Главная страница

«Эффективное взаимодействие с агрессивным ребенком»


Скачать 410.71 Kb.
Название «Эффективное взаимодействие с агрессивным ребенком»
страница 1/3
составитель
Дата 14.02.2016
Размер 410.71 Kb.
Тип Литература
  1   2   3

Методическая разработка: консультация для педагогов
Тема: «Эффективное взаимодействие с агрессивным ребенком»
Автор-составитель:

Педагог-психолог высшей квалификационной категории Моисеенко Ольга Геннадьевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №94 Невского района г.Санкт-Петербурга
Содержание:

  1. Актуальность проблемы.

  2. Основные понятия: «агрессия», «агрессивность».

  3. Классификация видов агрессии.

  4. Диагностические критерии, характерологические особенности агрессивного ребенка.

  5. Причины возникновения агрессивности.

  6. Способы взаимодействия с агрессивным ребенком, психологическая коррекция и профилактика агрессивного поведения.

Литература


  1. Актуальность проблемы.


Думаю, не будет преувеличением, если я скажу, что практически в каждой группе нашего детского сада есть хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения.
Задание для педагогов:

Я предлагаю вам подумать и написать имена тех детей, чье поведение на ваш взгляд отличается агрессивностью. Этот список понадобится нам в дальнейшем.
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Учителя, воспитатели и родители отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше и больше. Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное.

Как вы знаете, агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию. Часто в разговорах об агрессивных детях можно услышать такие слова, как: «грубиян», «нахал», «отвратительный», «дрянь», «хулиган» и т.п. А, между тем известный австралийский психотерапевт В.Оклендер отмечает: «Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды… У него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию». Эти слова я считаю ключом к пониманию агрессивного поведения ребенка и отправной точкой для оказания ему действенной помощи.



  1. Основные понятия: «агрессия» и «агрессивность».


Как правило, все жалобы взрослых на агрессивного ребенка укладываются в следующее описание его поведения: дерется, причиняет боль другим детям, взрослым, угрожает.

Психологи же склонны разделять такие понятия, как агрессивное поведение ребенка в той или иной ситуации и агрессивный ребенок (где агрессивные проявления считаются личностной чертой).

Поясню это. Каждый ребенок, развиваясь, попадает в ситуации, в ходе которых испытывает желание наказать обидчика, использовать силу для решения своих проблем, высказать угрозу. В младенчестве дети бьют игрушками своих родителей, отбирают понравившуюся игрушку у другого ребенка, при этом могут толкаться, кусаться, царапаться, драться. Чем старше они становятся, тем чаще действия могут заменять на угрозы, ругательства, оскорбления либо сопровождать ими свои действия. У одних детей такое поведение возникает чаще, чем у других, и окружающие называют их агрессивными. Хотя при правильной реакции родителей такое поведение может со временем исчезнуть и замениться более приемлемым в обществе. При неправильном отношении агрессивное поведение закрепится и станет характерным для ребенка, и тогда он вполне оправдает мнение окружающих о себе, как об агрессивном ребенке.

Итак, следует различать агрессивное поведение, которое может быть естественным для того или другого периода развития ребенка, или которое является ситуативным, и агрессивность как черту личности.
Следовательно, нужно определиться с понятиями «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия это

с одной стороны – биологически целесообразная форма поведения, которая способствует выживанию и адаптации,

с другой - мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.).

Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации. Психологически является одним из основных способов решения проблем, и выступает в качестве:

  1. Средства достижения какой-либо цели:

    • стремление привлечь к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);

    • ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает нужных деталей конструктора, мальчик кричит: "Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик");

    • защита и месть (в ответ на "нападение" или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

    • стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

    • стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

      1. Способа психологической разрядки (ребенок не выспался, мама по дороге в детский сад наругала, ребята в группе сломали любимую игрушку – чем не повод разозлиться и кого-нибудь обидеть, может легче станет);

  1. Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении (каждый день ребенок слышит: «Так делать нельзя», «Не смей!». Если запреты звучат излишне категорично и их чересчур много, то ребенок может отреагировать на них гневом. Вам самим больше нравиться, когда вами командуют или когда к вам прислушиваются?).


Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший человеку в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под контроль социальных норм и функций.

Поэтому современные психологи выделяют позитивную и негативную агрессию. Позитивная агрессия обеспечивает человеку или группе людей возможность выживания, безопасности и развития. Если кто-то угрожает вам, то с ним нужно уметь вести себя твердо и уверенно, уметь дать отпор, и здесь может помочь умеренное чувство гнева и дозированная демонстрация агрессии. Это вовсе не означает, что нужно, испытывая гнев, постоянно проявлять его в активной агрессивной форме (нападение, угроза). Но если постоянно оставлять безнаказанным проявление враждебности других людей к вам, то это может привести к страданию, саморазрушению, психосоматическим заболеваниям. Умеренный гнев придает силы и уверенности, а небольшая доля злости позволяет выступить в свою защиту.

Если бы в человеке не было необходимой ему доли агрессивности, то не было бы в нем и инициативы, и воли к победе, и готовности к борьбе. Такой человек каждое препятствие воспринимал бы как непреодолимую преграду и предпочел бы в конечном итоге уйти из действительности в мир иллюзий, виртуальную реальность. Тем более, что форм ухода от действительности существует множество: это и "зависание" в Интернете, и "привыкание" к телевизору, не говоря уже об алкоголизме и наркомании.

Таким образом, каждая личность должна обладать определенной степенью агрессии, которая просто необходима для активной жизни.

В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения».
Негативная агрессия направлена на удовлетворение своих потребностей путем причинения вреда окружающим.
Грань между позитивной и негативной агрессией бывает иногда весьма тонкой. Так, во многих боевиках мы видим, как положительный герой, добиваясь весьма достойных личных или общественных целей, крушит все вокруг себя и при этом нередко ненароком уничтожает чужую собственность, калечит и убивает невинных людей.
Но, тем не менее, важно понимать одну вещь (может быть вы со мной не согласитесь, но это подчеркивают многие специалисты) - что искоренять любые проявления агрессии не только бессмысленно, но и вредно. Скорее необходимо добиваться, чтобы они оказывались соразмерными обстоятельствам и социально допустимыми, а также не ограничивали без необходимости права и свободы человека.


      1. Классификация видов агрессии.


Существует множество классификаций видов агрессии, но наиболее популярной и удобной, на мой взгляд, является классификация, предложенная в книге «Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности» (автор: Бреслав Г.Э.).



Разделение по направленности на объект

Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.

Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

Разделение по причине появления

Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.).

Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

Разделение по целенапра-вленности

Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.

Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.

Разделение по открытости проявлений

Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

Разделение по форме проявлений

Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику.

Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику.

Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

Наблюдения за детьми показывают, что большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер.

В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Например, мальчик толкает девочку в бассейн и смеется над ее слезами, или девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.

Я считаю, что такая классификация имеет практическую пользу, поскольку человек обычно проявляет сразу несколько видов агрессии, причем они постоянно меняются, переходя друг в друга.
Итак, мы разобрались, что агрессия – это действие, поступок,
тогда агрессивность представляет собой готовность к совершению таких действий.
То есть, агрессивность – это относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Я еще раз хочу подчеркнуть, что очень важно разграничивать следующие вещи: агрессивное поведение как относительно нормальное, но временное явление в развитии ребенка, и агрессивность, как устойчивую, регулярно проявляющуюся характеристику его личности.

Таким образом возникает вопрос: в каких случаях к поведению ребенка надо относиться без лишней паники, а в каких надо бить тревогу?

Здесь уместно перечислить последовательность изменения нормального агрессивного поведения у маленького ребенка:

  • Новорожденный ребенок, если он голоден, сердится на весь мир.

  • Годовалый малыш, разозлившись на маму, может ударить ее.

  • В полтора года ребенок уже может сдержать гнев, он “отведет душу”, затопав ногами или упав с криком на пол.

  • Двухлетний ребенок, не задумываясь, ударит по голове лопаткой того, кто отнял у него игрушку (это еще связано с тем, что в этом возрасте дети плохо разговаривают, поэтому им чаще свойственны проявления физической агрессии)

  • В три года малыш уже немного вежливее, он скорее начнет спорить с “захватчиком”, во всяком случае, первые несколько минут (но у некоторых детей в связи с кризисом трех лет агрессивные реакции могут быть ярко выражены).

  • Постепенно ребенок научается переводить свои гневные чувства в игру: “Пиф-паф” - стреляет малыш. Он уже знает, что причинять боль другим людям нельзя, что выразить свои эмоции можно в словах и игре (при условии, что этому его научили родители) это и есть процесс социализации, ребенок постепенно вписывается в общество.

В течение первых двух лет редкие периоды агрессивности ребенка можно считать нормальными. Многие специалисты считают, что до трех лет ребенок не проявляет значительной агрессивности, при условии, что его этому не учат (сознательно или бессознательно). Становясь старше, ребенок, как правило, учится выражать свой гнев в приемлемых для человеческого общества формах.

Но в каждом правиле есть исключения. Как определить, относятся ли агрессивные проявления ребенка к нормальным, или уже пора бить тревогу.

      1. Диагностические критерии, характерологические особенности агрессивности ребенка.


Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с детьми, были выведены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени:


  1. Часто теряет контроль над собой.

  2. Часто спорит, ругается с детьми и взрослыми.

  3. Намеренно раздражает взрослых и детей.

  4. Часто отказывается выполнять правила и просьбы.

  5. Часто винит других в своем «неправильном» поведении и ошибках.

  6. Часто сердится и прибегает к дракам.

  7. Часто завистлив и мстителен.

  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявились хотя бы 4 из 8 критериев, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно назвать агрессивными.
Задание для педагогов:

Давайте вернемся к вашим спискам. У всех ли детей, которых вы написали, наблюдаются указанные критерии, или их агрессивное поведение носит ситуативный характер? (Обсуждение результатов).
Кроме того, чтобы помочь агрессивному ребенку важно знать его характерологические особенности, поскольку эти особенности и дают ключ к тем направлениям, в которых нужно строить коррекционную работу.
Итак, характерологическими особенностями агрессивных детей являются:


  1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.


Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Например, играя во время прогулки в песочнице, двое детей подготовительной группы подрались. Рома ударил Сашу совком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал, Рома искренне ответил: “У Саши в руках была лопата, и я очень боялся, что он ударит меня”. По словам воспитателя, Саша не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Рому, но Рома воспринял эту ситуацию как угрожающую.


  1. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.


Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага. В научной литературе неоднократно отмечалось, что агрессивный человек имеет предвзятое мнение о том, что руководит поступками окружающих: он приписывает другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Все это говорит о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками.

  1. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.

  1. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.


Дети не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.


  1. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.

  2. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.

  3. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.

  4. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.

  5. В отношениях проявляет низкий уровень эмпатии.- неспособность понимать других людей.

Это не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в группе. В его основе, по-видимому, лежит особая структура самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и изолирован от других. В окружающих людях такой ребенок видит только их отношение к себе - другие выступают для него как обстоятельства жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяют ребенку увидеть других, пережить чувство связи и общности с ними. Поэтому для него так трудны сочувствие, сопереживание или содействие. Такое "волчье" мировосприятие создает ощущение острого одиночества во враждебном и угрожающем окружении, и это порождает все большее противостояние и некую изолированность от остального мира.

Так как, такие дети плохо чувствуют состояние других людей, не умеют и не любят сочувствовать, жалеть, они с трудом усваивают правила вежливости. Для них обычно интересны подвижные или настольные игры с четкими и несложными правилами. Играть в сложные сюжетно-ролевые игры с меняющимся эмоциональным наполнением ролей они не любят, так как чувствуют себя в таких играх малокомпетентными.


  1. Слабо развит контроль над своими эмоциями.

  2. Слабо осознает свои эмоции, кроме гнева.


Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.


  1. Боятся непредсказуемости в поведении взрослых (пример из телепередачи «Няня спешит на помощь»).

  2. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

  3. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

  4. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

  5. Имеют высокий уровень личностной тревожности.

  6. Имеют неадекватную самооценку.

  7. Чувствуют себя отверженными.


Что же способствует формированию агрессивности у детей?


      1. Причины возникновения агрессии.


Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Существует множество теорий по этому поводу. Анализ литературы по данной проблеме позволил выделить следующие причины, их условно можно разделить на две группы: внутренние внешние.

К внутренним относятся:


  • органические:

    • особенности развития центральной нервной системы:

      • повышенная возбудимость в сочетании со слабым действием активного торможения; Согласно позиции отечественных учёных, существует связь между агрессивностью детей и свойствами их нервной системы. Вероятность агрессии повышается, когда нервная система характеризуется повышенной возбудимостью при слабом действии активного торможения. А поскольку свойства нервной системы предаются по наследству, у ребёнка может быть унаследовано и нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения.

      • органические поражения головного мозга: минимальные мозговые дисфункции, травмы головного мозга, менингит, энцефалит и пр.;

        • некоторые соматические заболевания; переутомление.
  1   2   3