Главная страница

И. Г. Трунова, О. А. Чернышова, Ю. Г. Костина мбоу «сош №14» имени А. Мамонова, г. Старый Оскол


Скачать 62.34 Kb.
Название И. Г. Трунова, О. А. Чернышова, Ю. Г. Костина мбоу «сош №14» имени А. Мамонова, г. Старый Оскол
Дата 29.02.2016
Размер 62.34 Kb.
Тип Документы

И.Г.Трунова, О.А.Чернышова, Ю.Г.Костина

МБОУ «СОШ №14» имени А. Мамонова, г. Старый Оскол


Развитие интеллектуальных способностей обучающихся

на уроках русского языка и литературы

В последние годы проблема интеллектуального развития детей оказалась в центре внимания педагогов и психологов. С качествами развитого интеллекта органически сочетается такой его компонент, как эрудиция, представляющая собой определенную сумму знаний из различных областей науки и искусства.

Творческий процесс в любой интеллектуальной среде не может осуществляться без участия целостной, интересной личности. Создание условий для интеллектуальной и творческой деятельности является основой реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики самореализации обучающихся, повышение уровня развития их исследовательского поведения, интеллекта и креативности при изучении русского языка и литературы посредством использования исследовательских приемов и методов.

В научно-методической литературе немало статей, посвященных интерактивным методам обучения. Как методистов, так и учителей-практиков привлекает нестандартное, основанное на интересе и приносящее удовлетворение всем участникам педагогического процесса, в том числе и учителю, обучение. Оно проходит в формате субъект-субъект. Существенно меняется роль учителя. Ученики сами работают над учебной задачей, а учитель – координатор, направляющий их работу, который помогает разработать стратегию поиска, контролирует при необходимости промежуточные этапы, как индивидуальной работы, так и деятельности учебной группы. Коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее. Ярким примером данного тезиса являются интеллектуальные командные игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и другие, когда в считанные минуты (и даже секунды) группа единомышленников решает сложнейшие задачи, которые одиночке не под силу в течение гораздо более длительного времени. Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Учащиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку, идет обмен знаниями, идеями, меняется психологическая атмосфера. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.

Работа с текстами учебников также требует новых подходов. Информационный подход в обучении отнюдь не означает обязательную работу с компьютером.  Обычно принято это называть самостоятельной работой с учебником. Нельзя не согласиться с тем, что современный урок немыслим без высокой познавательной активности ученика. Мы стремимся организовать его учебную деятельность и, прежде всего, самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. Но как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата? Это особенно актуально в наши дни, когда учебники перенасыщены информацией, когда ученики просиживают за ними долгие и малопродуктивные часы в школе и дома. Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…». Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование техники активно-продуктивного чтения, мы проектируем постановку перед учениками ряда учебных задач, которые превращают их в исследователей. Ученикам при работе с текстом предлагается выполнить ряд заданий по технологической карте. Самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело.

Но что происходит на уроке, когда мы даём задание, начинающееся со слова «Прочтите…»? Резко падает темп чтения. Ученик начинает механически заучивать текст. Даже в старших классах мы замечаем, как шевелятся губы ребят. Хотя уже во втором-третьем классе ученик способен «схватывать» целое слово. В старших классах многие ученики способны мгновенно охватить целое предложение. С приобретением социального опыта таких знакомых слов и выражений у детей будет всё больше и больше.

Техника активно-продуктивного чтения – это отнюдь не скорочтение. Она основана на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации, в том числе и печатной. Это тем более важно, когда современный школьный учебник переполнен содержанием. Печатное слово или даже группа слов выступают для читающего, как некие знаки-символы.

С педагогической точки зрения смысл сообщения может быть одинаков при любой знаковой форме. Главное, чтобы этот смысл был понят обучающейся стороной.

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.

Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.

Технологические приёмы, использующиеся в технике активно-продуктивного чтения:

1. Оценка текста (Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены? Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе? Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос) - данный приём педагогической техники является одним из ключевых в технике активно-продуктивного чтения. Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа. Самостоятельная работа учащегося с учебником требует четкой, рациональной организации со стороны учителя. Очень важно, чтобы ученик “приподнялся” над текстом, оценил бы его целиком, как некую единицу информации.

Таким образом, текст как инструмент познания становится более эффективным, когда мы создаём условия его критичного осмысления.

2. Приём «Цепочка» направлен на более эффективное запоминание правил, теорем, законов. Суть его заключается в том, что правило произносится не одним учеником, а вразбивку целой группой.

К доске (возможен вариант с места) вызывается группа учеников, которые воспроизводят правило, говоря по очереди по одному слову. Банальное зазубривание превращается в увлекательную дидактическую игру. Вовсе не обязательно вызывать группу, соответствующую количеству слов в правиле. Каждый из участников, дождавшись своей очереди, вновь подключится к воспроизведению фразы.

Поверьте, не так-то уж и легко добиться слаженности действий, особенно в младшей школе, когда ученик готов выпалить все целиком, но зачастую совершенно не готов произнести одно слово в нужное время и в нужном месте. Благодаря этому приёму мы можем проверить репродуктивные знания гораздо большего количества учеников. Помимо этого использование приёма будет способствовать эффективному повторению.

Таким образом, следуя за учителем, выполняя его методические указания, ученик становится активным действующим лицом на уроке. Эта увлекательная поисковая деятельность, осуществляемая с помощью лексико–орфографических упражнений, новых подходов и приемов к традиционным учебным действиям, резко повышает интерес учащихся к лингвистике и к учебному процессу в целом.

Наиболее эффективными средствами развития интеллектуальных способностей учащихся является сочетание словесных методов обучения с наглядными. Чем активней и содержательней деятельность учащихся с наглядным материалом, тем выше продуктивность непреднамеренного запоминания. В развитии интеллекта учащихся, в частности памяти, используются разные методы и формы обучения. А именно: эвристическая беседа, проблемное изложение учителя, исследовательская работа, рассказ, объяснение, кроссворды, ребусы, дидактические игры, схемы, опорные таблицы.

С помощью этих методов у учащихся развиваются устойчивость и сосредоточенность внимания, абстрактное мышление, умение анализировать, переходить на высокий уровень обобщения, давать определения понятиям, осуществлять классификацию, способность устанавливать логическую последовательность между предметами, прослеживать причинно-следственные связи.

Составляющим фактором развития интеллектуального потенциала учащихся является использование различных видов игр: занимательных, дидактических, сюжетно-ролевых, а также задачи в стихах, в ребусах, что является важнейшей предпосылкой приобретения прочных знаний, умений и навыков. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.

Все выше сказанное не только увлекает, заставляет задуматься, но развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. У ребят создается бодрое рабочее настроение, которое снимает утомляемость и поддерживает внимание.

Нацеленность обучения на помощь школьнику в его интеллектуальном развитии и саморазвитии, в становлении опыта самостоятельной познавательной деятельности и в нахождении путей самореализации в сфере этой деятельности осознается сегодня как задача первостепенной важности.