|
Человек есть не то, что он есть, а то, кем он мечтает стать. Ресурс развития человека заложен
«Человек есть не то, что он есть,
а то, кем он мечтает стать.
Ресурс развития человека заложен
в нем самом»
К. Роджерс
Концепция воспитательной работы «Будущее в настоящем»
Васильева Татьяна Леонидовна - учитель английского языка
классный руководитель 6«б» класса
МОУ «СОШ №4» г Пикалево
г.Пикалево
2011 г.
Основное направление воспитательной работы школы – гражданское воспитание личности, «будущее в настоящем».
За время своего существования школа претерпевала различные изменения, но во все времена давала своим ученикам разносторонние знания, благодаря чему среди выпускников МОУ «СОШ №4» отмечается высокий процент поступления в высшие учебные заведения. И не последнюю роль в том, что выпускники школы получают достойное образование и могут состояться как профессионалы, играет выбор концепции воспитания.
Концепция воспитательной системы образовательного учреждения строится на основе концепций В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Л.И.Селивановой, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой, и развивается в соответствии с законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, письмом Министерства образования РФ « о повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении», Конвенцией о правах ребенка, федеральных законов в сфере образования, Устава МОУ «СОШ №4», Программой развития МОУ «СОШ» №4».
Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-предметной, предметно-эстетической среды, постоянно расширяющееся воспитательное пространство. Развитие воспитания в системе образования России в последние годы стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования России, органов управления образованием субъектов РФ, образовательных учреждений.
Это стало возможным благодаря тому, что произошли существенные позитивные изменения в обществе и в государстве в целом, определились цели воспитания и обучения как единого процесса. Возникла очевидная необходимость повышения статуса воспитательной работы в школе.
Организация воспитательного процесса в ОУ закладывает у подрастающего поколения основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуется школа и общество.
Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.
Этого же направления в воспитании стараюсь придерживаться и я, как классный руководитель 6»б» класса МОУ «СОШ №4» г. Пикалево.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание - старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.
Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события, чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения.
Заложенное с детства воспитание прочно и устойчиво. Вот почему оно играет такую большую роль уже с первых школьных дней. Сегодняшние дети через несколько лет будут полновластными хозяевами жизни. Учитель должен понимать, что в его сегодняшней работе зреет завтра, набирает силу будущее.
Это предъявляет высокие требования к учителю. Еще А.С. Макаренко писал: « Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет». Значит, воспитание надо начинать с себя. Необходимо постоянное внимание и к собственному поведению, словам, поступкам: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего глазами своих родителей и учителей.
Учитель должен знать, чем наполнена внутренняя жизнь ребенка, чем заняты его мысли, чувства, куда уходит его энергия, что движет его поступками, к чему он стремится.
Знания, полученные в школе, важны, но не менее ценно, если в учителе видят человека, друга. А это значит, учитель должен быть способным эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внутренний мир. Как найти контакт с детьми, как проникнуть в их маленький мир? Только глубоким проникновением в смысл их поступков, апеллируя к доброте, великодушию, чувству юмора, живой любознательности. И как заповедь воспитателя звучат для меня слова Ш.А. Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя». Следовательно, хочешь работать с детьми - воспитай в себе такие качества:
1. Любовь к детям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях.
2. Высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость.
3. Твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача.
Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью.
Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более сложным.
Сегодня взят курс на демократизацию и гуманизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.
В идеале человек, живущий в современном обществе должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности. Значит, наша цель - воспитание и развитие активной и свободной личности, умеющей самостоятельно действовать, с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности.
Используя накопленный опыт, опыт коллег, новаторов, новые инновационные технологии, мы должны сформировать у каждого ребенка в результате деятельности качества, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни, стать настоящим гражданином своей страны.
- Интерес к самому себе.
- Признание себя как личности.
- Управление самим собой.
- Уважение чужого мнения.
- Любознательность и вовлеченность в деятельность.
- Эмоциональная устойчивость.
- Мотивация действий и поступков.
Определив цель воспитания, педагог должен решить следующие задачи:
1. Социальные: Защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания комфортных условий развития личности.
2. Диагностические: Изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания. (Изучение индивидуальности ребенка должно регулироваться этическими нормами).
3. Воспитательные: Связаны с пониманием учащимися нравственных ценностей и созданием условий для поиска в ситуации нравственного выбора.
4. Профессиональные: Планирование работы с учащимися, выбор эффективных педагогических средств и технологий воспитания, контроль и рефлексия деятельности.
Способы достижения цели:
1. Организация разнообразной творческой деятельности детей
- в процессе обучения (на уроках);
- вне процесса обучения (участие в коллективных творческих делах, кружках, секциях, беседах и т.д.)
2. Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника
- различные формы коллективной и групповой работы со школьниками (игры, игровые программы, дискуссии, состязания, конкурсы и т.д.).
3. Создание условий для участия детей в управлении собственной учебной деятельностью.
4. Создание возможностей для проявления творчества детей в школе (выставки, конкурсы, рефераты, индивидуальные выступления).
Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от умения работать в тесном контакте с родителями. Классный руководитель должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи, влияние семьи на личностное развитие ребенка, его характер, поведение. Классный руководитель совместно с родителями должен создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, учитывая интересы детей и их возрастные особенности. Педагогу необходимо знать какова сфера материального бытия ребенка, образ его жизни, традиции и обычаи семьи.
Поэтому работа с родителями включает следующие направления:
А) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (анкетирование, беседы, посещение семьи);
Б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
В) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей. Помощь родителей в учебно-воспитательной работе.
Г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Таким образом, реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и т.д.) и корректировка семейного воспитания (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие коррекцию личности родителей.
В практической работе с родителями учащихся я использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации;
- посещение на дому;
- семейные вечера.
Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или легким и радостным? Поддержат его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом, или заставят выживать, изворачиваться, страдать? Во многом это зависит от классного руководителя, от того насколько он широко владеет информацией об особенностях младшего школьного возраста и использует эту информацию в воспитательной работе с классом.
Как организовать деятельность классного коллектива? К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.
Я составила свою систему воспитательной работы. За основу я взяла три приоритетных направления:
- направление «Здоровье»;
- направление «Общение»;
- направление «Гражданин».
Приоритетные направления воспитательной работы
Направление I. «Здоровье»
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья подрастающего поколения:
- Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.
- Помочь ребенку осознать себя как часть природы.
- Воспитание понимания ответственности перед обществом за сохранение своего здоровья.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Здоровья»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
- Сформировать понятие о здоровом образе жизни, который включает в себя физическое совершенство, психическое здоровье, социальную безопасность, основы экономических знаний, правила гигиены и др.
- Обучение родителей сохранению здоровья детей, организации жизни школьника.
Основные моменты деятельности классного руководителя.
1. Сотрудничество с медицинским работником школы, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с родителями в рамках обозначенной проблемы.
3. Сотрудничество с нешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую работу с учащимися и их родителями.
4. Организация школьной жизни детей:
Режим учебных занятий, интенсивность учебной нагрузки, эмоциональный климат в классе.
Приоритетные понятия направления «здоровья» в работе с классным коллективом.
- психическое и физическое здоровье;
- традиции и обычаи семьи по сохранению здоровья;
- гигиена и ее значение в жизни человека;
- культура сохранения собственного здоровья;
- ответственность за здоровье других людей;
- гармония души и тела, режим дня и здоровье;
- воля и ее значение в сохранении здоровья;
- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Направление II «Общение»
Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в стране, тенденции к распространению жаргона и противоречия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения - все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей.
Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности. Способность к общению включает в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»)
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»)
- умение организовать общение («Я умею»)
Целью деятельности классного руководителя является обучение детей умению общаться, взаимодействовать друг с другом, воспитывать терпимость по отношению к людям, помочь адаптироваться детям не только к жизни в школе, но и за ее пределами.
Задачи деятельности классного руководителя в направлении «Общение».
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений, с принципами уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
4. Обучать пониманию того, что требуется уважать различия между людьми, что различия выступают как дополняющие друг друга элементы.
5. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении, разделения труда при выполнении заданий.
6. Приобщить к культуре мира.
7. Формировать культуру толерантных отношений.
Основные моменты деятельности классного руководителя
в направлении «Общение»:
- Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.
- На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы.
- Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.
- Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.
- Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умений общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.
- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.
- Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом детском коллективе.
- Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.
Основные понятия направления «Общение».
Эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие, сопереживание, умение управлять собой, лидерство, изолированность, одиночество, детский госпитализм.
Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»:
- социометрия;
- интерактивные игры, тематические классные часы;
- тренинг общения детей и родителей;
- самопрезентации и самопредставление;
- праздники, конкурсы, ролевые игры.
Направление III « Гражданин»
Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависит от гражданских качеств подрастающего поколения.
На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. Включает:
- знания о государстве
- демократии
- правах человека и ребенка
- об основных нормах морали
- культуре общения.
Цель гражданского образования - создание условий для первичной социализации личности, для вхождения ребенка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и себе в нем.
Воспитание направлено на нравственное развитие младших школьников, формирование их духовной сферы и правовой культуры. Оно создает условия для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей, для приобретения ребенком опыта самопознания, для формирования навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, для освоения правил культуры поведения в обществе.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.
- Просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций, обществ.
- Предоставление учащимся право выбора формы участия в досуговой деятельности.
- Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.
- Предоставление родителям учащихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся.
- Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни школы.
Формы работы классного руководителя с классным коллективом:
- празднование памятных дат в жизни учащихся.
- празднование памятных дат календаря.
- посещение театров, музеев, выставок.
- театрализованные представления.
- фестивали, презентации.
- литературные балы, конкурсы талантов, марафоны.
- дискотеки, танцевальные вечера.
Целью деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин» является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи классного руководителя в направлении «Гражданин»:
- Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
- Формирование гуманистического мировоззрения, способности к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин»:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления «Гражданин»: право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.
Возрастные особенности детей диктуют обращение к эмоциональной сфере детей.
Человек защищает только то, что любит: мать, свою семью, одноклассников, родной город, национальную культуру.
Воспоминания детства зачастую определяют мировоззрение и жизненный путь человека. Поэтому воспитание любви ко всему окружающему нужно начинать как можно раньше.
В соответствии с этим в гражданском воспитании выделено несколько направлений:
1. «Пусть всегда будет мама» - воспитание любви к родителям, семейное воспитание как часть патриотического воспитания.
- «Моя семья. Фотографии в семейном альбоме». Час общения.
- «Труд моих родителей» - оформление фотоальбома.
- Семейные праздники: «Поле красно стогами, а изба пирогами», «Вся семья вместе так и душа на месте». «На что клад, если в семье лад».
- «Моя мадонна, кто она?» - дискуссия.
- Путешествие по морю профессий («Профессии моих родителей»).
2. «С чего начинается Родина?» - воспитание любви в дому, к родному селу, односельчанам, изучение истории.
- «Край, в котором мы живем» - конкурс.
- «С чего начинается Родина?» -классный час.
- «Уважай старость» - беседа.
3. «Природа шепчет мне с любовью свои заветные слова» - воспитание любви к родной природе, экологическое воспитание в ходе экскурсий, на уроках и внеклассных мероприятиях.
- «Земля - мой родной дом» - классный час.
4. «Школьные годы чудесные» - воспитание любви к родной школе, к учителю, к товарищам.
- «Мое имя»
- «Дружим с добрыми словами»
- «В дружбе - сила»
- «Презентация класса»
- «Звездный час»
- «Алло, мы ищем таланты» - конкурс.
5. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» - воспитание интереса к истории России.
- «Откуда есть земля русская»
- «Они защищали Родину»
6. «Там русский дух, там Русью пахнет» - знакомство с фольклором, обрядами, народными промыслами.
- «Посеешь привычку - пожнешь характер» - диспут.
7. «Гражданином быть обязан» - воспитание гражданского самосознания.
- «Урок гражданина» - беседа.
- «Школьные правила, надо ли их выполнять?» - классный час.
- «Конституция страны - основной закон»
- «Самостоятельность, как проявление взросления».
- «Правила дорожные знать каждому положено».
- «Поговорим об этикете» - классный час.
Реализация намеченных мероприятий по программе повысит уровень развития нравственных представлений учащихся, окажет положительное влияние на личностное развитие школьников (повышается их позитивная активность, развивается их эмоциональная сфера, повышается стремление к сотрудничеству, взаимодействию, взаимопомощи), на их продвижение в первичной социализации.
При этом сохраняется индивидуальность ребенка, физическое и психическое здоровье, формируется умение взаимодействия с окружающими.
Самореализация, Склонность,
Уверенность, способность
Саморазвитие
Ученик,
Патриотизм, Выпускник, хобби,
Коллективизм, Личность интерес
Спортивный дух
Ответственные дела, друзья, общий
Защита класса, подруги интерес Школы, улуса
конкурсы,
олимпиады,
соревнования
Танцы футбол
Музыка все предметы баскетбол
ЦИТ гандбол
легкая атлетика
плавание
лыжи
В 2009 году я выпустила 11 «б» класс в МОУ «СОШ №1» г. Пикалево, в котором из 25 человек 3 окончили школу с серебряной медалью, многие на «4» и «5». После школы все нашли себе применение в обществе: поступили в высшие и средние технические и медицинские учебные заведения. И в этом есть и моя заслуга, но не только как учителя – предметника, но и как классного руководителя.
Как же я строю свою воспитательную работу, исходя из целей и задач дня сегодняшнего?
Взяв в 2009 году 5 класс, свою работу в качестве классного руководителя начала с изучения характера детей (воспитанности и способностей), изучения семьи, её уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности. Для того чтобы лучше узнать учеников в классе, составить объективное мнение о каждом из них, использовала анкетирование учащихся и их родителей, проводилась беседа с учителями начальной школы, изучались исследования школьного психолога. После получения и обработки результатов диагностики, учитывая пожелания детей и родителей, была составлена программа воспитательной работы с коллективом детей. В отношениях с детьми соблюдаю следующие правила:
Проявление уважения к личности ребёнка.
Принятие его личных целей, запросов, интересов.
Проявление понимания и уважения к каждому моменту в жизни ребёнка
Предоставление ребёнку возможности задавать вопросы и получать ответы
-
Ориентир на потенциально возможные успехи ребёнка. Необходимо ставить его в положение, наиболее приемлемое и комфортное для него, следить за его успехами и всегда поощрять их, поддерживать.
I этап – 5 класс. Самореализация. На этом этапе происходит изучение детей, их диагностирование. Формирование классного коллектива как единого целого. По моему мнению, класс может являться эффективным средством воспитания личности только в том случае, когда в нём создан хороший коллектив. Большое внимание уделяю проведению внеклассных мероприятий, так как они учат общению в коллективе, позволяют лучше узнать детей, раскрыть их творческие способности, увлечь каким-либо полезным занятием. В течение года было проведено немало интересных и полезных дел: поездка в Новгород, лыжный поход в зимний лес, совместное катание на коньках, детскую библиотеку, на тематические классные часы в ЦИТ. Запоминающимися событиями были классные вечера: «Посвящение в пятиклассники», «Звездный час», вечера, посвящённые различным датам и т.д. Учитывая, что ребята очень активны и посещают различные спортивные секции, много внимания уделялось и спортивным мероприятиям, как в классе, так и внутри школы: осенний кросс, День здоровья, товарищеские матчи по баскетболу, лыжные соревнования; соревнования по плаванию и мини-футболу, где ребята заняли призовые места в области и районе среди 5-х классов, и многое другое. Результат сплочённости коллектива состоял в том, что в конце учебного по результатам игры-соревнования между 5-8 классами класс был признан одним из лучших классных коллективов.
II этап – 6 класс. Самоорганизация. Создание в классе коллектива единомышленников, включая детей, педагогов и родителей. Учитывая в своей работе мысль В.А. Сухомлинского о том, что «детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, о чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них свои критерии красоты», свою работу с родителями строю согласно следующим законам:
Быть всегда образцом Человека для детей;
Быть для детей старшим другом;
Верить в ребёнка, проявлять терпение;
Искать и развивать индивидуальные богатства души каждого ребёнка;
Бороться за доброе отношение к ребёнку всех окружающих его взрослых.
Я убеждена, что родители могут стать хорошими помощниками в работе классного руководителя, поэтому приобщаю родителей к воспитательному процессу в классе на основе деятельностного сотрудничества всех субъектов воспитательного процесса и учёта самоценности каждой семьи. Для этого использую в работе с родителями разнообразные формы.
Традиционная форма взаимодействия с родителями – родительское собрание. На каждом из них стараюсь отметить различные достижения детей (в учёбе, труде, организаторской деятельности). Но наиболее эффективным видом, на мой взгляд, является обязательное проведение просветительской работы с родителями: знакомство с особенностями детей определённого возраста, обучающие занятия по психологии общения, различные беседы. В этом мне помогает социальный педагог школы Никифорова О.Ф. и сами родители. Родительский комитет также является мне помощником. При непосредственном участии комитета проводятся беседы с родителями и учениками, у которых возникают проблемы с учёбой. В работе с родителями использую также нетрадиционные мероприятия, к проведению которых привлекаю и детей. Так был проведён совместный новогодний вечер, в котором приняли участие команды родителей и детей
Благодаря помощи родительского комитета была организована поездка в г. Санкт-Петербург.
Информационная справка о классе
Общие сведения о классе и история его формирования
6б класс – общеобразовательный класс школы. Обучается в нем 28 человек, из них 15 девочек и 13 мальчиков. Постоянный состав начал формироваться еще с первого класса данной школы.
Социальный паспорт класса
Дети в классе в основном из благополучных семей, поэтому очень ценят семейные традиции.
Из 28 учащихся - 13 человек из неполных семей. 2 человека из многодетных семей. В 13 семьях родители имеют высшее образование, в 13 – среднее специальное и только в 2 – среднее.
Хорошие взаимоотношения сложились с родителями, большинство из которых интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета. Родители одобряют выбранное направление работы, ценностные приоритеты данной воспитательной системы.
Характеристика успеваемости
Из 28 учащихся класса 5 человек учатся на «отлично» (по результатам окончания 5 класса), 8 человек на «4» и «5», причем двое из них имеют «4» только по одному предмету (это наш «золотой резерв»), четыре человека в классе имеют оценку «3» по одному-двум предметам. Неуспевающие в классе отсутствуют. Есть огромный потенциал, тем более что все ребята стремятся к хорошим и отличным знаниям. Кроме того, мы видим, что есть группа детей, которые требуют дополнительного внимания (поддержки) классного руководителя, родителей и учителей-предметников. Возможности учащихся реализованы не полностью, в этом направлении необходимо работать.
Уровень воспитанности учащихся
Учащиеся класса показывают высокий и хороший уровни воспитанности. Особенно ярко проявляют ребята такие качества, как открытость, доброжелательность, щедрость.
В целом по школе показатель уровня воспитанности учащихся один из самых высоких, но нужно развивать в детях любознательность и прилежание.
Уровень сплоченности и развития классного коллектива
Для определения эталонности общности в восприятии членов классного коллектива, определения его развития в начале учебного года была использована методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива», разработанная профессором Р.С.Немовым. По результатам диагностики можно констатировать высокий, но недостаточный уровень сплоченности детского коллектива.
Для изучения уровня самоуправления в классе использовалась методика профессора М.И.Рожкова. По итогам диагностики выявлено, что 100% учащихся включены в самоуправленческую деятельность коллектива, 45% - в управленческую деятельность школьного коллектива. Уровень самоуправления в классе высокий.
В классе действуют органы самоуправления, ребята со всей ответственностью относятся к своим "должностям».
Яркого лидера в классе нет. Совершенно равнодушных к делам класса и школы тоже нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказать помощь товарищу. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие.
Учащиеся любят проводить вместе время и в школе, и вне ее, стремятся к общению (мальчики и девочки дружат между собой).
Характеристика занятости учащихся во внеурочное время
100% ребят заняты в сфере дополнительного образования.
Уровень физического развития и здоровья детей
Из 28 учащихся в результате ежегодного медицинского осмотра выявлено 18 здоровых детей, 3 человека – с нарушением осанки, 5 человек – с нарушением зрения, 1 человек – с ВСД, 2 человека – с плоскостопием.
Моя будущая работа с классом будет проходить по следующим этапам:
III этап – 7 класс. Самоопределение, т.е. формирование интеллектуальной инициативы. Включение личности и коллектива в социально-значимую деятельность по интересам и освоение личностью других областей приложения творческих способностей.
IV этап – 8 класс. Самореабилитация. Задачи этого этапа - Использование интегрированного курса по нескольким направлениям: общая культура, здоровье, решение социальных проблем с участием учащихся. Коррекция межличностных отношений.
V этап - 9 класс. Самоутверждение. Работа по индивидуальным образовательным траекториям и программам саморазвития. Профильное самоопределение и планирование работы по его осуществлению. Организация практической деятельности.
VI этап - 10 класс. Самоанализ и саморегуляция. Расширение зоны саморазвития через практическую деятельность. Использование Интернет, расширение сферы общения и деятельности.
VII этап - 11 класс. Самоусовершенствование. Подготовка к социализации, планирование жизнедеятельности после окончания школы. Поиск возможных вариантов места работы и заключение договоров. Использование Интернет, расширение сферы общения и деятельности. Знакомство с учебными заведениями, производственными объектами.
Ожидаемый результат
Модель выпускника XXI века
Свободная, творческая, социально ориентированная личность, способная к саморазвитию и самореализации.
ЗОЖ
Здоровье
Лидер-организатор, гуманизм
рациональная самооценка
деятельность
Выпускник
интеллект или культура
образование, лидер общения,
трудолюбие XXI века коммуникативность
рациональная честность,
организация труда, оптимизм
творчество,
самореализация
В рамках проводимой мной воспитательной работы большое внимание уделяю психологическому комфорту детей на уроках. Я всегда нахожусь в контакте с учителями-предметниками, стараюсь в какой-то мере координировать их работу в моём классе. В случае неуспеваемости ученика по какому-либо предмету оказываю ему поддержку и помогаю разобраться в её причинах, а также воспитываю в ребёнке чувство ответственности перед собой, за неудачи – в первую очередь.
Мои отношения с классом можно назвать дружелюбными, а стиль общения – демократичным. Чтобы «держать руку на пульсе времени» интересуюсь современными подходами к воспитанию, знакомлюсь с методической литературой, а во взаимоотношениях с детьми углубляю следующие близкие мне педагогические технологии: «Создание ситуации успеха» и «Педагогическая поддержка ребёнка».
Что же удалось сделать мне как классному руководителю нынешнего 6 «б» класса в течение двух лет?
Вот основные результаты моей работы:
Определённых успехов удалось достичь в деле сплочения коллектива: ребята проявляют заботу друг о друге, поддерживают дружеские отношения, самостоятельно организуют проведение различных мероприятий.
Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям.
Увеличился уровень познавательной активности: ребята, участвуют в различных творческих конкурсах, возросло количество участников школьных олимпиад, улучшилась успеваемость (за прошлый триместр при 100% успеваемости качество составило 57%)
Возрос уровень самостоятельности: дети планируют КПД, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, несут ответственность за успеваемость и поведение, говорят родителям о своих учебных неудачах, серьёзно относятся к своим обязанностям в классе, анализируют свою работу, поступки.
«Педагог есть организатор
детской жизни»
Л.С.Выготский
доверие добровольность
Гуманистический индивидуальные
принцип способности
Методы воспит.
работы:
парная, групповая, взаимопонимание
коллективная
игровая Педагог -
Принцип
диспуты, конфе- учитель, интеграции и
ренции, конкурсы советчик, дифференциации
Развитие интеллекта сотрудник
Интеграция познавательной сотрудничество
деятельности в урочной и
внеклассной работе инициатива
принцип
эвристической среды
творчество достижение цели
РЕЗУЛЬТАТ
Свободная, творчески развитая, социально-ориентированная личность, способная к саморазвитию и самореализации.
Здоровье познавательная
деятельность
культура личности, знание
жизненные и нравств.позиции и умение
Управление системой
Воспитательное пространство города
Воспитательные центры школы:
библиотека, мастерские, кабинет информатики, кружки, спорт. секции
Родительский комитет
Классное
сообщество
Классное сообщество
КТД
Воспитывающие ситуации
Общешкольное и классное самоуправление
Коллективные и индивидуальные поручения
Личность классного руководителя
|
|
|