Главная страница

Доклад на рмо высокогорского района Республики Татарстан


Скачать 138.82 Kb.
НазваниеДоклад на рмо высокогорского района Республики Татарстан
Дата11.02.2016
Размер138.82 Kb.
ТипДоклад




(ДОКЛАД

на РМО Высокогорского района Республики Татарстан

учителей английского языка творческой группы в составе:

Саляхутдиновой Д.Р., Кадыровой А.Б., Халиковой Р.Р.)

2015 год

Содержание:

  1. Современные технологии в образовательном процессе. Технология «Учебные ситуации»

  2. Классификация учебных ситуаций.

  3. Приемы для создания учебных ситуаций на разных этапах урока.

  4. Примеры учебных ситуаций для развития устной речи.



  1. Современные технологии в образовательном процессе. Технология «Учебные ситуации»


В новых образовательных стандартах ставится вопрос об оптимизации обучения, о переходе к деятельностному подходу . При деятельностном подходе учителю следует создать учебную ситуацию, которая вызовет у учащихся потребность, желание узнать новые сведения и научиться ими пользоваться.

И так, стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация, которая является одним из основных способов реализации деятельностного подхода при внедрении ФГОС нового поколения.

В соответствии со стандартами,  учебная ситуация — это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его (например, дают иную формулировку) или предлагают свое описание и т. д., частично — запоминают.
Цель учебной ситуации на уроке состоит в создании такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.

Наиболее «мощной» является та учебная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается сам учитель. Результаты такого взаимодействия «учитель-ученики» на уроке будут наиболее продуктивными.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

  Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста сильным учеником слабому в паре или практическая работа и т.д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия. Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Деятельностный подход на уроках английского языка реализуется через построение процесса обучения на основе учебных ситуаций.

Создание учебных ситуаций на уроках английского языка через использование педагогических приѐмов для реализации метапредметных и личностных результатов.

Результаты, полученные при использовании методов наблюдения, помогают установить, что реализация деятельностного подхода через решение учебных ситуаций:

- способствует формированию метапредметных и личностных результатов;

- позволяет поставить ученика в новую роль – «исследователей», под «скрытым» руководством учителя они открывают для себя новые знания.

- делает процесс учения поисковым и творческим;

- предоставляет учащимся выбор, альтернативу, возможность путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.

На основании теоретического анализа и поисковой работы приходим к выводам, что деятельностный подход на уроках иностранного языка реализуется успешнее через построение и решение учебных ситуаций.

  1. Классификация учебных ситуаций.

Виды ситуаций:

Выбор

 

 

Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.

Неопределенность

Неоднозначные решения ввиду недостатка данных

Неожиданность

 

Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.

 

Конфликт

 

Ситуация, рассматривающая противоположности.

 

Несоответствие

 

Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

 

  

Классификация учебных ситуаций:

(авторский коллектив преподавателей РУДН (Богданов И. В., Лазарев С. В. и

др.) в рамках курса «Педагогика и психология»)

 ситуации стимулирования;

 ситуации успеха;

 проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных

задач;

 ситуации выбора;

ситуации критики и самокритики;

 ситуации помощи и взаимопомощи;

 ситуации самооценки;

 ситуации общения;

 ситуации быстрого переключения в работе и общении;

 ситуации соревнования и соперничества;

 ситуации сопереживания;

 игровые ситуации;

 ситуации освоения новых способов деятельности и т.д.

  1. Приемы для создания учебных ситуаций на разных этапах урока.

Учебная ситуация может занимать часть урока, урок либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками. При этом роль учителя сводится не к передаче готовых знаний, а к координации действий обучающихся.

Учебная ситуация на уроке мотивирует ребенка к обучению. С помощью учебной ситуации учитель может искусно превратить обычный урок в увлекательное занятие.

  1. Для создания учебной ситуации в начале урока можно использовать различные  приемы входа в урок:

-----прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привле­кательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Например для освоения вопросной  формы английского предложения разыгрывается ситуация поиска потерявшегося питомца, в которой дети примеряют различные роли;

-----прием «удивляй». Учитель находит такой угол зре­ния, при котором даже обыденное становится удивительным.

-----прием «отсроченная отгадка». Иногда удивительное не просто привлекает внимание "здесь и сей­час", но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В начале урока учитель дает загадку (удиви­тельный факт),отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

-----прием «фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое растение/животное; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека...

-----прием «лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, осо­бенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Можно научить детей  мгновенно пресе­кать ошибки условным знаком, сигнальными карточками или пояснением, когда оно требуется. Необходимо приучать детей мгновенно реагировать на ошибки. Нужно поощрять внимание и готовность вмешаться. Ученик получает текст  со специально допущенными ошибками — есть возможность "порабо­тать учителем". Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками.

  1. Для повторения пройденного материала можно использовать следующие приемы для создания учебной ситуации:

------пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.

Например, при изучении темы "Животные". Можно вести разговор от имени семьи животных. Или при изучении темы «Вечеринка у дракона» ввести игровой сюжет: пресс-конференцию неизвестного героя, "маски", по ответам которой можно ее "рассекретить".

------Бывает на уроке и так, что ученикам необходимо поработать с текстом учебника самостоятельно. Создать ситуацию, мотивирующую работу с текстом можно, применив прием вопрос к тексту.  Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и раз­вивающих.

  1. Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала.  С этой целью можно использовать такие приемы, как:

----- прием «особое задание». Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению ученика воспользоваться этим правом.

------прием творческое домашнее задание. Составить кроссворд для одноклассников, сочинить стихотворение, песню, презентацию.

----- прием идеальное задание. Задания никакого нет, но функция домашней работы выполняется. Детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Одни просто выполнят упражнения из рабочей тетради, другие  подберут пример или нарисуют иллюстрацию к изучаемой теме.

Для приобщения детей к коллективному сотворчеству, необходимо создавать ситуации, в которых детям было бы необходимо работать сообща, на общий результат. В этом случае можно предложить следующие  приемы организации работы в группах

-------группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают. Дети могут придумывать загадки о животных, роботах и т. д.

--------группы получают разные задания. Тогда группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочередно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой.  Результаты заносятся  результат в таблицу, которая затем обсуждается сообща. Так можно выяснить предпочтения детей в игрушках, действиях с игрушками, предпочтениях в играх.

---------группы получают разные задания , но работающие на один результат задания. Каждая группа получает свой небольшой рассказ, который нужно перевести и инсценировать.

----------Прием «лови ошибку», но технология его использования меняется. Дети спорят, обсуждают, вместе ищут ошибки и заменяют их верными вариантами. Так можно проверять и закреплять лексику и грамматику.

Создавать учебные ситуации помогают игры – тренинги. Например, представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить. Игра «логическая цепочка» - это игра в слова, когда нужно назвать слово на последнюю букву слова, предложенного предыдущим ребенком. Игры в случайность, когда отвечающего выбирает не учитель, а подбрасываемые кубики. Игра «да-нетка». Ученики находят ответ на загадку, задавая учителю вопросы о цвете, размере, месторасположении, умениях  объекта и т. д. Учитель отвечает только» да» или «нет».

Для создания учебной ситуации в структуру  урока вводятся элементы ручного труда. Для снятия трудностей в общении учитель работает над поделкой вместе с детьми, обращаясь к ним с просьбами на английском языке, и, побуждая их обращаться в случае необходимости, друг к другу по-английски.  При этом развивалось умение вести диалог – побуждение к действию: уметь обращаться с просьбой, выражать готовность или отказ ее исполнить. Включаются задания на построение монологического высказывания с описанием своей поделки по образцу, предложенному учителем. Язык, который используют ученики для описания поделки, становится важным персонально для них, потому что теперь он имеет непосредственное отношение к их жизни. Для мотивированности, включения в совместно-распределительную учебную деятельность и  установки на успешность  каждого ребенка устраиваются выставки работ и коллективное обсуждение для выбора номинантов на звания изготовителя:

  • самой аккуратной поделки

  • самой необычной

  •  самой яркой

  • за самый красивый фон

  • за самое четкое описание поделки

  • за самый выразительный монолог

  • за самое быстрое изготовление

  • за самое интересное сочетание красок



  1. 4. Примеры учебных ситуаций для развития устной речи.

Целью обучения иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативной компетенции.Вовлечение учащихся в активный процесс учения по овладению устной речью является проблемой для многих школьников, от её решения во многом будет зависеть успешность изучения иностранного языка. Исполюзуя технологию учебные ситуации происходит смещение акцента с активной деятельности учителя по обучению иностранному языку на активную деятельность учащихся по его изучению, чтобы обеспечить возможность овладевать иностранным языком, а не быть объектом обучения ему

Каким же требованиям должна отвечать учебная ситуация, используемая в обучении иностранному языку?

1. Учебная ситуация по возможности должна быть адекватной реальной ситуации общения, в которой употребляется осваиваемое языковое явление.

2. Она должна быть предельна, ясна учащимся. Это значит:

  • чётко определена речевая задача (о чём спросить, что узнать у собеседника, о чём рассказать, что нужно доказать, уточнить, опровергнуть и т.д.);

  • учащиеся знают то, что от них требуется. Они выполняют задание в соответствии с конкретным языковым (слова, словосочетания, структуры), и речевым материалом, усваиваемым или усвоенным.

  • учащиеся знают, как нужно выполнять задание, какие средства нужны для его выполнения;

  • дети знают, что общение будет происходить в благоприятных условиях при доброжелательном отношении друг к другу;

  • они знают, чему научатся, выполнив задание.

3. Ситуация способствует формированию у школьников таких качеств, как ответственность за выполнение задания (действую не один, нужно помнить о том, чтобы не подвести одноклассника), аккуратность и добросовестность (не так понял – не могу участвовать в беседе; не так сказал – меня не поняли).

4. Учебная ситуация помогает воспитывать у школьников внимательное отношение к одноклассникам, «собеседникам в общении», чувство коллективизма, инициативности, поскольку язык лучше усваивается в группе.

5. Ситуация стимулирует мотивацию учения, вызывает у школьника интерес к заданию и желание успешного выполнения [3 c.76].

Для создания учебных ситуаций используются:

  • реальные ситуации общения в классе;

  • различные средства наглядности;

  • презентации;

  • вербальные средства;

  • ролевые игры и т.д.

Какова роль учебной ситуации в практическом овладении потенциалом языка? Какие воспитательные и развивающие функции включены в неё?

1. Моделирует фрагменты объективной действительности, соотнесённые с речевыми действиями партнёров по общению.

2. Даёт возможность:

а) при ознакомлении с новым материалом наглядно показать, где, когда можно использовать предъявленный материал, чтобы вызвать у школьников осознание того, что ещё они смогут понять и сказать на изучаемом языке. Например: Я мог говорить, что я делаю сейчас, а теперь могу спросить друга, что он будет делать завтра.

б) при тренировке обеспечить личное участие каждого.

3. Может вызвать у школьников определённое эмоциональное состояние, если ситуация полностью понята учеником и преподносится учителем заинтересовано.

Например, учитель сообщает, что сейчас он узнает, где вы были вчера.
T: - By the way, what day was it yesterday?
P1: - It was Sunday.
T: - Oh, yes. It was Sunday. I was in the hospital. What about you?
P2: - I was at the cinema.
T: - That’s good. And where were you, Ann? Were you at the cinema too?
A: - No, I wasn’t. I was at the theatre.

Далее дети спрашивают в парах друг у друга, где они были вчера. Перед выполнением упражнения целесообразно повторить места, где они могли быть: at home, at the shop, in the club, at the theatre, at the cinema, in the library, at my aunt’s и т.д. При такой организации тренировки обеспечивается проговаривание учащимися структур со словами was/ were многократно, активизируются предлоги. Внимание школьников направлено на содержание высказывания, а не на форму; последнее запечатлевается в памяти непроизвольно. Повторяется нужный для решения коммуникативной задачи материал – указание места.

4. Вызывает желание включиться в общение, готовность в нём участвовать. Большую роль играет дух соревнования, возникающий при восприятии иноязычного высказывания.

5. Помогает школьникам лучше узнать друг друга, а учителю – каждого из них. Например, детям прочитывается текст.

I get up at 7 o’clock. My grandmother makes my bed. I do my morning exercises on Sunday. I wash with warm water. I don’t like cold water. Then I dress and have breakfast. My grandmother puts my books, copy-books, pens and pencils in my bag. At 8 o’clock I go to school.

Дети по-разному реагируют на рассказ. После проводится беседа.

What about you? Do you make your bed?
Who makes your bed? Do you wash with cold or warm water?


Дальше переходим к управляемому диалогу, после этого составляем диалоги в парах. На продвинутом этапе усложняется структура ситуаций: они включают уже не дону коммуникативную задачу, а две-три, для решения которых учащиеся должны овладеть различными структурами вопросительных предложений.

  1. Или может быть такая постановка учебной проблемы. 

T: Children, today I have gone to you with some things. How do you think, why? What have I brought? ( Ребята, сегодня к вам на урок я пришла не с пустыми руками. Как вы думаете, почему? Какие предметы я принесла?) (ответы учащихся о приближении Нового года и Рождества). Yes, you are right. We celebrate Christmas soon. (Действительно, приближается Рождество и Новый год. But why have I brought this thing? (Но почему я принесла вам именно этот предмет (указывает на ель)). Учащиеся отвечают, что существует традиция на Рождество и Новый год украшать ель.

Развитие диалогической речи с помощью серии подобных упражнений предполагает овладение навыками и умениями, нужными для реализации ситуации общения в соответствии с коммуникативными задачами общающихся, с учётом конкретных условий общения, а также с опорой на разные типы межличностного взаимодействия. В таких упражнениях предусматривается тренировка ситуативного употребления разнообразного языкового материала, разных функциональных типов речевых высказываний

Таким образом, можно ли обойтись на уроке без создания учебной  ситуации? Конечно, можно прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о единственном и множественном числе имен существительных или об образовании какого-то времени,  но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать ребенка, включить в познавательный поиск?

Я считаю, что нужно создавать такую ситуацию, чтобы она толкала, провоцировала детей на активное действие, создавала мотивацию учения, причем не вынуждения, а побуждения.

Использованы материалы:

  - Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, М 2011г

  • В.В. Краевский, А.В. Хуторской Основы обучения. Дидактика и методика

  • А. Гин Приемы педагогической техники