Главная страница

Доклад на рмо высокогорского района Республики Татарстан учителей английского языка творческой группы в составе


НазваниеДоклад на рмо высокогорского района Республики Татарстан учителей английского языка творческой группы в составе
Дата11.02.2016
Размер164 Kb.
ТипДоклад

«Исследовательская деятельность на уроках иностранного языка»

Доклад

на РМО Высокогорского района

Республики Татарстан

учителей английского языка творческой группы

в составе

Ганиева И.И.

Билалова И.В

Закирова Ф.А

2015

Содержание

  1. Исследовательская деятельность как средство повышения  мотивации обучающихся  к изучению английского языка .

  2. Цели и задачи исследовательской деятельности.

  3. Направления исследовательской деятельности.

  4. Основные виды исследовательской деятельности на уроках английского языка.

  5. Этапы  организации  исследовательской  деятельности  и  роль  педагога  на  разных  этапах.

  6. Литература.


        "Заинтересованность  школьников  в  собственной исследовательской  работе  усиливается  наглядностью  результатов  своего  труда,  а  также  успехом  выступления  на  конференции  или  конкурсе.  И  задача  педагога  -  довести  юного  исследователя  до  такого  успеха,  дать  ему  мощный  стимул  для  дальнейшего  творческого  развития”.

А.В.Хуторской, д.п.н.  член-корреспондент

 Российской  академии  образования

Исследовательская деятельность как средство повышения  мотивации обучающихся  к изучению английского языка .
1.С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта получают развитие идеи построения учебного процесса на основе исследовательской и проектной деятельности. Формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта направленно на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Новые технологии способствуют развитию личности, творческой инициации, навыку самостоятельного движения в информационных полях, формированию у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределению в повседневной жизни. Акцентируется внимание на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, основанную на поиске ответа на какой-либо вопрос, связанную с осмыслением и творческой переработкой информации.

2. Цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися навыка исследования как способа освоения окружающей действительности, развитии исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний.

.

Задачи исследовательской деятельности:

1. Развивать интерес к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности, к углубленному изучению дисциплин, повышение социального статуса знаний.

2. Развивать личностные качества учащихся, способствовать формированию логического, научного мышления.

3. Помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации: научной и специальной литературой, периодической печатью, справочниками, мультимедийным оборудованием.

4. Стимулировать к социальному и профессиональному самоопределению школьников, к ориентации на дальнейшее продолжение образования в вузе.

5.Познакомить учащихся с теоретическими основами исследовательской деятельности: методикой обработки полученных данных и анализом результатов, составлением и оформлением отчётов и докладов о результатах исследовательской деятельности

6.Организовать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей. Участвовать в проводимых в рамках деятельности ОУ конкурсах, конференциях, проектах, научно-практических семинарах; отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
 

3. Приобщение обучаемых к исследовательской деятельности позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и саморазвития.

Любой педагог знает, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Но самое важное то, что для обучаемого естественнее и потому гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно ученому, чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.

Специфика урока английского языка обуславливает разнообразие применяемых технологий и методов обучения, развивающих интерес обучаемых  к изучению иностранного языка и создающих условия для повышения эффективности преподавания.  Применение исследовательского подхода в обучении способствует усилению интеграции, определению причинно-следственных связей, развитию творческих способностей обучаемых.  В исследовательской деятельности интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула; у обучаемых формируется адекватная самооценка; они учатся речевой культуре: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия; учатся создавать материалы для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов.

      Конечно же, исследовательская деятельность — процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование всех видов речевой деятельности, при этом участникам проекта  необходимы хотя бы минимальные языковые знания.

Исследовательская работа учеников организуется по двум направлениям: 


  • Прежде всего, это урочная деятельность.

  • внеурочная учебно-исследовательская деятельность.


На уроках английского языка в качестве творческих заданий ребятам предлагаются следующие виды работ с использованием исследовательской деятельности:

1. Дополни предложения собственными мыслями и расскажи классу;

2. Напиши открытку другу из-за границы;

3. Поработай в парах и составь диалог на предложенную тему;

4. Поделись мнением или идеями;

5. Вырази собственное мнение согласия и несогласия;

6. Прочти стихотворение, пословицу, сказку и задай вопросы другу;

7. Разработай и защите свой ответ по грамматическому явлению;

8. Напиши, используя картинку или сюжет;

9. Нарисуй услышанное;

10. Вообрази, что ты_____ и составь рассказ;

11. Какие твои действия будут в случае….

12. Опиши ситуацию прошлого и свои чувства.
Увлечѐнность учителя данным видом деятельности даѐт творческий потенциал для разработки творческих заданий и инновационной деятельности. Во-вторых, это внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: рефераты; проектная работа по интересам; учебно-исследовательские работы; научные работы; интеллектуальные конкурсы; олимпиады по английскому языку. Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является роль учителя – учитель-консультант. Детям интересно то, что интересно учителю. Увлечѐнный исследовательской деятельностью педагог заинтересует своих обучающихся поставленной проблемой и сможет «натолкнуть» их на проведение собственного исследования. Чтобы все это работало в едином процессе, нужны хотя бы самые элементарные знания. Начиная с 9 – 10-летнего возраста учащиеся начинают делать высказывания на английском языке и делают они это, не обращая внимания на грамматические правила. Дети делают высказывания, опираясь на логику, способность анализировать. Позже дети узнают, что высказывание делается по грамматическому правилу, но умение анализировать все же останется приоритетным в освоении языка. Также важно развивать языковую догадку. Значит, исследовательская работа на уроках английского языка представляет собой, в основном, умение анализировать и узнавать языковые единицы в различных контекстах и умения делать правильный вывод относительно их использования в тех или иных лексико-грамматических формах. Различные формы исследовательской деятельности можно использовать даже на начальном этапе изучения языка с детьми 8–12 лет при освоении грамматического материала, оформив такую работу в увлекательную игру. Педагогический опыт подсказывает, что вместо скучной записи правила по образованию и употреблению того или иного грамматического явления и заучивания его наизусть, можно применить эвристический метод. Этот метод является одним из самых важных элементов языкового обучения и обязательной частью любого урока. Первая причина – психологическая. Хорошо известно, что лучше всего запоминается материал, который ребенок сам добыл путем логических рассуждений и самостоятельных выводов. Вторая причина – лингвистическая. Ученики, начав изучение английского языка, сталкиваются с рядом грамматических структур, аналога которым в русском языке нет: 12 времен английского глагола, обороты типичные для английского языка, сложная система предлогов, проблемы страдательного залога, фразовые глаголы и другие. Метод исследования как раз и помогает преодолеть некоторые неизбежные трудности в изучении языка.
4. Основные виды исследовательской деятельности на уроках английского языка

1.Практические мини – исследование.

Мини-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Вот названия некоторых мини исследований: «Рейтинг самых опасных видов спорта», «Рейтинг любимых каналов», «Идеальная комната», «Разработка экскурсионного маршрута по столицам стран изучаемого языка», «За и против проживания в деревне, городе »,  литературный перевод произведения на родной язык, составление алгоритма по составлению вопросов по изучаемым временам и др.

Такая  практическая нехитрая  творческая деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, к использованию ресурсов Интернета.
2.Исследовательские проекты.

 Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности обучаемых, являясь  логическим продолжением урочной деятельности.  Исследовательская деятельность направлена на реализацию личностно –ориентированного подхода в методике обучения , она отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности обучаемого. Проектно-исследовательская деятельность является формой создания позитивной атмосферы сотрудничества, партнёрства педагогов и обучающихся, изменяя традиционные образовательные формы.

На практике можно реализовать такие информативно-исследовательские проекты как  «"Молодёжные субкультуры », «Здоровый образ жизни» и др.

     Поскольку, владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда. В этой связи возникает необходимость связывать обучение иностранным языкам с будущей профессией обучаемого.

     Поэтому в старших классах можно сделать акцент все – таки на проекты профессионально – ориентированной направленности на основе применения междисциплинарных знаний, что придает обучению профессиональную направленность, повышает практическую значимость приобретаемых умений и навыков общения на иностранном языке для профессиональной деятельности

В ходе защиты любого проекта предусматривается широкое обсуждение предлагаемых решений, оппонирование, дискуссия. Поэтому от участников проекта требуется умение аргументировать свою точку зрения, выдвигать контраргументы оппонентам, поддерживать дискуссию, приходить к компромиссу. Все это умения, отражающие специфику коммуникативной компетентности. Если к этому добавить знание речевого этикета носителей языка, социокультурный аспект обсуждаемой проблемы, становится очевидным продуктивный характер данного метода, отвечающего особенностям современного понимания методики обучения иностранным языкам.
3.Кейс-технологии 

История кейс-метода начинается с 17 века. В то время теологи брали из жизни реальные случаи и анализировали их, обучая своих студентов. Использование данной технологии при обучении английскому языку началось недавно.

Метод кейсов (от английского Case method, метод конкретных ситуаций) – это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Суть его состоит в том, что обучающимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности. Учебный материал подаётся в виде проблем, а знания приобретаются в результате активной творческой работы. Этот метод очень эффективен для формирования представлений о том, как реально функционирует английский язык, и особенно для формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

Кейс-метод эффективен при обучении грамматической, лексической стороне речи, при работе с текстами, при анализе видеофрагмента или подборки иллюстраций к произведениям художественной литературы, когда обучающимся предстоит сначала выявить проблему, а уже потом искать пути её решения.
Примером кейс - технологии может быть:

Ситуационная проблема: Семейный бизнес. Главный бухгалтер переезжает в другой город.  

Действующие лица ситуации - Директор фирмы, бывший главный бухгалтер, претендент на место - родственник, но не профессионал, претендент на место - не родственник, но с опытом работы, работник отдела кадров по отбору персонала. 

Задача: необходимо принять обоснованное решение по заполнению вакансии.

Организуется работа в группах, вырабатывается единая позиция, выбирается вариант решения, выбирается спикер, представляются результаты анализа, и происходит общегрупповая дискуссия.

     Для реализации целей по данной проблеме выделяют следующие условия:

1. Выдвигая проблему или идею перед классом, вы должны взаимодействовать с классом, а не препятствовать решению данной проблемы, выражая собственные идеи; важно услышать собственные мысли учащихся, если они даже несовершенны;

2. Никогда не ставьте плохие отметки за выполнение творческих, исследовательских работ или мини-проекта; если ребенок не приложил усилий для выполнения такой работы, значит, она была ему неинтересна или трудна.

3. Никогда не давайте советы по выполнению поставленной проблемы или плана, лучше, если вы сами покажите пример решения данной работы;

4. Никогда не ругайте учащихся за неаккуратно выполненные творческие работы, это часто отбивает охоту у гиперактивных детей.

5. При выполнении творческих и поисковых задач класс часто делится на группы, а это всегда объединения разных учеников; умейте правильно распределять силы при выполнение таких заданий.

6. Очень важно чтобы творческие задания не были длинными; если выполнение задания требует многократного повторения фразы или слова, важно вовремя остановиться пока внимание учащихся не иссякло.

Организация исследовательской деятельности учащихся представляется одним из важных условий развития познавательной активности. Для развития у ребёнка основных умений и навыков исследовательского поведения на начальной и средней ступени обучения английскому языку целесообразно использовать лабораторные работы. Это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану ставят опыты или выполняют определённые практические задания, в процессе чего воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Лабораторные работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер. На уроках английского языка можно провести фронтальные лабораторные работы, проведение которых возможно с использованием интерактивной доски и позволяет участвовать в эксперименте всем учащимся класса одновременно. Задания, разработанные для фронтальных лабораторных работ, могут отличаться разнообразием: исправить ошибки; дописать; разгадать кроссворд; сопоставить; разбить на группы; заполнить пропуски; дорисовать; выполнить тестовые задания с дальнейшей проверкой. На уроках английского можно провести ряд лабораторных работ: «Порядок слов в вопросительных предложении», «Как правильно задать вопрос ?», «Правила чтения в английском языке», «Образование степеней сравнения прилагательных», а также лабораторные работы, результатом которых является создание мини-презентаций.

Например, при подготовке к проекту “Travelling to London” (Путешествие в Лондон) в 6 классе можно провести лабораторную работу «Достопримечательности Лондона». Данная работа должна проводится в компьютерном классе с обязательным подключением к сети Internet. Ребята получают задание создать мини-презентацию на английском языке в программе Power Point. Презентация должна иметь 4-5 слайдов и содержать фотографии понравившихся им достопримечательностей Лондона с кратким пояснением. Таким образом, обучающимся предоставляется определённая самостоятельность в выборе содержания и способах оформления презентации, что является одним из средств развития познавательной активности в обучении.

Лабораторную работу можно провести по любой теме курса. Анализ употребления в речи различных оборотов и грамматических структур во время фронтальной лабораторной работы активизирует мыслительную деятельность обучающихся и способствует развитию умения грамотного оформления речи..

В процессе подготовки и проведения лабораторных работ решается одна из основных задач современного образования – развитие у школьников общеучебных умений, необходимых в исследовательском поиске: видеть проблемы, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи. Таким образом, лабораторная работа при обучении английскому языку позволяет развивать исследовательские способности учащихся, а использование интерактивной доски обеспечивает возможность одновременного выполнения работы, открывает новые возможности ведения диалога между обучающимися, компьютером и учителем, а также способствует развитию информационной культуры и познавательного интереса школьников.

Внеурочная  учебно-исследовательская  деятельность  учащихся,  которая  является  логическим  продолжением  урочной  деятельности,  заключается  в  написании  рефератов,  проектной   деятельности  по  интересам,  в написании  научно-исследовательских  работ  по  английскому  языку,  учебно-исследовательских  работ,  участие  в  конкурсах  и  конференциях  (5-11 классы).

Исследовательская  деятельность  учащихся  на  уроках  и  во  внеурочное  время   имеет  существенные  различия.  Прежде  всего  это  конечные  цели  этой  деятельности.  Если  в  течение  урока  использование  элементов  исследовательских  приёмов  предполагает  тренировку  применения  отдельных  навыков,  то  исследовательская  работа  во  внеурочное  время  нацеливает  учащихся  на  серьёзный  конечный  результат,  совмещающий  в  себе  все  этапы  написания  работы.  Второй  немаловажный  факт  -  это  временные  рамки.  Развитие  исследовательских  навыков  требует  определённого  времени.  Несколько  минут исследовательской  работы  на  уроке  приводит  к  развитию  интереса  у  школьников  к  занятиям  во  внеурочное  время.  Таким  образом, заинтересовав  школьника  научно-исследовательской  работой,  и  педагог  и  учащийся    посвящают  ей  не  меньше  2-3 месяцев.  Третьим  фактом  является  заинтересованность  написания  научно-исследовательской  работы  не  всеми  учащимися, а, именно  теми,  кто  действительно  заинтересовался  исследовательской  работой,  желанием  проводить  исследования  в  какой-либо  области  знаний.
5.Этапы  организации  исследовательской  деятельности  и  роль  педагога  на  разных  этапах.

•   I этап.  Диагностика.  Выявление  учащихся,  предрасположенных  к  исследовательской  работе.  Роль  учителя  является  доминирующей.  Взаимодействие  учителя  и  учащихся  тесное.

•   II  этап.  Определение  темы,  целей,  постановка  задач.  На  этом  этапе  учитель  уже  выступает  в  роли  консультанта.  Роль  учителя  не  является  доминирующей.

•     III  этап.  Выполнение  работы.  Учитель является  консультантом.  Ученику  предоставляется  максимальная  самостоятельность.

•      IV этап.   Защита (анализ  деятельности).  На  этом  этапе  учитель  и  ученик  (ученики)  -  равноправные  партнёры.

На  этапе  самоанализа  учащиеся  и  учитель  анализируют  причины  неудач,  выбранные  пути  решения.

Выбирая  тему  реферата  или  исследовательской  работы,  учащиеся  руководствуются  своими  желаниями  и  интересами.  В  конце  работы  учащиеся  представляют  творческие  отчёты.  Формы  могут  быть  различны:  выпуск  газеты,  школьного  журнала,  оформление  выставки,  творческий  отчёт  по  эксперименту,  защита  реферата  или  исследовательской  работы.

На  начальном  этапе  учащиеся  обучаются  совместной  творческой  и  исследовательской  деятельности. 

В  среднем  и  старшем  звеньях  школы  подход  к  исследовательской  деятельности  становится  более  традиционным.  Прежде  всего  это  творческие  домашние  задания,  подбираемые  индивидуально  для  каждого  учащегося.  В  ходе  каждого  урока  преподаватель  контролирует,  направляет  и  корректирует  деятельность  учеников.  Итогом  такой  работы  является  защита  учебно-исследовательского  проекта  на  уроке  и  выход  лучших  работ  на  школьный  уровень.

При  оценивании  исследовательских  работ  учащихся  старших  классов  необходимо  обращать  внимание  на  следующие  моменты:

•  работы  должны  быть  выполнены  самостоятельно;

•  ценным  является  творчество,  интеллектуальная  продуктивность,  оригинальность  взглядов  или  подходов;

•  интернет  может  быть  использован  только  как  толчок  к  самостоятельному  исследованию;

•  реферативная  работа  должна  носить  аналитический  характер  и  содержать  собственные  выводы  автора;

•   работа  должна  иметь  практический  и  теоретический  интерес;

•  учитывается  грамотность  выполнения,  тематическая  широта  использованного  лексического  материала.

 

 Главным результатом  использования исследовательского подхода в обучении является приобретение обучаемыми функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, приобретение личностного опыта познания. Для организации исследовательской деятельности необходимо постоянное совершенствование педагогического мастерства, учет индивидуальных особенностей         обучаемых, разработка и использование средств дидактического обеспечения процесса развития  исследовательских компетенций студента , реализация субъектно-обьектного взаимодействия педагога и студента, которые способствуют эффективной реализации созданной модели.

Используемая литература:

1.Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся .

2.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001.

3. Демин, И.С. Методика научного исследования// Интернет-портал. «Исследовательская деятельность школьников»


4. Сачева, О. С. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся при обучении английскому языку.

5. Теслина О. В. Проектные формы работы на уроке английского языка. // ИЯШ. 2002, № 3.

6.Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., «Народное образование», 2001.