Влияние символов – жестов на развитие памяти, мышления, воображения, внимания, мелкой моторики и творчества у детей
с аномалиями в развитии.
Антонова Лариса Юльевна, учитель высшей квалификационной категории
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии школа №15
г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края
Многолетний опыт работы над коррекцией движений и речи у детей дошкольного и школьного возраста дал возможность разработать, систематизировать и опробовать на практике многие методы и приемы, а новые направления в предмете РИТМИКА позволили усовершенствовать некоторые из них.
О влиянии символов – жестов на развитие памяти у детей известно давно. Систему символов часто используют в математике, чтении, письме и других дисциплинах. Они позволяют детям не только легче и быстрее запомнить материал, но и увеличивают объем знаний, активизируют зрительную память, речь, мышление, воображение, внимание, творческие способности детей. На основе полученных при помощи символов знаний дети быстрее адаптируются в коллективе, увереннее чувствуют себя среди сверстников, активнее пробуют свои силы, становятся более коммуникабельными.
В последние годы в обучении и воспитании детей с нарушениями и отклонениями в психическом и физическом развитии широкое распространение получили не только пальчиковые игры, в которых любые образы широко известны и легко узнаваемы, но и такие формы, как ритмопластика, логоритмика, эвритмия, в которых символы – жесты являются основой.
Отождествляя символический жест со словом, фразой или образом я не обучаю детей языку глухонемых. Напротив, пытаюсь жестом подкрепить яркий речевой образ, эмоционально выразить смысл сказанного, быстрее запомнить стихотворный или песенный текст, последовательность движений в игре или танцевальной композиции.
Обучая детей жестам – символам, можно быстрее достичь желаемых результатов. Уже после 2 – 3 занятий дети легко узнают по нескольким жестам песню или игру, пытаются самостоятельно исполнить ее. Еще через некоторое время исполнение становится более выразительным, а, главное, дети двигаются, поют, играют непринужденно и с удовольствием, активнее включаются в процесс обучения, чувствуют себя более комфортно в коллективе, что особенно важно в работе с детьми со всевозможными отклонениями в развитии.
Использование в работе, казалось бы, одних и тех же знакомых жестов придает детям уверенности в собственных возможностях, помогает контролировать свои действия и речь, оценивать действия и способности товарищей, активнее включаться в процесс обучения.
Со стороны может показаться, что дети ждут подсказки педагога и только повторяют за ним жесты. Однако это не так. Они не только внимательно следят за последовательностью движений, но даже трансформируют некоторые из них, создают свои варианты, используя их в дальнейшем не только в хороводах, танцах и играх, но и во время инсценирования песен, сказок, стихов.
В этом я убедилась сама, когда на одном из уроков случайно пропустила один из символов во время коррекционной игры «В лесу».
Несколько ребят тут же указали мне на ошибку. Это стало для меня неожиданностью. Мне казалось, что дети еще плохо запомнили последовательность движений, так как ирга была в стадии разучивания.
Пришло время, когда стало возможным использование такого приема в обучении ритмическим движениям, как игра на внимание: «Что я сделала не так?» или «Что я пропустила?» Конечно, этим приемом нежелательно пользоваться на начальном этапе обучения символическим жестам или во время разучивания нового материала – это приведет к пассивности, неуверенности в правильности ответов, иногда даже к замкнутости у детей с нарушениями психики. А вот в знакомых и любимых играх он очень эффективен, особенно, если наблюдается утомляемость или сильное перевозбуждение у ребят или необходимо переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. Причем, сконцентрировать внимание детей можно либо поставив перед детьми конкретную задачу – найти ошибку, либо не конкретизируя ее, как бы «случайно», по ходу действия, в зависимости от ситуации.
Одним из важных этапов в коррекционной работе стала трансформация знакомых корригирующих игр из индивидуальных в парные, а затем и в коллективные.
Одним из примеров является пальчиковая игра «Апельсин». Заметив, что у детей начинает пропадать интерес к игре, я попробовала преобразовать игру в подвижную, используя пальчиковую основу. Вариант игры детям очень понравился, вернулся интерес, дети стали более активно включаться в нее, а через некоторое время кто-то из ребят спросил: «А можно я буду волком?», непроизвольно появились элементы драматизации уже по инициативе детей.
Самым наглядным примером совместного творчества с детьми стала корригирующая ритмопластическая игра «Дом, который построил Джек» (цикл детских стихов в переводе С.Я Маршака).
Несмотря на объемный текст, большое количество персонажей, игра была разучена за 2 занятия. Дети легко запомнили новые символы и образы, последовательность всех действий, и только некоторые из них украдкой проверяли правильность своих жестов. Постепенно детей начали утомлять бесконечные повторы текста и жестов, они стали ускорять темп, пропала выразительность, четкость произношения слов – игра теряла свое прямое назначение. Чтобы продолжать работу над игрой, необходимо было что-то предпринять.
Так возникла идея парного варианта игры, в которой детям самостоятельно нужно было не только выбрать себе партнера, но и по ходу произнесения текста распределить между собой роль, то есть незаметным движением или глазами, не прерывая игры , договориться «КТО ЕСТЬ КТО». Мышление и внимание детей было направлено на то, чтобы видоизменить знакомые символы для данного текста так, чтобы были заняты оба партнера. Результат превзошел все ожидания: 8 из 10-ти учащихся сразу встали в пары и кончиками пальцев соединенных рук показали символ «крыша», а в ходе игры поочередно становились то «синицей», то «котом»…Единственным затруднением стали слова «построить дом», так как дети не знали, какой из символов можно применить. В индивидуальном варианте мы «строим» при помощи ладоней – легкое прижатие ладони к ладони с поворотом рук («печем пирожки») или, согнув руки в локтях перед грудью, поочередно меняем ладони, как бы поднимаясь вверх. В парах попробовали легкие хлопки по плечам партнера – жест понравился и теперь выполняется с удовольствием.
Во время открытого урока по ритмике я решилась на эксперимент: предложила детям без предупреждения «построить общий дом». Риск был оправдан – работа над символами велась систематически, игра знакома детям в двух вариантах, как видоизменить игры детям тоже известно. С задачей дети справились легко! Они быстро встали в общий круг, и, подняв руки вверх, соединили их кончиками пальцев. Вот он – ОБЩИЙ ДОМ!
Часто играя в хороводные и подвижные игры, дети ходят по кругу, взявшись за руки, но к жесту простого прикосновения кончиков пальцев они пришли сами! В нашей игровой копилке появилась игра «Дом, который построили мы» ( стихотворение С.Я. Маршака), которая со временем превратилась в инсценировку, а процесс ее создания стал содружеством всего детского коллектива.
Теперь ребята пытаются варьировать чуть ли не все знакомые игры. Не всегда это удается. Принять или отвергнуть тот или иной символ или вариант игры – обсуждаем всем классом. Стараюсь поддержать любое творческое начинание, потому что: уверена – это важно для детей и для меня, так как побуждает мыслить и творить что-то новое. Мы учимся друг у друга, в творческом процессе мы коллеги и товарищи.
Необходимо отметить, что символов не так уж много, и поэтому в разных играх, текстах и танцевальных композициях порой одни и те же жесты имеют различное значение или видоизменяются очень незначительно. Однако, это нисколько не смущает детей, напротив, стимулирует их воображение, фантазию, мышление.
Процесс творчества безграничен - возникают новые идеи, появляются интересные тексты, выразительные образы. Важно то, что ребята с отклонениями и нарушениями психики, не имеющие возможности реализовать себя во многих видах деятельности, пробуют свои силы в творчестве, становятся более коммуникабельными, легче идут на контакт, быстрее адаптируются в новом коллективе, повышается уровень их обучаемости. Дети непринужденно учатся жить в обществе и общаться с окружающими, становятся более дружелюбными и отзывчивыми.
Хочу предложить коллегам систему элементарных жестов, которые могут быть использованы в работе с детьми с аномальным развитием. Вы увидите радость в глазах ребят, поверивших в свои силы.
Символ
|
Выполнение
|
Я
|
Одну руку приложить к груди
|
Вы, мы, весь мир
|
Развести обе руки перед собой.
|
Да
|
Наклон головы вперед
|
Нет
|
Перекрестные махи руками перед собой
|
Природа, природные явления
|
Солнце
|
Обе руки подняты ладонями вверх
|
Солнечный луч
|
Ладонь открыта вверх, другая прикрывает и открывает ее.
|
Небо, тучи, облака
|
Обе руки вытянуты вверх, ладонями вовнутрь.
|
Звезды
|
Обе руки вверх, чуть вправо и влево, резкое разжимание и сжимание пальцев.
|
Горы
|
Волнообразные движения руками перед собой
|
Вода, море, река
|
Плавные движения руками внизу.
|
Трава, луг, поляна
|
Плавные движения руками перед собой.
|
Ветер, буря
|
Интенсивные махи руками вверху
|
Дождь
|
Барабанить одним или всеми пальцами по ладони, по коленям или резкие встряхивания пальцев перед собой.
|
Снег
|
Легкие маха кистями рук в любом направлении, поймать и сдуть «снежинку» с ладони
|
Земной шар
|
Очертить руками круг перед собой
|
Лес
|
Легкие покачивания руками вверху
|
Животные
|
Кот
|
Пальцы рук растопырены, чуть согнуты
|
Змея
|
Все пальцы прижаты к большому, плавные движения кистью в разных направлениях
|
Рыбка
|
Ладонь раскрыта, плавные движения
|
Лошадь, зебра
|
Руки согнуты перед грудью, ходьба с высоким подниманием колен
|
Слон
|
Раскрытые ладони прижаты к ушам, покачивания головой
|
Зайчик
|
Раскрытые ладони прижаты к голове, легкие прыжки
|
Барашек, овца
|
Средний и безымянный пальцы соединены с большим, указательный и мизинец выставлены вперед
|
Корова
|
Указательные пальцы обеих рук выставлены вперед, остальные сжаты в кулак, руки приставить к голове
|
Корова безрогая
|
Кулачки приставить к голове
|
Рак
|
Пошевелить пальцами руки
|
Волк, крокодил
|
Обе ладони соединить у основания, пальцы растопырить «челюсти»
|
Обезьянка
|
Руки согнуты в локтях, разведены в стороны, повороты кистей
|
Насекомые
|
Паук
|
Мизинец одной руки касается большого пальца другой руки, повороты кистей
|
Муравей
|
Перебор всеми пальцами, движение рук снизу вверх
|
Сороконожка
|
Перебор пальцами по другой руке с продвижением или по коленям
|
Сверчок, кузнечик
|
Левая рука согнута на уровне плеча – «скрипка», в правой руке «смычок»
|
Жук
|
Хлопки руками по бедрам
|
Мошки
|
Вращать кистями рук
|
Бабочка, мотылек
|
Соединить запястья обеих рук, ладони прямые в стороны, плавные махи ладонями.
|
Птицы
|
Скворец, синица
|
«клювики», все пальцы соединены с большим, раскрывать и закрывать ладонь
|
Дятел
|
Одна рука «дерево» согнута в локте пальцами вверх, другая согнута в кисти, удары пальцами по ладони
|
Тетери
|
Вибрирующие движения кистями сверху вниз и обратно
|
Птицы летают
|
Махи руками
|
Поют
|
«клювики»
|
Клюют
|
«клювиком» одной руки клевать с ладони
|
Улетают
|
Одной рукой жест «до свидания»
|
Журавль, цапля, курочка, цыплята
|
Ходьба с высоким подниманием колен, хлопки руками по бедрам
|
Эмоции, действия
|
Ласковый, добрый
|
Обнять себе руками
|
Теплый
|
Прижать ладони к щекам
|
Веселый, лукавый
|
Приставить к носу руки, соединенные большим пальцем и мизинцем, остальные пальцы растопырены
|
Недоумение, догадка
|
Руки чуть расставлены в стороны, пожать плечами
|
Страх
|
Присесть, обхватив голову руками
|
Сердитый, строгий
|
Руки скрестить на груди
|
Гнев
|
Погрозить пальцем
|
Легкий, воздушный
|
Руки протянуть вперед, легкое движение чуть вверх
|
Толстый, ленивый
|
Руки чуть расставлены в стороны, живот выпятить, покачивание туловища
|
Беда
Тишина
|
Прижать ладони к щекам, покачать головой Прижать палец к губам
|
Прятаться, темно
|
Закрыть глаза ладонями
|
Печь пирожки
|
Прижимать ладони друг к другу с поворотом рук
|
Сроить дом: одному
|
Как пирожки
|
в парах
|
Хлопки по плечам партнера
|
в кругу
|
Хлопки по плечам рядом стоящих
|
Варить кашу
|
Круговые движения одной рукой перед собой
|
Вылить воду
|
Соединив ладони «лодочкой»,чуть наклонить их вперед – вниз
|
Смотреть, искать
|
Приставить руку ко лбу «козырьком»
|
Взойти на гору
|
Поочередные движения руками снизу – вверх
|
Стирать белье
|
Потереть кулачки
|
Полоскать белье
|
Плавные движения руками внизу вправо – влево
|
Сушить белье
|
Те же движения, но вверху
|
Развесить белье
|
Отрывистые движения руками вверху слева – направо, пальцы «щепоткой»
|
Доить корову
|
«сцеживать» одной рукой с пальцев другой руки
|
Сеять, просеивать
|
Руки «щепоткой», потереть пальцы
|
Греться
|
Потереть рукой об руку или, обняв себя, потереть руками предплечья
|
Собрать камушки, листья
|
Нагнувшись, через стороны соединить ладони в пригоршню
|
Угощать, приглашать
|
Вытянув руки вперед, развести их в стороны
|
Смотреть в окно
|
Одна рука подпирает локоть другой на уровне груди, указательный палец другой руки приставить к щеке.
|
Смыть паутину
|
Стереть с одной ладони другой ладонью
|
Схватить за хвост
|
Зажать мизинец одной руки в кулак другой
|
Показать себя
|
Поворотики туловища в стороны
|
Мыть посуду
|
Потереть ладонью о ладонь
|
Бежать
|
Перебирать пальцами по руке или коленям
|
Стучать в окно, дверь, ворота
|
Удары кулачком по раскрытой ладони
|
Плыть
|
Разводить руки через середину в стороны
|
Ехать на поезде
|
Руки согнуты в локтях, попеременные движения вперед-назад
|
Лететь на самолете
|
Крепкие руки расставлены в стороны, небольшие наклоны в стороны
|
Предметы
|
Дом одному
|
Соединить руки кончиками пальцев над головой, локти развести в стороны
|
В паре
|
Стоя лицом друг к другу, поднять руки вверх, соединив их с партнером кончиками пальцев
|
В кругу
|
Стоя лицом в круг, соединить руки с рядом стоящими детьми.
|
Окно, дверь, ворота
|
Руки перед лицом, ладонями к себе. Развести их в том же положении в стороны
|
Замок
|
Пальцы рук сцеплены
|
Банка, чашка
|
Ладони сложены в пригоршню
|
Мяч
|
Отрывистые движения рукой на уровне пояса, ладонью вниз
|
Мост
|
Пальцы рук сцеплены, ладони раскрыты вниз, локти на одном уровне или одна рука согнута перед грудью
|
Апельсин
|
Ладонь вверх, пальцы чуть согнуты и растопырены округло
|
Кожура апельсина
|
Рука повисла ладонью вниз, пальцы слабые
|
Зеркало
|
Ладонь одной руки перед собой,
|
в парах
|
Стоя лицом друг к другу, синхронные движения
|
Песок, мука, пшеница, зерно
|
Руки щепоткой
|
Чулан один
|
Закрыть глаза руками
|
в парах
|
Закрыть глаза партнеру
|
Телефон
|
Приложить кулачок к уху
|
Гриб
|
Подставить одну ладонь пальцами вверх под чуть согнутую другую
|
Сучок
|
Резкими движениями кулачков «ломать» ветки
|
Мох
|
Прижимать согнутые ладони друг к другу как «приветствие»
|
Книга
|
Раскрывать и закрывать сложенные ладони
|
Часы
|
Покачивания головы или туловища
|
Деревья, лес
|
Руки вверху, покачивания
|
Дуб
|
Руки согнуты в локтях, разведены в стороны, пальцы растопырены
|
Сосна
|
Руки вверху, чуть в стороны, пальцы растопырены
|
Береза
|
Руки без напряжения, покачивания чуть выше головы
|
Осина
|
Вибрация пальцами, руки чуть выше головы
|
Ива плакучая
|
Покачивания руками внизу, небольшой наклон туловища
|
Елочка
|
Руки чуть расставлены в стороны, небольшие поворотики туловища
|
Мохнатые ели
|
Поглаживания мягкими пальцами по коленям
|
Листья прилипли
|
Прижимать ладони друг к другу с поворотом рук, пальцы касаются ладоней
|
опадают
|
Плавные движения рук сверху вниз
|
кружатся
|
Повороты ладоней
|
шуршат
|
Потереть ладони возле уха или скользящие движения ногой
|
уносит ветер
|
Вибрирующие движения руками внизу
|
Цветок бутон
|
Ладони соединены у основания и пальцами, середина свободна
|
Цветок расцвел
|
Ладони соединены у основания, пальцы раскрыты
|
Цветок завял, поник
|
Ладони так же, пальцы слабые, согнуты внутрь
|
Колокольчик
|
Пальцы «щепоткой», движения кистью из стороны в сторону
|
Хвост
|
Повертеть бедрами или одной рукой помахать сзади
|
|