Главная страница

Духовно-нравственное воспитание молодежи в современном мире. «У человека можно отнять все, кроме одного – выбрать собственный путь»


Скачать 52.43 Kb.
Название Духовно-нравственное воспитание молодежи в современном мире. «У человека можно отнять все, кроме одного – выбрать собственный путь»
Дата 07.03.2016
Размер 52.43 Kb.
Тип Документы

Духовно-нравственное воспитание молодежи в современном мире.

«У человека можно отнять все, кроме одного – выбрать собственный путь»

В.Э. Франкл

Что такое нравственность? Для чего она нужна? Почему все вокруг о ней так часто говорят? Наверняка эти вопросы хотя бы иногда проскальзывали у современной молодежи. Они даже не задумываются о том, что смысл этого слова заключается в простом: гуманность, справедливость, взаимность, милосердие, великодушие, терпимость, а так же умение вести себя культурно в общественных местах, знать границы дозволенного, уважительно относится к взрослым, помогать младшим, беречь природу т.е в правилах, которые предписывают человеку, какие поступки он должен совершать. Вот это и есть нравственность, иначе говоря, принципы и нормы морали. Наверняка это знают тинейджеры – современные молодые люди.

Существует еще одно понятие – это нравственная культура, она так же является частью духовной культуры человека, причем главной ее частью. В этом и есть её особенность. Как и всякая культура, нравственная культура складывается из нескольких элементов.

Одно из них мораль – это отношение человека, к самому себе, его отношение к другим людям, а так же к окружающей среде. Смысл морали или, иначе говоря, «Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтоб он поступал по отношению к тебе». Мораль – это духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гуманного поведения. А основа духовной жизни это культура (во всех ее пониманиях, человек, общество).

Следующий элемент это этика (от греческого ethos – обычай, нрав, характер), «добро», «дом», «совесть». Понятие «добро» - идеалы гуманизма; «дом» - характер морали; «совесть» - внутренний личностный смысл морали, моральной оценки и самооценки.

К ним можно добавить и ценности как еще один элемент нравственной культуры, т.е. результат деятельности человека, все сотворенное разумом. Так, например, храмы и мосты существуют очень долго, ценности – существуют до тех пор пока их соблюдают.

Потребности, т.е нужда в чем либо, требующая удовлетворения. Порой человеку кажется, что «это» ему необходимо, а на самом деле он может обойтись и без «него». Ложные потребности приводят к пагубным привычкам, от которых человек уже не может отказаться. Почему, говоря о нравственности, мы заводим тему потребностей, а потому, что, удовлетворяя свои потребности, мы должны помнить и соблюдать нормы морали, или как я еще назвала бы их, заповеди, которые гласят правила строго и конкретно предписывающие человеку, какие поступки он должен (или не должен) совершать, т.е. не убивать, не воровать, не клеветать, не завидовать и т.д. Все это можно достичь путем больших личных усилий, душевной энергии, мужества и, конечно, путем самовоспитания.

Итак, мы с вами убедились, что нравственная культура повсюду. Но если мы посмотрим на то, что происходит сегодня, сможем увидеть следующую картину.

Подростковый возраст - это самый трудный период в жизни человека. Так говорят не только психологи и педагоги, но и все чаще родители. Именно в этом возрасте необходимо вести полный контроль за ребенком. Желание казаться взрослым, заводить новые знакомства, пробовать то, что еще никогда не пробовал, отправиться в те места, куда всегда запрещали родители, может очень сильно изменить ребенка не в лучшую сторону. Если подросток вызывающе одевается, имеет пирсинг, ярко выкрашивает волосы, нецензурно выражается – это скорее аморальное поведение, но если взрослые начнут кричать ему в след, размахивая руками о том, что его поведение неправильное, это уже можно назвать безнравственностью взрослых. И хотя борьба поколений, или как мы еще называем тема «отцов и детей», была всегда, мы боимся себе в этом признаться, говоря: «Мы, в свое время такими не были…». Это тема была, есть и будет, и как и прежде люди ищут пути решения в борьбе за нравственно-культурное общество.

В Семейном кодексе четко прописано, что первые и единственные заинтересованные воспитатели детей – это родители. Но по-прежнему общество замерло в ожидании действий школьных учреждений.

Но только ли педагоги несут ответственность за поведение детей в обществе? Конечно же, нет. Нельзя так же снимать ответственность с телевидения, локальных сетей, которые доступны абсолютно всем детям без границ в возрасте, с издательств журналов, газет, наконец, общество в целом. Все они вместе взятые несут ответственность за будущее нашей страны, а это и есть наши дети.

Нельзя не отметить действия предпринимателей, которые торгуют спиртными напитками и табачными изделиями, они вывешивают правило «Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, спиртные и табачные изделия не отпускаются» и стараются следовать ему. Или еще один пример: включая сегодня телевизор, можно увидеть возрастные ограничения к просмотру передачи или фильма. Так родители могут проконтролировать то, что можно смотреть их детям. Это хотя и маленький, но все же «шаг» к нравственной культуре.

Сегодня на плечах педагогов лежит непосильный труд. Педагоги продумывают каждые мелочи при работе с детьми. А в сельской местности, как известно, дети живут в разных жизненных условиях, и главная задача – найти подход к каждому ребенку, заглянув глубоко в его глаза, чтобы понять, что именно хочет ребенок. Я стараюсь упорно работают над нравственной личностью каждого ребенка, провожу беседы, диспуты, классные час, диагностическую работу, мероприятия, тесно сотрудничаю с родителями, что помогает мне лучше узнать семью и ребенка. Темой моего самообразования является «Нравстенное воспитание детей в современном мире». Считаю эту тему актуальной на сегодняшний день.

Любые мероприятия несут в себе определенную цель, которая, как правило, достигается. Так, например, в нашей школе традиционно учащиеся моего класса проводят праздник «День пожилого человека». Это не просто день, отмеченный в календаре, это связь поколений, преемственность в воспитании, проявление уважения к старшим, забота о родных. Пожилой человек – это человек который пожил, много видел, а значит может и детям и внукам что-то рассказать.

«День матери» - это молодой, но очень важный праздник. В школе уже ежегодно организовывается концерт для мам. Ребята с радостью готовят многое самостоятельно, понимая, что они это делают для самого и дорого человека. Это мероприятие напоминает детям о том мама – это не только человек, у которого можно взять деньги или попросить новую одежду, но «свет в окошке», который всегда придет на помощь в самую трудную минуту. Человек который всегда сможет сделать пасмурный день – солнечным, будние дни – праздничными.

Нельзя не отметить участие моих ребят в неделе правовых знаний, которая ежегодно проходит у нас в школе. Уроки, мероприятия и конкурсы по теме «Право» дают детям возможность вспомнить свои права и обязанности, выразить их в сочинениях, эссе, стихотворениях. Участвуя в таких мероприятиях и конкурсах у ребят появляются не только грамоты и благодарности районного и краевого уровня, но и повышается самооценка, потенциал, уверенность в своих силах.

Сегодня, смотря на моих семиклассников, я наблюдаю динамику в формировании уровня воспитанности, по сравнению с тем временим, когда они только пришли ко мне. Если взять пятый класс, то 12% показали, низкий уровень воспитанности. В шестом классе, это уже 7%, а сегодня 5%. Я уверена, что вскором времени, мы достигнем высокого уровня.

Еще один момент проявления нравственности я вижу в том, что дети проявляют заботу друг о друге. Они посещают одноклассников, которые не ходят в школу по причине болезни, организовывая маленькие сувениры, в знак внимания о друге.

Уже третий год класс является лидером в рейтинге «Самый классный класс». Одним из критериев данного конкурса является и уровень нравственности, поведение, воспитанность.

Сегодня люди не замечают, что притягивают к себе все то, о чем думают. Мысли становятся материальными. Это вроде неплохо, но стоит помнить, что подобное притягивается к подобному. Поэтому главная задача выбрать правильный путь, правильную цель, идти к ней очень аккуратно, помня о том, что мы живем в обществе, и от каждого из нас зависит завтрашний день общества. Настраивать себя позитивно. Думать о хорошем!