Главная страница

Эволюция школьного дневника: за и против введения смс-дневников


Скачать 1.81 Mb.
Название Эволюция школьного дневника: за и против введения смс-дневников
страница 3/11
Николаева И. В
Дата 22.02.2016
Размер 1.81 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

«Дневник – подневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям их жизни. Внешняя, но более других обязательная примета дневников – обозначение дат. Реальные дневники могут рассматриваться как род исторических, историко-биографических или историко-культурных документов: например судовой дневник мореплавателя Д. Кука, лицейских дневник декабриста Кюхельбекера.


Дневник может выступать также как форма художественного повествования. В русской и европейской литературе 18 века сентиментализм, возбудивший интерес к внутреннему миру личности культивирует дневник как форму «самонаблюдения».

В 19 веке писатели передают дневниковую форму повествования вымышленному герою ради углубленного исследования «истории души человеческой», например, журнал Печорина в «Герое нашего времени». При этом возникают возможности стилизации, сложной речевой игры, связанной со все большим отделением автора от персонажа.

Реалисты 19 века прибегают к жанровым разновидностям, близким к художественным дневникам – «запискам», «письмам», «исповеди».

Образцы использования формы дневника современной литературе: «Дневник Кости Рябцева» и т.д.

Среднее место между дневником как документом и дневником как литературным жанром занимают писательские дневники, заранее предназначенные для опубликования».
Ссылок и уточнений относительно специфики школьного дневника нет.
Мы обратились в библиотеку лицея и в литературе, посвященной школоведению только в одном источнике (1, стр. 195-199) нашли указания по использованию в учебно-воспитательном процессе дневников различных форм и назначения:

«…в каждом классе совет отряда или комсомольская группа ведет дневник полезных дел класса, в котором сами учащиеся учитывают те интересные и полезные дела, которые делаются по их инициативе…в эти журналы-дневники по определенным рубрикам записываются все вспомогательные мероприятия…

В дневниках фиксируются экскурсии, турпоходы, спартакиады, в которых участвуют ученики данного класса. По этим дневникам, если они регулярно ведутся администрации легко проверить выполнение плана воспитательной работы, судить о состоянии общественно-политической активности школьников…. С целью оперативного и экономного учета проводимой учебно-воспитательной работы заместитель директора ведет рабочие тетради, или, как их иначе называют дневники. Таких дневников у заместителя директора для удобства пользования при ведении учета должно быть несколько. Например: дневник учета состояния знаний учащихся и выполнения учебных программ, дневник текущих дел, дневники учебно-методической работы, проводимой с учителями, дневник наблюдения уроков и воспитательных мероприятий…

В каждый из дневников вкладывается одна какая-нибудь ведущая главная идея. Эти дневники нужны для того, чтобы успешнее решать задачи по управлению учебно-воспитательной работой, чтобы добиться высоко организованности труда. В сложном педагогическом деле, и в особенности в управлении им не обойтись без рабочей тетради или дневника, в котором учитывалась бы вся учебно-воспитательная и методическая работа, проводимая в школе. Дневник помогает упорядочить и организовать работу, способствует выработке четкости, строгой регламентации рабочего времени и позволяет на основании анализа и учета критически осмыслить сделанное, принять обоснованное решение, сделать правильные выводы.

Дневники ведутся в больших общих тетрадях. На первых страницах, или титульных листах, для удобства пользования помещается оглавление, соответствующее определенным разделам работы и указанием страниц.

Например, в дневнике проверки состояния знаний учащихся и выполнения учебных программ можно выделить следующие разделы:

Итоги успеваемости по всем школьным дисциплинам каждого класса за четверть; выполнение учебных программ; успеваемость учащихся-второгодников, вновь принятых в школу и слабоуспевающих; организация индивидуальной работы со слабоуспевающими учениками; контроль за организацией внеклассного чтения учащихся; учет проверки выполнения учащимися домашнего задания, результаты административных контрольных работ и проверок качества знаний; накопляемость оценок учащихся, на основе которых выставляются четвертные оценки; участие школьников в олимпиадах; итоги экзаменов, результаты работы учителей по классам и предметам, итоги работы классных руководителей, выполнение плана воспитательной работы…».
Таким образом, в изученной нами литературе отсутствует понятие «школьный дневник», он не рассматривается как вид школьной документации.
Мы обратились к поисковым системам Интернета «Yandex» и «Rambler». И получили около 900 сайтов.

Приложение







Почта

Помощь

Настроить поиск














Найдётся всё

Начало формы











расширенный поиск

в найденном в регионе: Магадан







Конец формы

Везде

Новости

Маркет

Адреса

Словари

Блоги

Картинки

Все службы…




Результат поиска: страниц — 1 898, сайтов — не менее 483.








  Интернет  

Новости

Картинки

Покупки

Люди

Price.ru

Топ100

Словари







Начало формы



  

  



    

Расширенный поиск
Помощь в поиске

в найденном

Все виды поиска

Конец формы











Вы искали: когда появился школьный дневник, найдено сайтов: 8519, документов: 44181, новых: 3
Несмотря на большое количество найденных сайтов, порталов и ссылок, мы не нашли информации об истории возникновения и развития школьного дневника.
Таким образом, нам не удалось выяснить, когда появился школьный дневник.
Трудно представить каким образом выглядел первый школьный дневник. Современные традиционные дневники разнообразны по оформлению и содержанию.
1.2. Традиционные дневники в современной школе.
Чтобы школьнику жилось веселей, многие производители стараются сделать дневники красочными и интересными, снабжают их рисунками, анекдотами, дополнительными "познавательными" страничками. Дневник будет со школьником целый год, а значит все мелочи важны.

Хорошо, если в разметке на каждый день предусмотрено больше, чем стандартные 6 уроков - это нужно и старшеклассникам, и ученикам, которые посещают факультативы, кружки и пр. Строки и столбики для ежедневных записей должны быть достаточно широкими, чтобы и домашние задания поместились, и пометки учителя, и подпись родителей. Листы лучше пронумеровать, чтобы скрывать "страшную правду" от родителей не повадно было.
Кроме того, в дневнике должно быть предусмотрено место под дополнительную информацию: имена классного руководителя и учителей-предметников, для списка класса, для расписания уроков, школьных звонков.

Мы проанализировали некоторые дневники учащихся (из числа опаздывающих) и выявили отсутствие в большинстве из них указаний по ведению дневника.

Из 10 дневников, изготовленных различными фирмами, только в 4 имелись указания по ведению дневников, при чем с одинаковым содержанием:

  1. Дневник является школьным документом учащегося.

Это положение не закреплено в локальных актах школы, в перечнях необходимой документации.

  1. Ученик заполняет лицевую сторону обложки, вписывает название предметов, имена и отчества преподавателей, расписание уроков, факультативных занятий, внеклассных и внешкольных занятий.

Данное требование есть даже в дневниках, в которых нет специально отведенных для этого страниц.

  1. Ученик ежедневно записывает домашнее задание в графы того дня, на который они заданы, в период школьных каникул – план внеклассных и внешкольных мероприятий.

  2. Учащиеся предъявляет дневник по первому требованию учителей или классного ркуоводителя.

Должны предъявлять, но зачастую нарушают это указание.

  1. Учитель, оценив ответ учащегося, выставляет оценку в классный журнал и одновременно вписывает ее в дневник и заверяет своей подписью.

Должны выставлять, но зачастую нарушают это указание.

  1. Классный руководитель следит за наличием в дневнике всех оценок, полученных учащимся в течение недели, отмечает количество пропущенных уроков за неделю. В конце дневника выставляются итоговые сведения об успеваемости и поведении учащегося.

Данное указание выполняется не еженедельно, а 1 раз в 2-4 недели, или накануне родительского собрания, сведения о поведении предусмотрены не во всех дневниках.

  1. Выставление оценок за общественно-полезный, производительный труд в течение недели, а также записи о выполненной учеником работе в период трудовой практики производят лица, ответственные за организацию этих работ.

Эти виды работ в современной школьной практике не оцениваются..

  1. Для заметок учителей и классного руководителя выделена специальная страница.

В большинстве дневников такая страница отсутствует.

  1. Родители еженедельно просматривают и подписывают дневник.

Данное указание нарушается.

  1. Администрации школы осуществляет систематический контроль за ведением дневника.

Таким образом, традиционный школьный дневник содержит указания отчасти не соответствующие современной образовательной практике.

О том, что происходит с современным традиционным дневником можно судить по сведениям Интернета:
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11