Главная страница

Доклад преподавателя хорового отделения дши №12


Скачать 85.45 Kb.
НазваниеДоклад преподавателя хорового отделения дши №12
Дата12.02.2016
Размер85.45 Kb.
ТипДоклад


Доклад преподавателя хорового отделения ДШИ № 12

Шафиковой О.Ю.
на II межрегиональной научно-методической конференции

«Учитель и ученик на пути к новой школе»

Духовно-патриотическое воспитание

в системе воспитательной работы

на хоровом отделении ДШИ №12.

г. Архангельск ноябрь 2010г.

I. Вступление. Актуальность и значимость темы.

В начале третьего тысячелетия Российское государство характеризуется глубоким кризисом в духовной сфере, стремительным процессом социальной, материальной и нравственной поляризации общества. Человек сегодня переживает кризис из-за отсутствия духовных ориентиров в жизни и из-за утраты традиционных духовных ценностей. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа.

Проблемы духовно-нравственных ценностей в истории общества не нова, однако каждая эпоха и быстро меняющийся социальный мир выдвигают всё новые и более сложные грани.

Наше общество вот уже два десятка лет в научной литературе принято называть обществом переходного типа. В обществе переходного типа воспитание не только сталкивается с различными социальными проблемами, но и само становится социальной проблемой.

Именно в этот период появилось и даже утвердилось мнение, что школа освобождена от воспитательных функций, её задачей является образование, под которым понимается предоставление необходимых для дальнейшей жизни знаний.

«Люди нередко задумываются о том, что является фундаментом, основой человеческого бытия, человеческого общества, общественных отношений. И мы знаем, что в истории по-разному отвечали на этот вопрос. Ещё совсем недавно - старшее и среднее поколения хорошо это помнят — основой общества, фундаментальной, базисной ценностью считалась экономика. Согласно этой точке зрения, от того, как развивалась экономика, зависели развитие общества, смена так называемых общественно-политических формаций, революции и т.д. Другие считают, что основой функционирования общества является политическая система: если она отлажена, если хорошо работает законодательство, если люди воспитаны в законопослушании, то ничего другого не требуется. Нужно только совершенствовать систему, которая сама собой будет играть роль инструмента, способного налаживать общественные отношения даже в том случае, если где-то они и нарушаются.

Полагаю, что и одна и другая точки зрения глубоко ошибочны. Для того чтобы доказать это, не нужно писать никаких, научных статей – достаточно вдумчиво вглядеться в историю и в современность и увидеть, что ни экономическая, ни политическая, ни даже законодательная система не способна избавить человечество от конфликтов, противоречий, войн, от роста коррупции и криминала, от бездумного отношения к природе и загрязнения окружающей среды — в конечном счёте, от разрушения основ бытия, связанных с самим продолжением человеческого рода. И происходит все это потому, что именно в сознании, в сердце человека возникают мысли, желания, стремления; а уже потом всё это реализуется в сфере общественных отношений, в политике, в экономике. Вот почему фундаментальными являются нравственная природа человека и нравственные, точнее духовно-нравственные основы жизни - потому что без духовной жизни нравственное состояние человека становится очень хрупким, очень восприимчивым к разного рода влияниям, которые могут разрушить само это нравственное начало».

Духовно-нравственное воспитание должно быть приоритетным направлением в системе не только общего, но и дополнительного образования детей, так как:

- Современное общество нуждается в подготовке широко образованных и высоконравственных людях, обладающих не только знаниями, но и личностными качествами. Развитие личности - процесс внутренний, личный, частный. Развиваются не умения и навыки, а внутренний мир человека, представленный сознанием, которое и определяет качество мышления и знаний, поведения и деятельности. Развитие личности отличается от развития индивида, вооружённого знаниями, умениями, навыками тем, что относится к ним через призму своего человеческого, ценностного осознания.

- В современном мире ребёнок живёт и развивается под воздействием разнообразных источников как позитивного, так и негативного характера (СМИ, интернет), которые ежедневно обрушиваются на него неокрепший интеллект и чувства, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.

- Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитание - качество личности.
Проблема духовно-нравственного воспитания особенно актуальна для нашего города. Мирный - закрытое административное территориальное образование. Градообразующим предприятием является Первый Государственный Космодром Министерства обороны Российской Федерации. Основное население города - кадровые военнослужащие, офицеры Космодрома и их семьи, которые вынуждены разделять все трудности военной службы.

«Закрытость» накладывает свой отпечаток на все сферы жизнедеятельности, в том числе и на культурную жизнь города. Замкнутое, до минимума ограниченное культурное пространство негативно влияет на формирование и развитие личности подрастающего поколения.

Главная концертная площадка города - ГДО (Гарнизонный дом офицеров), ориентирована на художественную самодеятельность и культурно-массовую работу. В городе активно пропагандируется и поддерживается патриотическое воспитание детей и молодёжи, действует система военно-спортивных мероприятий - организуются акции, соревнования, военно-спортивные игры «Зарница» и «Зарничка», открыты профильные кадетские классы в общеобразовательных школах. При этом, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию в аспекте приобщения подрастающего поколения к мировой художественной культуре, национальным культурным традициям.

Сложившаяся ситуация подвигла преподавателей хорового отделения ДШИ активизировать деятельность в направлении духовно-нравственного воспитания детей.

II. Система воспитательной работы на хоровом отделении ДШИ №12

Сердце, воображение и разум — вот среда,

где зарождается то, что мы называем культурой.

К. Паустовский
Главной целью воспитательной работы преподавателей хорового отделения ДШИ №12 является формирование у учащихся системы духовно-нравственных ценностей на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций России.

Задачами воспитательной работы являются:

- создание и сплочение хорового коллектива, как социальной, духовно-наполненной среды, воспитывающей личность ребёнка;

- воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов;

- формирование понимания значимости искусства;

- расширение личного культурного пространства через экскурсы по истории и культуре России;

- воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным культурным традициям, активной гражданской позиции;

- консолидация деятельности школы и семьи в духовно-нравственном воспитании детей.
Система воспитательной работы на хоровом отделении ДШИ № 12 включает три основных взаимосвязанных раздела.

1. Учебная деятельность - содержание программ, интеграция обучения, изучение в курсе школьных предметов выдающихся образцов мировой художественной культуры, знакомство с творчеством зарубежных и отечественных композиторов, развитие коллективных форм творчества на уроках хора, сольфеджио, музыкальной литературы.

2. Внеклассная работа - воспитание и развитие детского творческого коллектива, накопление и сохранение традиций коллектива; разработка и проведение тематических классных часов; проведение внеурочных воспитательных мероприятий - праздников, конкурсов, дискуссий и игр.

3. Внешкольная деятельность - участие в культурной жизни города, культурно-просветительская работа в образовательных учреждениях, разработка и проведение концертов, музыкальных гостиных, лекций-концертов, творческое сотрудничество с военным оркестром космодрома «Плесецк».

Приоритетным направлением воспитательной работы на хоровом отделении является духовно-патриотическое воспитание учащихся.

III. Духовно-патриотическое воспитание учащихся в системе воспитательной работы.
Родина не сможет существовать без свободы,

свобода без добродетели, добродетель без граждан.

У вас будет всё, если вы воспитаете граждан;

без этого у вас все, начиная с правителей государства,

будут лишь жалкими рабами.

Однако воспитать граждан - дело не одного дня;

и чтобы иметь граждан-мужей,

нужно наставлять их с детского возраста.

Ж. Руссо
Столетиями образование в России осуществлялось неразрывно с воспитанием, особенно пристальное внимание уделялось духовно-патриотическому воспитанию.

Слово «патриотизм» происходит от античного ра (па - земля отцов, отечество. Патриотизм - любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.

Выражение патриотизма на личностном уровне определяется мировоззрением, нравственными идеалами, нормами поведения. На макроуровне он проявляется в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, системе основополагающих ценностей.

Ценность как понятие означает актуальную значимость, конкретный ориентир, представляющий в данный момент особую важность для человека.

Когда мы говорим о ценностных ориентациях школьника, то имеем в виду, прежде всего, сущностные характеристики его сознания и поведения, систему устремлений личности, отражающую её представления об идеалах, о смысле жизни и деятельности, направленных на саморазвитие.

Одним из основных факторов воспитания свободной, самодостаточной, творчески самостоятельной личности является формирование национального сознания. Именно поэтому духовно-патриотическое воспитание должно быть одним из приоритетных направлений в работе школы.

Формирование и развитие патриотизма - государственная задача, социальный заказ общества образовательным учреждениям, механизмы и средства реализации которого представлены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г. г.»

В соответствии с Программой, целью духовно-патриотического воспитания является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Программой определены активные формы коллективного воспитательного воздействия адресного влияния на формирование патриотического сознания россиян.
Патриотическое воспитание молодёжи осуществляется путём:

- разработки и реализации с участием молодёжи проектов, посвящённых юбилейным датам отечественной истории, истории и культуры округа и города, других мероприятий патриотической направленности;

- пропаганда в молодёжной среде истории родного города, распространения информации о его знаменитых жителях.
Методы и формы воспитательной работы, изложенные в Программе, стали основой системы духовно-патриотического воспитания на хоровом отделении ДШИ№12.

IV. Заключение.

Образование в России всегда было неотделимо от духовного формирования личности - это относится и к христианской педагогике дореволюционных эпох и к советской эпохе. Разумеется, русскую школу, как всякую другую школу занимали и вопросы творчества, и методики развития интеллекта, но всегда доминанта духовности выделялась как стержень образования в русской школе.

«Духовная жизнь, если она и может быть количественно измерена, определяется напряжённостью искания идеала, верным внутренним компасом, постоянно вздрагивающем при греховном поступке и направленном к полюсу добра, любви, святости».
Образ жизни и цели сегодняшней молодёжи не те, что мы хотели бы видеть. И всё же, несмотря на повальное воздействие на наших детей всего негативного, они сохранили способность воспринимать добро, любить ближних, ценить прекрасное, проявлять силу воли. Наша задача - помочь раскрыть в них эти качества.