Главная страница

Эссе «Моя педагогическая философия» Без школы я беззащитна и одинока


Скачать 36.68 Kb.
Название Эссе «Моя педагогическая философия» Без школы я беззащитна и одинока
Дата 22.02.2016
Размер 36.68 Kb.
Тип Документы

Эссе «Моя педагогическая философия»
Без школы я беззащитна и одинока
Воспитание - главная цель средней школы. Английский философ Джон Локк отмечал, что именно благодаря воспитанию, «девять из десяти тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными». Эта мысль созвучна моей педагогической философии.

Для меня школа – добрая и жестокая, справедливая и суровая, веселая и грустная …– самое компромиссное место на земле. Здесь можно найти золотую середину между «я могу» и «мне надо», между желанием и необходимостью. Но… ведь можно и не найти... Не найти не только этой «золотой середины», но и ответов на свои вопросы. Один старшеклассник написал в своем сочинении: «Школа дает ответы на вопросы, которых мы не задавали». Он прав! Тысячу раз прав! И я думаю, что в школе первично воспитание. А обучение - «ответы на незаданные вопросы» - должно быть подчинено воспитанию!

Невольно задумаешься, а что же такое воспитание? По моему мнению, это формирование нравственности и создание у школьников навыков жизни в нравственной атмосфере. В этой ситуации мне вспоминается и кажется небезосновательным предостережение Е. Евтушенко:

Должны мы бороться за детские души

должны,

должны

Но что, если под поучительской чушью

В нас

нету души?

И прежде, чем лезть с поучительством грозным

и рваться в бои

за детские души,

пора бы нам, взрослым,

очистить свои…

Становится не по себе, когда понимаешь, что в школу слишком часто попадают люди, недостаточно компетентные, порой просто случайные. Думаю, учителем в школе может быть не всякий человек. И дело даже не в том, что он должен иметь специальное образование, а в том, что он должен иметь хотя бы минимальные педагогические способности. Ведь именно от меня, от учителя, от моих личностных качеств, профессионального мастерства зависит многое в судьбе детей, да и сами детские судьбы.

С одной стороны, учитель – мученик своей профессии: он работает без развлечений и не может позволить себе передышку пока не выгорит. Его эффективной творческой работе мешают и жесткие директивы министерства, и рутинная, отбирающая очень много времени отчетность, и нищенская зарплата, и перегрузка, не позволяющая не только жить полноценной личной жизнью, но и совершенствовать свою педагогическую квалификацию.

Но с другой стороны!? «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело, а у нас – это чернорабочий, плохо образованный человек, который идет учить ребят … с такой же охотой, с какой пошел бы в ссылку». Помните слова Чехова А. П.? Согласитесь, они и сейчас не устарели. Мне повезло, и многие мои учителя соответствовали идеалу Чехова А. П.

Моих учителей отличают не знания, не образованность, не трудолюбие. По-моему, тот – Учитель, кто соединяет в себе и ум, и мастерство, и знания, кто искренне открыт для детей, для окружающих, для общества. Я стараюсь именно так воспринимать мир, ведь такое восприятие мира – источник воспитательной силы личности педагога, его ежедневного творчества, энтузиазма в передаче духовных ценностей, накопленных человечеством, детям, доверчиво смотрящим ему в глаза.

Мы слишком долго жили, в рамках философии «долженствования», центральной нравственной категорией которой является понятие «долга». В жертву долгу приносились индивидуальные интересы и потребности человека. К моему сожалению, многие и сегодня живут и мыслят в рамках этой философии.

Как правило, выпускник школы, определяя свой жизненный путь, выбирая профессию учителя, чаще всего ориентируется на тот учебный предмет, который любит, знает и желает преподавать детям. Он убежден, что глубокое знание этого предмета должны обеспечить ему успех. Неудачи начинаются потом, когда молодой учитель остается один на один с детьми и вдруг обнаруживает, что они совсем не похожи на тот воображаемый идеальный сосуд, который он готовился и должен был наполнить знаниями. Если учитель – человек творческий, ищущий, он начинает понимать, что успех работы педагога зависит от умения общаться с детьми, и стремится наверстать упущенное.

Уверена, что внутренний мир ребенка – особенный мир, отличный от взрослого. Дети живут конкретными образами. Они доверчивы и открыты. На интуитивном уровне дети чувствуют фальшивые нотки. И, опираясь на особенности их мира, общаться с ними легко и приятно. Доверие ребенка – бесценный дар, к которому надо относиться бережно. Для меня очень важно сохранить это доверие, создать для ребенка безопасную обстановку общения. Любовь, добро, желание быть интересным – вот залог успеха в общении с детьми.

Я воспринимаю общение как нечто естественное, присущее человеку как воздух, и стараюсь не забывать: эту атмосферу мы создаем сами!

Общение – это обмен духовными ценностями. И что радостно! Есть в школе педагоги, светлые и, наверное, по-своему счастливые, для которых решающее свойство человека – его личностная позиция в общении: установки, отношение к миру, людям, самому себе.

Я счастливый человек – меня не бросало из крайности в крайность, и я сразу нашла то, что мне нравится. Без школы я беззащитна и одинока.

Для меня главные понятия современной школы - «свобода», «выбор» «ответственность», признание уникальности, индивидуальности, исключительности каждой личности – центральные понятия не только философии существования, но и моей педагогической философии. Это то, к чему я стремлюсь в своей работе. И пусть не всегда все получается. На то она и школа, чтобы в ней не все получалось, чтобы оставалось какое-то пространство для новых желаний!


Николаева Ирина Вадимовна, г. Магадан МАОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупской»