Главная страница

«Глина в жизни человека»


Скачать 107.42 Kb.
Название «Глина в жизни человека»
Калинина И. В
Дата 06.03.2016
Размер 107.42 Kb.
Тип Конспект

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №45»

Конспект

занятия по познавательному развитию

на тему:

«Глина в жизни человека»

Автор:

воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ФФНР

Калинина И. В.


Г. Заволжье, 2009 г.

Цель: познакомить детей с природным материалом – глиной и её свойствами: плотная, не рассыпается, мягкая, пластичная, легко лепится, хорошо сохраняет форму.

Задачи:

  1. Формировать умение сравнивать материалы, называть их особенности, в соответствии с их свойствами использование в поделках.

  2. Познакомить детей с назначением разных видов глины (красно-коричневая и белая).

  3. Развивать умение определять материал по его внешним характеристикам и свойствам (песок, глина, дерево).

  4. Уточнить представление детей о назначении материала – дерево.

  5. Вызвать познавательный интерес через постановку проблемной ситуации.

  6. Развивать речь (активный словарь: прилагательные - плотная, рыхлый, мягкая, пластичная, хрупкий, красно-коричневый; существительные – археолог, история; пассивный словарь: водопроницаемость, податливый, упрямый, залежи, залегает, бело-серая).

  7. Расширять кругозор.

  8. Воспитывать любознательность, организованность, дисциплинированность.

Предшествующая работа:

1.Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (определение на ощупь материала, из которого изготовлен предмет).

2.Рассматривание альбома «Как жили люди на Руси» (закрепление представлений детей о назначении материала – дерево).

3.Рассматривание деревянных изделий, иллюстраций деревянных строений.

4.Беседа о профессии археолога.

5.рассматривание глиняных скульптурок.

Материал:

Демонстрационный: 1.глиняные черепки,

2.схема-разрез слоя земли,

3.виды глины (красно-коричневая, серая, бело-серая),

4.карта Нижегородской области с отмеченными

территориями залегания глины),

5.карьерный песок,

6.таблица с карточками-символами «Свойства глины и

песка».

Раздаточный: 1.совки,

2.карта маршрута,

3.2 воронки ( с зелёным прямоугольником – с песком, с розовым

прямоугольником – с глиной),

4.2 стакана,

5.мерный стакан с водой,

6.глина,

7.влажный песок (карьерный),

8.подносы,

9.влажные салфетки.


Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, вы хотели бы узнать как жили люди в прошлом, какими предметами они пользовались?
Дети: Да.
Воспитатель: А как это можно сделать?
Дети: -Переместиться на машине времени;

-Прочитать книгу;

-Посмотреть фильм; и т.д.
Воспитатель: Это всё правильно, но есть и другой способ: можно представить жизнь людей прошлого, видя и зная предметы, которыми они пользовались. А где же взять эти предметы?
Дети: Можно посмотреть их в музее, у бабушки в деревне и т.д.
Воспитатель: Но от куда же все эти старинные предметы попадают в музей?
Дети: Их приносят люди, которые хотят поделиться своей историей с другими, сохранить свою историю или отдают учёные.
Воспитатель: Какие учёные?
Дети: Археологи.
Воспитатель: Кто это такие археологи?
Дети: Археолог – это учёный, который изучает жизнь людей прошлого по сохранившимся вещам.
Воспитатель: Часто им эти вещи приходится раскапывать из земли. Вот и сегодня я вам предлагаю побыть археологами и познакомиться с жизнью людей прошлого, с теми предметами, которые их окружали, и постараться выяснить из чего же изготавливали эти предметы и почему брали этот материал? Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: У археологов есть руководитель группы. Выбирайте его сами.
Дети выбирают «руководителя» группы.
Воспитатель: Берите всё, что необходимо вам для раскопок: совки, руководителю я вручаю карту. Определитесь на ней, пожалуйста, где предположительно нужно делать раскопки. В путь!
Дети определяют на карте место поиска, идут «по маршруту» и находят место «раскопок». Раскапывают и обнаруживают глиняные черепки.
Воспитатель: Что вам удалось найти?
Дети: Похоже, что это - части какой то посуды.
Воспитатель: Можно по этим частям определить, как она выглядела?
Дети: нет.
Воспитатель: А можно определить из какого материала она сделана?
Дети: Да, можно. Предположительно это глина.
Воспитатель: Почему вы решили, что это глина?
Дети: У неё красно-коричневый цвет, она не сгнила в земле, она хрупкая и легко бьётся. А ещё люди прошлого часто из неё делали разные предметы : посуду, игрушки, кирпичи.

Воспитатель: В земле скрывается

В руках преображается,

Огнём закаляется,

В посуду превращается.
Воспитатель: А почему её так широко использовали? Вы знаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: А из какого материала люди раньше могли делать посуду, игрушки, строить дома?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: А что в них плохого?
Дети: -Дерево гниет;

-Может загореться;

-А ещё лес приходится вырубать, а это очень плохо.

Воспитатель: И вот люди стали искать другие материалы. Наткнулись однажды на грязь, которая, засыхая на солнце, становится твёрдой. Догадались, как она называется?
Дети: Глина
Воспитатель: Глину добывают под верхним слоем земли (демонстрирует схему-разрез слоя земли).

Глина бывает разного цвета (демонстрирует виды глины).

Как вы думаете, что можно сделать из красно-коричневой глины?
Дети: Игрушки, кирпичи, глиняную посуду.
Воспитатель: А из бело-серой ( она встречается реже).
Дети: Наверно, только посуду.
Воспитатель: Посмотрите, мы с вами недавно рассматривали карту нашей Нижегородской области (демонстрирует карту).

На ней я отметила места, где у нас в области есть залежи глины.
Дети рассматривают карту.
Воспитатель: Обратите внимание, что около нашего города Заволжье глины залегает очень много. Вот эту глину я нашла на окраинах города (демонстрирует).

Но много залегает и песка (демонстрирует карьерный песок, по цвету очень похожий на глину).

Как же отличить глину от песка?
Дети дают предположительные ответы.
Воспитатель: Вы сейчас археологи, а, значит, учёные. А учёные прежде чем о чём-то высказаться, проводят опыты. Вот и я вам сегодня предлагаю провести опыты и узнать все свойства глины и песка. Только так можно отличить глину и песок и понять почему же люди в прошлом стали использовать для своих нужд именно глину. А сейчас я вам предлагаю немного «зарядиться» перед сложной научной работой.

Физкультминутка

Мы шагали,
Мы копали,
Из земли клад доставали.
Всё изучим,

Разберём.
Всё докажем,
Всё поймём.

Дети маршируют
имитация движений работы лопатой
присед, «подъём» руками предмета
имитация руками раскрытой книги

руки по очереди развести в стороны
выставить по очереди указательные пальцы левой и правой рук

указательные пальцы рук - к вискам головы

Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

Воспитатель: Сначала мы будем выявлять первое свойство – водопроницаемость, т.е. пропускает глина воду или нет.

У вас на столах стоят 2 стакана, в них – 2 воронки, в воронке с красным квадратиком – глина, а с синим – песок. Подвиньте их к себе.

Дети подвигают стаканы.

Воспитатель: У вас у каждого стоят мерные стаканчики с водой. Возьмите их и аккуратно налейте немного воды в воронку с глиной (дети выполняют).

Что можно сказать про глину?
Дети: Глина не пропускает воду.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что она плотная.
Воспитатель: Молодцы! А теперь из этого же стакана налейте немного воды в воронку с песком (дети выполняют).

Что вы можете сказать о песке?
Дети: Песок пропускает воду.
Воспитатель: Почему?
Дети: Песок рыхлый.
Воспитатель: Молодцы! Отодвиньте на край стола стаканы с воронками и стакан с водой (дети выполняют).

Теперь я вам предлагаю выявить второе свойство глины – глина материал прочный, пластичный и податливый или, наоборот, хрупкий и «упрямый».

У вас на столах стоят подносы, на которых лежит влажная глина и влажный песок. Подвиньте к себе подносы. Для того, чтобы проверить прочный ли материал – глина, вы должны оторвать кусок глины (дети выполняют).

Что можете сказать о глине? Как она отрывается?
Дети: Глина легко отрывается, не рассыпается.
Воспитатель: Правильно. Глина – материал прочный. Теперь оторвите кусок песка (дети выполняют).

Что произошло?
Дети: Песок тоже легко отрывается, но рассыпается.
Воспитатель: Очень хорошо. Песок – материал хрупкий. Для того, чтобы проверить пластичность глины, попробуйте оттянуть от куска глины пальцами. (Дети выполняют)

Что вы можете сказать о глине?
Дети: Глина мягкая, пластичная; хорошо лепится, ей можно легко придать любую форму.
Воспитатель: Умницы. А теперь попробуйте оттянуть от куска песка пальцами какую-либо форму (дети выполняют).

Что вы можете сказать о песке?
Дети: Песок не такой пластичный материал, ему сложнее придать форму и сохранить её.
Воспитатель предлагает детям вытереть руки влажной салфеткой.
Воспитатель: Ну что, уважаемые учёные, вы провели опыты с сырой глиной и сырым песком. Что сейчас вы можете сказать о глине и песке?

Я вам предлагаю занести результаты опытов в таблицу:

ГЛИНА

ПЕСОК








Здесь есть 2 кармана: в один карман вы будете вставлять карточки-характеристики глины, а в другой – песка.

Воспитатель предлагает детям по желанию выйти, показать карточку, назвать, что она обозначает (например, пропускает – не пропускает воду, прочный или хрупкий материал, пластичный или «упрямый» материал) и вставить в соответствующий карман.

Когда все карточки будут расставлены воспитатель достаёт карточки из кармана «Глина» и просит детей назвать все свойства глины.
Дети: Глина плотная, прочная, не рассыпается, мягкая, пластичная, легко лепится, хорошо сохраняет форму.

Воспитатель: Вот поэтому люди с давних времён и использовали глину в своём хозяйстве. И сейчас, несмотря на то, что изобретены новые материалы, глина до сих пор служит человеку. Наверняка у вас в доме есть какие-то глиняные предметы: утварь, посуда, скульптурки.