садика или даже в процессе приготовления ужина. Эти игры помогут превратить минуты бесполезного времяпровождения в полезные и приятные. Игры не занимают много времени и не требуют специальной подготовки. (Раздача материала).
Относиться к выбору игрушек взрослым нужно очень серьёзно. Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами. Игрушка должна быть:
1. Безопасной
2. Эстетичной на вид
3. Соответствовать возрасту
4. Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнять с игрушкой, тем лучше.)
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которая поругает и накажет, пожалеет и утешит именно она поможет преодолеть страх, одиночество. Когда родители куда-то уйдут, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой – игрушкой.
Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытывать к роботу -трансформеру, ревущей машине. Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора.
Так какие игрушки нужны детям?
Игрушки, копирующие предметы реальной жизни: кукольное семейство (семья игрушек, кукольный домик, мебель, посуда и т. д.) .
Игрушки помогающие «выплеснуть» агрессию: солдатики, мячи, дикие животные, резиновые игрушки, молотки и т. д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: кубики, матрёшки, пирамидки, настольные игры, разрезные картинки и открытки, краски, пластилин, мозаика.
Когда у ребёнка много одинаковых игрушек (кукол, машинок отличающихся только по размеру) – это ограничивает его интерес, а значит и развитие. Прежде чем сделать очередную покупку, не плохо спросить малыша, для каких игр понадобиться новая игрушка. Не следует покупать специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем одинаково нужны куклы, машинки, механические игрушки и конструктор.
В раннем возрасте определяются характер, интересы и склонности ребёнка. Один любит возиться с машинками, а другой что-то мастерит из кубиков, и просит купить больше строительного материала – не препятствуйте целенаправленному увлечению, купите. Важно, так же чтобы интерес к игрушке не угасал, чтобы он подольше «исследовал» её, находил в ней новые достоинства. Этому, несомненно, мешает, то что ему на глаза одновременно попадается слишком много игрушек. Немного поиграл с одной, внимание привлекла другая. В результате получается, что не исчерпав своих возможностей, игрушки надоедают ребенку
Игрушка развивает игру лишь при наличии детского опыта, а у дошкольника он ещё мал и ребёнок ищет сотрудничества с взрослыми и старшими детьми. Помогайте ребёнку освоить назначение игрушки, формируйте у него умение играть.
Игра раскрывает большие перспективы в развитии ребёнка: повышает остроту зрения, увеличивает длительность произвольного сосредоточения. А главное - формирует внутренний план действия, который лежит в основе мышления.
Всё, что переживает ребёнок в игре, не проходит бесследно. Все ассоциации отражаются в его личном опыте, во взаимоотношениях с окружающими его людьми, в отношении к миру. Живя в игре, ребёнок получает первую специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются, удовлетворяются и формируются социальные интересы и потребности ребёнка, а также формируются и все стороны его психики.
Особая роль отводится сюжетно-ролевой игре Это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и его знакомством с окружающим.
В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует материал для игры. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и пр.), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения могут свидетельствовать о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых. Однако это не меняет сути игры: при всем многообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание - деятельность людей, их поступки и отношения.
Ребёнок отличает игру от действительности, в речи дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по – правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребёнок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удаётся ли спасти попавшего в аварию товарища.
В игре ребёнок обучается:
Эмоционально вживаться, "врастать" в сложный социальный мир взрослых людей.
Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
Осознать своё реальное место среди других людей.
Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
Игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.
Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.
Ребенок 4 - 5- летнего возраста нуждается в совместной игре с взрослыми. Дети этого возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре "дочки-матери" куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
С детьми 4 - 5 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воздействие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д.
Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость.
Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: "Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым". Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.
В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной).
|
|
|