|  | 
          «Эффективные приемы и методы, способствующие развитию мышления у детей с овз» Мышление
            
              | «Эффективные приемы и методы, способствующие развитию мышления у детей с ОВЗ»
 
 Мышление – это сложная психическая функция, обеспечивающая жизнедеятельность и обучение ребенка. Для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, осваивать новую информацию, взаимодействовать с другими людьми, ребенку нужно уметь устанавливать сходство и различия между предметами, явлениями, классифицировать предметы, прослеживать причинно-следственную связь между событиями.
 
 Виды мышления
 
 Наглядно-действенное - познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);
 
 Наглядно-образное - познание с помощью представлений предметов явлений;
 
 Словесно-логическое - познание с помощью представлений предметов явлений.
 
 Операции мышления
 
 Анализ — разделение предмета, явления на составляющие компоненты.
 
 Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
 
 Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
 
 Классификация — группировка предметов по признакам.
 
 Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.
 
 Конкретизация— выделение частного из общего.
 
 Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.
 
 Для мышления умственно отсталых детей характерно:
 
 нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщение и абстрагирования);
 
 снижение активности мыслительных процессов;
 
 наиболее сохранный вид мышления — наглядно-действенный;
 
 неосознанность и хаотичность действий в процессе решения;
 
 некритичность мышления;
 
 слабая регулирующая роль мышления;
 
 низкая мотивация мыслительной деятельности.
 Причины нарушения развития мышления у умственно отсталых детей
 
 Бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, плохое развитие речи лишают ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление.
 
 Наглядно-действенное мышление
 
 1) понимание функционального назначения предметов. Чтобы совершать осмысленные действия с предметами, важно понимать, как их использовать, что с ними можно делать: из чашки можно пить, на машине – ездить и т.д.
 
 2) формирование представления о сходстве и различии. Ребенок учится находить одинаковые и (позже) сходные предметы. Задание можно усложнять, предлагая ребенку сходные предметы, различающиеся по какому-либо признаку.
 
 3) формирование представления о размере. Когда ребенок различает несколько размеров, он может собирать пирамидку, соблюдая правильную последовательность колец.
 
 4) понимание причинно следственной связи. Совершая действия с предметами, ребенок учится понимать связь между событиями, а затем и прогнозировать события.
 
 Наглядно-образное мышление
 
 1) установление связи «картинка – предмет – слово».
 
 Переход на уровень наглядно-образного мышления
 
 предполагает, что ребенок может понимать и устанавливать
 
 связь между картинкой, предметом и обозначающим его
 
 словом
 
 2) установление связи между картинкой и событием.
 
 Ребенок устанавливает связь между картинкой и
 
 происходящим событием
 
 3) понимание смысла сюжетных картинок.
 
 Ребенок учится анализировать изображение и понимать,
 
 что происходит на картинке.
 
 4) понимание серий сюжетных картинок.
 
 Ребенку необходимо не только понимать содержание каждой из них, но и проследить связь между картинками.
 
 Словесно-логическое мышление
 
 Недостаточно свободное владение лексическим значением слов отрицательно влияет на процесс формирования понятий и их использование.
 
 Обобщающее значение понятий, существенные их признаки с трудом улавливаются умственно отсталыми школьниками.
 
 Механическое заучивание понятий.
 
 Затруднения в усвоении причинно-следственных связей, даже самых элементарных.
 
 В высказываниях отсутствует последовательность.
 
 Эффективные приемы развития мышления у детей с отклонениями в развитии.
 
 1.  Игры - упражнения на развитие представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение.
 
 2.  Игры - упражнения на развитие представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации.
 
 3.  Игры - упражнения на развитие метода проб как основного способа решения наглядно - действенных задач.
 
 4.  Игры - упражнения на определение причинно - следственных зависимостей.
 
 Примеры игр на развитие мышления
 
 «Собери большую семью» ,«Найди маму малышу»,«Назови одним словом», « Волшебный мешочек» ,«Что лишнее?»,«Профессии», «Отгадывание загадок»
 
 Игровые задания на коррекцию и развитие логического мышления:Для развития логического мышления используют приемы сравнения, обобщения и группировки учебного материала. Эти приемы используются при формировании понятий и представления, при их закреплении, дифференциации и общении, в процессе овладения тем или иным учебным предметом.
 
 1-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне представлений
 
 Характеристика предмета по заданным признакам: детям предлагают дать словесное описание предмета, руководствуясь алгоритмом или схемой описания (предмет: цвет, материал, форма, величина, свойства, вид). Яблоко – красное, круглое, большое, сладкое, сочное, для варенья, фрукт.
 
 Узнавание предметов по описанию: ученики должны определить предмет, спрятанный за ширмой, задавая учителю вопросы относительно свойств и качеств предмета по образцу (см. схему описания выше). Либо: детям предлагают определить предмет по описанию в виде готовой книжной загадки или придуманной самими детьми.
 
 Сравнение предметов: предлагают сравнивать предметы, противопоставляя их один - другому пол ряду признаков (грач черный, а воробей - …; грач крупная птица, а воробей - …; грач – перелетная птица, а воробей - …). Либо дети самостоятельно находят признаки, сравнивая предметы попарно (роза-василек, платье-туфли, тетрадь-книга).
 
 Группировка предметов по их основным свойствам: детям предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, три из которых принадлежат одной группе, а 4-ый - лишний. Это можно провести как на геометрическом материале, так и на буквах (гласные-согласные), словах и т.д.
 
 Классификация предметов по заданному (видовому, родовому) признаку: можно проводить на любом предметном материале (одежда, мебель …).
 
 Сериация (упорядочивание) объектов: требуется найти закономерность в расположении объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в ряд. Для этого можно использовать задания, в которых к уже упорядоченным по этому признаку объектам необходимо добавить еще один такой, чтобы он не нарушал их закономерности (числовые последовательности, рисунки, слова, объекты, признаки и т.д.).
 
 2-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне конкретных понятий
 
 Сформированность понятий: предлагают назвать одним словом ряды конкретных понятий (платье, пальто, брюки – одежда).
 
 Конкретизация понятий: предлагают назвать объекты, входящие в понятия более широкого объема (птицы – перелетные, зимующие…).
 
 Определение конкретных понятий: предлагают дать определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня – это дерево, на котором растут яблоки).
 
 Сравнение понятий: предлагают сравнивать между собой конкретные понятия 9утро-вечер, растения-животные, дождь-снег…).
 
 Исключение понятий: предлагают 5 слов, 4 из которых объединяются родо-видовым понятием, а 5-ое – нет. Необходимо найти это лишнее слово: береза, сосна, дуб, сирень, ель (дерево-куст).
 
 Выявление общих понятий: предлагают подобрать слова, имеющие общеродовые признаки, т.е. имеющие логические связи с определенным обобщающим словом: река: берег, рыба, рыболов, тина, вода.
 
 Смысловое соотношение понятий: предлагают завершить неоконченное утверждение самостоятельно: дом-кирпич, стакан - …?
 
 Смысловая сериация: предлагаются задачи, в которых заданы определенные отношения между объектами. По одному известному признаку надо ответить на вопросы: дружили три девочки – Катя, Маша, Таня. Катя училась лучше Тани, а Таня училась лучше Маши. Кто учился лучше (хуже) всех?
 
 Игровые задания на коррекцию и развитие способности действовать в уме:Ребусы (буквы, картинки + апостров);
 
 Анаграммы (предлагаются картинки + буквы);
 
 Кроссворды (по теме занятий);
 
 Зашифрованные слова: предлагают ряд последовательно расположенных картинок с изображением предмета. Требуется из названия каждой картинки выделить 1-ый звук, из которых получится новое слово.
 
 Игровые задания на коррекцию и развитие умения рассуждать:Бывает-не бывает: предлагают рассмотреть картинку и модель ситуации, которая в реальной жизни не встречается, надо ответить, почему так не бывает.
 
 Зачем и почему? учитель задает вопросы, а дети на них должны логично ответить. Вопросы могут быть на: угадывание, додумывание, предположение, выяснение причины, выяснение смысла, принятие решения, планирование действий.
 
 Причина-следствие: учитель рассказывает о событии одним предложением (Дети бросили в лесу зажженную спичку.). Ученики должны придумать и описать возможные последствия этой ситуации. Либо: учитель называет следствие, а дети выясняют варианты причин (В лесу начался пожар.).
 
 Рассказ по алгоритму: учитель предлагает детям последовательность описания событий: кто – что – где – зачем – как – когда - …
 
 Пословицы: предлагают простые пословицы, дети дают свое объяснение смысла.
 
 Логические задачи: что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты?
 
 Важно сочетать разные методы, но учитывать особенности учеников (в зависимости от дефектной зоны и ведущего анализатора), это определяет учитель путем наблюдения за учениками. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока.
 
 Список использованной литературы:
 
 
                  Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение,1989.
 
Заика Е.В., Калмыкова И.А. Как воспитать талантливого ребенка. Сборник игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей. // Практическая психология и социальная работа. – 2002. - № 7.
 
Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М.: Просвещение, 1987
 
Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). - М.: 1992.)
 
 
 
 |  |  |