Главная страница

«Экологическое воспитание дошкольников в современном доу»


Скачать 50.29 Kb.
Название «Экологическое воспитание дошкольников в современном доу»
Дата 12.03.2016
Размер 50.29 Kb.
Тип Документы


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Магадана

«Детский сад комбинированного вида № 15»


Консультация

для педагогов

на тему: «Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ»

Подготовила и провела:

Воспитатель старшей группы

Грибанова О.Л.

2013 год

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Одной из более доступных и близких мне программ, явилась программа С. Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. "Юный эколог" включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Дети младшего дошкольного возраста имеют большой багаж о природе. Этому способствует довольно высокий уровень абстрагирования, хорошо развитый анализ и синтез окружающей действительности, большой словарный запас. Расширяются и обогащаются знания о характерных явлениях и свойствах явлений. Детям доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщённости знаний позволяет переходить к понятиям. В этом возрасте у детей вырабатывается эмоционально-оценочное отношения в природе, к результатам труда. Таким образом, ставятся следующие задачи:
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающей нас природе;
- формировать оценочное суждение, в котором проявляется наблюдательность ребёнка, критичность мышления, интерес к миру природы;
- формировать представление о связях и зависимости, существующие в природе, выстраивать экологические цепочки, пользоваться обобщающимися словами:
- развивать творческую инициативу, логическое мышление, воображение.

Ведущим приёмом является беседа, именно беседа помогает детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, выявить нравственную позицию ребёнка в его отношениях к животным, растениям, людям.

Речь должна быть мягкой, доброжелательной, выразительной, главное эмоциональной. Прежде чем обратить внимание воспитанников, на какой- либо объект природы, нужно подобрать вопросы, обратиться к поэтическим образам (стихи, загадки, пословицы). Предлагаю понаблюдать за облаками. На что они похожи? Дети начинают фантазировать. В этом возрасте проводятся длительные наблюдения.

Цикл наблюдений за деревом. Дети наблюдают и рассматривают дерево в разные сезоны, на их глазах оно меняется, они прослеживают, кто живёт на дереве, кто прилетает к нему. Постепенно дети начинают о нём заботиться, ухаживать, беречь. Даю такие задания, как « Какое настроение у дерева?», « Сегодня день рождение у берёзки, что мы ей пожелаем?», если это разные времена года, то детям легче рассматривать наряд у дерева, каждый раз они замечают изменения. Циклические наблюдения помогают детям понять закономерности и связи между живой и неживой природой, делать свои небольшие выводы, учат ребёнка рассуждать, вызывают любознательность.
После наблюдений дети начинают переживать, их задевает то, что происходит в природе и тогда мы начинаем придумывать рассказы.
Широко использую поэтическое слово. При знакомстве с опоэтизированной природой детям легче и доступнее даётся возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить её значение в жизни человека, они учатся сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Читая стихи о лесе у разных авторов С. Погореловский, «Лес», И. Бунин « Листопад», А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало», И. Суриков « Первый снег», подвожу детей к мысли, что лес красив во все времена года. Дети начинают понимать эту красоту, наслаждаться ею и передают свои впечатления в слове и рисунке.
Познание природы будит ребячью мысль, способствует развитию творчества и самостоятельности, расширяются их представления, позволяющие им сравнивать, различать, вдумчивее относится к природе.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Качество изготовления поделок зависит от:

  1. грамотного методического руководства со стороны воспитателя;

  2. уровня умственного развития ребенка;

  3. степени сформированности у детей практических умений и навыков работы с природным материалом;

  4. развитие у ребенка таких качеств как настойчивость, внимательность, старательность, взаимопомощь.

Закрепление полученных знаний происходит на экологических праздниках и развлечениях «День рождения Земли», «Берегите первоцветы», «День чистоты и здоровья».

Большими помощниками в работе являются родители. Родители вместе с детьми ходят в походы, на экскурсии. Всё это положительно действует на детей, они не только получают знания, но и на личном опыте видят, как относятся их родители к окружающему миру. У ребёнка откладывается незабываемый положительный отпечаток в душе.

Для того чтобы легче отследить знания детей на каждом возрастном этапе необходимо проводить диагностику.

Педагогическая диагностика - это система приемов, специально разработанная педагогическими технологиями, методик и тестовых заданий, позволяющих определить уровень развития ребёнка, а также находить пути улучшения и качества.

Проблема экологического образования волнует всех учёных общественность, педагогов. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную картину мира. Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости. Поэтому настало время осознать, что взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.