Главная страница

Формирование психических качеств, черт и свойств личности школьника в процессе физического воспитания


Скачать 35.72 Kb.
Название Формирование психических качеств, черт и свойств личности школьника в процессе физического воспитания
Дата 27.02.2016
Размер 35.72 Kb.
Тип Документы

Формирование психических качеств, черт и свойств личности школьника в процессе физического воспитания.

В педагогической среде, отношение учителей-предметников к урокам физкультуры несерьезное, особенно в современных условия. Сдавать ЕГЭ не нужно, да и ученики часто пренебрегают уроками физкультуры. Родители, порой, самостоятельно освобождают своих чад от уроков физкультуры. А ведь в процессе физического воспитания школьников формируются нравственные, волевые и психические качества, которые со временем, становятся постоянными чертами личности. Это позволяет обучающимся проявлять их в учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности, а также в быту и в семье. К таким качествам относятся трудолюбие, дисциплинированность, чувство ответственности за результаты своего труда, смелость и решительность, целеустремленность, настойчивость, выдержка и самообладание и что цель физического воспитания состоит не только в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья.

Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Она воспитывает умение воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, развитии физических, нравственных, волевых и психических качеств.

Особое значение приобретает формирование психофизической устойчивости школьников к различным условиям внешней среды. Использование физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактика нервно- эмоционального и психофизического утомления; повышение эффективности учебного труда.

Составной частью процесса физического и духовного развития человека является самовоспитание – активная творческая деятельность человека, имеющая целью совершенствование физических, интеллектуальных и духовных качеств, борьбу против собственных отрицательных сторон характера и других недостатков. В основе самовоспитания лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии физических способностей, укреплении здоровья, закаливании, совершенствовании форм тела, в различных проявлениях социальной активности.

Воспитание на уроках культуры физического воспитания, способствует эстетическому отношению к занятиям физической культурой, значение и соблюдение гигиенических правил, умение контролировать свое физиологическое состояние, владение приемами и методами восстановления сил, потребность в укреплении своего здоровья, а потому наличие интереса и стремления к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Хорошо известно, какую важную роль играет двигательная активность в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления и в силу этого как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности.

Активизация психических процессов и подготовка нервной системы школьников к активному функционированию на последующих уроках является, безусловно, первоочередной задачей.

Таким образом, задача активизации психических процессов и повышения умственной работоспособности средствами физического воспитания, в частности с помощью физических упражнений, с моей точки зрения, является одной из психологических задач школьных уроков физкультуры.

Основоположник научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт считал, что, для того чтобы быть физически образованным, еще недостаточно всю жизнь заниматься физическим трудом. Совершенно необходимо иметь достаточно развитую систему психических процессов, позволяющую не только тонко контролировать свои движения и управлять ими, но и дающую возможность творческого проявления в двигательной деятельности. А это возможно тогда, когда субъект овладел приемами анализа своих мышечных ощущений и контроля за выполнением двигательных действий.

Важную роль в этом процессе играет всесторонняя активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках физкультуры при усвоении учебного материала. С этой целью ряд учителей используют технические средства обучения, спортивное нестандартное оборудование, наглядные пособия. Презентации выполненные учениками, проекты, исследовательские работы в области физкультуры, спорта и ЗОЖ наглядно показывают положительные результаты.

Итак, физическое воспитание, традиционно направленное на развитие физических качеств у школьника, должно быть направлено и на повышение осознания субъектом выполняемых им движений, от чего зависит совершенствование механизма произвольного управления движениями. Именно в подготовке учащихся к профессиональной трудовой деятельности, связанной с овладением различными двигательными навыками, мы видим роль физкультуры в школе. Оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями не требует специальной постановки такой задачи, а является закономерным следствием реализации программы двигательного развития учащихся. Постановка перед физической культурой в школе психологических задач требует достаточно высокого уровня психологической культуры и психологических знаний от самого учителя.
1.Локалова Н.Р. Зачем нужна школьная физкультура: точка зрения психолога / Локалова Н.Р. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 309-316.
2. Лестгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, Т.2. М.: АПН РСФСР, 1952.
3. Сулейманов И.И. и др., Общее физкультурное образование: Учебник. Том 1. Школьное физ¬культурное образование. Часть 3. Омск: СибГАФК, 1999 г. - 128с.
4. Евсеев Ю.И. Физическая культура 2002 г.-382с.