Главная страница

Ходурока I. Словарная работа


Название Ходурока I. Словарная работа
Дата 25.02.2016
Размер 445 b.
Тип Документы









Ход у р о к а

  • I.Словарная работа.

  • На доске слова: бурьян, конопля, мимоза, лебеда, роза, овёс.

  • 1.Распределите слова на две группы: 1) слова, соответствующие представлению о красивом и нежном и 2) слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном.

  • 2.Прочитайте стихотворение С. Есенина и ответьте на вопрос, сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овёс»?



II. Чтение стихотворения

  • Не бродить, не мять в кустах багряных

  • Лебеды и не искать следа.

  • Со снопом волос твоих овсяных

  • Отоснилась мне ты навсегда.

  • С алым соком ягоды на коже,

  • Нежная, красивая была.

  • На закат ты розовый похожа

  • И, как снег, лучиста и светла.

  • Зёрна глаз твоих осыпались, завяли,

  • Имя тонкое растаяло, как звук.

  • Но осталось в складках смятой шали

  • Запах мёда от невинных рук.



В тихий час, когда заря на крыше,

  • В тихий час, когда заря на крыше,

  • Как котёнок, моет лапкой рот,

  • Говор кроткий о тебе я слышу

  • Водяных поющих с ветром сот.

  • Пусть порой мне шепчет синий вечер,

  • Что была ты песня и мечта,

  • Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –

  • К светлой тайне приложил уста.

  • Не бродить, не мять в кустах багряных

  • Лебеды и не искать следа.

  • Со снопом волос твоих овсяных

  • Отоснилась ты мне навсегда.



III. Беседа по вопросам:

  • 1. Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овёс»? Почему?

  • (Поэт поэтизирует эти слова, придаёт им эмоциональную окрашенность.)

  • 2. Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?

  • (В стихотворении они овеяны лиризмом ближайшего словесного окружения и контекста в целом.)



3.Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»? («Имя тонкое», то есть имя неотделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот, эпитет связан со сравнением «как звук».)

  • 3.Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»? («Имя тонкое», то есть имя неотделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот, эпитет связан со сравнением «как звук».)

  • 4. О чём это произведение?

  • (О природе. О родине. О любви. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть «есенинское ощущение родной земли», которое «сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением кра­соты, одухотворением предметов...»)



5. Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда?

  • 5. Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда?

  • (Изобилие изобразительно-выразительных средств.)

  • 6. Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в стихотворении?

  • (Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы и т. д. Приведите примеры. Проверка домашнего задания.)

  • Повторы - отличительная черта есенинского мастерства. Найдите повторы в тексте.

  • (Первое и последнее четверостишия.)

  • Обрамление припевом сближает стихотворение с песней.



7.Найдите слова, обозначающие цвет. (Багряный, алый, розовый - одна цветовая гамма.)

  • 7.Найдите слова, обозначающие цвет. (Багряный, алый, розовый - одна цветовая гамма.)

  • - Как меняются оттенки?

  • (Красноватые оттенки постепенно меняются от тёмного к светлому: сначала- багряные (тёмно-красные) кусты, в которых затерялся её след, потом алый (ярко-красный) сок ягоды на её коже, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении:

  • На закат ты розовый похожа...

  • А потом, когда «она» уже «отосниласъ», заря неизбежно вы­зывает мысли о ней, и, на первый взгляд, цветового эпитета нет, но есть намёк: «тихий час», А в «тихий час» заря - розовая.)



8. Так образ природы слился с образом любимой девушки. Найдите эпитеты, обращенные к «ней».

  • 8. Так образ природы слился с образом любимой девушки. Найдите эпитеты, обращенные к «ней».

  • (Нежная, лучистая, светлая; её имя - тонкое, волосы - ов­сяные, руки - невинные.)

  • На всём, что связано с ней - нежной, красивой, лучистой, светлой, - лежит тёплый отсвет. И в то же время это свет его души.

  • Это он так чутко воспринимает красоту. Для него красота природы и человека сливаются. И вот уже о ней он начинает говорить, как о природе:

  • Зёрна глаз твоих осыпались, завяли...

  • Цвет волос ее - «овсяный». «Вечер синий шепчет о ней». Причём «синий» у Есенина светлый и приятный (в отличие от Блока)



Вывод по восьмому вопросу.

  • Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу образы.

  • 9. Не менее существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы. Они придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней. Найдите звуковые повторы в первой строфе.



[с - с'] [н - н'] - аллитерация (повторение согласных).

  • [с - с'] [н - н'] - аллитерация (повторение согласных).

  • Это не случайно: такая тональность обусловлена звуковой основой слова овсяный - это и определило зрительно-звуковой образ строфы. С овсом, его колосьями в нашем сознании связан шелест с лёгким посвистом [с]. Хотя первая строфа богата и другими созвучиями. Музыкальность первой строфы, создаваемая обилием созвучий, словно превращает эту часть произведения в увертюру, в которой уже намечается музыкальная тема утончённого в своём лиризме женского образа.

  • [с] постепенно ослабевает и переходит в третьей строфе в [з]: зёрна завяли. Начинает казаться, что звукопись подготавливает возникновение [з] слова звук:



Имя тонкое растаяло, как звук.

  • Имя тонкое растаяло, как звук.

  • - Как же упомянутый звук начинает«действовать»? Слышу, говор, поющих.

  • То есть слово «звук» включается в состав лирического «исповедания». И это подготавливает появление словообраза «ты песня».

  • Ввод по девятому вопросу. Так совершилось звуковое воплощение образа произведения – образа юной красавицы.



10. Каким настроением овеяно стихотворение «Отоснилась мне ты навсегда»?

  • 10. Каким настроением овеяно стихотворение «Отоснилась мне ты навсегда»?

  • (Стихотворение овеяно лёгкой грустью. Это грусть прощания то ли с родной стороной, то ли с неповторимой юностью, которая прошла среди природы.)

  • 11. В каких строках выражается лирический мотив прощания?

  • Заканчивается ли стихотворение прощанием?

  • (Стихотворение не заканчивается прощанием, потому что память сердца воскрешает всё. И снова звучат стихи о природе и о ней. Заканчивается стихотворение дословным повторением первого четверостишия.

  • Поэт не перечёркивает прошлого, а всем произведением уверяет: пусть возврата нет, пусть юность с её первым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.)



IV. Подведение итогов.

  • Это стихотворение - яркий пример того, как в лирике С. Есенина сливаются воедино три самые важные в его творчестве темы: природа, родной край и любовь. Это стихотворение - демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь только восприимчивому сердцу подвластно увидеть красивое, ценить красоту.



V. Домашнее задание

  • Письменный анализ стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных...». (Можно проанализировать другое стихотворение - по выбору учащегося.)



Литература

  • Есенин С. Полное собрание сочинений: В 7 т. Т. 2, 6. М.: Наука- Голос, 1999.